Avia

редактировать
Avia Motors sro
Тип Частный
ISIN CS0005020759 Измените это в Викиданных
ПромышленностьАвтомобильная промышленность
Основан1919
ОсновательПавел Бенеш. Мирослав Хайн
Главный офисПрага, Чехия
ПродукцияСамолеты, автомобили, грузовики
Материнская компания
Веб-сайтavia.cz

Avia Motors sro - это Чехия автомобильный производитель. Он был основан в 1919 году как производитель самолетов, а после 1945 года диверсифицировался в грузовики. Как производитель самолетов он отличался производством бипланов истребитель, особенно B-534. Avia прекратила производство самолетов в 1963 году.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Грузовики
    • 2.1 Ранние годы
    • 2.2 Золотая эра компании
    • 2.3 Дочерняя компания Daewoo
    • 2.4 Владение Ashok Leyland
    • 2.5 Владение Чехословацкой группой
  • 3 Гоночные автомобили
  • 4 Самолеты
    • 4.1 Список самолетов
      • 4.1.1 Послевоенный самолет
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
История
Avia-D75

Компания была основана Павлом Бенешем, Мирославом Хайном, Ярославом Франтишеком Кохом и Вацлавом Малы в 1919 году и вошла в состав Akciová společnost, dříve Škodovy závody в 1928 году. В течение 1930-х годов завод стал крупнейшим производителем самолетов в Чехословакии и переехал в Letňany около Праги, где производство продолжается до настоящего времени. в Второй мировой войне Avia делала самолеты для немецких люфтваффе. После войны компания была национализирована и занялась автомобильной промышленностью. Она производила самолеты до 1963 года, затем сконцентрировалась на производстве грузовиков и продолжила производство авиационных двигателей (с 1988 года производила только пропеллеры ). В 1992 году компания была разделена на винтовые и грузовые секции, оба под брендом Avia.

Грузовики
Avia A11 Trend 1 Полицейский фургон Avia A15 Пожарный автомобиль Avia A20 Avia A31 Turbo

Ранние годы

Вскоре после войны в Авиа освоено производство ТНВД, форсунок и роликовых подшипников для грузового автотранспорта. Завод также занимался ремонтом грузовых автомобилей. В ходе послевоенной реорганизации чехословацкой промышленности позже было решено, что Avia будет полностью преобразована в производство новых коммерческих автомобилей. Еще в 1946 году был разработан прототип автомобиля Škoda R-706, а первая серия автомобилей и автобусов была построена в 1947 году. Эта продукция успешно экспортировалась во многие страны.

Сначала предприятие сосредоточилось на сборке T. -805 автомобилей. В 1961 году компания перешла на производство среднетоннажных грузовиков Praga V3S / S5T. Легендарный трехцветный внедорожник V3S находился в производственной программе Avia до 1988 года. Автомобиль создавался не только как платформа, но и с различными типами кузовов. Он полностью использовал свою конструкцию, предназначенную для чрезвычайно интенсивного использования в армии, на стройплощадках, в лесу, а также для любых других операций, требующих высокой производительности в самых тяжелых условиях. Модификации модели Praga S5T также включали полуприцеп модель S5T-TN с кабиной «трамбус». В 1963 году «Авиа» приступила к изготовлению шасси для бронетранспортера ОТ 64 (СКОТ). В производстве принимали участие предприятия Praga и Tatra, а также некоторые польские производители.

Золотая эра компании

В 1965 году произошли структурные изменения спроса на малотоннажные грузовики как на национальном, так и на международном рынках. Предприятие Avia рассматривало два пути вперед: разработка собственных новых моделей и / или получение лицензии на производство продукции другой компании. В результате Avia приняла предложение французского производителя Renault - Saviem о двух типах грузовиков. Серийное производство новых грузовиков началось осенью 1968 года. Большим автомобилем был Renault- SG 4 Super Galion (позже Avia A30), а меньшим - SG 2 Super Goelette ( позже Авиа А15).

Новое производство, а также его объем потребовали строительства новых зданий, а также модернизации помещений существующих предприятий. Были построены новые большие здания с передовым оборудованием, и Avia стала одним из крупнейших чехословацких производителей автомобилей. Годовой объем производства достиг 17 000 автомобилей. На протяжении многих лет модели Avia непрерывно модернизировались. Объем дизельного двигателя увеличился с исходных 3,32 до 3,61 литра, и почти все агрегаты автомобиля были адаптированы. В 1983 году Avia A31 был разработан на основе модели Avia A30, а на смену фургону Avia A15 (позже A20) пришла модель Avia A21. С 1974 по 1978 год была подготовлена ​​модернизация моделей A20, 30 и 40 с меньшими колесами, измененными осями, новой приборной панелью, улучшенным интерьером кабины и т. Д.

В 1986 году Национальный концерн «Авиа», в который также входили филиалы в Брно, Иванчице и Жилина были объединены в так называемую «Промышленную экономическую единицу» вместе с предприятиями Praga, BSS, Metaz и Kutná Hora. По состоянию на 1 июля 1988 г. возникло новое государственное предприятие «Авиа Концерн», в состав которого вошли «Авиа», «Прага», «БСС» и «Дачицкие Стройирны». Предприятия концерна созданы в соответствии с Законом о государственных предприятиях. Avia Letňany, как головная фабрика, производила двигатели и кабины, а также собирала все шасси. На части шасси была установлена ​​надстройка платформенного типа, а также были изготовлены машины с кузовом типа фургон. На шасси были смонтированы специальные надстройки заводов Брно, Иванчице и Жилина. Завод в Кутна Горе производил все типы мостов для автомобилей Avia. Ключевой ассортимент предприятия концерна Praga включал редукторы для грузовиков и автобусов, а также ряд других запчастей для автомобильной отрасли. Предприятие концерна Dačické strojírny производило запчасти для наших автопроизводителей. Ассортимент кузовов продолжал расти: производились кузова-фургоны, изотермические кузова-фургоны, кузова с охлаждающей установкой, сборочные площадки, кузова-контейнеры, самосвалы, тягачи и другие кузова различного назначения. Шасси Avia также служило базой для небольших автобусов, построенных в Болгарии, Югославии и Венгрии.

В 1989 году концерн был разделен на отдельные предприятия. В том же году Avia Letňany приступила к сборке фургонов A21 FC с использованием штампованных деталей. В 1993 году «Авиа» выпустила модели A21T и A31T, оснащенные турбодвигателями. В то же время мощность двигателей этих автомобилей была увеличена до 65 кВт, что соответствовало стандарту Euro I. Позже был разработан двигатель с увеличенной мощностью до 76 кВт (или 85 кВт) и интеркулер, соответствующий стандарту Euro II. Улучшения также включали модифицированное шасси, усиленный привод, систему гидроусилителя руля, модифицированную тормозную систему, улучшенный интерьер кабины и улучшенные технические параметры автомобиля.

В 1992 году Avia была преобразована в акционерное общество, а также была основана Avia-Hamilton Standard, новая компания с долевым участием Avia, производящая воздушные винты. Год спустя производство гребных винтов было перенесено с завода в Летнянах в новое помещение недалеко от Стара Болеслава. Это окончательно остановило производство самолетов в Летнянах.

Дочернее предприятие Daewoo

66% компании Avia было приватизировано чешскими предприятиями в две волны. Чтобы обеспечить дальнейшее развитие компании, правительство начало искать иностранного инвестора. Соответствующие обсуждения велись с несколькими заинтересованными сторонами. В первую очередь это Renault, французский автопроизводитель, с которым Avia уже имела хороший многолетний опыт; за ней следует немецкая компания Mercedes-Benz. Тем не менее, в публичном тендере 1995 года выиграл консорциум, образованный Daewoo из Южной Кореи и Steyr-Daimler-Puch из Австрии. Консорциум был зарегистрирован в Нидерландах как Daewoo Steyr B.V. Он купил 50,2% акций Avia, что сделало его основным владельцем компании. Год спустя торговая компания была изменена на Daewoo Avia, A.S. В том же году компания стала эксклюзивным импортером и дистрибьютором автомобилей Daewoo в Чешской Республике.

Avia A75 Avia D 90 Полностью электрический грузовик Smith на базе шасси и кабины Avia

In 1997 г. - последняя модернизация серии Avia A. Выпущены модели Avia A 60/65/75/80. Автомобили имели полностью новое шасси, оснащенное клепаной рамой, фиксированной передней осью, передними дисковыми тормозами, колесами меньшего размера 205/75 - 17,50 дюймов и двигателями Euro II мощностью 76 кВт и / или 85 кВт. -скоростная / шестиступенчатая коробка передач. Кабины имели новый интерьер, усовершенствованный дизайн, и в первую очередь это были откидные кабины. Как правило, 250 000 автомобилей Avia серии A, которые можно увидеть в большом количестве на наших дорогах даже сегодня, сошел с конвейера автомобильного завода в Летнянах в период между запуском производства в 1968 году и до его прекращения, которое произошло 13 ноября 2000 года. С 1997 по 1999 год завод в Летнянах также собирал легкие коммерческие автомобили Lublin и Lublin II импортирована в разобранном виде от компании Daewoo Motor Poland.

В то же время продолжалась разработка совершенно нового продукта. Новая корейская команда менеджеров Daewoo Avia поставила перед собой сложную цель, состоящую в разработке и производстве совершенно новый грузовик средней грузоподъемности ck, который будет охватывать весовой класс от 6 до 9 тонн и будет полностью конкурентоспособным на западноевропейских рынках и в других регионах с точки зрения затрат на проектирование и эксплуатации. Кабина автомобиля, стилизованная в итальянском стиле и обеспечивающая максимальный комфорт как водителю, так и экипажу, стала наиболее значительным новым компонентом автомобиля. Конструкторы инженерного центра Daewoo в Уортинг, Великобритания, руководили разработкой новой кабины и ее интерьера, в то время как специализированные конструкторы Daewoo Avia на заводе в Летнянах отвечали за координацию проекта и двигатель / шасси. развитие. Общая стоимость проекта составила более 160 миллионов долларов, причем 50–50 процентов приходились на НИОКР и модернизацию производства. Основными производственными инвестициями стали новый завод по производству красок на водной основе Eisenmann, в том числе завод по нанесению электронного покрытия, который был установлен для обезжиривания, подготовки и грунтовки кабин путем полного электрокатафоретического процесса полного погружения, а также новая линия сварки кабин.

Материнская корейская компания Daewoo обанкротилась в 1999 году, поэтому завод в Праге был преобразован в 2000 году в самостоятельный бизнес. Большая часть текущих строительных работ была профинансирована за счет продажи местной недвижимости, принадлежащей компании, в том числе принадлежащих компании квартир для рабочих в Летнянах.

Новый автомобиль серии Avia D был представлен на выставке грузовиков в Брно в июне 2000 года. Наряду с новой кабиной Daewoo Avia также представила свою новый двигатель D432-100, соответствующий требованиям EEC R49-03 (Euro 3), без электронного управления или технологии EGR. Планы выхода на западноевропейский рынок также означали, что серия двигателей Cummins ISBe была установлена ​​в качестве опции, поскольку этот двигатель сделал автомобиль более востребованным на рынке. Первоначально доступен с двигателем Cummins ISBe 150 30 мощностью 150 л.с., произведенным Cummins Engine Company в Дарлингтоне, Великобритания. Этот двигатель также был доступен в версии с пониженной мощностью 130 л.с., а в 2003 году также была запущена версия мощностью 170 л.с. Двигатель Cummins с плоской кривой крутящего момента продемонстрировал хороший расход топлива и лучшую производительность в длительных поездках. С момента запуска серия D была доступна с пятиступенчатой ​​коробкой передач ZF S5-42, а шестиступенчатая коробка передач с тросовым переключением ZF S6-850 была запущена в качестве совместимой коробки передач. с двигателем Cummins мощностью 170 л.с. Модель D75 (полная масса 7,5 т) оказалась особенно популярной в Великобритании и Ирландии.

Собственность Ашока Лейланда

К 2004 году продолжающиеся убытки на заводе означали, что поглощение было неизбежным для его выживания. Чешская инвестиционная компания Odien начала переговоры о покупке 50,2% пакета акций Daewoo Steyr BV - процесс завершился в начале 2005 года. Odien провел полную физическую и финансовую реструктуризацию компании, в результате которой подразделение грузовых автомобилей сократилось со 120 зданий на участок площадью 88 га (220 акров) с четырьмя зданиями на 4 га (9,9 акра). В рамках реструктуризации производство двигателя Daewoo Avia D432-100 было остановлено. Во время владения Odien бренд Avia был повторно представлен с новым логотипом, и началась разработка моделей, соответствующих стандарту Euro IV, и новой модели D120 12 т gvm. После переговоров с несколькими зарубежными производителями Odien продал бизнес-подразделение по производству грузовиков Ashok Leyland из India в октябре 2006 года.

Avia D 120

Avia начала новую эру после получение. Образована новая компания «Авиа Ашок Лейланд Моторс СРО (ААЛМ)». Продажи в 2006 году достигли 650 единиц. Спрос на продажу оставался высоким на внутреннем рынке, а также в Великобритании, Испании, Венгрии и Ирландии. В 2006 году в Ирландии Avia занимала 16% рынка в своем сегменте. В 2006 году были выпущены новые модели Cummins мощностью 160 и 185 л.с., соответствующие стандарту Euro IV, и D120, последний с полной массой до 22000 кг для работы на дышле.

В 2007 году в сотрудничестве с Tanfield Group из Великобритании была представлена ​​«электрическая Avia», при этом AALM поставляет шасси с кабиной без двигателей, коробки передач и другие компоненты дизельных грузовиков дочерней компании Tanfield Smith Electric Vehicles для полностью электрического грузовика Smith Newton. Это было успешное сотрудничество с поставкой грузовиков без двигателя, составляющих большую часть продаж Avia. Сотни грузовиков Smith Electric с шасси и кабинами из Праги сейчас используются в США.

Запуск стандарта Euro V в 2009 году привел к дальнейшему увеличению выходной мощности, с доступными вариантами четырехцилиндрового двигателя Cummins ISBe Euro V мощностью 185 и 207 л.с. Диапазон веса по-прежнему составлял от 6 до 12 тонн gvw.

2010 и 2011 годы были периодами успеха бренда как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Ашок Лейланд помог Avia не только преодолеть кризис 2008–2009 годов, но и в совместных проектах открыл новые рынки. В результате Avia превратилась из местного производителя грузовиков для Центральной и Восточной Европы в глобальный бренд. Avia продавалась в Европе, США, Ближнем Востоке, Азии, Аргентине и России. Электрогрузовики Смита продавались в Великобритании и США, где правительство тогда продвигало покупку электрифицированных транспортных средств за счет финансовых субсидий.

Avia хорошо себя чувствует в России благодаря совместному производству небольших автобусов в России. партнерство с Волгабус. Российская версия, получившая название «Ритмикс», была запущена в октябре 2011 года. Прототип восьмиметрового автобуса, разработанного для Европейского Союза, планировалось представить позже, но этого не произошло.

В 2013 году Ашок Лейанд закрыл производство в Чехии и перенес его в Индию. Там он продолжал производить автомобили на базе кабин Avia, которые были названы Ashok Leyland Boss и Ashok Leyland Guru.

Avia D 90 Initia

владение чехословацкой группой

В апреле 2016 года чехословацкая группа, базирующаяся в Острава купила Авиа у Ашока Лейланда. Avia больше не будет производиться в Летнянах, но в промышленной зоне в Пршелоуч.

Avia запустила новую модельную линейку Avia D Initia в сентябре 2017 года. Средние грузовики соответствуют классу выбросов Евро VI и включают четырехцилиндровые моторы Cummins ISB 4.5l (150, 180 и 210 л.с.). Компания хочет производить около 360–400 грузовиков в год.

Гоночные автомобили
1956 Avia 750 MKIII

В 1956 и 1957 годах Avia произвела небольшую серию из двенадцати (или пятнадцати) легких автомобилей. полностью изготовлен из алюминиевого листа. Автомобили имеют одно центральное сиденье водителя и рулевую колонку спереди и два задних сиденья, сдвижную кабину для доступа и установленный сзади двухцилиндровый двигатель с таким же рабочим объемом, как у 350cc Jawa двигатель мотоцикла, но это была совершенно другая разработка. Двигатель производил 15 л.с. (11 кВт). Сохранились по крайней мере 3 экземпляра этого автомобиля: номер 3, 6 и 10. Последний из них был угнан и перемещен в Словакию (район Бардейова, с новой регистрацией в SK).

monoposto streamliner Avia 750 MKIII - это новая разработка с 4-тактным двигателем BMW 750cc. Этот автомобиль был построен в Чехословакии в 1956 году, он отличается прекрасной аэродинамикой и весит всего 400 кг. В 1980-х машина появилась в западногерманском музее, в 1987 году машина была продана и отправлена ​​в Лос-Анджелес, год спустя она была продана на аукционе за Новая Зеландия, затем она была куплена компанией в Редмонде, Вашингтон. В 2010 году автомобиль был куплен компанией Symbolic Motor Car Company в Сан-Диего за 149 000 долларов.

Самолет
Avia B-534

До Второй Мировой Война компания производила гражданские и военные самолеты, в том числе Avia BH-1, Avia BH-21, Avia B-534 и Avia B- 71 (Советский по лицензии Туполев С.Б. ).

Во время Второй мировой войны Avia было приказано построить истребитель Messerschmitt Bf 109 G. После войны Avia продолжила производство под названием Avia S-99, но вскоре у нее закончились правильные двигатели Daimler-Benz DB 605 . Поэтому он заменил двигатель и пропеллер Junkers Jumo 211, разработанные для бомбардировщика Heinkel He 111, и переименовал самолет в Avia S-199.

Avia S-199

S-199 был первым истребителем, полученным ВВС Израиля для использования во время Войны за независимость. Чехословацкие летчики прозвали его Мезек («Мул»), в то время как в Израиле он был известен как Мессер («нож» на немецком языке и идиш ) или Сакин («нож» на иврите) или просто назывался Мессершмитт.

Но С-199 был проблемным самолетом, непопулярным среди его пилотов. Двигатель Jumo был тяжелее и менее отзывчив, чем агрегат Daimler-Benz. Крутящий момент большого гребного винта с лопастями затруднял управление. В сочетании с узкоколейной ходовой частью 109-го это также делало посадку и взлет более опасными. Кроме того, синхронизатор, похоже, не работал должным образом, что привело к тому, что несколько израильских самолетов взорвали свои собственные пропеллеры.

Также во время войны Германия построила в Чехословакии заводы по производству реактивного истребителя Messerschmitt Me 262. Фабрики пережили войну в целости и сохранности, поэтому после войны производство продолжилось как Avia S-92.

Первый S-92 был построен в Летнянском научно-исследовательском институте в 1945 году с планером компании Avia и двумя двигателями из ремонтных мастерских в Малешицах. Юнкерс разработал двигатели как Jumo 004, а чехи переименовали их в M-04). Первый полет S-92 состоялся 27 сентября 1946 года под управлением главного пилота Avia Антонина Крауса. В том же году, 10 декабря, CS-92 впервые взлетел.

Поставка первого S-92 в ВВС Чехословакии состоялась 6 февраля 1948 года. Всего было изготовлено 12, девять S-92 и три CS-92, оснащенных 5-м истребительным звеном, пока они не были основанный для использования в качестве учебного планера в 1951 году.

К тому времени, когда Югославия проявила интерес к покупке S-92, Avia собиралась закрыть производственную линию, чтобы освободить место для более новых моделей. современный самолет. Когда Авиа получила лицензию на производство Микояна-Гуревича МиГ 15 Фагот (Яковлев Як 23 Флора, как С-101 уже делали), производственные линии С-92 были разобраны.

Авиа S-92 (A-1a) и Avia CS-92 (B-1a) находятся в Пражском музее авиации в Кбелы.

Позднее Avia сделал В-33, который является лицензированным Ильюшин Ил-10, и Авиа 14, который является лицензионным Ильюшин Ил-14 авиалайнером, способным перевозить 42 пассажиры. Avia 14 стал самым большим самолетом, когда-либо созданным в Чехословакии.

Производство самолетов прекратилось в 1960 году, и в течение нескольких лет для других чехословацких и иностранных производителей производились только авиадвигатели и воздушные винты.

Список самолетов

  • Avia BH-1 ( 1920) Одномоторный моноплан, двухместный туристический самолет, построен один
  • Avia BH-2 (1921) Одноместный туристический самолет-моноплан, построен один
  • Avia BH-3 (1921) Разработка истребителя BH-2
  • Avia BH-4 (1922) Разработка BH-3 с более мощным двигателем, построенный один
  • Avia BH-5 (1923) Одномоторный двухместный моноплан туристический самолет, построен один
  • Avia BH-6 (1923) Одноместный одноместный истребитель-биплан, построен один
  • Avia BH-7 (1923) Одноместный одноместный крыло-зонтик истребитель / гонщик, два построено
  • Avia BH-8 (1923) Разработка BH-6, построен один
  • Avia BH-9 (1923) Разработка BH-5
  • Avia BH-10 (1924) Разработка одноместного спортивного самолета BH-9
  • Avia BH-11 (1923) Разработка двухместного BH-9 спортивный самолет
  • Avia BH-12 (1924) Разработка BH-9 со складывающимся крылом
  • Avia BH-16 (1924) Очень легкий одномоторный туристический одноместный моноплан
  • Avia BH-17 (1924) Одноместный одноместный истребитель-биплан
  • Avia BH-19 (1924) Разработка BH-3, построено два
  • Avia BH-20 (1924 г.)) Одномоторный двухместный учебно-боевой самолет-биплан
  • Avia BH-21 (1925) Одномоторный одноместный истребитель-биплан / гоночный самолет
  • Avia BH-22 (1924) Одномоторный двухместный учебно-тренировочный самолет; разработан на основе BH-21
  • Avia BH-23 (1926) Ночной истребитель Развитие BH-21 и BH-22, построено два
  • Avia BH-25 (1926) Одномоторный семиместный пассажирский транспортный самолет-биплан
  • Avia BH-26 (1927) Одномоторный двухместный самолет-биплан-разведчик
  • Avia BH-27 (конец 1920-х) Одномоторный четырехместный транспортный самолет-моноплан с высоким крылом. Не строился
  • Avia BH-28 (1927) Одномоторный двухместный самолет-биплан-разведчик, построен один
  • Avia BH-29 (1927) Одномоторный двухместный учебно-тренировочный самолет-биплан
  • Avia BH-33 (1927) Одноместный одноместный истребитель; разработка BH-21 с более мощным двигателем
  • (1929) Проект трехмоторного высокопланетного почтового / транспортного самолета
  • Avia BH-39 / F.39 (1929) Чехословацкая адаптация бомбардировщика Fokker F.IX, трехпоршневой высокоплан
  • Avia BH-133 Разработка BH-33 с радиальным двигателем Pratt Whitney Hornet
  • Avia B-34 (1932) Одномоторный одноместный истребитель-биплан
  • Avia B-234 (1932) Одноместный одноместный истребитель-биплан (только прототип)
  • Avia B-534 (1933) одноместный одноместный истребитель-биплан
  • Avia B-51 (1933) Трехмоторный шести пассажирский транспортный самолет
  • Avia B-122 (1934) Одноместный одноместный биплан-пилотажный самолет
  • Avia B-71 (1934) Чехословацкая версия советского Туполева СБ 2М-100А, двухмоторный моноплан-бомбардировщик
  • Авиа Б-156 (1934) Одномоторный шести пассажирский транспортный самолет, только прототип
  • Авиа Б-57 ( 1935) Трехмоторный 14-ти пассажирский транспортный самолет
  • (1936) Двухмоторный средний / тяжелый моноплан со средним крылом. Проект бомбардировщика
  • Avia B-35 (1938) Одномоторный истребитель-моноплан
  • Avia B-58 (1938) Двухмоторный средний бомбардировщик, преобразованный в B-158
  • Avia B- 158 (1938) Двухмоторный легкий бомбардировщик, только прототип
  • Avia B-135 (1939) Серийный вариант B-35 с металлическим крылом

Послевоенный самолет

  • Avia S-99 (1945) Послевоенное производство в Чехословакии немецкого одномоторного истребителя Bf 109G
  • Avia VR-1 (1945) Послевоенное производство в Чехословакии немецкого вертолета Focke-Achgelis Fa 223 Drache
  • Avia S-92 (1946) Чехословацкая серийная версия немецкого Me 262, двухреактивного одно- или двухместного истребителя
  • Avia S-199 (1947) Разработка С-99 с другим двигателем и винтом
  • Авиа 14 (1950) Чехословацкая версия советского Ил-14, двухмоторный авиалайнер
  • Авиа Б-33 (1951) Чехословацкая серийная версия Советского Ильюшин Ил- 10, одномоторный двухместный низкорамный штурмовик
  • Avia B-228 C Захословацкая версия советского Ил-28, средний бомбардировщик
  • Avia S-105 Чехословацкая версия советского МиГ-19С «Микоян-Гуревич»

.

См. также
  • flag Чешский портал
  • Авиационный портал

Связанные списки

Ссылки
Внешние ссылки
Викискладе есть материалы, связанные с Avia (компания).
Последняя правка сделана 2021-06-12 19:59:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте