Огюст де Монферран | |
---|---|
Родился | Анри Луи Огюст Леже Рикар dit de Монферран. (1786-01-23) 23 января 1786. Шайо, Франция |
Умер | 10 июля 1858 (1858-07-10) (72 года). Св. Петербург, Российская Империя |
Национальность | Француз |
Alma mater | Académie d'architecture |
Род занятий | Архитектор |
Супруг (ы) | Первая жена, даты неизвестны. Элиза Дебоньер (m.1835 – 1858) |
Награды | Офицер, Légion d'honneur |
Здания | Saint Исаакиевский собор. Александровская колонна. Памятник Николаю I |
Проекты | Нижний Новгород Ярмарка |
Огюст де Монферран (французский: ; 23 января 1786 - 10 июля 1858) был французским классиком архитектором, который работал в основном в России. Две его самые известные работы - это Исаакиевский собор и Александровская колонна в Св. Петербург.
Монферран родился в приходе Шайо, Франция (ныне 16-й округ Парижа ). При рождении он был стилизован под Анри Луи Огюст Леже Рикар дит де Монферран; аристократический де был, вероятно, изобретением его родителей. Спустя десятилетия Монферран признал в своем завещании, что, хотя его отец владел имением Монферрана, титул является спорным, «и если есть какие-либо сомнения, я могу принять другие имена, прежде всего Рикар, в честь моего отца». Отец Монферрана, Бенуа Рикар, был дрессировщиком лошадей и умер, когда Монферран был ребенком; его дед, Леже Рикар, был инженером по мосту. Мать Монферрана, Мари Франсуаза Луиза Фистиони, снова вышла замуж за Антуана де Коммариё, которому приписывают образование Монферрана.
В 1806 году Монферран присоединился к бывшей Академии архитектуры., присоединившись к классу Шарля Персье и Пьера Фонтена. Вскоре он был вызван в армию Наполеона и отбыл краткую службу в Италии.
Монферран женился на Джулии Морнэ в 1812 году. В следующем году его снова призвали в армию. когда союзные войска подходили к Дрездену. Монферран с отличием служил в Тюрингии и был награжден Légion d'honneur за доблесть в битве при Ханау.
Во время боевых действий Закончился, о новом строительстве в побежденной Франции не могло быть и речи. Монферран работал на нескольких несущественных должностях, потратив три года на базовое рисование и поиск возможностей за границей. В 1815 году он был удостоен аудиенции у Александра I в России и подарил царю альбом своих работ.
Летом 1816 года Монферран приземлился в Санкт-Петербурге, неся рекомендательное письмо от Абрахама-Луи Бреге. Он снял комнату возле дома Федора Вигеля, секретаря Строительной комиссии, и обратился к Агустину де Бетанкуру, председателю комиссии (и партнеру Бреге в 1790-х годах). Бетанкур, впечатленный письмом Бреге и рисунками Монферрана, предложил Монферрану стол главного чертежника, но Монферран предпочел более низкий ранг старшего чертежника. 21 декабря 1816 года он официально поступил на русскую службу.
Имя Монферрана связано с Петербургом. Однако, работая с Бетанкуром, он также проектировал здания в Москве, Одессе и Нижнем Новгороде. Его первый крупный проект, Одесский лицей, не реализовался из-за проблем с финансированием. Заброшены также его проекты Московского Манежа (1825 г.) и Московского фонтана (1823 г.); эти проекты выполнили Джозеф Бове и Иван Витали.
В 1816 году случайный пожар уничтожил Макарьевскую ярмарку. Выставочные площади были перенесены в Нижний Новгород, оборудованные временными деревянными торговыми рядами. Бетанкур посетил это место в 1817 году и предложил четырехлетний проект стоимостью шесть миллионов рублей, чтобы перестроить ярмарку из камня. Александр I утвердил его за счет остановки реконструкции Зимнего дворца
Монферран, как главный архитектор, отчитался перед Бетанкуром, который лично руководил проектом. Монферран начал с двухэтажного главного административного здания. Этот традиционный, неоклассический дизайн был отмечен нестандартными капителями колонн с мотивом кадуцей. Сама ярмарка состояла из восьми двухэтажных угловых блоков и 48 типовых торговых рядов. Завершается ярмарка четырьмя «китайскими» павильонами, каждый с крышами пагоды ; неоклассический Спасский собор и был окружен широким «каналом Бетанкура» - мера предосторожности от пожара.
Несмотря на нехватку рабочей силы и материалов, ярмарка открылась в июле 1822 года. Исправительные работы продолжались до 1825 года и потребовали еще 3,5 миллиона рублей. Ярмарка действовала до 1930 года; большая часть его построек была снесена в советское время, но Спасский собор сохранился.
Предыдущий Исаакиевский собор, заложенный Антонио Ринальди в 1768 году, был частично завершен в 1802 году Винченцо Бренна. В 1816 году Александр I поручил Бетанкуру найти архитектора, который мог бы восстановить собор; Бетанкур указал на Монферрана. Четыре оригинальные концепции, использующие как можно больше старой структуры, потерпели неудачу; пятый был утвержден в феврале 1818 года. Из-за соперничества между придворными архитекторами проект временно приостановился между 1821 и 1825 годами.
Первым решением Монферрана было использовать фундамент из плит, а не периметр свай. На фундаментные работы ушло пять лет. На изготовление 48 гранитных колонн главного портика ушло более десяти лет. Колонны были грубо вырезаны в Fredrikshamn, доставлены на баржах и обработаны на стройплощадке одну за другой с использованием гигантского токарного станка собственной конструкции Монферрана. Колонны возведены в 1828–1830 годах; полировка заняла еще четыре года. В это же время каменщики завершили капитальные стены и сводчатые перекрытия.
Монферран чуть не погиб в ноябре 1837 года, когда бригады поднимали 64-тонные купольные колонны на полную высоту 168 футов (51 м). Монферран упал с эшафотов, но находившимся поблизости рабочим удалось его поймать.
Конструкция куполов Исаакиевского собора была необычной. До Исаакиевского собора стальные наружные купола соединяли с каменными внутренними куполами. Монферран предложил цельнометаллическую трехкупольную систему, в которой средний конический купол нес легкие внутренние и внешние рамы. Это снизило вес купола с 7 440 метрических тонн (1 172 000 унций) до 2 680 метрических тонн (422 000 унций); еще 600 метрических тонн (94 000 унций) было сэкономлено в процессе строительства. Купол, завершенный в 1841 году, стоил на два миллиона рублей меньше, чем предполагалось изначально.
На отделку внутренних помещений собора ушло еще 16 лет. Монферран руководил такими художниками, как Карл Брюллов и его братья, Питер Клодт и Иван Витали, и все они находились под пристальным вниманием государственной и академической бюрократии. Собор открылся 30 мая 1858 г. - в 186-ю годовщину Петра Великого.
Монферран спроектировал памятник покойному Александру I в виде колонны, увенчанной крестом; позже он поменял крест на ангела. Стоимость оценивалась в 1,2 миллиона рублей. Колонна массой 600 метрических тонн (94000 тонн) должна была быть вырезана из финских скал в Виролахти, более чем в 100 морских милях (190 км) от Санкт-Петербурга, и перевезена на баржах. Критики предсказывали, что колонна развалится при отделении от скалы, но опыт Монферрана с колоннами Святого Исаака убедил Николая I, который одобрил проект в декабре 1829 года.
Монферран выбрал подрядчик карьера в марте 1830 года в ходе конкурентной войны, в результате которой цена колонны снизилась с 420 тысяч до 150 тысяч рублей. На резьбу ушло полтора года, и в сентябре 1831 года колонна благополучно отделилась от скалы. К апрелю 1832 года резчики завершили его формовку и начали взрывать путь от карьера до погрузочной площадки. Погрузка баржи едва не закончилась катастрофой. Колонна прорвалась через аппарель и пригрозила перевернуться через баржу; бригаде из 300 человек удалось установить ее на место.
В то же время бригады в Санкт-Петербурге подготовили фундамент и строительные леса; Смета увеличилась вдвое до 2,36 млн руб. Монферран призвал в общей сложности 2090 солдат, офицеров и специалистов для возведения колонны и благополучно поднял ее 30 августа 1832 года. Ровно через два года памятник был открыт Николасом.
В 1836–1837 годах Монферран завершили Дворцовую площадь ограждением и газовыми фонарями. Он подготовил пять различных проектов здания, завершающего восточную сторону площади, но здание Гвардейского корпуса было присуждено Александру Брюллову.
As Главный архитектор крупнейшей строительной площадки Санкт-Петербурга Монферран руководил многими другими архитектурными работами для государства, в частности, ремонтом Казанского собора. Собор построен в 1801–1811 гг. Андреем Воронихиным с временной отделкой. К 1827 году гипсовые скульптуры разваливались, и протекающая крыша угрожала разрушить фрески и полы. Николас поручил Монферрану починить крышу, заменить полы и установить постоянные, прочные скульптуры и отделку. Монферран также руководил созданием новых фресок (Четыре евангелиста ). Он проиграл заявку на проектирование нового иконостаса молодому Константину Тону.
Монферрану, как архитектору собора, который благоустроил прилегающую площадь и спроектировал памятники Кутузову и Барклай де Толли. Статуи изготовил Борис Орловский, а основания Василий Стасов.
Памятник Николаю I был последней работой Монферрана, выполненной по заказу Александра II в мае 1856 г. Фундамент и основание были начаты с остатков Исаакиевского городища.
Контракт на конную статую был присужден Питеру Клодту. Клодт завершил модель летом 1857 года. Первая бронзовая отливка была потеряна, когда форма треснула; вторая статуя была отлита в феврале 1859 г. - после смерти Монферрана.
Проект | Местоположение | Построено | Примечания |
---|---|---|---|
Дом Лобанова-Ростовская | ул. Петербург | 1817–1821 | Позже перестроен. |
Дом Кочубея | ул. Петербург | 1818 | Перестройка и интерьеры. |
Домовая церковь в здании Адмиралтейства | 1821 | ||
Екатерингоф ландшафтно-парковые павильоны | 1821–23 | Снесены. | |
Дом графа Литта | ул. Петербург | 1833 | Снесен. |
Личный дом. (позднее Дом Демидова) | ул. Петербург | 1835 | Снесен. |
Дом Демидовых. (позднее Итальянское Посольство) | С. Петербург | 1836–1840 гг. | Интерьеры разрушены. |
Личный дом | ул. Санкт-Петербург | 1836–1846 | набережная Мойки, 86. |
Lerch House | ул. Петербург | 1838 | |
Личный дом | Аптекарский остров, Санкт-Петербург | 1840 | |
Зимний дворец интерьеры | 1827–1828 и последующие годы | ||
Могила Бетанкура | Смоленское кладбище, Санкт-Петербург | 1824 | |
Могила Луизы Фистиони | Cimetière de Montmartre, Париж | 1823 | Фистиони была матерью Монферрана. |
Монферран развелся с первой женой вскоре после поселения в Санкт-Петербурге. Развод и его экстравагантный образ жизни привели к значительным долгам; в 1831 году он рефинансировал свой долг ссудой царского кабинета. В 1834 году ему была назначена пожизненная пенсия и единовременная выплата в размере 100 000 рублей, что позволило ему расплатиться по счетам и построить собственный дом. Когда его финансы улучшились, Монферран стал страстным коллекционером произведений искусства, накопив 110 греческих и римских статуй и сотни менее значительных предметов. Свидетели сообщили, что «в любое воскресенье он занимался перестановкой статуй, используя 25 рабочих с 9 утра до обеда». Когда Монферран умер, Эрмитаж не смог выкупить коллекцию, и она была разогнана.
В 1835 году Монферран женился на Элизе Дебоньер, актрисе, которая приехал в Санкт-Петербург девятью годами ранее. Отношения начались в 1820-х годах и продолжались до его смерти. Монферран удочерил Анри, племянника Элизы.
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Огюстом де Монферраном. |
Монферран умер в Санкт-Петербурге в 1858 году, в год завершения строительства Исаакиевского собора. Его желание быть похороненным в склепе этого собора не могло быть выполнено, потому что он не был православной веры. Его тело было возвращено во Францию и похоронено на кладбище Монмартр, Париж, рядом с его матерью. Могила, которая когда-то считалась утерянной, была обнаружена в 1986 году в ряду Chemin des Gardes. Он носит имя Луиза Фистиони (мать Монферрана) и «AM», инициалы Монферрана.