Avia B-534

редактировать
Avia B-534
Авиа Б-534 IV. verze.jpg
Истребитель Avia B-534, поздний вариант
РольИстребитель
ПроизводительAvia
Конструктор
Первый полет25 мая 1933 г.
Введение1935
СтатусНа пенсии
Основной пользовательВВС Чехословакии
Построено568

Avia B-534 - это чехословацкий биплан разработан и изготовлен авиационной компанией Авиа. Он производился в период между Первой мировой войной и Второй мировой войной. B-534 был, пожалуй, одним из самых известных чехословацких самолетов той эпохи.

В 1932 году началась разработка нового одномоторного истребителя-биплана Avia B -34, который был разработан авиационным инженером. В ходе его разработки были рассмотрены и испытаны различные альтернативные двигатели, прежде чем в конечном итоге остановился на двигателе , построенном по лицензии Hispano-Suiza 12Y. Другие улучшения на стадии прототипа включали принятие закрытой кабины наряду с измененным хвостовым оперением и расположением шасси. 14 апреля 1934 года второй прототип, пилотируемый летчиком-испытателем Вацлавом Кочи, успешно установил национальный рекорд скорости Чехословакии - 365,7 км / ч (227,2 миль / ч). Поставки серийных самолетов в ВВС Чехословакии начались в октябре 1935 года.

Частично из-за его впечатляющей маневренности, а также того, что некоторые эксплуатанты продолжают отдавать предпочтение установленной конфигурации биплана. По сравнению с новым поколением истребителей-монопланов, которые вскоре должны были превзойти их, B-534 оставался в производстве в течение значительного времени (1933-1939). В конце 1930-х годов Чехословакия стремилась расширить производство этого типа в ответ на претензии Германии на Судетскую область (западная граница Чехословакии). Большое количество этого типа участвовало в боях с несколькими странами во время Второй мировой войны. Хотя он был относительно неэффективен в бою на более поздних этапах войны из-за своего устаревания, этот тип составлял значительную часть компонентов военной авиации нескольких стран.

Содержание

  • 1 Разработка
    • 1.1 Истоки
    • 1.2 Начальное производство
    • 1.3 Дальнейшее развитие
  • 2 Дизайн
  • 3 Эксплуатационная история
    • 3.1 Чехословакия
    • 3.2 Болгария
    • 3.3 Другие операторы
  • 4 Варианты
  • 5 Выжившие
  • 6 Операторы
  • 7 Спецификации (B-534 IV)
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Цитаты
    • 9.2 Библиография
  • 10 Внешние ссылки

Разработка

Истоки

В 1932 году чехословацкая авиастроительная компания Avia запустила первый прототип одномоторного истребителя биплан, Avia B-34, разработан авиационным инженером. После модификации чехословацкое министерство обороны разместило заказ на B-34. Был построен второй прототип, Avia B-34/2, который должен был оснащаться радиальным двигателем мощностью 450 кВт (600 л.с.) вместо Hispano-Suiza 12N. Двигатель V12 первого прототипа и начальных серийных серий. Однако этот двигатель оказался склонным к перегреву и вибрации, и было решено переоборудовать B.34 / 2 перед полетом, оснастив его двигателем Hispano-Suiza 12Ybrs V12.

B -534.1, первый прототип B-534

Авиа B-34/2 совершил свой первый полет 25 мая 1933 года. Прототип был отправлен на испытания в сентябре и получил новое обозначение B-534.1 . 10 сентября B-534 впервые был представлен публике на Дне авиации армии. Он должен был конкурировать с Praga E-44 и Letov Š-231.

Второй прототип, B-534/2, был закончен в сентябре 1933 года. Он отличался от первого прототипа на с закрытой кабиной и измененным хвостовым оперением и шасси. 14 апреля 1934 года второй прототип, пилотируемый летчиком-испытателем Вацлавом Кочи, успешно достиг чехословацкого национального рекорда скорости 365,7 км / ч (227,2 миль / ч).

Начальное производство

Последовали новые испытания, и первоначальный заказ на 34 самолета для ВВС Чехословакии, который вскоре увеличился до 147, был размещен 17 июля 1934 года. В то время B-534 значительно опережал современники. Соединенное Королевство все еще зависело от Hawker Furies, и первые Gloster Gladiators производились в это время. Советский Союз возлагал большие надежды на свои конструкции самолетов Поликарпов. Соединенные Штаты все еще использовали потомков серии Curtiss Hawk, а Seversky P-35 и Curtiss P-36 собирались летают как прототипы.

B-534, ранний вариант

B-534 был разработан как одинарный двигатель биплан истребитель с лицензированным Hispano-Suiza рядная силовая установка и фиксированное шасси. Военно-воздушные силы 1930-х годов не хотели отказываться от маневренности и скороподъемности бипланов в пользу скорости монопланов, даже перед лицом новых и лучших технологий. Успех советских пилотов с бипланами, возможно, способствовал этому сопротивлению; они, как известно, снимали со своих самолетов скользящие навесы, предпочитая, чтобы ветер бил им в лицо. Самолеты с двумя обтянутыми тканью крыльями и фиксированными шасси также были дешевле в производстве.

Первые поставки B-534 для ВВС Чехословакии начались в октябре 1935 года, а к 1939 году было завершено 568 самолетов. Первые 100 из них были первой серии. Второй прототип был чертежом для серии I, хотя он был построен с открытой кабиной. Эти самолеты ранних серий изначально были вооружены четырьмя 7,92-мм орудиями vz.28. Два были расположены в носовой части по обе стороны от двигателя аналогично Avia B-34, а два - в крыльях. Однако на раннем этапе производства было признано, что крылатые орудия доставляют неудобства. Самолеты с серийным номером B-534.47 комплектовались без крыльевых орудий, которые также были сняты с более ранних самолетов. Самолеты первой-четвертой серий были оснащены двигателем Avia лицензионной версии двигателя Hispano-Suiza 12Ydrs. Это был цилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением V12 мощностью 36,05 л. На земле его нормальная мощность составляла 650 л.с., он мог выдавать 750 л.с. за две минуты. На рабочей высоте 3000 м (9842 фута) он мог развивать мощность 850 л.с. в течение 30 минут. На рабочей высоте 4000 м (13 123 фута) он мог достигать 860 л.с. Общее количество топлива составляло 347 литров (76 галлонов), которые хранились в двух фюзеляжных топливных баках на 90 и 257 литров.

Дальнейшее развитие

B-534, 3-й вариант

II серия завершила оставшуюся часть первого заказа от правительства Чехословакии. Это было 45 самолетов с номерами B-534.102 до 147. Как и серия I, они несли четыре орудия. Однако решением проблем с крыльевыми орудиями было перемещение этих орудий, теперь модернизированных до vz.30, на фюзеляж вместе с другими. Четыре 7,92-мм (0,312 дюйма) пулемета располагались по бокам фюзеляжа, стреляя через винт. Одним из самых современных нововведений стал пузырчатый навес ; он был испытан на небольшом количестве самолетов ранних серий, хотя определенно не соответствовал стандарту.

В 1936 году правительство выпустило второй заказ на 46 самолетов. Первые 25 из них были серийными номерами версии B-534 / III B-534: 148–173. Производство проходило во второй половине 1936 года. Он был введен в эксплуатацию с марта по апрель 1937 года. Модель III серии имела аэродинамические усовершенствования, в результате которых был усовершенствован передний воздухозаборник карбюратора. Брызговики также часто добавлялись на заводе к главной передаче.

Остальные части второго заказа с 534.174 по 534.193 были серии IV . С более поздними заказами четвертая серия будет занимать серийные номера.174 и 445 и, следовательно, была самой многочисленной из типов. Самым важным изменением по сравнению с предыдущей серией была закрытая кабина. В серии IV также был пропеллер из легкого металла Летов () HD-43. Различные усовершенствования позволили модели серии IV развить скорость более 200 миль в час, что поставило его на один уровень с лучшими из его современных бипланов. Распространенным изменением серии IV была замена хвостового лыжи на хвостовое колесо. Эксплуатационные опыты показали, что опоры основного шасси могут забиваться грязью на покрытых травой аэродромах и вызывать проблемы при взлете и посадке. Затем гетры часто снимали.

В 1937 году великолепные характеристики B-534 были продемонстрированы на летающей выставке. Самолет был испытан против лучших в мире на IV Международном авиационном совещании в аэропорту Цюриха Дюбендорф. B-534 участвовал в трех соревнованиях. Первый из них испытал лазание и дайвинг. Немец Bf 109 занял первое место, а пилот Henschel Hs 123 на своем биплане занял второе место. Следующие три позиции занял B-534. 534 обогнали всех участвовавших истребителей, за исключением Messerschmitt Bf 109 - и даже тогда Avia была всего на 11 км / ч медленнее немецких самолетов. За время производства B-534 было выпущено четыре подтипа, все с незначительными улучшениями.

Якобы возникли проблемы при перепроектировании с целью адаптации к установке недавно установленной пушки. Летом 1938 г. они не были решены; К этому моменту Чехословакия, чувствуя растущую политическую напряженность среди претензий Германии на территорию, контролируемую Чехией, стремилась поднять в воздух больше самолетов, Avia решила использовать третий пулемет в носу. Судя по размерам оружейного магазина, носовой пулемет соответствовал увеличенному запасу боеприпасов. Для нации время шло, и она подошла к Мюнхенскому диктату, после чего Германия начала оккупацию Судетской области (западная приграничная область Чехословакии). Было произведено две серии Bk-534: 501–554 cn и 555–620 cn. Для ВВС Чехословакии были изготовлены только три из второй партии, а оставшиеся 63 самолета из этого производственного блока были закончены для немцев после Немецкое вторжение в оставшуюся часть Чехословакии 15 марта 1939 года.

Дизайн

Bk-534

Avia B-534 был одноместным неравнопролетным бипланом истребителем.. Фюзеляж имел прямоугольную конструкцию, состоящую из стальных труб, которые были соединены вместе с помощью смеси болтов и заклепок и скреплены вместе с помощью обтекаемых тросов. Крыло, имевшее клепаную стальную конструкцию и тканевое покрытие, крепилось к фюзеляжу с помощью подкосов N ; аналогичные стойки присутствовали во внешней части крыльев, скрепляя крылья вместе. Передняя часть фюзеляжа была покрыта съемными металлическими панелями, а задняя часть имела тканевое покрытие.

Серийные самолеты оснащались исключительно двигателями Hispano-Suiza 12Y <187.>12-цилиндровый двигатель с водяным охлаждением мощностью 850 л.с., построенный по лицензии компанией Avia. Общий запас топлива составлял 70 галлонов (320 литров); Под фюзеляжем был установлен комбинированный охладитель и масляный бак, а под двигателем - водяной радиатор. Зажигание двигателя осуществлялось из кабины экипажа вместе с автоматизированным противопожарным оборудованием. Другое оборудование кабины включало радиостанцию ​​, запас кислорода , регулируемое сиденье и крышку кабины. Самолеты ранней постройки имели открытую кабину, в то время как более поздние образцы были снабжены закрытой кабиной.

B-534 был оборудован хвостовым оперением моноплана, сделанным из стали и обтянутым тканью; аналогичные методы конструкции использовались для киля и руля направления. И руль направления, и руль высоты были статически и аэродинамически сбалансированы. Ходовая часть имела разъемную конфигурацию, имела олео -пружину и оснащалась колесами Dunlop. Колеса, помещенные в обтекаемые обтекатели, были снабжены тормозами; для проведения работ в зимних условиях на ходовую часть также могли устанавливаться лыжи . Согласно отчетам пилотов, летавших на B-534, он обладал отличными характеристиками управляемости для той эпохи.

Bk-534 был разработан для установки одной 20-мм пушки Oerlikon FFS-20, стреляющей через нос, вместе с парой 7,92-мм пулеметов (0,312 дюйма) по бокам фюзеляжа. К лету 1938 года Чехословакия, почувствовав растущую политическую напряженность, вызванную притязаниями Германии на чехословацкую приграничную территорию, стремилась получить больше самолетов на вооружении, поэтому Avia решила использовать третий пулемет в носовой части. Однако были заявления о том, что компания столкнулась со значительными трудностями при адаптации самолета для размещения дополнительного вооружения, и они не были быстро решены. Судя по размерам оружейного магазина, носовой пулемет соответствовал увеличенному запасу боеприпасов. Однако, как следствие, топливная нагрузка была уменьшена

История эксплуатации

Чехословакия

Avia B-534, 42-я летка (эскадрилья)

После ввода в строй эскадрильи с В ВВС Чехословакии во второй половине 1935 года B-534 использовался в роли перехватчика. Первоначально ответственность за преследование и воздушный бой была разделена с несколькими другими самолетами, включая Avia BA-33L и Letov Š-31 ; однако к 1938 году B-534 был единственным типом самолетов на вооружении Чехии, которому была поручена эта роль. К 10 ноября 1938 г. на вооружении находилось 370 самолетов B-534 и Bk-534; кроме того, 53 самолета были списаны в результате аварий.

1 сентября 1938 года, менее чем за месяц до Мюнхенского соглашения, в результате чего Чехословакия потеряла 30% своей территории. и 34 процента его населения, 328 B-534 и Bk-534 были оснащены 21 истребительной эскадрильей ВВС Чехословакии, в то время как другие самолеты были переданы в резервные и учебные эскадрильи, и поставки последней партии истребителей продолжаются.

14 марта 1939 года Германия вынудила разделить Чехословакию, и Словакия была объявлена ​​номинально независимой Словацкой Республикой, а Германия аннексировала оставшуюся «чешскую» часть Чехословакии в качестве протектората Чехии. и Моравия на следующий день. Внезапный раздел Чехословакии в 1939 году не позволил стране, которая его произвела, проводить боевые действия с B-534. К тому времени высокопроизводительные монопланы, такие как Bf 109 и ведущие британские модели - Hawker Hurricane и Supermarine Spitfire - поднимали планку стандартов истребителей / перехватчиков. Slovenské vzdušné zbrane (ВВС Словакии) были организованы из частей чехословацких ВВС, которые базировались в Словакии во время раздела, и унаследовали около 71 B-534 и Bk-534. 160>

Словакии пришлось быстро использовать свои недавно сформированные военно-воздушные силы, ослабленные отъездом многих чешских пилотов, для защиты, когда соседняя Венгрия начала вторжение 23. Март 1939 г. Во время последовавшего боя пара B-534 была сбита венгерским зенитным огнем, а еще четыре, как утверждается, были сбиты венгерским Fiat CR-32 бойцов. Другая Авиа была вынуждена совершить вынужденную посадку в тылу Венгрии и была захвачена.

В сентябре 1939 года Словакия участвовала в вторжении Германии в Польшу ; нация преследовала цель вернуть территории, которые ранее были потеряны Польше в Мюнхене. Пара эскадрилий B-534 была назначена для поддержки вторжения. В театре они обычно использовались для сопровождения самолетов Люфтваффе, таких как пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87, в восьми вылетах, во время которых пара B-534 была потеряна, а заявлено о сбитии единственного польского самолета связи RWD-8.

. Эти же эскадрильи сражались бок о бок с элементами немецкой армии в районе Украины летом 1941 года. По словам автора авиации Йозефа Крыбуса, на этом фронте мораль словацких пилотов была низкой, и во время их развертывания не было достигнуто никаких значительных побед. В 1942 году одна из этих эскадрилий была переброшена в Словакию для проведения операций против партизан. Со временем сочетание морального износа, отсутствия запасных компонентов и запатентованной топливной смеси старых ВВС Чехословакии (или какой-либо другой смеси этанола, бензола и бензина), наконец, привело к тому, что уцелевшие B-534 стали летными. роль инструктора и другие второстепенные обязанности в течение 1943 года.

Учебная роль была бы последней боевой службой B-534 в словацких цветах, если бы не Словацкое национальное восстание в сентябре– Октябрь 1944 года. Остальная часть словацкой авиации не обновилась, как ожидалось, и лидеры восстания столкнулись с проблемой использования обшарпанной коллекции оставшихся самолетов, включая несколько B-534, дислоцированных в Tri Duby аэродром. 2 сентября 1944 года старший сержант Франтишек Циприх, сразу после испытания отремонтированного B-534, сбил транспортный самолет Junkers Ju 52 под флагом Венгрии, направлявшийся на базу в оккупированной Польше. Это была одновременно первая воздушная победа Восстания и последняя зафиксированная победа истребителей-бипланов в воздухе. Поскольку словацкое национальное восстание отчаянно нуждалось в доступной авиации, сержант Циприх был высмеян своим полковником за то, что он не пытался заставить Junkers Ju 52 приземлиться и вместо этого быть захвачен. Последняя пара B-534 в Три Дубы была сожжена во время эвакуации базы 25 октября 1944 года.

Avia B.534.217 Объединенной эскадрильи, в которой Франтишек Циприч сбил венгерский Junkers Ju 52 / 3m 2 сентября. 1944

Болгария

В течение 1939 года Болгария решила закупить партию из 78 B-534, задолго до вступления в силу раздела Чехии, у Германии, которая захватила большое количество типа. Последняя партия этих самолетов была доставлена ​​из Чехословакии в марте 1942 года. 1 августа 1943 года семь из этих самолетов смогли совершить два прохода над американскими бомбардировщиками Consolidated B-24 Liberator, возвращавшимися из налета на Плоешти. Попадания были засчитаны, но ни один B-24 не был сбит, а некоторые из B-534, которые получили повреждения в бою, треснули при приземлении.

B-534 мало использовались в качестве самолетов передовой, поскольку Болгария также закупила более мощные Bf 109E и французские истребители-монопланы Dewoitine D.520. После антинемецкого переворота 9 сентября 1944 г. Болгария в одночасье перешла на другую сторону. Таким образом, его B-534 быстро начали использовать для наземных атак немецких частей. 10 сентября 1944 года шесть B-534 участвовали в короткой схватке с шестью немецкими Bf 109 на малой высоте. Один B-534 был потерян, но немцы быстро остановились, опасаясь как малой высоты, так и маневренности B-534.

Другие операторы

В 1937 году партия из 14 B-534 была поставлена ​​в Югославию ; некоторые из этих самолетов еще находились в эксплуатации, когда Германия начала Вторжение в Югославию в начале 1941 года. В 1937 году из Чехословакии в Грецию было доставлено несколько истребителей, а также греческие B-534. похоже, также были приобретены из Югославии. В 1940–1941 годах эти истребители позже использовались во время греко-итальянской войны как часть усилий Греции по сопротивлению вторгшимся силам Оси.

После насильственной аннексии Германией оставшихся «чешских» «часть Чехословакии в качестве протектората Богемии и Моравии 15 марта 1939 года большое количество захваченных B-534 было передано Люфтваффе. На вооружении Германии этот тип широко использовался в качестве учебно-тренировочного истребителя в нескольких школах подготовки летчиков-истребителей; еще одно важное применение было в качестве буксира-планера и буксира-мишени, в котором задействованные B-534 были оснащены кабелями и спусковым механизмом.

Германия также была проявил интерес к потенциальному использованию B-534 в качестве палубного самолета. Чтобы оценить его пригодность для такой роли, три самолета были оборудованы задним крюком и подверглись усилению конструкции перед началом программы летных испытаний; однако ни один из немецких авианосцев, класса Graf Zeppelin, так и не был достроен. B-534 также фигурировал в немецком пропагандистском фильме Kampfgeschwader Luetzow, в котором этот тип использовался в качестве замены для польского PZL P.11, будучи окрашены в маркировку ВВС Польши.

Германия также продала своим союзникам некоторое количество захваченных B-534, как сообщается, по 40% их первоначальной стоимости. После немецкой оккупации Югославии в 1941 г. были созданы союзные с Осью хорватские военно-воздушные силы, которым Германия поставила самолеты B-534, а также интеграцию оставшихся образцов из Югославии. B-534 заказаны до начала конфликта.

Варианты

  • B-534/1 : Первый прототип.
  • B-534/2 : Второй прототип.
  • B-534-I : Первая серийная версия. (cn's 2–101)
  • B-534-II : (cn's 102–147)
  • B-534-III : (cn's 148–173)
  • B-534-IV : Закрытый купол (cn's 174 - 445)
  • Bk-534 : версия пушки (cn's 501 - 620)

Выжившие

Реплика B-534 на Пражский музей авиации, Кбелы

Реальных сохранившихся планеров нет, но точная копия B-534-IV выставлена ​​в Пражском музее авиации, Кбелы, Чешская Республика. Вторая копия (Bk-534), в которой используются (как в примере Kbely) некоторые оригинальные детали, выставлена ​​в Словацком техническом музее в международном аэропорту Кошице, Словакия.

Операторы

Болгария
ВВС Болгарии - ВВС Болгарии эксплуатировали от 48 до 100 самолетов (хотя в основном назван номер 78), которые они назвали «Доган» (Охотничий ястреб).
Независимое Государство Хорватия
ВВС Независимого Государства Хорватия - Неизвестное количество самолетов Avia B-534 было поставлено немцами.
Чехословакия
ВВС Чехословакии
Германия
Люфтваффе - Немецкое Люфтваффе использовало большинство самолетов, конфискованных у чехов. Эти самолеты служили в первые годы войны учебно-тренировочными, ночными истребителями и буксирами-планерами ; три были использованы для проверки десантных операций авианосца для прерванного немецкого авианосца Graf Zeppelin. У немцев было и другое применение: B-534 также снимались, замаскированные под польских истребителей, в немецком пропагандистском фильме «Kampfgeschwader Lützow ".
Греция
Hellenic Air Force - Греческий бизнесмен купил два B- 534 и представил их правительству Греции. Они были потеряны в хаосе 1941 года.
Венгрия
Королевские ВВС Венгрии - Один B-534 был захвачен венграми во время пограничной войны в 1939 году и испытан. в течение некоторого времени, носившие код HA-VAB, позже обозначенный как G.192.
Румыния
Вместе с тремя планерами DFS 230 Румыния получила неизвестное количество буксиров Avia B-534, согласно данным один источник.
Словакия
Slovenské vzdušné zbrane - Словацкие ВВС использовали несколько B-534 из Чехословакии.
Советский Союз
Число (указано восемь) в некоторых источниках) B-534 предположительно использовались Советским Союзом в секретной эскадрилье НКВД для скрытых полетов немецких самолетов.

Технические характеристики (B-534 IV)

Avia B-534 3-view.svg

Данные Ai Корабль Третьего Рейха Том 1

Общие характеристики

  • Экипаж: один
  • Длина: 8,1 м (26 футов 7 дюймов)
  • Размах крыла: 9,4 м (30 футов 10 дюймов)
  • Высота: 3,15 м (10 футов 4 дюйма)
  • Площадь крыла: 23,56 м (253,6 кв. футов)
  • Масса пустого: 1460 кг (3219 фунтов))
  • Полная масса: 2120 кг (4674 фунта)
  • Максимальный взлетный вес: 1980 кг (4365 фунтов)
  • Силовая установка: 1 × Hispano-Suiza 12Ydrs с жидкостным охлаждением Двигатель V12, 633 кВт (849 л.с.)

Производительность

  • Максимальная скорость: 405 км / ч (252 миль / ч, 219 кН) на высоте 4400 м (14 436 футов)) (стандарт 380 км / ч)
  • Крейсерская скорость: 345 км / ч (214 миль / ч, 186 узлов)
  • Дальность действия: 600 км (370 миль, 320 нм)
  • Практический потолок : 10,600 м (34,800 футов)
  • Скорость набора высоты: 15,15 м / с (2,982 фута / мин)
  • Время набора высоты: 5,000 м (16,404 фута) за 5 минут 30 секунды
  • Нагрузка на крыло: 84 кг / м (17 фунтов / кв.фут)
  • Мощность / масса : 0,319 кВт / кг (0,197 л.с. / фунт)

Вооружение .

  • Пистолеты: 4 × 7,92 мм (0,312 дюйма) [cs ] (Česká zbrojovka Strakonice) пулеметы с 250–300 снарядами
  • Бомбы: 6х10 кг (22 фунта) или 4х 20 кг (44 фунта) бомбы

См. также

  • Авиационный портал

Связанные разработки

Самолет сопоставимого назначения, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Список литературы

Цитаты

Библиография

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Avia B-534.
Последняя правка сделана 2021-06-12 19:59:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте