Аттакотти (Аттикоти, Аттакотти, Аттикотти, Аттикотти, Атекутти и т. Д. По-разному пишутся) были людьми, которые грабили Римская Британия между 364 и 368 годами, наряду с Скотти, пиктами, саксами, римскими военными дезертирами и коренными бриттами самих себя. Мародеры были побеждены графом Феодосием в 368 году.
Войска Аттакотти описаны около 400 г. н.э. в Notitia Dignitatum, и одно надгробие солдата атекутти известен. Их существование как отдельного народа дополнительно подтверждается двумя случайными упоминаниями о них, как о людоедах и как об общих женах, в трудах Святого Иеронима.
Историк Аммиан дает отчет о беспокойной ситуации в Британии между 364 и 369 годами, и он описывает коррумпированную и изменническую администрацию, коренные британские войска (ареаны ) в сотрудничестве с варварами и римского военные, чьи войска дезертировали и присоединились к общему бандитизму. Ситуация возникла в результате неудавшегося имперского захвата власти (350-353 гг.) Магнентием (303-353), за которым последовала кровавая и произвольная чистка, проведенная Паулюсом Катена в попытка искоренить потенциальных сторонников Магнция в Британии, усугубленная политическими махинациями римского администратора Валентин.
Аммиан описывает мародеров как банды, перемещающиеся с места на место в поисках добычи. Тем не менее один римский полководец был убит в генеральном сражении, а другой попал в засаду и убит. (См. Великий заговор.) Поскольку в провинции больше не было эффективных военных сил, из Галлии была отправлена значительная часть под командованием графа Феодосия, который быстро и безжалостно наводил порядок. Затем Феодосий сосредоточил свои усилия на решении политических проблем в провинции.
Notitia Dignitatum - это список офисов начала V века Римской Империи, включающий местоположения служебных помещений и закрепленного за ними персонала (включая воинские части). Имена нескольких auxilia palatina напоминают имена аттакотти, упомянутых Аммианом, а в публикации 1876 года историк Отто Сик присвоил имя Атекотти различным написания («acecotti», «atecocti», «attecotti», «attcoetti», «[неразборчиво] ti» и «arecotti») в Notitia Dignitatum и задокументировал его назначения в публикации. Это дало четыре предполагаемых появления единиц, связанных с Atecotti:
Открытие современника погребальное посвящение солдату «отряда Атекутти» (исправлено из «Атегутти») в Фессалонике, в римской епархии Иллирикум, поддерживает эту реконструкцию, поскольку Notitia Dignitatum помещает одну единицу Атекотти в этот епархия.
Св. Иероним был христианским апологетом, чьи труды содержат две случайные ссылки на Аттакотти. Его рассказ особенно примечателен, потому что он был в Римской Галлии около 365-369 / 70, в то время как аттакотти, как известно, находились в Британии до 368 года и, возможно, вскоре после этого поступили на римскую военную службу. Таким образом, вполне вероятно, что Джером видел солдат Аттакотти и слышал рассказы римлян о недавних сражениях в Британии.
В своем Письме LXIX. Океанусу он призывает к ответственному отношению к браку, в какой-то момент говоря, что нельзя быть «как шотландцы [т.е. ирландцы Скоти ] и Атакотти, а также люди Платона. Республика, иметь общность жен и не допускать дискриминации детей, более того, осознавать хоть какое-то подобие супружества ".
В своем трактате Против Иовиниана он описывает диетических привычек нескольких народов и включает утверждение, что он слышал, что Аттакотти ели человеческое мясо. Ранее в том же отрывке он описывает разных людей, поедающих «жирных белых червей с черноватыми головами», а других - «наземных крокодилов» и «зеленых ящериц». Древние писатели иногда приписывали в своих произведениях далекие народы экзотические привычки. Страбон, например, мимоходом сказал, что некоторые сарматы и скифы были каннибалами, а другие совсем не ели мяса.
Де Ситу Британия была вымышленным описанием народов и мест Римской Британии. Он был опубликован в 1757 году после того, как был доступен в Лондоне в 1749 году. Признанный подлинным более ста лет, он был фактически единственным источником информации для Северной Британии (т. Е. Современного Шотландия ) на тот период времени, и некоторые историки с радостью включили эту ложную информацию в свои собственные исторические описания. Аттакотти были упомянуты в Deitu Britanniae, а их родина была указана как к северу от залива Клайд, недалеко от южного озера Лох-Ломонд, в районе Думбартоншир.
Эта информация была объединена с законными историческими упоминаниями Аттакотти, чтобы создать неточные истории и сделать необоснованные предположения. Например, Эдвард Гиббон объединил Deitu Britanniae с описанием аттакотти Св. Иеронима, размышляя о возможности того, что «раса каннибалов» когда-то жила в окрестностях Глазго.
Возможно, еще в 17 веке и, конечно, в 18 и 19 веках, некоторые ирландские ученые (Чарльз О'Конор и Джон О'Донован, например) предположили, что происхождение Аттакотти могло лежать в Ирландии. Это было основано на предполагаемом сходстве между латинским Attacotti и древнеирландским термином aithechthúatha, общим обозначением определенных групп населения Ирландии, обычно переводимых как «платящие ренту племена», «вассальные сообщества». "или" данники ". В контексте хорошо подтвержденных ирландских набегов на западное побережье Британии в поздний римский период было высказано предположение, что одна или несколько из этих групп населения могли быть рейдерами, о которых писал Аммиан в 360-х годах.
Тезис получил импульс, когда историк Чарльз О'Конор продвинул его в конце 18 века. Однако это оставалось спорным среди ученых до конца 19 века.
Более поздние исследования приуменьшили значимость этих ранних аргументов, критикуя возможную связь между латинскими Attacotti и aithechthúatha по этимологическим причинам. Ранние ученые основывали свои аргументы на древнеирландском, который был известен из средневековых рукописей, а не на в значительной степени гипотетическом примитивном ирландском, использовавшемся в 4 веке, когда аттакотти были в Британии.
Знание и понимание истории ирландского языка претерпели революцию с конца 19 века, во многом благодаря усилиям Рудольфа Турнисена (1857–1940), которого считают отец современной дисциплины филология. Он предположил, что Attacotti и aithechthúatha не связаны, и что примитивный ирландский эквивалент aithechthúatha будет * Ateûiācotōtās. Это, по его мнению, слишком далеко от латинской формы Attacotti в Ammianus. Более поздние исследования показали, что некоторые группы ирландского населения, участвовавшие в набегах и заселении римской и / или субримской Британии, могут быть классифицированы как aithechthúatha, однако проблемы хронологии и идентификации сохраняются.