Азербайджанский национализм

редактировать
Флаг Азербайджана

Азербайджанский национализм ( азербайджанский : Azrbaycan milliyətçiliyi), также называемый азербайджанством ( азербайджанский : Azərbaycançılıq), зародился как культурное движение среди азербайджанской интеллигенции в Российской империи во второй половине XIX века. Первоначально культурный по своей природе, позже он превратился в политическую идеологию, кульминацией которой стало создание Азербайджанской Демократической Республики в 1918 году.

По сравнению с армянским и грузинским национализмом, специфический этнический национализм развивался среди азербайджанцев довольно медленно, отчасти из-за их самоидентификации как части большого мусульманского мира, а не как отдельной этнокультурной нации. Однако после нагорно-карабахского конфликта и провозглашения независимости в 1991 году Азербайджан стал свидетелем подъема особенно сильного азербайджанского национализма, включая различные типы паннационализма и ирредентизма.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 территория
  • 2 Нагорно-Карабахский конфликт
  • 3 Азербайджанская историография
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки
  • 6 Дальнейшее чтение

Территория

Заявления азербайджанских националистов ирредентизма в основном будут направлены на включение больших частей Ирана, а также частей Армении, России, Грузии и Турции в предлагаемую расширенную территорию, известную как Весь Азербайджан или «Расширенный Азербайджан». В Иране проживает больше этнических азербайджанцев, чем в независимом Азербайджане, и до создания Азербайджанской Демократической Республики в 1918 году название «Азербайджан» использовалось исключительно для обозначения прилегающего региона современного северо-западного Ирана.

Лоуренс Броерс, директор кавказской программы Conciliation Resources, объясняет воспроизведение динамики, ранее характеризовавшей линию соприкосновения вокруг Нагорного Карабаха вдоль международно признанной армяно-азербайджанской границы, в политическом контексте усилий Азербайджана по обеспечению мира на своих условиях после его победы в Война в Нагорном Карабахе 2020 года, предъявляющая ряд территориальных претензий, которые с мая 2021 года становятся все более интенсивными. Он рассматривает размещение азербайджанских войск в отдельных частях территории Армении вдоль границы между двумя государствами как «бордеризацию»: преобразование линии фактический контроль на международной границе или будущая уступка в принудительном торге. Другой набор претензий касается эксклавов советской эпохи - трех азербайджанских эксклавов в Армении и армянского в Азербайджане - которые были де-факто включены в состав окружающего государства во время конфликта в 1990-х годах.

Однако самой большой претензией является возрождение исторического территориального обозначения «Зангезур» как утраченного азербайджанского этнопространства, заимствованного из названия Зангезурского уезда (право транзита через южную Армению, изложенное в соглашении о прекращении огня в Нагорном Карабахе 2020 года. широко известен в Азербайджане как « Зангезурский коридор », который президент Азербайджана Ильхам Алиев пригрозил захватить силой, если не будет предоставлен добровольно. 7 июля 2021 года Азербайджан реорганизовал свои внутренние экономические районы, создав новый регион, граничащий с Сюником, под названием «Восточный». Зангезур. », Из чего следует, что существует« Западный Зангезур », то есть Сюник).

Начиная с начала двадцатого века, азербайджанские националистические идеологи также объединили усилия с этнически связанным населением через пантюркизм.

Нагорно-Карабахский конфликт

В советское время армяне и азербайджанцы относительно мирно сосуществовали. Однако, когда в конце 1980-х разразился конфликт из-за Нагорного Карабаха, ситуация в корне изменилась. Поражение Азербайджана в Первой войне в Нагорном Карабахе (1992-1994 гг.) Породило то, что историк Рональд Григор Суни назвал «реактивным национализмом»: «что-то, что было порождено и сформировано в этом конфликте» среди населения, для которого среди населения Распад Советского Союза, гражданского общества практически не существовало, национальное чувство собственного достоинства было слабым, и в нем развился «бешеный и довольно резкий национализм, направленный специально против армян и порожденный антиармянской враждебностью».

Азербайджанская историография

Смотрите также: Исторический отрицание § Азербайджан

В советское время ряд азербайджанских ученых стремились построить национальное прошлое, исследуя небольшие королевства и княжества, основанные на территории современной Азербайджанской республики в средневековый период. Зия Буньядов и Фарида Мамедова в своих первых публикациях утверждали, что лидеры и жители Кавказской Албании, государства, основанного во II веке до нашей эры, были прямыми предками современных азербайджанцев, тем самым доказывая коренное происхождение последних в Нагорном Карабахе. При этом армяне, населявшие Южный Кавказ, были полностью исключены из повествования, а азербайджанские историки приписали албанское происхождение почти всем армянским артефактам, монастырям, церквям и другим памятникам в Нагорном Карабахе и соседнем регионе Нахичевань и государство доходят до полного уничтожения армянского культурного наследия в Джульфе и других местах. Во многих армянских письменных источниках средневековья и даже в рассказах путешественников, побывавших в этом регионе иностранцами, которые были опубликованы в Азербайджане, полностью опускались названия «Армения» и «армяне» или заменялись их названиями Албания. В годы, последовавшие за распадом Советского Союза и окончанием первой войны в 1994 году, Азербайджан принял и расширил албанский тезис и продолжает пропагандировать его в финансируемых государством книгах, брошюрах и других средствах массовой информации.

Большинство ученых отвергают этот тезис, утверждая, что он основан на весьма сомнительном прочтении и интерпретации первоисточников. Оханнес Гыкджян писал, что для азербайджанских историков «этническое прошлое было важным для узаконивания их нынешних притязаний на Карабах. Без прочного этнического прошлого было бы трудно мобилизовать общину для политических целей».

Смотрите также

использованная литература

дальнейшее чтение

  • Буры, Лоуренс. Армения и Азербайджан: анатомия соперничества. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2019.
  • Гофф, Криста А. Вложенный национализм: создание и разрушение наций на советском Кавказе. Итака: Издательство Корнельского университета, 2021.
  • Суни, Рональд Григор. Месть прошлого: национализм, революция и распад Советского Союза. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 1993.
  • Свентоховски, Тадеуш. Русский Азербайджан, 1905-1920 годы: формирование национальной идентичности в мусульманском сообществе. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1985.
  • ___________. Россия и Азербайджан: пограничье в переходный период. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1995.
Последняя правка сделана 2023-03-20 02:11:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте