Беатрис и Бенедикт | |
---|---|
Комическая опера автора Гектор Берлиоз | |
Обложка вокальной партитуры первого издания с иллюстрацией А. Барбизе | |
Либреттист | Гектор Берлиоз |
Язык | Французский |
Основано на | Много шума из ничего. Шекспир |
Премьера | 9 августа 1862 г. (1862-08-09). Театр Баден-Бадена |
Беатрис и Бенедикт (Беатрис и Бенедик) - комическая опера в двух действиях. s французского композитора Гектора Берлиоза. Берлиоз сам написал французское либретто, основанное на шекспировском Много шума из ничего.
Берлиоз интересовался постановкой шекспировской комедии после своего возвращения из Италии в 1833 году., но сочинил партитуру «Беатрис и Бенедикт» только после завершения Les Troyens в 1858 году. Впервые она была исполнена на открытии театра Баден-Бадена 9 августа 1862 года. Берлиоз провел первые два спектакля немецкой версии в Веймаре в 1863 году, где, как он писал в своих мемуарах, был «поражен всякого рода вниманием».
Это первая известная версия пьесы Шекспира в оперной форме, за которой последовали работы, среди прочих, Арпад Доплер, Пол Пьюджет, Чарльз Вильерс Стэнфорд и Рейнальдо Хан.
Биограф Берлиоза Дэвид Кэрнс написал: «Слушая буйную веселость партитуры, лишь на мгновение затронутую грустью, никто никогда не догадается, что ее композитор мучился, когда писал это, и его не терпелось смерти ».
Берлиоз описал премьеру «Беатрис и Бенедикт» как «большой успех» в письме к его сын Луи; он был особенно восхищен игрой Чартон-Демер (которая через год сыграет Дидону в «Les Troyens» в Париже) и отметил, что дуэт, завершающий первую половину, произвел «поразительное впечатление».
Хотя он продолжал время от времени ставиться в городах Германии в годы после премьеры, первое представление во Франции состоялось только 5 июня 1890 года в Théâtre de l'Odéon, продвигается Société des Grandes musicales de France, проводимым Шарлем Ламурё и с Жюльетт Бильбо-Вошле и Эмилем Энгелем в главных ролях.
Поль Бастид провел заметную постановку «Беатрис и Бенедикт» в Страсбурге в конце 1940-х годов. Он был произведен в парижской Комической опере в 1966 году под управлением Пьера Дерво, но с речитативом Тони Обена, а в феврале 2010 года под руководством Эммануэля Кривина..
Премьера в Великобритании состоялась 24 марта 1936 года в Глазго под руководством Эрика Чизхолма. Английская национальная опера открыла постановку 25 января 1990 года с женой и мужем Энн Мюррей и Филипом Лэнгриджем в главных ролях. Впервые произведение было исполнено в Нью-Йорке в 1977 году как концертное исполнение в Карнеги-холл, Сэйдзи Одзава, дирижировавшее Бостонским симфоническим оркестром.
Хотя исполняется довольно редко и не является партией. из стандартного оперного репертуара недавние постановки включали Амстердам и Валлийскую национальную оперу в 2001 году, Пражскую государственную оперу (Státní opera Praha) в 2003 году, Santa Fe Opera в 2004 году, Опера дю Рейн в Страсбурге в 2005 году, Лирическая опера Чикаго в 2007 году, Хьюстон Гранд Опера в 2008 году (на английском языке), Opera Boston в 2011 году, Theater an der Wien в 2013 году и Glyndebourne в 2016 году. Первая шведская постановка оперы проходила в замке Лэкё в 2015.
Увертюра (иногда играемая и записанная отдельно) отсылает к нескольким частям партитуры, не становясь попурри. Опера открывается ликующим хором и Sicilienne. У Геро есть двухчастный вид, в котором она с нетерпением ожидает возвращения своей любви, Клаудио. Спарринг между Беатрис и Бенедиктом начинается в следующем музыкальном номере - дуэте. Трио аллегретто «заговорщического юмора» для Дона Педро, Клаудио и Бенедикта состоит из того, что последний излагает свои взгляды на брак, которые другие оставляют без комментариев. После того, как Сомароне отрепетировал свой Epithalame grotesque (хоровая фуга о любви), быстрое рондо Бенедикта показывает, что он влюбился в сюжет и попытается влюбиться. Акт заканчивается ноктюрном для Геро и Урсулы - медленным дуэтом в 6/8, который W. Дж. Тернер описал это как «чудо неописуемой лирической красоты» и которое Гроув сравнивает с «Nuit d'ivresse» в Les Troyens.
Второй акт открывается застольной песней для Сомароне и припевом с видны гитара и бубен. Затем Беатрис в широком диапазоне мелодий признает, что она тоже бессильна против любви, и в следующем трио (добавленном после премьеры) Геро и Урсула присоединяются к ней, чтобы превозносить радость брака. Есть marche nuptiale, и работа заканчивается блестящим дуэтом, отмеченным scherzo-duettino для главных героев, чьи «блеск и веселье» отлично завершают комедию.
Роль | Тип голоса | Премьерный состав,. 9 августа 1862 г.. (дирижёр: Гектор Берлиоз) |
---|---|---|
Геро, дочь Леонато | сопрано | Монроуз |
Беатрис, племянница Леонато | сопрано | Анн-Арсен Чартон-Демер |
Бенедикт, сицилийский офицер, друг Клаудио | тенор | Ахилл-Феликс Монтобри |
Дон Педро, сицилийский генерал | басс | Матье-Эмиль Баланке |
Клаудио, адъютант генерала | баритон | Б Эрнар Лефорт |
Сомароне, музыкальный мастер | бас | Виктор Прилё |
Урсул, фрейлина Геро | контральто | Корали Жоффруа |
Леонато, Губернатор Мессины | говорит | Геррен |
Посланник | говорит | |
Нотариус | говорит | |
Жители Сицилии, лорды, Дамы, музыканты, горничные - Хор |
Дон Педро, принц Арагона, посещает Мессину после успешной военной победы над маврами, которую празднует вся Сицилия. К нему присоединились два друга и сослуживца, Клаудио и Бенедикт. Их приветствуют Леонато, губернатор Мессины, его дочь Геро и племянница Беатрис.
Геро ожидает возвращения своего жениха, Клаудио, невредимого и награжденного за его доблесть. Беатрис спрашивает о Бенедикте и презирает его. Они обмениваются оскорблениями, как и на предыдущих встречах, и дразнят друг друга. Бенедикт клянется своим друзьям, что никогда не женится. Позже Клаудио и Педро замышляют обманом заставить Бенедикта жениться на Беатрис. Зная, что он слушает, Леонато уверяет Педро, что Беатрис любит Бенедикта. Услышав это, Бенедикт решает, что любовь Беатрис не должна оставаться безответной, и поэтому он решает преследовать ее. Тем временем в другом месте Геро и ее помощнице Урсуле удается разыграть подобную шутку с Беатрис, которая теперь считает, что Бенедикт тайно влюблен в нее.
Чтобы отпраздновать предстоящую свадьбу Клаудио и Геро, Леонато устраивает маскарад. Местный учитель музыки, Сомарон, возглавляет группу в песне, и все веселятся, кроме Беатрис, которая понимает, что влюбилась в Бенедикта. Вместе с Геро и Урсулой она поет о счастье невесты, собирающейся выйти замуж. Когда она поворачивается, чтобы уйти, ее встречает Бенедикт, в результате чего они оба пытаются скрыть свою любовь друг к другу. Нотариус оформляет брак Клаудио и Геро и, по договоренности Леонато, составляет второй контракт с просьбой выдвинуть другую пару. Бенедикт набирается храбрости, чтобы признаться в любви Беатрис; они подписывают брачный контракт, и работа заканчивается словами «сегодня перемирие подписано, завтра мы снова будем врагами».
Есть несколько записей оперы. Увертюра, которая относится к нескольким отрывкам из оперы, не превращаясь в попурри, сама по себе звучит на концертах и много раз записывалась.