Баба Яга

редактировать
Мифологический персонаж, фантастический персонаж, ведьма Баба Яга в изображении Ивана Билибина, 1900

В славянском фольклоре, Баба Яга (русский : Баба-Яга, романизированный : Баба Яга) есть сверхъестественное существо (или трио сестер с таким же именем), которое появляется как деформированная или свирепая на вид старуха. В славянской культуре Баба Яга жила в хижине, которую обычно описывают как стоящую на куриных ножках.

Баба Яга может помогать или мешать тем, кто встречает ее или ищет ее. Она может играть материнскую роль и ассоциируется с лесными животными. Согласно морфологии сказки Владимира Проппа, Баба Яга обычно фигурирует либо как донор, злодей, либо может быть совсем двусмысленным. Ее изображения сильно различаются в разных сказках, начиная от монстра, поедающего детей, и заканчивая помощью главному герою в поисках пропавшей невесты.

Андреас Джонс определяет Бабу Ягу как «одну из самых запоминающихся и отличительных фигур в восточноевропейском фольклоре» и отмечает, что она «загадочна» и часто проявляет «поразительную двусмысленность». Джонс описывает Бабу-Ягу как «многогранную фигуру, способную вдохновить исследователей увидеть ее как Облака, Луны, Смерти, Зимы, Змеи, Птицы, Пеликана или Богини Земли, тотемной матриархальной прародительницы, женщины-инициатора, фаллической матери или архетипа. image ".

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Свидетельства
    • 2.1 Сказки
    • 2.2 Лубки
  • 3 Связанные цифры и аналоги
  • 4 Современное влияние
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Этимология

Варианты имени Баба Яга встречаются в языках восточнославянских народов. Первый элемент, baba, прозрачно представляет собой слово лепет. В древнерусском баба может означать «повитуха», «колдунья» или «гадалка». В современном русском языке от него происходит слово бабушка или бабушка (что означает «бабушка»), как и слово babcia (также «бабушка») в польском. На сербохорватском баба означает «бабушка». В современном, неофициальном польском и русском языке баба является уничижительным синонимом слова «женщина» (особенно старая, грязная или глупая женщина). Баба также может иметь уничижительный оттенок в современном русском языке, как для женщин, так и для «немужского, робкого или бесхарактерного мужчины». Подобно другим терминам родства в славянских языках, баба может использоваться вне родства, возможно, в результате табу. Например, во множестве славянских языков и диалектов слово баба может применяться к различным животным, природным явлениям и объектам, таким как виды грибов, пирожное или груша. Эта функция распространяется на различные географические объекты. В Полесье области Украины множественное число младенец может относиться к осеннему поминанию.

Эти ассоциации привели к появлению множества теорий о фигуре Бабы Яги., хотя присутствие элемента баба могло быть просто принято как его основное значение «бабушка» или «старуха». Этот элемент может использоваться как средство приглушения второго элемента, iaga, знакомым компонентом. Кроме того, баба, возможно, также использовалась как средство отличия Бабы Яги от мужского аналога.

Хотя для второго элемента имени, Яга, было предложено множество этимологий, оно остается гораздо более этимологически проблематичным. и никакого четкого консенсуса среди ученых не получилось. Например, в XIX веке Александр Афанасьев предложил происхождение от праславянских * ož и санскритских ахи («змей, змея»). Эта этимология впоследствии была исследована другими учеными в 20 веке.

Термины, связанные со вторым элементом имени, Яга, встречаются в различных славянских языках; Сербохорватский jeza («ужас», «дрожь», «холодок»), словенский jeza («гнев»), древнечешский jězě («ведьма», «легендарная злая женщина бытие »), современные чешские jezinka (« злая лесная нимфа »,« дриада ») и польские jędza (« ведьма »,« злая женщина »,« ярость »). Термин появляется в старославянском как jęza / jędza (что означает «болезнь», «болезнь»). В других индоевропейских языках элемент iaga был связан с литовским engti («злоупотреблять (постоянно)», «умалять», «эксплуатировать»), Древнеанглийский inca («сомнение», «беспокойство», «боль») и древнеанглийский ekki («боль», «беспокойство»).

Свидетельства
Героиня Василиса у хижины Бабы Яги, изображенная Иваном Билибиным (1899)

Сказки

Баба Яга появилась в сотнях, если не тысячах народных сказок в России, Украине, и Беларусь до восемнадцатого века. Первое явное упоминание Бабы Яги (Яга баба) относится к 1755 году; М. В. Ломоносов Российская грамматика. В грамматике Ломоносова Баба Яга упоминается дважды среди других фигур, в основном из славянской традиции. Второе из двух упоминаний встречается в списке славянских богов и существ рядом с их предполагаемой эквивалентностью в римской мифологии (например, славянский бог Перун, кажется приравненным к римскому богу Юпитер ). Баба Яга, однако, появляется в третьем разделе без эквивалента, что свидетельствует о восприятии ее уникальности даже в этом первом известном свидетельстве.

В повествованиях, в которых появляется Баба Яга, она демонстрирует множество типичных атрибутов: поворотная хижина на куриных ножках; ступка, пестик, швабра или метла. Баба Яга часто носит эпитет «костлявая нога» (Баба Яга костяная нога), и, оказавшись внутри своего жилища, ее можно найти растянутой над печью, тянущейся от одного угла хижины до другого. Баба Яга может почувствовать и упомянуть «русский запах» (русским духом) тех, кто ее посещает. Ее нос может вонзиться в потолок. Некоторые рассказчики могут уделять особое внимание отвратительности ее носа, груди, ягодиц или влагалища.

Во многих сказках есть три Баба Яги, которые часто изображаются как сестры. Например, в версии «Девы-царя», собранной в XIX веке Александром Афанасьевым, Иван, красивый купеческий сын, пробирается в дом одной из трех баба-яг:

Он пошел вперед, прямо… и наконец дошел до маленькой хижины; он стоял в чистом поле, крутя куриные ножки. Он вошел и нашел Бабу Ягу Костоногую. «Фи, тьфу, - сказала она, - о русском запахе здесь никогда не слышали и не видели, но он пришел сам по себе. Ты здесь по доброй воле или по принуждению, моя добрая юность?» «В основном по собственной воле, а в два раза по принуждению! Знаешь, Баба Яга, где находится трижды десятое царство?» «Нет, не знаю», - сказала она и велела ему пойти к ее второй сестре; она могла знать.

Иван Бильбин, Баба Яга, иллюстрация 1911 г. из «Сказания о трех царских дивах и об Ивашке, сыне священника» (А.С. Рославлев)

Иван идет некоторое время, прежде чем встретить небольшая хижина, идентичная первой. Эта Баба Яга делает те же комментарии и задает тот же вопрос, что и первая, и Иван задает тот же вопрос. Эта вторая Баба-Яга тоже не знает и направляет его к третьему, но говорит, что если она рассердится на него «и захочет сожрать тебя, возьми у нее три рога и попроси ее разрешения дуть в них; первый тихонько дуй, второй громче, а третий еще громче ». Иван благодарит ее и продолжает свое путешествие.

Пройдя некоторое время, Иван в конце концов находит хижину младшей из трех сестер, свернувшуюся в открытом поле. Эта третья и самая молодая из баба-яг делает то же самое о «русском запахе», прежде чем броситься точить зубы и съесть Ивана. Иван умоляет дать ему три рога, и она это делает. Первый он дует тихо, второй громче, а третий еще громче. Это заставляет птиц всех видов прилетать и роиться в хижине. Одна из птиц - жар-птица, которая приказывает ему запрыгнуть на спину, иначе Баба Яга его съест. Он это делает, и Баба Яга бросается на него и хватает жар-птицу за хвост. Жар-птица уходит вместе с Иваном, оставляя позади Бабу-Ягу с кулаком, полным перьев жар-птицы.

В сборнике сказок Афанасьева Баба Яга также фигурирует в «Волшебных гусях-лебедях », «Баба» Яга и Заморышек »,« По велению князя Даниила »,« Василиса Прекрасная »,« Марья Морьевна »,« Царства меди, серебра и золота »,« Морской царь и Василиса Премудрая. », и« Безногий рыцарь и слепой рыцарь »(английские названия из перевода Магнуса). В некоторых из этих сказок Баба Яга умрет, чтобы воскреснуть в другой форме.

Лубки

Лубок, изображающий Бабу Ягу и лысого человека с волынкой

Баба Яга появляется на множестве лубки, гравюры на дереве, популярные в России в конце XVII - начале XVIII веков. В некоторых случаях Баба Яга появляется верхом на свинье, идущей на битву с рептильным существом, описываемым как «крокодил». Некоторые ученые интерпретируют эту сцену как политическую пародию. Петр Великий преследовал старообрядцев, которые, в свою очередь, называли его «крокодилом». В некоторых случаях на лубках изображен корабль под крокодилом, и Баба Яга появляется в том, что некоторые ученые называют финской одеждой, и Екатерина I, жена Петра Великого, иногда насмешливо упоминалась в виде слова. относится к финским женщинам (русская чухонка).

Другой лубок изображает Бабу Ягу, танцующую с волынкой лысым, играющим на волынке. В свою очередь, некоторые ученые определили это как более веселое изображение семейной жизни Петра Великого и Екатерины I. С другой стороны, некоторые ученые интерпретировали эти мотивы лубков как отражение концепции Бабы Яги как шамана, согласно которой "крокодил" "будет представлять монстра, который борется с ведьмами. Таким образом, гравюра была бы чем-то вроде «культурного смешения», который «демонстрирует интерес к шаманизму того времени». В то время, когда появились лубки, финские народы все еще практиковали форму шаманизма.

. По словам ученого Андреаса Джонса, «ни одна из этих двух интерпретаций не меняет существенно образ Бабы-Яги, знакомый по Сказки. Либо ее можно рассматривать как буквальную злую ведьму, к которой относятся несколько юмористически на этих гравюрах, либо как образную «ведьму», непопулярную иностранную императрицу. Как буквальное, так и образное понимание Бабы Яги задокументировано в девятнадцатом веке и, вероятно, было

Родственные фигуры и аналоги

Ежибаба, фигура, тесно связанная с Бабой Ягой, встречается в фольклоре западнославянских народов. Название Ježibaba и его варианты напрямую связаны с именем Бабы Яги. Эти две фигуры могут происходить от общей фигуры еще в средневековый период, если не позже, и обе фигуры временами одинаково неоднозначны. Они отличаются друг от друга по своей встречаемости в разных типах сказок и по деталям их появления. Возникают вопросы относительно ограниченного славянского ареала - восточнославянских народов, Словакии и чешских земель, - в которых записаны упоминания о Ежибабе. Другая связанная фигура появляется в польском фольклоре под именем Едза.

Ученые определили множество существ в фольклоре, которые в разной степени имеют сходство с Бабой Ягой. Это сходство может быть связано либо с прямым родством, либо с культурным контактом между восточными славянами и другими окружающими народами. В Восточной Европе эти цифры включают болгарский (Горска майка ',' Мать леса ', также название цветка ); венгерский vasorrú bába («Акушерка с железным носом»), серб, («Железный зуб»), Баба Рога (пугала детей в Боснии, Хорватии, Черногория и Сербия ), («Мать леса») и бабице; и словенские jaga baba или ježibaba, Pehta или Pehtra baba и kvatrna baba или kvatrnica. В румынском фольклоре сходство было обнаружено в нескольких фигурах, в том числе в Mama padurii («Мать леса»). В соседней германской Европе наблюдается сходство между альпийскими Perchta и Holda или Holle в фольклоре Центральной и Северной Германии и Швейцарии.

Некоторые ученые предположили, что концепция Бабы-Яги возникла под влиянием контактов восточнославянских народов с финно-угорскими и сибирскими народами. Карельский Syöjätär имеет некоторые аспекты Бабы-Яги, но только отрицательные, в то время как в других карельских сказках полезные роли, подобные тем из Бабы-Яги, может исполнять персонаж по имени акка (карельский означает «старуха»).

Влияние современности
  • В 1899 году иллюстратор Иван Билибин изобразил Бабу Ягу в своих иллюстрациях к сборнику русских сказок «Василиса Прекрасная ». в Александра Афанасьева Народные русские сказки.
  • Ассистент Бабы Яги, написанные Марикой МакКулой; иллюстрировано Эмили Кэрролл.
  • В романе Таисии Китайской «Спросите Бабу Ягу: Потусторонний совет для повседневных проблем» персонаж Бабы Яги дает советы для современной жизни.
  • Баба Яга появляется как персонаж. в книге Кэтрин Марш «Дверь у лестницы»; проиллюстрировано Келли Мерфи.
  • В 1968 году Баба Яга появляется в российском фильме «Джек Фрост», где она замышляет план убийства Насти, чтобы отомстить Иванушке, любовному интересу Насти, за то, что она обманула ее. Она также посылает гномов атаковать их ближе к концу фильма, что тоже идет не по плану.
  • В «Доме с куриными ножками» Софи Андерсон бабушка главного героя - Яга.
  • Под именем «Бабс Ягг» она появляется в фильме «Васса в ночи» Сары Портер.
  • Баба Яга появляется в телесериале «Монстры недели».
  • Она появляется как второстепенный персонаж в «Зиме ведьмы» Кэтрин Арден, третьей книге трилогии «Зимняя ночь», в которой представлены многие персонажи из русского фольклора.
  • Во вселенной Marvel появилось три разных версии Бабы Яги: первая в Капитан Британия # 11 (1985), второй в Uncanny X-Men # 231 (1988) и третий в Herc # 10 (2012).
  • Баба Яга - повторяющийся персонаж в комиксе серия Хеллбой. Она появляется в 2019 году Хеллбой, которую играет Трой Джеймс и озвучивает Эмма Тейт.
  • Баба Яга появляется в 33-м выпуске серии комиксов Бог мертв.
  • Баба Яга - повторяющийся персонаж в серии комиксов Басни.
  • Баба Яга появляется как второстепенный персонаж в нескольких книгах Патрисии Бриггс о Мерси Томпсон. В своей последней книге, «Проклятие бури», Баба Яга помогает Мерси и ее мужу Адаму Хауптману, упоминая при этом, что Адам пахнет красивым русским мужчиной. 1999), Баба Яга - антагонист в путешествующей во времени истории в стиле Спящей красавицы.
  • Баба Яга появляется второстепенным персонажем в мультфильме 1999 года Барток Великолепный.
  • Появляется Баба Яга в Lost Girl (сезон 2), Episode 4.
  • В мультсериале Скуби Ду! Mystery Incorporated, Баба Яга и ее дом привезены в Кристальную бухту некоторыми из главных антагонистов, которые считают, что в доме есть часть диска планетосферы. Она также появляется в хеллоуинском спецвыпуске Будь круче, Скуби-Ду! как злодейка эпизода.
  • В фильме 2014 года Джон Уик упоминается титульный персонаж. как "Баба Яга", и это то, кого вы отправляете убить Бугимэна.
  • В сериале Mattel Ever After High Баба Яга - учитель в школе и появляется во многих эпизодах. Было показано, что она очень полезна, например, когда она помогает диагностировать радикально изменившееся поведение Снежного Короля в Ever After High: Epic Winter, но также причиняет немало неприятностей, когда никто не смотрит.
  • В видеоигра 2015 года Rise of the Tomb Raider, есть DLC (загружаемый контент), посвященный Бабе Яге, под названием Баба Яга: Храм ведьмы. Действие игры происходит в глубинах сибирской дикой местности.
  • В видеоигре 2015 года Ведьмак 3: Дикая Охота представлены 3 кроны, вдохновленные Бабой Ягой.
  • В 2016, Дом Малышки Яги был выпущен в RuneScape как домашнее животное. Питомец напоминает хижину на куриных ножках, что вместе с названием является отсылкой к Бабе Яге.
  • В фильме 2018 года Человек-муравей и Оса, Призрак, один из антагонистов истории имеет способность проходить сквозь стены. Это пугает славянского персонажа в фильме, чтобы он предположил, что она Баба Яга.
  • В 2018 году «Дом Бабы Яги». был гонораром арт-проекта в ежегодный фестиваль Burning Man в пустыне Блэк-Рок. Скульптура с куриными ножками высотой 22 фута теперь постоянно находится в здании Fly Ranch Project в Герлахе, штат Невада.
  • Баба Яга - персонаж романа Грегори Магуайра «Яйцо и ложка»
  • Баба Яга - персонаж телешоу Волшебники в 5 сезоне
  • С 2020 года Баба Яга фигурирует в качестве игрового персонажа в MOBA Smite, созданной Hi-Rez Studios.
  • Баба Яга является главным антагонистом Сверхъестественное 15 сезон серия «Drag Me Away (From You)». Баба Яга изображена как бессмертная ведьма, охотящаяся на детей. Ее убивает главный герой Дин Винчестер, разбив ее кольцо.
См. Также
Заметки
Ссылки
  • Мерфи, Кэтлин (2018). "БАБА ЯГА, ИНТЕРСЕКС ВЕДЬМА". Литературный журнал Пенсильвании (2151-3066). 10 (2): 210–214.
  • Руди, Джилл Терри; Макдональд, Яром Лайл (2016). «Баба Яга, монстры недели и создание чудес и семей в поп-культуре через чудовищность». Гуманитарные науки. 5 (2): 40, 17п. doi : 10.3390 / h5020040.
  • Армкнехт, Меган; Руди, Джилл Терри; Форрестер, Сибелан (2017). «Определение впечатлений от Бабы Яги: навигация по использованию привязанности и чудес на советском и американском телевидении». Чудеса и сказки. 31 (1): 62–79, 18. doi : 10.13110 / marvelstales.31.1.0062. S2CID 55374676.
  • Сибелан, Форрестер; Зайпс, Джек; Скоро, Мартин (2013). Баба Яга: Дикая ведьма Востока в русских сказках. Университетское издательство Миссисипи. п. 257. ISBN 9781621039433.
Внешние ссылки
  • СМИ, связанные с Бабой Ягой на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-05-11 04:45:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте