Археологический комплекс Бактрия-Маргиана

редактировать
Археологическая культура

Степень распространения BMAC (согласно Энциклопедии индоевропейской культуры ) Археологические культуры, связанные с индоиранскими миграциями (после EIEC ). Андроновская, BMAC и язская культуры часто ассоциировались с индоиранскими миграциями. Культуры GGC (Сват), Кладбище H, Медный клад и PGW являются кандидатами для культур, связанных с индоарийскими миграциями.

Бактрийско-Маргианский археологический комплекс (сокращенно BMAC ), также известный как Цивилизация Окса - современное археологическое обозначение бронзового века цивилизации Средней Азии, датируемой примерно 2400–1900 гг. До н.э. городская фаза или Эра интеграции, расположенная в современном северном Афганистане, восточном Туркменистане, южном Узбекистан и западный Таджикистан, с центром в верховьях Амударьи (река Оксус) в Бактрии и в реке Мургаб дельта в Маргиане. Его памятники были обнаружены и названы советским археологом Виктором Сарианиди (1976). Бактрия было греческим названием области Бактра (современный Балх ), на территории нынешнего северного Афганистана, а Маргиана было греческим названием персидской сатрапии города Маргуш, столицей которого был Мерв, на территории современного юго-восточного Туркменистана.

Раскопки Сарианиди с конца 1970-х годов выявили многочисленные монументальные сооружения во многих местах, укрепленных впечатляющими стенами и воротами. Отчеты о BMAC в основном ограничивались советскими журналами, журналист из The New York Times писал в 2001 году, что, по его мнению, в годы Советского Союза результаты были в значительной степени неизвестны Западу до работы Сарианиди. начали переводить в 1990-х годах, однако уже были некоторые публикации советских авторов, таких как Массон, Сарианиди, Атагаррыев и Бердиев, в Western World по крайней мере с 1970-х годов.

Содержание
  • 1 Развитие
    • 1.1 Эра раннего производства продуктов питания
    • 1.2 Эра регионализации
    • 1.3 Поздняя эпоха регионализации
    • 1.4 Эра интеграции
  • 2 Материальная культура
    • 2.1 Сельское хозяйство и экономика
    • 2.2 Искусство
    • 2.3 Архитектура
    • 2.4 Письмо
  • 3 Взаимодействие с другими культурами
  • 4 Отношения с индоиранцами
    • 4.1 Возможные доказательства наличия субстрата BMAC в индоиранском языке
  • 5 Генетика
  • 6 Сайты
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Источники
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки
Развитие

Производство продуктов питания на раннем этапе Эра

Существуют археологические свидетельства поселения в хорошо обводненных северных предгорьях Копетдага в период неолита в этом регионе, в Джейтуне. (или Джейтун), дома из сырцового кирпича были впервые заселены в эпоху раннего производства продуктов питания, также известную как Джейтун неолит с ок. 7200 - 4600 гг. До н. Э. Жители были земледельцами, которые держали стада коз и овец и выращивали пшеницу и ячмень, происходящие из юго-западной Азии. Джейтун дал свое название всему неолиту периоду в северных предгорьях Копетдаг. На территории позднего неолита Чагыллы Депе фермеры все чаще выращивали те виды культур, которые обычно связаны с орошением в засушливых условиях, такие как гексаплоидная мягкая пшеница, которая стала преобладающей во время энеолита период. Этот регион усеян многопериодическими знаками, характерными для древнего Ближнего Востока, похожими на те, что к юго-западу от Копетдага на Горганской равнине в Иране.

Женская статуэтка, пример «бактрийской царевны»; конец 3 - начало 2 тыс. до н. э.; стеатит или хлорит и алебастр ; 9 × 9,4 см; Метрополитен-музей (Нью-Йорк)

Эра регионализации

Эра регионализации начинается в Анау IA с доэнеолитической фазой также в Копете Даг предгорный регион с 4600 по 4000 г. до н.э., затем энеолит период развивается с 4000 по 2800 г. до н.э. в Намазга I-III, Ильгынлы Депе и Алтын Депе. Во время этого медного века население региона росло. Археолог Вадим Михайлович Массон, который руководил этим с 1946 года, видит признаки того, что люди мигрировали в этот регион из центрального Ирана в это время, привнося металлургию и другие инновации, но считает, что пришельцы вскоре смешались с фермерами Джейтуна. (Вадим был сыном археолога Михаила Массона, который уже начал работы в этом же районе ранее.) Напротив, повторные раскопки Монджукли Депе в 2010 году обнаружили явный разрыв в поселении. здесь есть история между поздним неолитом и ранним энеолитом.

Местоположение Алтын-Депе на современной карте Ближнего Востока, а также расположение других энеолитических культур (Хараппа и Мохенджо-даро ).

Крупные энеолитические поселения возникли в Намазга-Депе. Кроме того, были более мелкие поселения в Анау, Дашлыджи и др. Поселения Подобный раннему уровню Анау возник и дальше на восток - в древней дельте реки Тедзен, на месте Оазиса. Около 3500 г. до н.э. культурное единство этого района разделилось на два стиля керамики: красочную на западе (Анау, Кара-Депе и Намазга-Депе) и более суровы на востоке в Алтын-Депе и поселениях Геоксюрского оазиса. Это может отражать формат одна из двух племенных групп. Похоже, что около 3000 г. до н.э. люди из Геоксюра мигрировали в дельту Мургаба (где появились небольшие разрозненные поселения) и достигли востока, в Зерафшанской долине в Трансоксиане. В обоих районах использовалась типичная для Геоксюра керамика. В Трансоксиане они поселились в Саразм около Пенджикента. Южнее в слоях фундамента Шахр-и Шухта на берегу реки Гильменд на юго-востоке Ирана была найдена керамика типа Алтын-депе и Геоксюр. Таким образом, фермеры Ирана, Туркменистана и Афганистана были связаны разрозненными земледельческими поселениями.

Эпоха поздней регионализации

В раннем бронзовом веке, в конце позднего Эпоха регионализации (2800–2400 гг. До н.э.), культура Копетдага оазисов и Алтын-Депе сформировали протогородское общество. Это соответствует уровню IV в Намазга-Депе. Алтын-Депе уже тогда был крупным центром. Керамика вращалась кругом. Выращивали виноград.

Эра интеграции

Пик развития этого города был достигнут в эпоху средней бронзы, также известную как Эра интеграции, соответствующая Намазга-Депе уровень V (ок. 2400-2000 гг. До н.э.). Намазга-депе достигнув ок. 52 гектара и может быть 17–20 000 жителей, и Алтын Депе с его максимальным размером ок. 25 га и 7-10 000 жителей, были двумя большими городами в Копетдаге предгорье. Именно эта культура бронзового века получила название BMAC. Гонур-депе является крупнейшим из всех поселений того времени и расположен в дельте реки Мургаб на юге Туркменистана (Маргианский регион) площадью около 55 га. Почти эллиптический укрепленный комплекс, известный как Северный Гонур, включает в себя так называемый «Монументальный дворец», другие второстепенные постройки, храмы и ритуальные места, а также «Королевский некрополь» и водоемы, датируемые примерно 2400-1900 годами до нашей эры. В Бактрии, Северный Афганистан, городище Дашлы 3 считается также периодом от среднего бронзового века до позднего бронзового века (2300-1700 гг. До н.э.), старого комплекса Дашлы 3, иногда идентифицируется как дворец, представляет собой укрепленное здание прямоугольной формы 88 м x 84 м. Квадратное здание имело массивные двойные внешние стены, а в середине каждой стены был выступающий выступ, состоящий из Т-образного коридора, окруженного двумя L-образными коридорами.

Материальная культура
Человек с птичьей головой с змеи; 2000-1500 гг. До н.э.; бронза; 7,30 см; из Северного Афганистана; Музей искусств округа Лос-Анджелес (США)

Сельское хозяйство и экономика

Жители BMAC вели оседлый образ жизни, орошение выращивание пшеницы. и ячмень. Благодаря своей впечатляющей материальной культуре, включая монументальную архитектуру, бронзовые инструменты, керамику и украшения из полудрагоценных камней, комплекс демонстрирует многие из отличительных черт цивилизации. Комплекс можно сравнить с протогородскими поселениями в бассейне Гильменда в Мундигак в западном Афганистане и Шахр-э-Сухте в восточном Иране, или в Хараппа и Мохенджо-Даро в долине Инда.

Модели двухколесных повозок из ок. Обнаруженные в Алтын-Депе 3000 г. до н.э. - самые ранние свидетельства колесного транспорта в Центральной Азии, хотя модели колес пришли из контекстов, возможно, несколько раньше. Судя по типу сбруи, телегу изначально тянули быки или бык. Однако верблюдов приручили в BMAC. Модель телеги, запряженной верблюдом ок. 2200 г. до н.э. был найден в Алтын-Депе.

Искусство

Богини плодородия, названные «бактрийскими принцессами», сделанные из известняка, хлорита и глины, отражающей земледелие бронза Возраст общества, в то время как обширный корпус металлических предметов указывает на сложные традиции обработки металла. В больших стилизованных платьях, а также в головных уборах, сливающихся с волосами, «бактрийские принцессы» олицетворяют высокопоставленную богиню, персонажа среднеазиатской мифологии, которая играет регулирующую роль, умиротворяя необузданные силы.

Архитектура

Сарианиди рассматривает Гонур как «столицу» комплекса в Маргиане на протяжении всего бронзового века. Дворец Северного Гонура имеет размеры 150 метров на 140 метров, храм в Тоголоке 140 метров на 100 метров, форт размером 3 125 метров на 125 метров и дом местного правителя размером 25 метров на 25 метров. метров. Каждое из этих грозных строений было подвергнуто обширным раскопкам. Хотя все они имеют впечатляющие крепостные стены, ворота и контрфорсы, не всегда понятно, почему одно строение идентифицируется как храм, а другое - как дворец. Мэллори указывает, что укрепленные поселения BMAC, такие как Гонур и Тоголок напоминают qila, тип форта, известный в этом регионе в исторический период. Они могут быть круглыми или прямоугольными и иметь до трех окружающих стен. Внутри фортов находятся жилые кварталы, мастерские и храмы.

Люди культуры BMAC были очень искусны в работе с различными металлами, включая бронзу, медь, серебро и золото. Об этом свидетельствуют многочисленные металлические артефакты, обнаруженные на этих памятниках.

В оазисе Геоксюр были обнаружены обширные ирригационные системы.

Письмо

Открытие единственного крошечного камня печать (известная как «Анау» печать ") с геометрическими отметками с участка BMAC в Анау в Туркменистане в 2000 году, что привело некоторых к утверждению, что комплекс Бактрия - Маргиана также развил письменность, и таким образом, действительно может считаться грамотной цивилизацией. На нем пять знаков, похожих на китайские символы "маленькой печати". Единственное совпадение с печатью Анау - это небольшая струйная печать почти идентичной формы из Нии (недалеко от современного Минфэна) вдоль южного Шелкового пути в Синьцзяне, первоначально считавшаяся от династии Западная Хань, но теперь считается, что она датируется 700 годом до нашей эры.

Взаимодействие с другими культурами

Материалы BMAC были обнаружены в цивилизации долины Инда, на Иранском плато и в персидском Залив. Находки на сайтах BMAC служат дополнительным свидетельством торговых и культурных контактов. Среди них цилиндрическая печать эламитского типа и печать Хараппан со слоном и индским письмом, найденная на Гонур-депе. Отношения между Алтын-Депе и долиной Инда, кажется, были особенно крепкими. Среди находок были две хараппанские печати и предметы из слоновой кости. Хараппанское поселение Шортугай в Северном Афганистане на берегу Амударьи, вероятно, служило торговой станцией.

Имеются свидетельства постоянных контактов между BMAC и евразийские степи на севере, усиливаясь c. 2000 г. до н.э. В дельте Амударьи, где она достигает Аральского моря, ее воды были направлены на орошаемое земледелие людьми, чьи останки напоминают останки кочевников андроновской культуры. Это интерпретируется как кочевники, оседающие на земледелии после контакта с BMAC, известные как культура тазабагьяб. Около 1900 г. до н.э. обнесенные стеной центры BMAC резко уменьшились в размерах. В каждом оазисе были созданы свои гончарные изделия и другие предметы. Также керамика тазабагябско-андроновской культуры на севере широко использовалась в бактрийской и марганской местности. Многие цитадели BMAC по-прежнему были заняты, и внутри них (наряду с предыдущей керамикой BMAC), а также в пасторальных лагерях за пределами глиняных стен встречается грубая резная керамика Тазабагьяб-Андроново. В высокогорье над бактрийскими оазисами в Таджикистане возникли курганные кладбища вакшского и бишкентского типа с керамикой, в которой смешались элементы поздних BMAC и тазабагьябско-андроновских традиций. В южных бактрийских местах, таких как Саппали-Тепе, также наблюдается рост связей с андроновской культурой. В период 1700-1500 гг. До н.э. металлические артефакты из Саппали-Тепе происходят из тазабагьябско-андроновской культуры.

Отношения с индоиранцами

Бактрийско-маргианский комплекс привлек внимание как кандидат в те, кто ищет материальные аналоги индоиранцев (арийцев), основной языковой ветви, которая отделилась от протоиндоевропейцев. Сам Сарианиди выступает за определение комплекса как индоиранского, описывая его как результат миграции из юго-западного Ирана. Бактрийско-маргианский материал был обнаружен в Сузах, Шахдаде и Тепе Яхья в Иране, но Ламберг-Карловский не считает это доказательством того, что комплекс возник на юго-востоке Ирана. «Ограниченные материалы этого комплекса навязчивы в каждом из памятников на Иранском нагорье, как и в местах на Аравийском полуострове».

Значительная часть археологов более склонна рассматривать культуру как начальную фермерами в ближневосточной неолитической традиции, но проникнутые индоиранскими спикерами из андроновской культуры на ее поздней стадии, создав гибрид. С этой точки зрения протоиндоарийцы развивались в рамках сложной культуры до того, как двинулись на юг, на Индийский субконтинент.

Андроновская, BMAC и язская культуры часто были связаны с индоиранскими миграциями. Как Джеймс П. Мэллори сформулировал это:

Становится все более очевидным, что если кто-то хочет выступить в пользу индоиранских миграций из степных земель на юг в исторические места иранцев и индоариев, которые эти степные культуры трансформировались, проходя через мембрану среднеазиатского урбанизма. Тот факт, что типичные степные изделия найдены на сайтах BMAC и что навязчивый материал BMAC впоследствии обнаружен южнее, в Иране, Афганистане, Непале, Индии и Пакистане, может указывать на последующее перемещение индоираноговорящих после того, как они приняли культура BMAC.

Согласно недавним исследованиям, BMAC не был основным источником более поздней южноазиатской генетики.

Возможное свидетельство наличия субстрата BMAC в индоиранском языке

Как утверждают Майкл Витцель и Александр Любоцкий, предлагается субстрат в протоиндоиранском языке, который можно достоверно идентифицировать с исходным языком BMAC. Более того, Любоцкий указывает на большее количество слов, очевидно заимствованных из того же языка, которые засвидетельствованы только в индоарийском и, следовательно, свидетельствуют о субстрате в ведическом санскрите. Он объясняет это, предполагая, что индоарийские носители, вероятно, сформировали авангард движения в южно-центральную Азию, и многие из заимствованных слов BMAC, которые вошли в иранский язык, возможно, были переданы через индоарийский язык. Майкл Витцель отмечает, что заимствованная лексика включает в себя слова из сельского хозяйства, деревенской и городской жизни, флоры и фауны, ритуалов и религии, что свидетельствует о аккультурации индоиранских носителей в мир городской цивилизации.

Генетика

В 2018 году Нарасимхан и соавторы проанализировали скелеты BMAC из памятников бронзового века, Джаркутан, Гонур-тепе и. Мужские особи принадлежали к гаплогруппе E1b1a (1/18), E1b1b (1/18), G (2/18), J * (2/18), J1 (1/18), J2 (4/18), L (2/18), R * (1/18), R1b (1/18), R2 (2/18) и T (1/18

Последующее исследование, проведенное Нарасимханом и соавторами (2019), показало, что первичная популяция BMAC в значительной степени произошла от предшествующих местных медных веков народов, которые, в свою очередь, были связаны с доисторическими фермерами из Иранское плато и, в меньшей степени, ранние анатолийские фермеры и охотники-собиратели из Западной Сибири, и они не внесли существенного вклада в более поздние популяции южнее в долине Инда. Они не нашли доказательств того, что образцы, извлеченные из участков BMAC, имеют какую-либо часть своего происхождения от людей ямной культуры, которые рассматриваются как протоиндоевропейцы в гипотезе Кургана, самая влиятельная теория на праиндоевропейской родине.

Места

В Афганистане :

В Туркменистане :

В Узбекистане :

См. Также
На Викискладе есть материалы, связанные с Бактрийско-Маргианским археологическим комплексом.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Бактрийско-Маргианский археологический комплекс
Ссылки
Источники
Дополнительная литература
  • Эдвин Брайант (2001). Поиски истоков ведической культуры: дебаты о миграции индоариев. Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-516947-6.
  • CNRS, L'archéologie de la Bactriane ancienne, actes du colloque Franco-soviétique n ° 20. Париж: Editions du Centre National de la Recherche Scientifique, 1985, ISBN 2-222-03514-7
  • Fussman, G.; и другие. (2005). Aryas, Aryens et Iraniens en Asie Centrale. Париж: де Боккар. ISBN 2-86803-072-6.
  • Любоцкий А. (2001). «Индоиранский субстрат» (PDF). В Carpelan, Кристиан (ред.). Ранние контакты между уральскими и индоевропейскими языками. Хельсинки: Suomalais-Ugrilainen Seura. ISBN 952-5150-59-3. Архивировано из оригинала (PDF) 11.04.2008.
  • Сарианиди В.И. (1994). "Предисловие". В Hiebert, F. T. (ред.). Истоки цивилизации оазисов бронзового века в Центральной Азии. Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-87365-545-1.
  • Сарианиди, В. И. (1995). «Советские раскопки в Бактрии: эпоха бронзы». In Ligabue, G.; Сальватори, С. (ред.). Бактрия: древний оазис цивилизации из песков Афганистана. Венеция: Эриццо. ISBN 88-7077-025-7.
  • Forizs, L. (2016, 2003) Апах Напат, Диргатамас и строительство кирпичного алтаря. Анализ RV 1.143 на домашней странице Laszlo Forizs
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-11 05:44:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте