Бабата (также известная как Бабата) была еврейской женщиной, которая жила в городе Маноза (на юго-востоке страны). оконечность Мертвого моря в Иордании ) в начале II века нашей эры. В 1960 году археолог Игаэль Ядин обнаружила кожаный мешочек с ее личными документами в месте, известном как Пещера писем, недалеко от мертвых. Море. Найденные документы включают такие юридические контракты, касающиеся брака (ketubba ), передачи собственности и опекунства. Эти документы, начиная с 96 по 134 год н.э., отображают яркую картину жизни еврейской женщины из высшего среднего класса того времени. Они также служат примером римской бюрократии и правовой системы, при которых она жила.
Бабата родился примерно в 104 г. н.э. в Маозе. Скорее всего, единственный ребенок или старшая дочь, она унаследовала фруктовый сад отца финиковой пальмы после смерти родителей. К 124 году н. Э. Она была замужем и овдовела, у нее родился сын Иисус. В 125 г. н.э. она вышла замуж за Иуду, владельца трех финиковых пальмовых садов в Эйн-Геди, у которого была еще одна жена и дочь-подросток. Неясно, жил ли Бабата в том же доме, что и первая жена, или Иуда путешествовал между двумя отдельными семьями, поскольку многоженство было обычным явлением и предписывалось законом в еврейской общине.
документы, касающиеся этого брака, дают представление о ее статусе в отношениях. В их брачном контракте долги Иуды становятся частью ее обязательств, что указывает на финансовое равенство. В 128 г. н.э. юридический документ показывает, что Иуда взяла ссуду без процентов у Бабаты, показывая, что она контролировала свои собственные деньги, несмотря на союз. После смерти Иуды в 130 г. н. Э. Она захватила его владения в Эйн-Геди в качестве гарантии от его долгов, которые она покрыла, как указано в брачном контракте.
Другой важный документ касается опеки сына Бабаты. В 125 году н. Э. Бабата подала в суд иск против назначенных опекунов ее сына-сироты, сославшись на недостаточное выделение ими средств. Документ содержит ходатайство Бабаты о передаче ей полной ответственности по опеке над ее сыном и его имуществом.
Последние документы, обнаруженные в сумке, касаются вызова в Эйн-Геди Суд, поскольку первая жена Иуды, Мириам, возбудила спор против Бабаты относительно собственности их покойного мужа. Таким образом, предполагается, что Бабата была рядом с Эйн-Геди в 132 г. н.э., что поставило ее в самый разгар восстания Бар-Кохбы. Вполне вероятно, что Бабата бежал вместе с Мириам и ее семьей от неминуемого насилия восстания. Поскольку документы так и не были извлечены, и поскольку поблизости было найдено двадцать останков скелетов, историки предположили, что Бабата погиб, укрываясь в пещере.