Август Франц Людвиг Мария, барон фон Хактхаузен-Аббенбург (3 февраля 1792 г., в Бёкендорф, принц-епископство Падерборн - 31 декабря 1866 года, в Ганновере ) был немецким ученым-агрономом, экономист, юрист, писатель и собиратель народных песен, наиболее известный своим отчетом об условиях в России, раскрытом его Визит 1843 года.
Август был последний из восьми сыновей Вернера Адольфа, Фрейгер фон Хактхаузен, «типичный преуспевающий плантатор из заводи», и баронесса Мари-Анн Вендт Папенхаузен, у которой также было девять дочерей. Родившийся в родовом имении в Аббенбурге, Хактхаузен был отправлен на воспитание в имение Варбург своего дяди, барона Каленберга; там он получил традиционное католическое образование в сельской местности. Хактхаузен учился в Университете Галле, где он присоединился к Корпусу Гестфалия Халле в 1810 году. Он закончил учебу у священника Бёкендорфа и в горной школе в Клаустале, где он проучился до 1812 года. В этом году в поместьях Хактхаузенов произошло крестьянское восстание против бонапартистского Вестфальского королевства, восстание, которое было «в какой-то мере упреком господствующему классу землевладельцев», но это Семья Хактхаузенов предпочла интерпретировать «как акт неповиновения настоящих немцев условиям, созданным иностранным господством», точка зрения, которая сильно повлияла на молодого Августа, который участвовал в войне Шестой коалиции против Франции. Его деятельность в это время была записана его ближайшими друзьями, братьями Гримм, с которыми он разделял глубокий интерес к популярным легендам и сказкам, которые он собирал у своих однополчан и надеялся опубликовать (избранные произведения сборник издан посмертно).
Он продолжил учебу в Геттингенском университете с 1814 по 1818 год. Там он изучал старую немецкую поэзию под руководством филолога Георга Фридриха Бенеке, и был представлен физиолога и антрополога Иоганна Фридриха Блюменбаха к изучению людей в их общей физической среде (Totalhabitus), а не только к их политической или интеллектуальной деятельности. Что наиболее важно, он изучал право со своим другом Якобом Гриммом, ныне профессором, который излагал учения Эдмунда Берка и Фридриха Карла фон Савиньи, которые считали эти социальные процессы могут быть описаны, но не объяснены; «это требовало от студента поиска фундаментальных принципов общества в его историческом и повседневном существовании. Под влиянием этой школы ученые-юристы отказались от априорных спекуляций ради полевых исследований».
В 1819 году он вернулся, чтобы унаследовать один поместья его семьи в Бёкендорфе, недалеко от Аббенбурга. Он не был женат, продолжал собирать фольклор и издавать народные песни. Его племянница Аннет фон Дросте-Хюльсхоф часто оставалась с семьей и работала вместе с Августом; семейные документы, которые он ей предоставил, дали ей толчок к написанию своей известной новеллы Die Judenbuche (Бук еврея, 1842). В 1843 году он купил соседний замок Тиенхаузен. Август фон Хактхаузен умер в канун Нового 1866 года в доме своей сестры Анны Арнсвальдской в Ганновере. Он похоронен на кладбище Беллерсена в Бракеле.
В 1829 году Хактхаузен опубликовал небольшой том о землевладении под названием Ueber die Agrarverfassung in den Fürstenthümern Paderborn und Corvey und deren Conflicte in der gegenwärtigen Zeit [Об аграрных отношениях в княжествах Падерборн и Корвей и их конфликтах в настоящее время], в котором он предлагал отменить большую часть бонапартистского законодательства, принятого с 1806 года, чтобы предотвратить превращение земли в не более чем товар, как другие формы капитала.. Его изощренные антиреволюционные предложения и очевидное владение новыми научными методами изучения экономических и социальных институтов (так называемые Statistik) привлекли внимание тогдашнего наследного принца, а затем короля Фридриха Вильгельма IV, который пригласил его Берлин и предложил ему стипендию для проведения аналогичного анализа для всех провинций Пруссии. В течение следующего десятилетия он каждое лето путешествовал по Пруссии, изучая провинциальное законодательство, касающееся землевладения. Его особенно заинтриговало «то, что казалось пережитком [] древней, но негерманской традиции общинной крестьянской организации в тех восточных регионах, которые когда-то были оккупированы славянскими народами». Хактхаузен утверждал, что такие коммуны, или Gemeinden, могут быть посредниками между классами и между индивидом и обществом, тем самым позволяя интеграцию «только по обычаю, а не через легальные махинации вмешивающихся бюрократов и революционеров».
В результате В своих путешествиях и исследованиях он предложил ряд реформ, призывая прусское правительство снизить роль государственной бюрократии и позволить местным силам играть большую роль в сельских делах, но сопротивление со стороны государственных служащих, лютеран и прусских националистов предотвратило их После того, как в 1842 году государственная поддержка его работ была прекращена, он вернулся в Аббенбург. К счастью, благодаря грамотному управлению его домены стали одними из самых прибыльных в регионе, поэтому ему больше не требовалась государственная поддержка для финансовой безопасности.
Несколькими годами ранее друг Хакстхаузена граф Петр фон Мейендорф (Петр Казимирович Майендорф, 1796-1863), посол России в Берлине с 1839 по 1850 год, предложил ему продолжить свою исследования славянских общинных институтов в России, и теперь это стало возможным благодаря эссе о царском земельном законодательстве, которое дошло до царя Николая I, который пригласил его поехать в Россию, чтобы изучить там сельское положение. Хотя его путешествие было поддержано короной, ему помешал граф фон Бенкендорф, глава российской тайной полиции, который считал Хакстхаузена потенциальной угрозой государственной безопасности и контролировал его действия. не только в России, но и после его возвращения в Германию (пятнадцать лет спустя его «все еще предупреждали бывшие хозяева, что он должен прервать переписку с Александром Герценом »). Однако после весенней распутицы 1843 года Хактхаузен покинул Москву для шести месяцев путешествия по провинции в сопровождении своего помощника, доктора Генриха Косегартена и молодого русского переводчика, предоставленного царем. Группа побывала в Новгороде, Владимирской - Ярославской области, Нижнем Новгороде, Казани и через степи Кавказа и Крыма ; позже летом он снова повернул на север к Киеву, Туле и Москве. После некоторых колебаний (отчасти вызванных чувством предательства со стороны маркиза де Кюстина, написавшего остроумно враждебный отчет о своем визите в Россию несколькими годами ранее) он был тепло принят российским обществом, в том числе Константин Аксаков, Герцен и Петр Чаадаев. Весной 1844 года Хактхаузен вернулся в Германию, чтобы описать свои впечатления.
Результаты были опубликованы в Studien über die innern Zustände, das Volksleben und insbesondere die ländlichen Einrichtungen Russlands (1847–1852 гг., Переведено на английский язык в резко сокращенной форме как Российская империя: ее люди, институты и ресурсы, 1856 г.)). С. Фредерик Старр в своем предисловии к современному сокращенному переводу пишет, что «в исследованиях звучат две темы: российское общество в своих крестьянских общинах и других институтах все еще сохраняло основу для единства и сплоченности внутри и между классами, которые были отсутствует в Западной Европе, и что эта социальная сплоченность основана на иерархических и патриархальных принципах, охвативших каждого человека в России от царя до крестьянина ». Полный отчет Хакстхаузена об институтах сельской России был первым, кто привнес русскую общину в европейскую общественную мысль, и он был популярен как среди радикалов (которые нашли подтверждение идеалам социализма ), так и среди консерваторов (которые одобрили акцента Хакстхаузена на гармонию в рамках традиционного общества); его хорошо приняли везде, кроме «либеральной, индустриальной Англии, где встретили скептицизм, критику и откровенные насмешки». Но наибольшее влияние она оказала в России, где интеллектуалы всех политических убеждений читали и обсуждали «Исследования», сыгравшие значительную роль в установлении основы освобождения крепостных и других реформ начала 1860-х годов; Хактхаузен много писал об этих реформах, вел переписку со многими российскими лидерами и интеллектуалами, а в 1865 году опубликовал исследование о способах введения конституции в России без разрушения суверенитета царя. Джеймс Х. Биллингтон резюмировал свое влияние на русских так:
Показателем отчуждения русских аристократов от своих народов является то, что они обнаружили крестьян не в их собственных имениях, а в книгах - прежде всего в трехтомном исследовании русской жизни барона Хактхаузена... На основании его исследования русские аристократы вдруг заявили, что находят в крестьянской общине (общине) ядро лучшего общества. Хотя крестьянская община и раньше идеализировалась... Похвала Хактхаузена была основана на детальном изучении ее социальных функций по регулированию перераспределения земли и отправлению правосудия на местах. Он видел в коммуне образец «свободных производственных объединений, подобных ассоциациям сен-симонианцев»; и среди русских родилась идея, что обновление общества по образцу коммуны возможно, даже если не произойдет политической революции.