Август Цешковский

редактировать
Август Цешковский
Фото Августа Цешковского (обрезано).jpg
РодилсяАвгуст Доленга Цешковский. (1814-09-12) 12 сентября 1814. Нова Суха, Герцогство Варшавское
Умер12 марта 1894 (1894-03-12) (79 лет). Обербрунн, Конгресс Польша
Образование
Известная работаПролегомены к историософии (1838)
Эпохафилософия 19-го века
РегионЗападная философия
Школа Молодые гегельянцы
Основные интересыФилософия истории, философия действия
Известные идеиИсториософия. Праксис
Влияет на
Под влиянием

Граф Август Доленга Цешковский (; 12 сентября 1814 - 12 марта 1894) был польским философом, экономистом и общественным и политическим деятелем. Его гегелевская философия оказала влияние на молодых Карла Маркса и теоретиков действия.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Философские работы
  • 3 Наследие
  • 4 Работы
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки

Биография

Цешковский родился в Новой Суха, в Герцогстве Варшавском. Он учился в Ягеллонском университете, а затем, с 1832 года, в Берлинском университете, где он заинтересовался гегельянством благодаря лекциям Карла. Людвиг Мишле, который стал другом на всю жизнь. Он получил докторскую степень по философии в Гейдельбергском университете в 1838 году. После учебы он путешествовал по Европе, посетил Францию, Англию и Италию, прежде чем вернуться в Польшу в 1840 году и навсегда поселиться в Верженице, недалеко от Познани, в 1843 году.

Цешковский стал соучредителем Польской лиги (Liga Polska) в 1848 году. Он был членом Прусского национального собрания (1848–1855) и политическим деятелем.. Он (безуспешно) попытался открыть университет в Познани и стал одним из основателей Познаньского общества друзей искусств и наук (PTPN ) в 1857 году, будучи избранным его президентом трижды ( 1857–1858, 1861–1868, 1885). Это было важнейшее культурное и научное общество в Польше до создания Краковской Академии обучения (Akademia Umiejętności) в 1871-73 гг. В 1870 году он основал в Жабиково Сельскохозяйственную школу имени Галины, названную в честь его жены Галины, умершей в 1861 году. В 1873 году она стала частью Краковской Академии обучения, созданной в 1872 году.

Философские работы

Цешковский ввел термин историософия в свою работу 1838 года «Пролегомены к историософии», пересмотр гегелевской философии истории. Он заимствовал тройное деление истории человечества от средневековых милленариев, таких как Иоахим Фиорский (c.1135 - 1202), и смешал его с гегелевскими категориями и концепциями. Возможно, он является создателем «философии действия ".

  • Первым периодом истории Цешковского был период античности.
  • Второй период был христианской эрой, которая представляла рождение рефлексии, поворот внутрь и вверх от естественной чувственной непосредственности к универсальному и абстрактному. Дух существовал «для себя» (für sich). Этот период отмечен невыносимой двойственностью между противоположными мирами Бога и временным существованием, духом и материя, действие и мысль. Гегелевская философия духа, мысли и универсальности за счет воли, материи и особенно (гегелевского) духа еще не пережила разделения разума и тела и жизни в первичном дорефлексивном единстве с природа, выражаясь главным образом через искусство. Дух был «в себе» (an sich) на гегелевском жаргоне. Существование представляло апофеоз и высшее проявление этого периода истории.
  • Третий период истории был «пост- Гегели «эпоха, в которой были преодолены и вытеснены дуализмы прошлого. Односторонний акцент на мысли в христианскую эпоху будет преодолен, и дух также ассимилирует природу себе. Таким образом, философия подошла бы к концу, поскольку синтезирующая и самореализующаяся деятельность духа теперь приняла форму творческой практической деятельности. Эта заключительная стадия развития духа представляет собой окончательный синтез противоположностей: Бог и мир, необходимость и свобода, желание и долг, Небо и Земля - ​​все как одно.

поздние работы Цешковского, Gott und Paligenesie (Бог и Palingenesis ) (1842) и Ojcze Nasz («Отче наш», 1848–1906, четыре тома) переформулируют его триаду в гораздо более явных религиозных терминах. Три эры выражаются как эпохи Бога Отца, Сына и Святого Духа. Он подчеркивает роль католической церкви и отводит славянам важную преобразующую мир роль (общая тема в мессианской философии, существовавшей в то время в Польше) в процессе появления Святого Духа..

Вера Цешковского в личного Бога, как утверждалось, дисквалифицирует его как одного из левых гегельянцев, отличающихся от более ортодоксальных последователей Гегеля своим в целом критическим отношением к религии и христианству. Левые, конечно же, не считали его своим, хотя некоторые из их членов вскоре подхватили идею единства философии действия. С другой стороны, Чешковский действительно включил в свою философию сложную систему социальных реформ и находился под сильным влиянием французской социалистической традиции, которая часто была откровенно религиозной и, следовательно, не разделяла характерного политического консерватизма «правых гегельянцев».

Наследие

Памятная доска, Познань.

Цешковский оказал значительное (и отвечало взаимностью) влияние на польского поэта-романтика, драматурга и готического романиста Зигмунта Красинского, с которым он познакомился в Милане в 1839 г. и подружился с (Юзеф Калленбах опубликовал (на польском языке) два тома их переписки в 1912 г.). Он также оказал влияние на поэта Киприана Норвида, философа Бронислава Трентовского и философа, историка искусства и протопсихолога Юзефа Кремера. Возможно, он является создателем «философии действия ». Его наиболее важным философским наследием, вероятно, является его влияние на молодого Карла Маркса через немецкого коммуниста и молодого гегельянца Моисея Гесса. Последний принял идею Чешковского о том, что дуализм между сознанием и действием потерпит крах в последней части истории человечества, хотя он полагал, что синтез происходил в различных случаях на протяжении всей истории и определил переход к `` третьему веку '' в Реформации. вместо философии Гегеля. Ученые Дэвид Маклеллан и Шломо Авинери утверждают, что Маркс, который был другом и сотрудником Гесса в течение нескольких лет, начиная с 1841 года, обязан различными аспектами его мысли об отчуждении и природе о и переходе к коммунистическому обществу к Цешковскому, включая то, что дуализм между сознанием и действием рухнет в революционной практике. (Цешковский был одним из первых философов, использовавших термин praxis как означающий «действие, направленное на изменение общества» в его Prolegomen zur Historiosophie).

Университет естественных наук в Познани был назван Познаньский сельскохозяйственный университет имени Августа Цешковского с 1996 г. по 11 апреля 2008 г., когда он получил официальный статус университета в знак признания вклада Цешковского в сельскохозяйственную науку и образование в регионе.

Работы

  • Prolegomen zur Historiosophie к историософии) (1838)
  • Gott und Palingenesie (Бог и палингенезис) (1842)
  • Ojcze Nasz (Наш Отец) (1848)

См. также

Примечания

Литература

Внешние ссылки

  • СМИ, связанные с Августом Цешковским на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-06-12 17:25:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте