Гелобет сейст дю, Иисус Христос | |
---|---|
BWV 91 | |
от И. С. Баха | |
Мартин Лютер, автор гимна, в 1533 году Лукас Кранах Старший | |
Хорал | « Gelobet seist его, Jesu Христос » от Мартина Лютера |
Выполненный | 25 декабря 1724 года: Лейпциг ( 1724-12-25) |
Движения | 6 |
Вокал | САТБ хор и соло |
Инструментальная |
|
Gelobet seist дю, Jesu Христос (Хвала Тебе, Иисус Христос), BWV 91, является церковь кантата на Иоганна Себастьяна Баха. Он написал рождественскую кантату в Лейпциге в 1724 году на Рождество и впервые исполнил ее 25 декабря 1724 года. Хоральная кантата основана на гимне Мартина Лютера « Gelobet seist du, Jesu Christ » (1524).
Хоральная кантата из второго годового цикла Баха основана на главном рождественском хорале « Gelobet seist du, Jesu Christ » (1524) Мартина Лютера. В начале Рождества говорится в двух строках: « Gelobet seist du, Jesu Christ, daß du Mensch geboren bist » (Хвала Тебе, Иисус Христос, раз Ты родился мужчиной). Все строфы заканчиваются возгласом Кириелейса. Кантата была первой, написанной Бахом к Рождеству в Лейпциге; в свой первый год в Лейпциге 1723 г. он снова решил исполнить Christen, ätzet diesen Tag, BWV 63, написанные ранее в Веймаре.
Предписанные чтения для праздника были из Послания к Титу : «Явилась милость Божия» ( Титу 2: 11–14 ) или из Исайи : «Младенец родился нам» ( Исайя 9: 2–7 ), и из Евангелие от Луки, от Рождества, Благовещения пастухов и песни ангелов ( Луки 2: 1-14 ). Неизвестный поэт текста кантаты хранится первым и последняя строфа, расширенный стихом 2 по речитативам, трансформированные строфы 3 и 4 к движению 3, в арии, строфы 5 к речитативу и строфе 6 снова арии.
Бах снова исполнил кантату еще четыре раза: 25 декабря, в 1731 году, в 1732 или 1733 году и дважды в 1740-х годах, даже после того, как его Рождественская оратория была впервые исполнена в 1734 году, в которой также используются две строфы хорала Лютера.
Кантата в шести частях празднично сочиняется для сопрано, альта, тенора и баса, четырехчастного хора, двух валторн, литавр, трех гобоев, двух скрипок, альта и бассо континуо. Позже он использовал пару рогов в части IV своей рождественской оратории.
В вступительном припеве используются четыре хора: голоса, валторны, гобои и струнные. Материал из риторнелей присутствует также в интермедиях между пятью строками и в качестве аккомпанемента к вокальным партиям. Хоровую мелодию исполняет сопрано. Нижние голоса установлены в имитации для первой и последней строки, в аккордах для второй и четвертой строки и в комбинации в центральной строке " Von einer Jungfrau, das ist wahr " (от девственницы, это правда).
Во 2 части речитатив противопоставляется хоровым фразам, которые сопровождаются повторением первой строки хорала в двойном темпе. Теноровая ария сопровождается тремя гобоями, а струнные озаряют следующий речитатив. Последняя ария представляет собой дуэт, противопоставляющий « Armut » (бедность) и « Überfluss » (изобилие), « Menschlich Wesen » (человек), переданный хроматическими восходящими линиями, и « Engelsherrlichkeiten » (ангельское великолепие), показанный в цветных и триадные мелодии.
Иногда в заключительном хорале рожки имеют независимые части и украшают, в частности, финальный Kyrieleis.