Пробуждение (Финский : herännäisyys или körttiläisyys) - это лютеранское религиозное движение в Финляндии, которое нашло последователей в провинциях Саво и Остроботния. Истоки движения находятся в 18 веке. Он функционировал внутри Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии на протяжении всего своего существования. Движение, которое раньше было очень пиетистским, в настоящее время считается основным финским лютеранством.
Теологически Пробуждение подчеркнуло величие Бога, греховность человека и ничтожность человеческих усилий к спасению (см. монергизм ).
Сегодня движение Пробуждения широко известно в Финляндии благодаря ежегодному религиозному летнему фестивалю под названием Herättäjäjuhlat. Фестиваль, который проводится в июле, привлекает около 30 000 посетителей и остается вторым по величине ежегодным религиозным событием в Финляндии.
Пробуждение принесло с собой форму монастыря, известного как seurat, который состоит из пения гимнов в виде молитвы, прерываемой короткими речами в качестве комментария к преобладающему настроению.
В настоящее время широко считается, что корни Herännäisyys лежат в нескольких популярных религиозных движениях возрождения 18-го века, например. в Саво провинции. Были случаи, когда группы людей испытывали подобные трансу религиозные переживания, например, в поле во время сбора сена. Самый известный из них произошел на Telppäsniitty в 1796 году. Первоначальным лидером движения был. Постепенно, в 1820-е годы, Пааво Руотсалайнен стал лидером движения. Одновременно в Калайоки началось религиозное возрождение. Движение поощряли пасторы и. В 1830-х годах два возрождения соприкоснулись и объединились. Движение всегда было наиболее сильным в Саво, Остроботнии и в Кайнуу. Через лютеранское духовенство его влияние распространилось за пределы региона происхождения.
В середине 19 века единство движения было поставлено под сомнение. В конце концов евангелическое возрождение, возглавляемое Фредриком Габриэлем Хедбергом, отделилось от движения и было организовано отдельно. Одновременно движение вступило в период кризиса, когда изначально сочувствующие священнослужители дистанцировались от движения в знак протеста против Пааво Руотсалайнена, но особенно Н.Г. Мальмберга, которого обвиняли в греховной жизни. Движение продолжалось как народное движение, которое поддерживалось и организовывалось независимо сторонниками из крестьянского населения.
В 1880-х годах сын Нильса Густава Мальмберга, Вильгельми Мальмиваара, занял ведущее положение. Он применил современные средства коммуникации, основав периодическое издание Hengellinen Kuukauslehti в 1888 году и основав издательскую компанию Herättäjä 1892. Движение было институционализировано после основания Общества Herättäjä (Sisälähetysseura Herättäjä) в 1912 году.
Согласно опросу По данным церковных профсоюзов в 2010 году, 48% лютеранского духовенства Финляндии признали влияние пробуждения в своем мышлении и 28% были связаны с движением (N = 660). Таким образом, те, кто отражает наследие Пробуждения, составляют самую многочисленную группу духовенства.
Движение строго придерживается лютеранской теологической основы церкви Финляндии. Однако его миссия состоит в том, чтобы указать на значение веры в жизни человека и дать людям возможность следовать за Христом. Движение решительно подчеркивало, что вера и спасение - это действия Бога. Человек не может способствовать своему спасению. Спасение - это действие только Бога и Святого Духа в соответствии с принципом Лютера sola gratia. Бог велик, а человек мал. Евангелие проповедуется на низком уровне среди людей, в которых также живет движение.
Религиозные взгляды были сформулированы в основном первыми лидерами движения. Среди них, в особенности, взгляды Пааво Руотсалайнена до сих пор продолжают влиять на мышление. Сегодня herännäisyys - умеренное движение, принимающее рукоположение женщин в пастыри и либеральное отношение к сексуальным меньшинствам. Исследование, опубликованное в 2010 году Финским центром церковных исследований, показало, что сторонники Пробуждения значительно отличаются от сторонников других финских лютеранских движений возрождения своими либеральными взглядами на, например, сексуальная этика.
Для движения было типично подчеркивать спокойную и простую жизнь и брать на себя ответственность в обществе. В наше время движение выражает озабоченность социальной справедливостью в финском обществе.
Conventicle или Seurat - типичное религиозное собрание движения. Традиционно он проводился дома, но в настоящее время его можно проводить и в залах собраний, и в других местах. Обычно сеура длится около часа. Гимны поются в медитативном ритме без сопровождения. Текст гимнов в основном молитвенный. Пение прерывается короткими речами. Первоначальная форма seurat организована демократическим путем: приглашаются лишь немногие ораторы, и всем присутствующим предоставляется возможность выступить. Речь обычно происходит в сидячем положении с места выступающего, а не с кафедры. Выбор гимна также бесплатный: любой может выбрать и начать гимн. Если речь считается неуместной, по обычаю допустимо прервать говорящего, начав гимн. Часто гимны и речи спонтанно связаны тематически, образуя цепочку мыслей. Принято начинать собрание с кофе и заканчивать его свободным обсуждением. Это также дает участникам возможность уйти в частную беседу с пасторами или мирянами, если это необходимо.
Венни Солдан-Брофельдт : Женщины в монастыре (1898 г.). Вид из дома художника, священник Иисалми.Гимн движения - Siionin Virret (Гимны Сиона), который первоначально был переводом шведского Herrnhut гимн движения от 1740 г., Sions Sånger. Сборник гимнов несколько раз реорганизовывался и дополнялся. Последняя реформация была опубликована в 2017 году. Многие гимны Сиона были включены в официальный сборник гимнов евангелическо-лютеранской церкви. Наиболее характерной чертой herännäisyys было медитативное пение гимнов движения.
Традиционно для движения характерен строгий кодекс поведения единомышленников. Танцы, яркая одежда, театр и музыка не одобряются. Второе финское название движения, körttiläisyys, как говорят, происходит от типичной черной одежды приверженцев с характерным körtti (sw. Skört), то есть складкой на спине. Приверженцы хотели подчеркнуть свою свободу от моды и простой жизни, облачившись в простую черную одежду и простую прическу. Использование характерной одежды уменьшилось и превратилось в диковинку.
Несмотря на то, что оно традиционно даже враждебно культуре, движение вдохновило выдающихся финских художников и пережило возрождение в 1970-х и 1980-х годах, когда оно появлялось в пьесах и в чрезвычайно популярной финской опере.. Финский писатель Юхани Ахо вырос в рамках этого движения, и это стало предметом многих его романов и рассказов. Финский композитор Йоонас Кокконен поставил оперу Последние искушения, в которой рассказывается о жизни Пааво Руотсалайнена. Опера была написана для знаменитого финского баса Мартти Талвела, другом которого был проповедник «Пробуждение» мирской проповедник Аку Ряти.
Конфирмация и месса в церкви под открытым небом в конце лагеря конфирмации в центре движения пробуждения АхолансаариЗонтичной организацией херяннайсис является Herättäjä-Yhdistys (Общество пробуждения). на основе Лапуа. Бывшим председателем общества (2010 г.) была мирянка г-жа Кайса Рёнкя, первая женщина в Финляндии, которая возглавила финское движение возрождения. В 2011 году г-жу Рёнка сменил Юкка Хаутала на посту председателя. Исполнительным директором общества является Симо Юнтунен. В обществе работает 20 человек - в основном пасторов или проповедников-мирян. Herättäjä-Yhdistys издает книги и музыку, организует подтверждающие классы в усадьбе Пааво Руотсалайнена - Ахолансаари в Нильсия, а также продолжает публикацию Hengellinen Kuukauslehti и других периодических изданий.
Безусловно, самым значительным мероприятием является организация летнего фестиваля Herättäjäjuhlat. Фестиваль также является важным источником дохода для движения. Фестиваль организован на передвижной основе в разных городах первоначального района движения, а иногда и в более крупных городах.
Студенческое служение зародилось, когда семьи хотели предоставить безопасный дом в Хельсинки для студентов-богословов. Молодежное служение было начато в 1970-х годах. Христианские народные средние школы были очень важны для движения. Они были созданы движением, когда уровень образования в деревне был еще относительно низким. В настоящее время к herännäisyys присоединяются девять народных школ. Они расположены в Эурайоки, Ювяскюля, Каяани, Лапуа, Лиекса, Лапинлахти, Юливиеска, Турку и Валкеала.
Сторонники herännäisyys принимали активное участие в создании Финского миссионерского общества. Миссионерская поддержка осуществляется через ФМС. Самостоятельно движение действует среди финнов и финно-угров в России и Эстонии.
СМИ, относящиеся к Пробуждению (религиозное движение) на Wikimedia Commons