Автомобильное производство является важной отраслью в Россия, в которой непосредственно занято около 600 000 человек или 1% от общей численности рабочей силы страны. В 2018 году Россия произвела 1767674 автомобиля, заняв 13-е место среди стран-производителей автомобилей в 2018 году, и на ее долю пришлось 1,8% мирового производства. Основными местными брендами являются производители легковых автомобилей АвтоВАЗ и ГАЗ, а КамАЗ - ведущий производитель тяжелых автомобилей. Одиннадцать иностранных автопроизводителей имеют производственные предприятия или строят свои заводы в России.
Российская Империя имела долгую историю развития машин. Еще в восемнадцатом веке Иван Иванович Ползунов сконструировал первую в мире двухцилиндровую паровую машину, а Иван Петрович Кулибин создал транспортное средство с двигателем, имеющее маховик, тормоз, коробку передач и роликовые подшипники. Одна из первых в мире гусеничных машин была изобретена Федором Александровичем Блиновым в 1877 году. В 1896 году Яковлевский моторный завод и вагоностроительный цех Фрезе изготовили первый российский бензиновый двигатель. автомобиль, Яковлев и Фрезе.
Рубеж девятнадцатого и двадцатого веков ознаменовался изобретением самого раннего русского электрокара, получившего прозвище «Кукушка », который был создан инженером Ипполитом Васильевичем Романовым в 1899 году. Также Романов построил аккумуляторно-электрический омнибус. В годы, предшествовавшие Октябрьской революции 1917 года , в России производилось все больше автомобилей Руссо-Балт и других транспортных средств, состоялся первый автосалон в 1907 году, и были автолюбители, которые успешно участвовали в международные автоспорт. Автомобиль Руссо-Балт занял 9-е место в Ралли Монте-Карло 1912 года, несмотря на экстремальные зимние условия, которые угрожали жизни водителя и механика на пути из Санкт-Петербурга. -Петербург, 2-е место в ралли Сан-Себастьян, в 1913 году преодолело более 15000 км в Западной Европе и Северной Африке. Водителем автомобиля был Андрей П. Нагель. награжден лично Императором Николаем II за повышение престижа отечественной автомобильной марки.
К 1915 году в России было построено около 1000 автомобилей. Импортные автомобили значительно превышали внутреннее производство, причем на долю последнего приходилось менее 10% от общего объема запасов к 1914 году.
В феврале 1916 года царское правительство выделило средства на строительство шести автомобильных заводов: АМО в Москве, Русско- Балт в селе Фили, Государственный завод боевых самоходных машин (КЗВС) в Мытищах, Русский Renault в Рыбинск, Аксай в Нахичевань-на-Дону, и Лебедев в Ярославле. Ни один из заводов не был построен до Октябрьской революции.
После 1917 года Октябрьской революции, Руссо - Балт был национализирован 15 августа 1918 года и переименован новым руководством в Промброн. Компания продолжила производство автомобилей Руссо-Балт и запустила новую модель 8 октября 1922 года, в то время как AMO построила грузовики FIAT 15 Ter по лицензии и выпустила более современный грузовик на базе FIAT, разработанный командой конструкторов AMO, AMO-F- 15. В 1924–1931 годах было построено около 6000–6 500 F-15.
В 1927 году инженеры из Научного автомобильно-моторного института (НАМИ) создали первый оригинальный советский автомобиль НАМИ- I, который производился в небольших количествах на Московском автомобильном заводе «Спартак» в период с 1927 по 1931 год. В 1929 году из-за быстро растущего спроса на автомобили и в сотрудничестве со своим торговым партнером Ford Motor Company Верховный Совет народного хозяйства учредил ГАЗ. Годом позже в Москве был основан второй автомобильный завод, который после Второй мировой войны стал одним из крупнейших советских автомобилестроительных предприятий и получил всенародную известность под названием Москвич <460.>В начале 1960-х годов был выпущен Москвич 408, задуманный как автомобиль эконом-класса, который распространял бы использование автомобилей среди населения. Другие производители, такие как МЗМА, ГАЗ и ЗАЗ, предлагали различные автомобили, предназначенные для массового рынка. Советское правительство решило построить еще более крупный завод по производству автомобилей, который производил бы народные машины и помогал удовлетворить спрос на личный транспорт. Из соображений рентабельности было решено производить машину на базе существующей современной иномарки. После рассмотрения нескольких вариантов, был выбран Fiat 124 из-за его простой и прочной конструкции, простоты изготовления и ремонта.
Завод был построен всего за 4 года (1966–1970) в небольшом городке, который позже вырос до более чем полумиллиона жителей и был переименован в Тольятти в память о Пальмиро Тольятти. В то же время в городе Ижевск в составе Ижевского механического завода по инициативе министра обороны был создан автомобильный завод Ижмаш.>И в целях увеличения общего производства автомобилей в СССР. Выпускались Москвичи и хэтчбеки комби на базе Москвича. КАМАЗ, крупнейший в Европе завод тяжелых грузовиков, был построен в Набережных Челнах, а ГАЗ, ЗИЛ, УралАЗ, КрАЗ, МАЗ, БелАЗ и заводы продолжали выпускать другие типы грузовиков.
К началу 1980-х годов советский автопром состоял из нескольких основных заводов, выпускавших автомобили для различных сегментов рынка. В конце 1987 года отрасль произвела 2 миллиона автомобилей, что удовлетворило 45% внутреннего спроса.
В начале 1990-х годов российский автомобильный рынок резко расширился, во многом благодаря резкое снижение импортных пошлин, так что к 1993 г. импортные автомобили иностранного производства составили 49% всех продаж. В то же время российские автопроизводители были интегрированы в рыночную экономику и сразу же пострадали от кризиса из-за потери финансовой поддержки, экономических потрясений, преступной деятельности и ужесточения конкуренции на внутреннем рынке в 1990-е годы.
Основными отечественными производителями в начале 1990-х были АвтоВАЗ, АЗЛК, ИжАвто, ГАЗ и УАЗ. Некоторые из них, например АвтоВАЗ, обратились к сотрудничеству с другими компаниями (например, GM-АвтоВАЗ ), чтобы получить значительные капиталовложения и преодолеть кризис.
К 1993 году общий объем производства был на 14% ниже уровня 1990 года. Снижение продаж Lada в течение 1990-х годов и ужесточение требований Европейского союза к выбросам привели к прекращению экспорта в Западную Европу к концу десятилетия. Lada демонстрировала особенно высокие продажи в Великобритании, достигнув пика в более чем 30 000 продаж в год в конце 1980-х годов, но не смогла оставаться конкурентоспособной с другими бюджетными брендами в течение следующих нескольких лет.
В 1996 году было продано 850 000 автомобилей. Поскольку спрос продолжал расти, репутация местных производителей в связи с низким качеством производства продолжала оказывать влияние. В 1996 году было подсчитано, что недавно приобретенный автомобиль АвтоВАЗа нуждался в ремонте на сумму 1-2 000 долларов, чтобы довести его до комфортного уровня безопасности.
Российский финансовый кризис 1998 года повлиял на отрасль, поскольку производители автомобилей перестали использовать импортные комплектующие из-за роста импортных цен. Тем не менее, в последующие годы отрасль быстро восстановилась.
В 1997 году производство автомобилей увеличилось на 13,2% по сравнению с 1996 годом и составило 981 000 автомобилей. АвтоВАЗ и УАЗ увеличили производство на 8,8 и 52 процента соответственно, а КамАЗ - вдвое. Общее производство грузовиков в России увеличилось на 7 процентов, достигнув 148 000 в 1997 году и 184 000 в 2000 году. Общее производство легковых автомобилей выросло с примерно 800 000 в 1993 году до более чем 1,16 миллиона в 2000 году, или 965 000 (969 235 согласно OICA ) за исключением коммерческих автомобилей.
На протяжении 1990-х годов отсутствие дилерского финансирования означало, что автомобили приходилось покупать за наличные.
В В начале 2000-х годов экономика России оправилась. Российские металлургические компании, добившись значительной прибыли на зарубежных рынках, стремились инвестировать в автомобильный сектор России. Сибирский алюминий изначально купил Павловский автобусный завод и накопил все увеличивающиеся доли владения в ГАЗ. В то же время Северсталь получила контроль над УАЗом.
В 2001 году Ford стал первым западным производителем, открывшим собственный сборочный завод в России, вложив 150 миллионов долларов в свой Всеволожск завод по производству Ford Focus, который на короткое время стал самым продаваемым автомобилем иностранного бренда в России.
В 2003 году на долю российских производителей приходилось более 90% производства автомобилей в России, либо под собственным брендом, либо в партнерстве с иностранной компанией. Шесть основных автомобильных групп: АвтоВАЗ, Группа СОК, Камаз, РусПромАвто, СеверстальАвто и . АЗЛК. В 2002 году иностранными производителями было собрано всего 11 000 автомобилей.
Макроэкономические тенденции были сильными, а рост доходов населения привел к резкому росту спроса, и к 2005 году российский автомобильный рынок пережил бум. В 2005 году было продано 1 446 525 новых автомобилей, в том числе 832 200 российских моделей и 614 325 иностранных.
В первом квартале 2005 года автомобили иномарок впервые в истории России (с учетом импорта бывших в употреблении) превзошли местные автомобили. Иностранные компании начали массово вкладывать средства в производство в России: количество иномарок, произведенных в Российской Федерации, выросло со 157 179 в 2005 году до 456 500 в 2007 году. Чтобы не отставать от конкуренции, местные бренды выпускали более современные модели, такие как Lada Kalina.
Стоимость российского рынка росла быстрыми темпами: 14% в 2005 г., 36% в 2006 г. и 67% в 2007 г., что сделало его самым быстрорастущим автомобильным рынком в мире к 2008 г. Иностранные компании начали стекаться на войти в Россию в 2000-х годах, рассматривая ее как локальное производственное предприятие и центр экспорта. Затраты на рабочую силу, материалы и энергию в России составляли лишь 1/6 по сравнению с затратами в Западной Европе.
Чтобы увеличить долю рынка автомобилей местного производства, правительство России приняло ряд протекционистских мер. меры и запущенные программы по привлечению иностранных производителей в страну. В конце 2005 г. российское руководство приняло закон о создании особых экономических зон (ОЭЗ) с целью поощрения инвестиций иностранных автомобильных компаний. Преимущества работы в особых экономических зонах включают налоговые льготы, освобождение от налогов на активы и землю, а также защиту от изменений налогового режима. Некоторые регионы также оказывают серьезную поддержку крупным инвесторам (более 100 миллионов долларов). К ним относятся Санкт-Петербург / Ленинградская область (Toyota, GM, Nissan) и Калужская область (VW). Калуга особенно успешна в привлечении иностранных компаний, как и Калининградская область.
Автомобильная промышленность России сильно пострадала от рецессии конца 2000-х. Производство легковых автомобилей упало с 1 470 000 единиц в 2008 году до 597 000 единиц в 2009 году. Производство грузовых автомобилей упало с 256 000 до 91 000 единиц за тот же период.
В конце 2008 года правительство России ввело протекционистские меры на сумму 5 миллиардов долларов. улучшить ситуацию в отрасли. Это включало 2 миллиарда долларов в виде финансовой помощи проблемным компаниям и 3 миллиарда долларов в виде кредитов для покупателей российских автомобилей. Премьер-министр Владимир Путин назвал этот шаг жизненно важным для сохранения рабочих мест. Тарифы на импортные иномарки и грузовики повышены минимум до 50% и увеличиваются до 100%. Тарифы привязаны к объему двигателя автомобиля. Повышение пошлин привело к протестам в городах России, особенно во Владивостоке, где ввоз японских автомобилей является важным сектором экономики города. Чтобы компенсировать убытки владивостокского бизнеса, премьер-министр Путин приказал автомобилестроительной компании Sollers перенести один из своих заводов из Москвы во Владивосток. Переезд был завершен в 2009 году, и сейчас на заводе работает около 700 местных жителей. В 2010 году во Владивостоке планировалось произвести 13 200 автомобилей.
Самой эффективной антикризисной мерой, принятой правительством России, стало введение в марте 2010 года схемы утилизации автомобилей. По схеме покупатели новых автомобилей могли получить субсидию в размере до 600 000 рублей (20 000 долларов США). В результате продажи крупнейшего российского автопроизводителя АвтоВАЗ во втором квартале 2010 года выросли вдвое, и компания вернулась к прибыли.
К концу 2010 года, автомобильное производство вернулось на докризисный уровень. Девять из десяти самых продаваемых моделей в России в 2010 году были отечественного производства, в том числе автомобили АвтоВАЗа Lada. За первые 7 месяцев 2010 года продажи автомобилей Lada выросли на 60%, корейская KIA сообщила о скачке на 101%, а продажи Chevrolet выросли на 15%.
В 2010 году Россия заняла 15-е место в мире. производитель автомобилей. Российская автомобильная промышленность в настоящее время (по состоянию на 2010 год) составляет около 2% мирового производства автомобилей.
Доля рынка автомобилей российских брендов упала до 34% в 2010 году и до 21% в 2012 году. Со временем рыночная доля иномарок, произведенных в России, продолжала расти, достигнув 45% в 2012 году. Импортные автомобили составляют значительную часть российского автомобильного рынка: в 2014 году они составляли 27% легковых и 46% грузовых автомобилей.
Экономический кризис 2014 года привел к новому падению объемов продаж и производства автомобилей и снизил прогнозы относительно будущего роста.
Количество автомобилей на дорогах России достигло 40 629 200 в 2016 году. На автомобили Lada приходилось 34,6% от общего объема, по сравнению с 41,6% пятью годами ранее. Почти половина этих автомобилей была старше десяти лет, и самой популярной моделью оставалась классическая Lada Riva.
Российская автомобильная промышленность может можно разделить на четыре типа компаний: производители местных брендов, иностранные производители оригинального оборудования, совместные предприятия и российские компании, производящие иностранные бренды. В 2008 году в России насчитывалось 5 445 компаний, производящих автомобили и сопутствующее оборудование. Объем производства и продаж составил 1513 млрд руб.
Автомобили с дизельными двигателями не пользуются популярностью в России, составляя всего 7,6% от всех продаж по состоянию на 2015 год против половины от рынок в большей части Западной Европы. По состоянию на 2016 год в России насчитывается 145 000 автомобилей , работающих на природном газе, или 0,3% от всех автомобилей в стране. Продажа этилированного бензина была запрещена в 2003 году.
Четыре самых популярных автомобиля в России в 2009 году были все модели АвтоВАЗа. Возглавляет список экономичный автомобиль Lada Priora с 84 779 проданными экземплярами. Lada Samara заняла второе место с 77 679 проданными в России автомобилями, а классическая Lada 2105/2107 была третьей с продажами 57 499 единиц. Ожидалось, что Lada 2105 значительно увеличит продажи после запуска программы утилизации автомобилей в марте 2010 года. Более дорогая Lada Kalina была четвертой по объему продаж в России в 2009 году, продав в этом году 52 499 единиц.
В секторе легких коммерческих автомобилей фургон ГАЗель производства ГАЗ был очень популярен, заняв долю рынка в 49% в 2009 году и продав 42 400 единиц. Журнал объявил ГАЗель самым успешным автомобилем 2009 года на российском автомобильном рынке.
Крупнейшее предприятие автомобильной промышленности России - АвтоВАЗ, расположенное в городе Тольятти. В настоящее время в нем работает более 130 000 человек, а модели Lada доминируют на российском авторынке. На модели АвтоВАЗа приходится около 50% всего производства автомобилей в России.
Российские автопроизводители представлены двумя ассоциациями: АСМ-холдинг (АСМ-холдинг) и Объединением автопроизводителей России (Объединением автопроизводителей России). 254>
Второй по величине производитель автомобилей в России - Автотор, расположенный в Калининградской области. Автотор выполняет крупноузловую, крупноузловую сборку или сборку в полном цикле иностранных моделей, таких как BMW, Kia, General Motors 'Cadillac и Chevrolet автомобили. В 2009 году «Автотор» произвел 60 000 автомобилей, что составило 10% от общего объема производства автомобилей в России.
«Автофрамос», третий по величине производитель автомобилей, в 2009 году произвел 49 500 автомобилей. Завод расположен в юго-восточной части города. Москвы. Автофрамос - совместное предприятие французской Renault и мэрии Москвы, но контрольный пакет акций принадлежит Renault. Компания производит модели Renault Logan и Renault Sandero. Удельный вес комплектующих российского производства составляет 54%. Ожидается, что к 2012 году этот показатель вырастет до 74%.
Четвертым и пятым по величине автопроизводителями в России являются Volkswagen и Ford соответственно. Всего на пятерку крупнейших компаний отрасли приходится 80% всех производимых в России автомобилей. В 2016 году Hyundai Solaris стал первым автомобилем иностранного бренда, который стал самым продаваемым автомобилем в стране с момента начала статистики продаж в 1970 году.
В секторе тяжелых транспортных средств крупнейшей компанией является производитель грузовиков КамАЗ. Это также одна из крупнейших компаний автомобильной промышленности России. Всего в 2010 году КаМАЗ реализовал 32 293 грузовика; 28 254 в России и 4039 в зарубежных странах.
Еще одна очень важная компания - ГАЗ, которая, помимо прочего, производит фургоны, грузовики и автобусы. Самый популярный продукт - фургон ГАЗель, доля которого на рынке легких коммерческих автомобилей составляет 49%. В 2009 году компания выпустила улучшенную версию - ГАЗель Бизнес.
В автобусном секторе Автобусный дивизион Группы ГАЗ занимал 77% рынка. В 2009 году было продано 6 169 автобусов малого класса, 1806 автобусов среднего класса и 1156 автобусов большого класса.
Крупнейший производитель тракторов в России и одна из крупнейших машиностроительных компаний в мире Концерн «Тракторные заводы », расположенный в Чебоксарах. В компании работает около 45 000 человек.
Бренд Marussia, производимый Marussia Motors, стал первым современным спортивным автомобилем и первым суперкар российского производства. Запуск Marussia B1 состоялся 16 декабря 2008 года в Новом Манежном зале Москвы. 10 сентября 2010 года в Москве открылся первый автосалон Marussia Motors. Руководил компанией Marussia Motors Николай Фоменко, известный российский шоумен, певец, актер и гонщик. Его компания приобрела «значительную долю» в команде Virgin Racing Формулы-1, которая с 2011 года была переименована в Marussia Virgin Racing. Эта команда должна стать первой российской командой в Формуле-1. Marussia Motors объявила о банкротстве и прекратила как поддержку своей команды Формулы 1, так и общую торговлю в 2014 году.
Еще одним недолговечным проектом был Yo-mobile, городской автомобиль который мог сжигать как бензин, так и природный газ, и был подключен к паре электродвигателей. Автомобиль был представлен 13 декабря 2010 года в Москве, продукт совместного предприятия Яровит, производителя грузовых автомобилей, базирующегося в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург, Россия и инвестиционная группа «Онэксим», возглавляемая Михаилом Прохоровым, который был руководителем и финансистом проекта. В 2014 году весь проект был продан правительству России за символическую сумму, что свидетельствует об отказе от идеи. Никаких реальных автомобилей, кроме нескольких концепт-каров, никогда не производилось.
Автомобильная промышленность России является важным сектором экономики. В нем непосредственно занято 600 000 человек, и он поддерживает около 2–3 миллионов человек в смежных отраслях. Это политически очень важная часть экономики страны: во-первых, из-за большого количества занятых людей, а во-вторых, потому что многие граждане зависят от социальных услуг, предоставляемых автомобильными компаниями. Например, благополучие завода-гиганта АвтоВАЗ в Тольятти имеет огромное значение для города или региона Самарской области. Тольятти - типичный моногород, город, экономика которого зависит от одной компании. В 2009 году на заводе работало около 100 000 человек из 700 000 жителей города.
В 2009 году бывший Президент Дмитрий Медведев запустил программу модернизации Медведева, который направлен на диверсификацию российской сырьевой и энергетической экономики, превратив ее в современную высокотехнологичную экономику, основанную на инновациях. После этого автомобильная промышленность России оказалась в центре внимания из-за ее большого потенциала для модернизации.
Бывший премьер-министр и нынешний президент Владимир Путин проявляет личный интерес к автомобильной промышленности. В качестве символического жеста поддержки Путин в августе 2010 года совершил широко разрекламированную поездку по новому Амурскому шоссе, проехав 2165 километров на Lada Kalina Sport. Путин охарактеризовал автомобиль как «отличный, даже превзошедший все мои ожидания», а также похвалил его как «удобный» и «почти бесшумный». Мероприятие призвано продемонстрировать поддержку АвтоВАЗа, выходящего из серьезного экономического кризиса.
Десять ведущих производителей и моделей автомобилей на российском рынке по данным АЕБ по продажам за 2016 год. :
Рейтинг | Бренд | Продажи | Доля рынка |
---|---|---|---|
1 | Renault-Nissan. (включая АвтоВАЗ ) | 477279 | 33,5% |
- | АвтоВАЗ | 266,296 | 18,7% |
2 | VW Group | 156712 | 11,0% |
3 | Kia | 149,567 | 10,5% |
4 | Hyundai Group | 145,300 | 10,2% |
5 | Toyota Group | 118,685 | 8,3% |
6 | ГАЗ | 55,803 | 3,9% |
7 | УАЗ | 48,848 | 3,4% |
8 | Mercedes-Benz | 43,912 | 3,1% |
9 | Ford | 42,528 | 3,0% |
10 | General Motors | 31,737 | 2,2% |
Всего | 1,425,791 | 100% |
Рейтинг | Модель | Продажи | Группа |
---|---|---|---|
1 | Hyundai Solaris | 90,380 | Hyundai Motor Group |
2 | Lada Granta | 87, 726 | АвтоВАЗ |
3 | Kia Rio | 87662 | Hyundai Motor Group |
4 | Lada Vesta | 55174 | АвтоВАЗ |
5 | Volkswagen Polo | 47702 | Volkswagen Group |
6 | Renault Duster | 44001 | Renault |
7 | Toyota RAV4 | 30603 | Toyota |
8 | Chevrolet Niva | 29844 | General Motors |
9 | Renault Logan | 29565 | Renault |
10 | Lada Largus | 29,341 | АвтоВАЗ |
|
|
|
Wikimedia Commons has media related to Automotive industry in Russia. |