Авраам Абба Лейфер | |
---|---|
Титул | Второй Питтсбургский Ребе |
Личный | |
Дата рождения | Авраам Абба Лейфер. 1918. Надькароли, Венгрия (сегодня Карей, Румыния ) |
Умер | 7 января 1990 г. (10 Тевет 5750). Ашдод, Израиль |
Религия | Иудаизм |
Супруга | Рэйчел Розенбаум |
Чи ldren | Ицхак Эйсик. Мордехай Йисахар Бер |
Родители |
|
Еврейский лидер | |
Предшественник | Йосеф Лейфер |
Преемник | Мордехай Иссахар Бер Лейфер |
Начало | 7 марта 1966 г. |
Закончилось | 7 января 1990 г. |
Основная работа | Эмунас Авраам |
Династия | Питтсбург |
Авраам Абба Лейфер (1918 - 7 января 1990) был вторым Ребе из Питтсбургской хасидской династии и зачинщиком переселения хасидов из своей исходное местонахождение в Питтсбурге, штат Пенсильвания, в израильском прибрежном городе Ашдод. Он был широко известен своим йирасом Шамаим (страхом небес), смирением и дружелюбием по отношению к евреям любого происхождения.
Авраам Абба Лейфер родился в Надькароли, Венгрия (сегодня Карей, Румыния ) у раввина Йосефа Лейфера., внук раввина Мордехая из Надворны и прямой потомок великого раввина Меира Великого из Премишлана, ученика Баал Шем Това. Он был старшим из четырех братьев; другими были Иссахар Бер, Мордехай и Ицхак Эйсик. Ицхак Эйсик умер в возрасте 11 лет.
Перед Первой мировой войной раввин Йосеф Лейфер ездил в Америку, чтобы собрать деньги и выдать замуж своих осиротевших племянниц. Когда он приехал в город Питтсбург, штат Пенсильвания, местная хасидская община попросила его остаться и служить их духовным лидером. Раввин Йосеф согласился и привел всю свою семью, назвав себя Питтсбургским Ребе. Он служил Ребе более четырех десятилетий, до своей смерти 7 марта 1966 года (Шушан Пурим 5726).
Хотя семья теперь жила в Америке, Питтсбургский Ребе послал трех своих старших сыновей учиться в ешивах в Европе. Он отправил Авраама Аббу в ешиву в Рахове сразу после его бар-мицвы в 1930 году. Авраам Абба получил там раввинское посвящение в возрасте 17 лет, свободно владея Шулхан Арух. и зная наизусть весь Шас. Он также учился в ешиве в Секельхейде, считающейся венцом венгерских ешив, где он преуспел в учебе.
Он женился на Рахиль Розенбаум, дочери раввина Исамара Розенбаума, Адмор из Надворной. Из-за политической ситуации в Европе его родители не смогли присутствовать на свадьбе. Его и его новую жену в течение восьми лет поддерживал отец в городе Черновиц.
Из трех братьев, учившихся в европейских ешивах, только Авраам Абба пережил Холокост. Нацисты, руководившие Черновицем, приказали всем евреям пришить желтый значок на пальто и сбрить бороды. Лейфер не сбрил бороду и однажды вышел на улицу, чтобы сопровождать посетителя домой, не забыв надеть пальто, на котором был нашит желтый значок. Нацистские чиновники арестовали его и привели в большой двор, где были собраны тысячи евреев для депортации. Хотя большинство захваченных в плен евреев мрачно говорили о своей судьбе, Лейфер проявил сильную эмуну (веру в Бога) и погрузился в сердечную молитву. Два дня спустя, когда мужчин вели в вагоны для перевозки скота, офицер СС приказал Лейферу стоять в стороне. После того, как транспорт ушел, офицер сказал ему: «Ты должен знать, что в последние несколько дней я наблюдал за всеми вами и слышал, как все говорили с отчаянием в голосах, кроме вас. Вы были заняты молитвами своему Богу., так знайте, что ваш Бог услышал ваши молитвы, и вы можете идти ". Лейфер побежал обратно в дом своего тестя, где его семья уже оплакивала его кончину. Он рассказывал эту историю своего личного искупления на каждом пасхальном седере.
. В 1947 году Лейферу и его жене удалось покинуть коммунистическую Румынию и вернуться в Америку, где он воссоединился со своими родителями, которых у него не было. видел в 17 лет. В 1950 году он переехал в Ньюарк, штат Нью-Джерси, чтобы основать свой хасидский суд, и основал ешиву и Талмуд Тора. После смерти отца в 1966 году Лейфер принял приглашение питтсбургских хасидов вернуться в Питтсбург и сменить отца на посту Ребе.
В 1970 году он решил переехать в Израиль.. Он выбрал прибрежный город Ашдод для своей новой базы, хотя в то время в городе было очень мало религиозных евреев и почти не было хасидов. Он выбрал этот город на основании своего сна, в котором человек, представившийся как Хасдай ибн Шапрут (министр иностранных дел халифа из Кордовы около 1000 лет назад) явился ему и попросил основать свой двор в Ашдоде, обещая ему успех. В Ашдоде Ребе основал школы Торы для детей, привезя учителей из других городов, и начал ежемесячные сиурим (классы) для взрослых. Он также учредил коллектив для аврейчим (женатых студентов) из ешив Бней-Брак и основал ешивы Цидкас Йосеф в память о своем отце. За последние 20 лет своей жизни он вернул тысячи евреев к полному соблюдению Торы и приблизил бесчисленные семьи к хасиду.
Ребе стал известен во всем Израиле благодаря своим великим йирашам Шамаим (страх перед небесами) и ахавас Исраэль (любовь к собратьям-евреям). Его сын, раввин Мордехай Иссахар Бер, свидетельствовал, что его отец отрешился от мирских удовольствий и делал все ради выполнения мицв Торы. Тем не менее, он также демонстрировал подлинную симха шел мицву (радость от выполнения мицв) и увлекал других юмористическими вертлахами (рассказами).
Он также был довольно скромным. В отличие от обычаев большинства Ребе, которые сначала съедали еду в тиш, а затем раздавали шираим присутствующим, Ребе раздавал еду участникам и только потом брал для себя, говоря, что он хотел «съесть шираим святого еврейского народа». Он также ждал, пока обслужат других, прежде чем он будет принимать участие в семейной трапезе.
Ребе умер перед рассветом в воскресенье, 7 января 1990 г. (10 Тевет 5750) в возрасте 72 лет. Он был похоронен Хар Ха-Менухот в Иерусалиме. Его сын, раввин Мордехай Иссахар Бер, сменивший его на посту Ребе, опирался на свои программы и расширил хасидов до его нынешнего количества почти 200 семей, каждая из которых имеет личные отношения с Ребе.
Ребе оставил после себя большое количество неопубликованных рукописей и его опубликованную работу «Эмунас Авраам».