Axel Anders Theodor Hägerström (6 сентября 1868 г. - 7 июля 1939 г., Упсала ) был шведским философом.
Родился в графстве Йёнчёпинг, Швеция, он был сыном церкви Швеция пастор. Будучи студентом Упсальского университета, он бросил богословие и занялся философией. Преподавая там с 1893 года до своего выхода на пенсию в 1933 году, он выступил против господствовавшего тогда философского идеализма последователей Кристофера Якоба Бострома (1797-1866). Он наиболее известен как основатель (квази) позитивистской школы философии Упсалы - шведского аналога англо-американской аналитической философии, а также логического позитивизма Венского кружка - и как основатель скандинавского движения правового реализма.
Некоторые из его работ были опубликованы Философской библиотекой Мюрхеда.
Он был инспектором из нации Östgöta с 1925 года до выхода на пенсию в 1933 году..
Юриспруденция правового реализма, в широком смысле, состоит из тех ученых, которые строго отвергают концепцию естественного права и считают, что концепции, терминология и ценности должны основываться на опыте, наблюдениях и экспериментах и, следовательно, быть «реальными».
Хэгерстрём считается отцом-основателем скандинавской школы правового реализма. Его ученики Карл Оливекрона, Альф Росс и Андерс Вильгельм Лундштедт придерживаются той же основной точки зрения, что и Хэгерстрём, в своих мнениях о языке западного права. Из-за своего вердикта естественному праву они также отвергают концепцию прав человека.
Хэгерстрём, который находился под влиянием неокантианства марбургской школы, отверг метафизику целиком. Его девизом было: «Praeterea censeo metaphysicam esse delendam», перефразируя знаменитое «delenda Carthago » Катона. По его мнению, такие слова, как «право» и «долг», в основном бессмысленны, поскольку не могут быть научно проверены или доказаны. Они могут иметь влияние или быть в состоянии направлять человека, который получает такое право или обязанность, но в конечном итоге, если они не выдерживают проверки фактов, они были просто фантазиями. Точно так же Хэгерстрем рассматривал все оценочные суждения как простые эмоциональные выражения, использующие форму суждений, но не суждения в собственном смысле слова. Эта позиция заставила критиков Хэгерстрёма охарактеризовать его философию как «ценностный нигилизм» - ярлык, который был изобретен журналистами и позже одобрен некоторыми из менее ортодоксальных последователей Хэгерстрёма, а именно Ингемаром Хедениусом.
Хэгерстрем подверг критике различные слова и юридические концепции в его сочинения, чтобы доказать, что они не выдерживают научного применения.