BŻ-1 "GIL" | |
---|---|
BŻ-1 Gil в Польском музее авиации | |
Роль | Вертолет |
Производитель | Główny Instytut Lotnictwa |
Первый полет | 4 апреля 1950 г. |
На пенсии | 1960 |
Статус | Экспериментальный |
Основной пользователь | Польша |
Количество построенных | 1 |
BŻ-1 GIL был первым польским экспериментальным вертолетом, построенный в 1950 году. Разработанный Главным авиационным институтом (Варшава), единственный построенный пилорама GIL до 1960 года, когда он был непоправимо поврежден и впоследствии списан. Прототип самолета в настоящее время находится в Польском музее авиации.
Вертолет был разработан в научно-исследовательском институте Główny Instytut Lotnictwa - Главном авиационном институте в Варшаве по инициативе Збигнева Бжошки. Это была трудная задача, потому что польская авиационная промышленность была полностью разрушена во время Второй мировой войны. Кроме того, директор института был единственным человеком в команде, который когда-либо видел вертолет (Sikorsky R-4 в Англии).
Несмотря на острую нехватку материалов, работа над экспериментальным проектированием началось в 1948 году, и главным конструктором стал Бронислав Жураковский (брат летчика-испытателя Януш Жураковский ), который разработал ротор и систему управления. Используется более простой ротор типа Hiller, с двумя вспомогательными лопастями. Конструкция фюзеляжа, хвостовая балка, вспомогательный винт и трехколесный велосипед шасси были спроектированы Тадеушем Хилинским. Силовой агрегат и бортовая передача были разработаны компанией. В конструкции использованы некоторые компоненты, оставленные немцами, такие как поршневой двигатель Hirth HM 504 (переконфигурированный для вертикального использования), задняя передача от мотоцикла Zündapp и колеса от ДФС Кранич сбрасываемое шасси планера.
Изначально вертолет не имел названия. Он получил только регистрационные буквы SP-GIL, от аббревиатуры института, и поэтому вскоре стал известен как GIL или Gil (gil означает снегирь на польском языке). Позже ему также было присвоено обозначение BŻ-1, по инициалам Жураковского.
Вертолет был закончен к концу 1949 года. Во время первых летных испытаний 14 В январе 1950 года его перевернуло порывом ветра, и его пришлось ремонтировать. Летчиком-испытателем был Бронислав Жураковский, который сам научился управлять вертолетом. Вертолет впервые поднялся в воздух 4 апреля 1950 года, его удерживали на привязи двое мужчин (Фисздон и Хилински) из соображений безопасности.
В 1950–1953 годах он прошел программу испытаний и часто подвергался изменениям. Сначала у него были упругие лопасти несущего винта. В 1950 году он был оснащен жесткими лопастями и эффективным простым специально разработанным резонансным гасителем вибрации, аналогичным более поздним конструкциям Sikorsky. Во время испытаний он разбился или был поврежден без пострадавших как минимум семь раз по разным причинам и каждый раз ремонтировался.
20 июля 1952 года BŻ-1 GIL был впервые показан публике во время авиашоу на аэродроме Окенце (это была первая публичная презентация вертолета в Польше и одна из первых презентаций в Восточном блоке ). 16 ноября 1953 года вертолет получил повреждение, когда несущий винт был изогнут ветром и отрезал хвостовую балку, что привело к прекращению программы испытаний. К тому времени прототип совершил 169 полетов, всего за 20 часов 21 минуту.
В 1956 году вертолет отремонтировали и использовали для тренировочных полетов. 28 июня 1957 г. сломалось рулевое колесо (первоначально от мотоцикла), и его нельзя было заменить, в результате вертолет больше не летал, и 28 октября 1960 г. был списан. В течение 1956–1957 гг. Он выполнил 185 полетов за всего 12,5 часов.
В настоящее время единственный GIL BŻ-1 хранится в Польском музее авиации в Кракове.
Данные Lotnictwo : Powrót GILa i jego dalsze losy
Общие характеристики
Характеристики
Связанная разработка
Самолет сравнимой роли, конфигурации и эпохи
Викискладе есть материалы, связанные с BŻ-1 GIL. |