«Сова-Копьеносец» - это имя, которое обычно дают мезоамериканскому персонажу из Ранний классический период, который указан в майяских надписях и иконографии. Майянист Дэвид Стюарт предположил, что Сова-Копьеносец была правителем Теотиуакана в начале пика своего влияния в Мезоамерике в 4-5 веках, и что он был ответственен за интенсивный период присутствия Теотиуакана в Область майя, включая завоевание Тикаля в 378 году н. Э.
«Сова-копьеносец» - это имя, придуманное археологами для описания возникшего в Теотиуакане символа совы с копьем, стилизованного под один или два глифа майя, обычно используемые для обозначения его имени.
Одна версия глифа имени правителя показывает оружие (атлатль или другой тип) в сочетании со знаком совы. В Тикал имя появляется написанное один раз с фонетическими элементами, предполагая, что версия имени майя - Джатзом Куй, «нападающая сова» или «сова, которая атакует». Таким образом, версия «оружейная сова», вероятно, является логографом для JATZ вместе с KUY или KUJ.
В Теотиуакане и в городах майя Тикала, Уаксактуна, описаны различные логографы или символы, изображающие сову и метателя копья, Яшчилан и Тонина. Они могут относиться или не относиться к одному и тому же человеку или иметь другие символические значения.
Надписи майя в нескольких местах описывают прибытие чужеземцев с запада, изображенных в одежде теотиуаканского стиля и несущих оружие. Эти прибытия связаны со сменой политического руководства на нескольких объектах.
Стюарт отметил, что памятник Маркадору в Бассейне Петен центре Тикаля свидетельствует о восхождении Копьеносной Совы на трон неопределенного государства в дату, эквивалентную 4 мая 374 года. CE. Памятники в Эль Перу, Тикале и / или Уаксактуне описывают прибытие персонажа Сиядж Как ' каким-то образом под покровительством Копьеносной Совы в месяц 378 января. Точная дата его прибытия в Тикаль совпадает со смертью правителя Тикаля, Чак Ток Ичаак I. Тикаль Стела 31 описывает, что в 379 году, через год после прибытия Сиядж Кака в Тикаль, Йакс Нуун Айин, описанный как сын Копьеносной Совы, а не предыдущего правителя Чак Ток Ич'аак, был провозглашен королем Тикаля. Его правление привело к появлению образов в стиле Теотиуакана в иконографии Тикаля. Стела 31 была возведена во время правления сына Якса Нууна Айин и описывает смерть деда этого правителя, Копьеносную Сову, в 439 году нашей эры (дата майя 9.0.3.9.18).
Копьеносная сова упоминается в более поздних текстах. ; например, на дверной перемычке Храма I, где правитель Тикаля Джасав Чан Кавиил I праздновал тринадцатую годовщину к'атун (13x20x360 дней) (в 695 году нашей эры) смерти Копьеносной Совы, «заколдовав святой. "
Связь Филина-Копьеносца с Теотиуаканом, а также точная природа влияния Теотиуакана на майя стали предметом горячих споров с тех пор, как иероглифические тексты впервые стали полностью читаемыми. в 1990-е гг. Полемика связана с общей дискуссией о влиянии Центральной Мексики на территории майя, которая была вызвана находками связанных с Теотиуаканом объектов на стоянке ранних майя Каминалхуйу в 1930-х годах. Противоречие имеет две стороны. Сторонники интерналистов утверждают, что прямые контакты между Теотиуаканом и районом майя ограничены. Эта сторона была представлена эпиграфами, такими как Линда Шеле и Дэвид Фрейдель, которые утверждали, что майя просто поддерживали дружеские дипломатические отношения с Теотиуаканом, что побудило элиту майя подражать культуре и идеологии Теотиуакано.. Экстерналистская сторона утверждает, что Теотиуакан был важным фактором в развитии культуры и политики майя в классический период. Эта точка зрения впервые была связана с археологом, который выступал за крайнюю экстерналистскую точку зрения. Но по мере того, как в Копане появилось больше доказательств прямого влияния Теотиуакана на территорию майя, а новые иероглифические расшифровки эпиграфов, таких как Дэвид Стюарт интерпретировали вторжение Теотиуакана как военное вторжение, позиция экстерналистов усилилась.. В 2003 г. Джордж Каугилл, археолог, специализирующийся на Теотиуакане, ранее придерживавшийся в основном внутренней точки зрения на отношения между Теотиуаканом и майя, подвел итог дискуссии, признав, что Теотиуакан, вероятно, осуществлял какой-то политический контроль в районе майя. в ранний классический период, и это оставило важное наследие в поздний и эпиклассический периоды.
В 2008 году интерпретация иконографии, связанной с Копьеносной совой в Теотиуакане, предположила, что Копьеносная сова была важным военным богом в Теотиуакане, получил свое имя как для места, известного как «Холм совы-копейщика», так и для правителя, упомянутого в иероглифических текстах майя.