Самоуправляемые социальные центры, также известные как автономные социальные центры, представляют собой самоорганизованные общественные центры, в которых антиавторитаристы осуществляют добровольную деятельность. Эти автономные пространства, часто в многоцелевых местах, связанных с анархизмом, могут включать велосипедные мастерские, информационные магазины, библиотеки, бесплатные школы, бесплатные магазины, места для встреч и концертные площадки. Они часто сами по себе становятся политическими деятелями.
Центры находятся по всему миру, например, в Италии, США и Великобритании. Они вдохновлены различными левыми движениями, включая анархизм и целенаправленные сообщества. Они поселяются на корточках, арендуются или находятся в совместной собственности.
Самоуправляемые социальные социальные центры различаются по размеру и функциям в зависимости от местного контекста. Использование может включать в себя информационный магазин, радикальный книжный магазин, ресурсный центр, предлагающий советы, кабинет, кафе, бар, доступное место для концертов, независимый кинотеатр или жилищный кооператив. Эти социальные центры не только предоставляют пространство для деятельности, но и могут выступать в качестве действующих лиц в противодействии таким местным проблемам, как джентрификация или мегапроекты. Наряду с лагерями протеста, социальные центры - это проекты, в которых создается и реализуется общественное достояние.
Западные анархисты давно создали анклавы, в которых они могли жить своими социальными принципами неавторитаризма, взаимопомощи, подарков и веселья в микрокосме. Некоторые из этих общественных мест включают в себя профсоюзы Wobbly (1910-е, 1920-е), общественные центры Барселоны во время Испанской революции и общественные центры, расположенные на корточках с 1960-х годов. Они разделяют родословную с радикальными интенциональными сообществами, которые периодически появлялись на протяжении всей истории и иногда называются временными автономными зонами или «свободными пространствами», в которых контргегемонистское сопротивление может формировать аргументы и тактику. Анархисты вне традиций классовой борьбы и активизма на рабочем месте вместо этого организуются через автономные пространства, включая социальные центры, сквоты, лагеря и мобилизации. Хотя эти альтернативные институты, как правило, преходящи, их сторонники утверждают, что их идеи согласованы между воплощениями и что временные институты не позволяют правительственным силам легко подавлять их деятельность.
Свободное или автономное пространство определяется как место, независимое от доминирующих институтов и идеологий, сформированное вне стандартных экономических отношений и способствующее самостоятельной свободе через самообеспечение. Эти неиерархические правила поощряют экспериментальные подходы к организации, разделению власти, социальному взаимодействию, личному развитию и финансам. Социальные центры можно размещать на корточках, сдавать в аренду или совместно владеть. Они в основном находятся на самообеспечении за счет волонтеров и часто закрываются из-за выгорания и сокращения участия, особенно если свободное время участников сокращается по мере изменения их экономических условий.
С 1980-х годов молодые итальянцы содержали самоуправляемые социальные центры ( centri sociali), где они собирались, чтобы работать над культурными проектами, слушать музыку, обсуждать политику и делиться базовой жизненной информацией. Эти проекты часто сквотируются и известны как Centro Sociale Occupato Autogestito (CSOA) (самоуправляемые социальные центры на корточках). К 2001 году в заброшенных зданиях, таких как бывшие школы и фабрики, было около 150 социальных центров. Эти центры действуют вне государственного и рыночного контроля и имеют оппозиционные отношения с полицией, которые консервативные СМИ часто изображают как магниты для преступности и противоправного поведения. Итальянские культурные центры иногда финансировались городскими культурными программами.
В Соединенных Штатах самоуправляемые социальные центры в основном принимают форму инфошопов и радикальных книжных магазинов, таких как Bluestockings в Нью-Йорке и Red Emma's в Балтиморе. С 1990-х годов североамериканские анархисты создали общественные центры, информационные магазины и свободные пространства для развития альтернативных культур, экономики, средств массовой информации и школ в качестве контркультуры с этикой «сделай сам». Эти социальные пространства, в отличие от региональных интенциональных сообществ середины века, часто стремятся интегрировать свое сообщество с существующим городским кварталом вместо того, чтобы полностью «выпадать» из общества в сельские коммуны.
Возвышение социальных центров в Соединенном Королевстве как центров культурной деятельности и политической организации было главной особенностью радикальной и анархистской политики региона. Например, клуб 1 из 12 в Брэдфорде предлагает кафе, детскую игровую площадку, бар, информационный магазин, большие конференц-залы и концертные залы.
Инфошопы - это многофункциональные пространства, которые распространяют альтернативные СМИ и предоставляют форум для альтернативных культурных, экономических, политических и социальных мероприятий. Индивидуальные информационные магазины различаются по функциям, но могут включать небольшую библиотеку или читальный зал и служить центром распространения как бесплатных, так и платных / розничных альтернативных СМИ, особенно СМИ с революционной анархистской политикой. Хотя информационные магазины могут служить своего рода общественной библиотекой, они предназначены для удовлетворения информационных потребностей своих пользователей, а не для конкуренции с публичной библиотекой или существующими информационными центрами. Для альтернативных издателей и групп активистов, infoshops может предложить недорогие копировально - множительные услуги для сделай сам публикаций, а также обеспечить почтовый адрес доставки почты для тех, кто не может позволить себе почтовый ящика или получать почту на засквотированный адрес. В 1990-х доступные инструменты варьировались от простых копировальных аппаратов до настольных издательских программ. Помимо этих функций печатной публикации, инфошопы также могут проводить встречи, обсуждения, концерты или выставки. Например, по мере того, как в 1990-х годах активистское видео росло, в инфошопах показывали фильмы и устраивали дискуссионные группы, которые, в свою очередь, поощряли дискуссии и коллективные действия. Информационный магазин пытается предложить пространство, где люди могут публиковаться без ограничений основной прессы и обсуждать альтернативные идеи, не стесняясь гомофобией, расизмом и сексизмом.
Информационные магазины, организованные политическими активистами, часто являются независимыми, ненадежно самофинансируемыми и не связаны с какой-либо организацией или советом. Они тоже часто укомплектованы добровольцами из числа добровольцев, выбранных ими самими, и, подобно анархистским СМИ, которые они распространяют, работают с недорогими, заимствованными или пожертвованными ресурсами, такими как бывшие в употреблении компьютеры и мебель. В результате инфошопы и другие второстепенные учреждения часто недолговечны, с минимальным доходом для оплаты их краткосрочной аренды на арендованных витринах. Инфошопы иногда сочетают в себе функции других альтернативных заведений: вегетарианские кафе, независимые музыкальные магазины, головные магазины и альтернативные книжные магазины. Но прежде всего инфошопы распространяют информацию, выступая в качестве библиотеки, архива, дистрибьютора, продавца и центра неформальной и эфемерной сети альтернативных организаций и активистов.
Панорамный вид на интерьер Центра Люси Парсонс в Бостоне, США.Анархисты, стремящиеся к свободе от догм, считают, что людей нельзя социализировать, принимая авторитет или догму как часть их образования. В отличие от традиционных школ, бесплатные анархистские школы представляют собой автономные неиерархические пространства, предназначенные для образовательного обмена и обмена навыками. У них нет критериев приема или подчиненных отношений между учителем и учеником. Бесплатные школы следуют слабо структурированной программе, которая направлена на то, чтобы бросить вызов доминирующим институтам и идеологиям в условиях неиерархического разделения власти и создать прототип более справедливого мира. Занятия проводятся волонтерами в самоуправляемых социальных центрах, общественных центрах, парках и других общественных местах.
Бесплатные школы следуют в анархистской образования линии с испанского анархиста Франсиско Феррера «s Эскуэла Модерна и в результате современного школьного движения в начале 1900 - х годов, через преимущественно американского бесплатного школьного движения 1960 - х годов. Американский анархист Пол Гудман, видный деятель этого последнего движения, выступал за то, чтобы маленькие школы для детей размещались на витринах магазинов и чтобы город использовался как классная комната.
В одном примере, бесплатная школа в Торонто выросла из закрытия антикультурного общественного кафе с открытием анархистского свободного пространства. Он стремился поделиться идеями о том, как создать антиавторитарные социальные отношения через серию классов. Все были приглашены делать предложения и посещать занятия, темы которых включали: песни о любви 1920-х годов, альтернативную экономику, уличное искусство и насилие в отношении женщин, хотя самые продолжительные занятия представляли анархизм и связанные с ним политику синдикализма и либертарианского социализма. Преподаватели курса служили фасилитаторами, предоставляя тексты и поощряя участие, а не в качестве лекторов сверху вниз. На свободном пространстве также проходили художественные мероприятия, вечеринки и форумы. Другие инициативы были недолговечными или нереализованными, например, библиотека для анемичных ссуд и стол для товаров, бывших в употреблении. Другая бесплатная школа в Ноттингеме нашла уроки, ориентированные на разделение навыков, с более традиционной педагогикой, более популярными, чем занятия по радикальному образованию.
Как и в случае с бесплатными школами, проекты бесплатных университетов реализуются из университетских городков, наиболее известных в Европе. Организованные добровольными студенческими коллективами участники этих инициатив экспериментируют с процессом обучения и не призваны заменить традиционный университет.