Пробуждение (финское религиозное движение)

редактировать
Фестиваль пробуждения Herättäjäjuhlat в Сейняйоки, 2009 г.

Пробуждение (Финский : herännäisyys или körttiläisyys) - это лютеранское религиозное движение в Финляндии, которое нашло последователей в провинциях Саво и Остроботния. Истоки движения находятся в 18 веке. Он функционировал внутри Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии на протяжении всего своего существования. Движение, которое раньше было очень пиетистским, в настоящее время считается основным финским лютеранством.

Содержание

  • 1 Основные характеристики
  • 2 История
  • 3 Религиозные взгляды
  • 4 Религиозные особенности и обычаи
  • 5 В культуре
  • 6 Организация и деятельность
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки

Основные характеристики

Теологически Пробуждение подчеркнуло величие Бога, греховность человека и ничтожность человеческих усилий к спасению (см. монергизм ).

Сегодня движение Пробуждения широко известно в Финляндии благодаря ежегодному религиозному летнему фестивалю под названием Herättäjäjuhlat. Фестиваль, который проводится в июле, привлекает около 30 000 посетителей и остается вторым по величине ежегодным религиозным событием в Финляндии.

Пробуждение принесло с собой форму монастыря, известного как seurat, который состоит из пения гимнов в виде молитвы, прерываемой короткими речами в качестве комментария к преобладающему настроению.

История

В настоящее время широко считается, что корни Herännäisyys лежат в нескольких популярных религиозных движениях возрождения 18-го века, например. в Саво провинции. Были случаи, когда группы людей испытывали подобные трансу религиозные переживания, например, в поле во время сбора сена. Самый известный из них произошел на Telppäsniitty в 1796 году. Первоначальным лидером движения был. Постепенно, в 1820-е годы, Пааво Руотсалайнен стал лидером движения. Одновременно в Калайоки началось религиозное возрождение. Движение поощряли пасторы и. В 1830-х годах два возрождения соприкоснулись и объединились. Движение всегда было наиболее сильным в Саво, Остроботнии и в Кайнуу. Через лютеранское духовенство его влияние распространилось за пределы региона происхождения.

В середине 19 века единство движения было поставлено под сомнение. В конце концов евангелическое возрождение, возглавляемое Фредриком Габриэлем Хедбергом, отделилось от движения и было организовано отдельно. Одновременно движение вступило в период кризиса, когда изначально сочувствующие священнослужители дистанцировались от движения в знак протеста против Пааво Руотсалайнена, но особенно Н.Г. Мальмберга, которого обвиняли в греховной жизни. Движение продолжалось как народное движение, которое поддерживалось и организовывалось независимо сторонниками из крестьянского населения.

В 1880-х годах сын Нильса Густава Мальмберга, Вильгельми Мальмиваара, занял ведущее положение. Он применил современные средства коммуникации, основав периодическое издание Hengellinen Kuukauslehti в 1888 году и основав издательскую компанию Herättäjä 1892. Движение было институционализировано после основания Общества Herättäjä (Sisälähetysseura Herättäjä) в 1912 году.

Согласно опросу По данным церковных профсоюзов в 2010 году, 48% лютеранского духовенства Финляндии признали влияние пробуждения в своем мышлении и 28% были связаны с движением (N = 660). Таким образом, те, кто отражает наследие Пробуждения, составляют самую многочисленную группу духовенства.

Религиозные взгляды

Движение строго придерживается лютеранской теологической основы церкви Финляндии. Однако его миссия состоит в том, чтобы указать на значение веры в жизни человека и дать людям возможность следовать за Христом. Движение решительно подчеркивало, что вера и спасение - это действия Бога. Человек не может способствовать своему спасению. Спасение - это действие только Бога и Святого Духа в соответствии с принципом Лютера sola gratia. Бог велик, а человек мал. Евангелие проповедуется на низком уровне среди людей, в которых также живет движение.

Религиозные взгляды были сформулированы в основном первыми лидерами движения. Среди них, в особенности, взгляды Пааво Руотсалайнена до сих пор продолжают влиять на мышление. Сегодня herännäisyys - умеренное движение, принимающее рукоположение женщин в пастыри и либеральное отношение к сексуальным меньшинствам. Исследование, опубликованное в 2010 году Финским центром церковных исследований, показало, что сторонники Пробуждения значительно отличаются от сторонников других финских лютеранских движений возрождения своими либеральными взглядами на, например, сексуальная этика.

Религиозные черты и обычаи

Для движения было типично подчеркивать спокойную и простую жизнь и брать на себя ответственность в обществе. В наше время движение выражает озабоченность социальной справедливостью в финском обществе.

Conventicle или Seurat - типичное религиозное собрание движения. Традиционно он проводился дома, но в настоящее время его можно проводить и в залах собраний, и в других местах. Обычно сеура длится около часа. Гимны поются в медитативном ритме без сопровождения. Текст гимнов в основном молитвенный. Пение прерывается короткими речами. Первоначальная форма seurat организована демократическим путем: приглашаются лишь немногие ораторы, и всем присутствующим предоставляется возможность выступить. Речь обычно происходит в сидячем положении с места выступающего, а не с кафедры. Выбор гимна также бесплатный: любой может выбрать и начать гимн. Если речь считается неуместной, по обычаю допустимо прервать говорящего, начав гимн. Часто гимны и речи спонтанно связаны тематически, образуя цепочку мыслей. Принято начинать собрание с кофе и заканчивать его свободным обсуждением. Это также дает участникам возможность уйти в частную беседу с пасторами или мирянами, если это необходимо.

Венни Солдан-Брофельдт : Женщины в монастыре (1898 г.). Вид из дома художника, священник Иисалми.

Гимн движения - Siionin Virret (Гимны Сиона), который первоначально был переводом шведского Herrnhut гимн движения от 1740 г., Sions Sånger. Сборник гимнов несколько раз реорганизовывался и дополнялся. Последняя реформация была опубликована в 2017 году. Многие гимны Сиона были включены в официальный сборник гимнов евангелическо-лютеранской церкви. Наиболее характерной чертой herännäisyys было медитативное пение гимнов движения.

Традиционно для движения характерен строгий кодекс поведения единомышленников. Танцы, яркая одежда, театр и музыка не одобряются. Второе финское название движения, körttiläisyys, как говорят, происходит от типичной черной одежды приверженцев с характерным körtti (sw. Skört), то есть складкой на спине. Приверженцы хотели подчеркнуть свою свободу от моды и простой жизни, облачившись в простую черную одежду и простую прическу. Использование характерной одежды уменьшилось и превратилось в диковинку.

В культуре

Несмотря на то, что оно традиционно даже враждебно культуре, движение вдохновило выдающихся финских художников и пережило возрождение в 1970-х и 1980-х годах, когда оно появлялось в пьесах и в чрезвычайно популярной финской опере.. Финский писатель Юхани Ахо вырос в рамках этого движения, и это стало предметом многих его романов и рассказов. Финский композитор Йоонас Кокконен поставил оперу Последние искушения, в которой рассказывается о жизни Пааво Руотсалайнена. Опера была написана для знаменитого финского баса Мартти Талвела, другом которого был проповедник «Пробуждение» мирской проповедник Аку Ряти.

Конфирмация и месса в церкви под открытым небом в конце лагеря конфирмации в центре движения пробуждения Ахолансаари

Организация и мероприятия

Зонтичной организацией херяннайсис является Herättäjä-Yhdistys (Общество пробуждения). на основе Лапуа. Бывшим председателем общества (2010 г.) была мирянка г-жа Кайса Рёнкя, первая женщина в Финляндии, которая возглавила финское движение возрождения. В 2011 году г-жу Рёнка сменил Юкка Хаутала на посту председателя. Исполнительным директором общества является Симо Юнтунен. В обществе работает 20 человек - в основном пасторов или проповедников-мирян. Herättäjä-Yhdistys издает книги и музыку, организует подтверждающие классы в усадьбе Пааво Руотсалайнена - Ахолансаари в Нильсия, а также продолжает публикацию Hengellinen Kuukauslehti и других периодических изданий.

Безусловно, самым значительным мероприятием является организация летнего фестиваля Herättäjäjuhlat. Фестиваль также является важным источником дохода для движения. Фестиваль организован на передвижной основе в разных городах первоначального района движения, а иногда и в более крупных городах.

Студенческое служение зародилось, когда семьи хотели предоставить безопасный дом в Хельсинки для студентов-богословов. Молодежное служение было начато в 1970-х годах. Христианские народные средние школы были очень важны для движения. Они были созданы движением, когда уровень образования в деревне был еще относительно низким. В настоящее время к herännäisyys присоединяются девять народных школ. Они расположены в Эурайоки, Ювяскюля, Каяани, Лапуа, Лиекса, Лапинлахти, Юливиеска, Турку и Валкеала.

Сторонники herännäisyys принимали активное участие в создании Финского миссионерского общества. Миссионерская поддержка осуществляется через ФМС. Самостоятельно движение действует среди финнов и финно-угров в России и Эстонии.

См. Также

Заметки

Ссылки

  • Элениус, Яакко. Вакавин касвоин, iloisin mielin Herättäjä-Yhdistys, (1996)
  • Haavio, Jaakko. Siionin virsien ääressä Herättäjä-yhdistys, (1970)
  • Heininen, Simo ja Heikkilä, Markku. Suomen kirkkohistoria Edita, (1996)

Внешние ссылки

СМИ, относящиеся к Пробуждению (религиозное движение) на Wikimedia Commons

Последняя правка сделана 2021-06-12 20:25:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте