Atlas-Agena

редактировать
Atlas-Agena
Atlas Agena запускает Lunar Orbiter 4.jpg Запуск Atlas-Agena Lunar Orbiter 4
ФункцияЗапуск на длительный срок система
ПроизводительConvair. General Dynamics
Страна происхожденияСША
Размер
Высота118,0 футов (36,0 м)
Диаметр10,0 футов (3,0 м)
Ширина16,0 футов (4,9 м)
Масса341000 фунтов (155000 кг)
Ступени
Вместимость
Полезная нагрузка на LEO
Масса2200 фунтов (1000 кг)
Полезная нагрузка на GEO
Масса1540 фунтов (700 кг)
Полезная нагрузка до TLI
Масса850 фунтов (390 кг)
Полезная нагрузка до спасения
Масса575 фунтов (261 кг)
История запусков
СостояниеСписано
Площадки запускаLC-12, 13 14, CCAFS. SLC-3 4, Vandenberg
Всего запусков109
Успех (-ы)93
Отказ (-ы)13
Частичный сбой (-ы)3
Первая проверка26 февраля 1960 г.
Последняя проверка27 июня 1978 г.
Бустеры
No. ускорители1
Ширина16,0 футов (4,9 м)
Двигатели2
Тяга233000 фунт-сила (1040 кН)
Время горения134 секунды
ТопливоRP-1 / LOX
Первая ступень
Диаметр10,0 футов (3,0 м)
Двигатели1
Тяга67000 фунтов силы (300 кН)
Время горения5 минут
ТопливоRP-1 / LOX
Вторая ступень - Agena D
Длина248 дюймов (6,3 м)
Диаметр5,0 футов (1,5 м)
Двигатели1 Bell Aerospace 8247
Усилие16000 фунт-сила (71 кН)
Время горения265 секунд
ТопливоUDMH / IRFNA

Атлас-Аджена была американской одноразовой пусковой системой, созданной на основе ракеты SM-65 Атлас. Он был членом семейства ракет Atlas и в период с 1960 по 1978 год был запущен 109 раз. Он использовался для запуска первых пяти зондов Mariner к планетам без экипажа. Венера и Марс, а также Ranger и Lunar Orbiter открутили зонды к Луне. Разгонный блок также использовался в качестве беспилотного орбитального корабля-мишени для пилотируемого космического корабля Gemini для отработки сближения и стыковки. Тем не менее, семейство ракет-носителей было первоначально разработано для ВВС, и большинство их запусков были классифицированы как полезная нагрузка Министерства обороны.

Атлас-Аджена была двухступенчатой ​​ракетой с полутораступенчатой ​​ ракетой Атлас в качестве первой ступени и РМ-81 Агена вторая ступень. Первоначально в качестве первой ступени использовались ракеты Atlas D, переименованные в LV-3. Позже они были заменены стандартизированным Atlas SLV-3 и его производными SLV-3A и B. При последнем запуске Atlas-Agena использовался Atlas E / F.

Самый ранний Agena вариант был Agena A в 1959-60, у которого не было возможности перезапуска. Большинство из них летали на бустерах Thor-Agena для программы Discoverer, и только четыре использовали Атласы (Midas 1, Midas 2, Samos 1 и Samos 2.), два из которых вышли из строя.

В конце 1960 года Lockheed представила модернизированную ступень Agena B, которая была перезапускаемой и имела более длинные топливные баки для большего времени горения. Впервые он полетел на «Тор» и несколько месяцев не совершал свой первый рейс на «Атласе», когда 12 июля 1961 года был запущен «Мидас-3». Затем «Атлас-Агенас» использовался для программ DoD и НАСА, но оказался кошмар надежности, когда случался один отказ за другим. В конце 1962 года, после того, как Ranger 5 столкнулся с очередной неисправностью ракеты-носителя (хотя и незначительной, которую наземные диспетчеры смогли исправить), НАСА созвало обзорную комиссию, которая провела полную переоценку Atlas-Agena в качестве запуска. транспортное средство. Правление обнаружило, что процедуры контроля качества и проверки были неудовлетворительными, и что эта ситуация усугублялась несколькими десятками конфигураций ракеты-носителя, поскольку каждая отдельная программа Министерства обороны и НАСА требовала пользовательских модификаций Атласа и Агены, и последняя также отличалась своими Варианты Атласа и Тора. Совет рекомендовал улучшить контроль качества, лучшее оборудование, а также создать одну стандартизированную ракету-носитель для всех космических программ.

Конечным результатом стали Atlas SLV-3 и Agena D, стандартизированные версии ядра Atlas D и Agena B, которые будут одинаковыми при каждом запуске (по крайней мере, до Атлас был обеспокоен тем, что Agena Ds часто все еще имела индивидуальные настройки, особенно для полезной нагрузки DoD). Первый полет Agena D состоялся в июле 1963 года для запуска DoD, но НАСА продолжало использовать Agena B для остальных миссий Ranger. Тем временем Atlas SLV-3 совершил первый полет в августе 1964 года. Десятки ракет-носителей Atlas SLV-3 / Agena D были запущены в течение следующих лет, в основном для программы KH-7 Gambit, а также для нескольких миссий НАСА.. Последний «Атлас-Аджена» был запущен в 1978 году для запуска SEASAT, но на переделанной ракете Atlas F, а не на SLV-3.

Пуски проводились со стартовых комплексов 12, 13 и 14 на Станция ВВС США на мысе Канаверал, а стартовые комплексы 1 и 2 - на мыс Аргуэлло (теперь SLC-3 и 4 на базе ВВС Ванденберг ).

Содержание

  • 1 Варианты
  • 2 Система уничтожения
  • 3 Производственные запуски
    • 3.1 Ranger
    • 3.2 Mariner
    • 3.3 Gemini
    • 3.4 Lunar Orbiter
    • 3.5 OAO
    • 3.6 ATS
    • 3.7 OGO
    • 3.8 Midas
    • 3.9 Samos
    • 3.10 Gambit
    • 3.11 Rhyolite / Canyon
    • 3.12 Vela
    • 3.13 Снимок
  • 4 Ссылки

Варианты

Интерактивная 3D-модель Atlas Agena B Интерактивная 3D-модель Atlas-Agena B
ИмяПервый запускПоследний запускЗапускаетУспехиНеудачиЧастичные отказыПримечания
Atlas LV-3 Agena-A1960-02-261961-01-314220Ранний вариант Атлас-Агена четыре раза летал в рамках программ Мидас и Самос
Атлас LV-3 Аджена-Б1961-07-121965-03-21282152Улучшенная перезапускаемая Agena. Используется в различных программах НАСА и ВВС, включая Ranger, Mariner, Samos и Midas.
Atlas LV-3 Agena-D1963-07-121965-07-20151500Стандартизированный Agena B использовалась для множества программ НАСА и ВВС, включая Ranger, Mariner, Midas и Gambit.
Atlas SLV-3 Agena-D1964-08-141967-11-05474151Стандартизированный SLV-3 Atlas + Agena D используется для различных программ НАСА и ВВС, включая Mariner, Vela и Gambit.
Atlas SLV-3B Agena-D1966-04-081100Единичный вариант Atlas для первого спутника OAO.
Atlas SLV-3 Agena-B1966-06-071100Единичный вариант Atlas для OAO-3
Atlas SLV-3A Agena-D1968-03-041978-04-08121110Удлиненный бак Atlas. Используется для спутников OGO-5 и Canyon / Rhyolite SIGNIT.
Atlas E / F Agena D1978-06-271100Единственный вариант Atlas, соединяющий последнюю ступень Agena с модернизированной ракетой Atlas F для запуска Seasat.

Система уничтожения

Все машины Атлас-Агена содержали систему непреднамеренного разделения и уничтожения (ISDS) для уничтожения Агены в случае, если она преждевременно отделится от Атласа, что могло быть вызвано усилением ускорителя. - над или если Атлас самоуничтожился в полете. Заряды УСМИГ были установлены на переходной секции между двумя автомобилями и активировались, если была порвана серия растяжек. В период выбега между постановками сборы УСМИГ были отключены. Собственные RSO-заряды Атласа также были подключены так, чтобы в случае активации они уничтожили обе машины. У большинства Agenas также были свои собственные отдельные RSO-заряды, хотя планетарные зонды NASA не использовали их из соображений экономии веса и из-за используемой траектории полета, что означало, что уничтожение Agena больше не было возможным после постановки.

Два полета Atlas-Agena были связаны с преднамеренным разрушением Atlas (Mariner 1 и Canyon 4), в то время как два других (Midas 6 и Midas 8) привели к разрушению ISDS Agena из-за сбоя в полете и самозащиты. -разрушение Атласа.

Автомобиль-мишень Gemini-Agena имел специально модифицированную систему разрушения Range Safety, предназначенную для выстрела снарядами в топливные баки, а не традиционный метод их разрушения извне, поскольку непреднамеренная активация системы RSO на орбите может поставить под угрозу астронавты-близнецы.

Самый первый полет Атлас-Аджена, Мидас 1 в феврале 1960 года, потерпел неудачу, когда бездоказательная система УСМИГ по ошибке активировалась при постановке, разорвав бак LOX Атласа и вызвав разрушение Аджены. Впоследствии система УСМИГ была переработана, и этот вид отказа больше не повторялся.

Производственные запуски

Ranger

Автобус космического корабля Ranger block I использовался для первых двух Rangers, а также для первых двух межпланетных зондов Mariner

Космический корабль Ranger был спроектирован для удара Луна, возвращающая фотографии лунной поверхности до момента их разрушения. Космический корабль был спроектирован в виде трех блоков, все они похожи по внешнему виду с передней антенной и магнитометром, поддерживаемым стрелой, с дополнительными датчиками и двумя солнечными панелями и тарелочной антенной, установленной в основании. Первые два космических корабля Block I, Ranger 1 и Ranger 2, были запущены 23 августа и 18 ноября 1961 года не на Луну, а на заданные высокие околоземные орбиты для проверки Атлас-Агена и возможности космических аппаратов. Однако «Аджена» в обоих полетах не сработала, и зонды оказались в ловушке на бесполезной низкой околоземной орбите, с которой они вскоре распались.

Миссии Block II, Рейнджер 3, Рейнджер 4 и Рейнджер 5 были запущены далеко от Земли в январе, апреле и Октябрь 1962 г., но все трое вышли из строя из-за неисправности зонда или проблем с ракетой-носителем. Рейнджер 3 полностью пропустил Луну. Солнечные панели Рейнджера 4 не смогли развернуться, и навигационная система вышла из строя, в результате чего зонд столкнулся с обратной стороной Луны без каких-либо изображений или данных. Рейнджер 5 потерпел неизвестную аварию, лишившую его возможности, и он пропустил Луну на 725 километров (391 морская миля).

Рейнджер 6, запущенный 30 января 1964 года, успешно ударил по Луне, но его камеры не смогли передать изображения. Последние три рейнджера наконец добились успеха: Рейнджер 7 в июле 1964 года, Рейнджер 8 в феврале 1965 года и Рейнджер 9 в марте 1965 года.

Маринер

Космический корабль Маринер был построен НАСА Лабораторией реактивного движения. Маринер 1 и Маринер 2 были близнецами, запущенными 22 июля и 27 августа 1962 года, чтобы пролететь мимо планеты Венеры. Первые два корабля использовали тот же автобус космического корабля, что и «Рейнджеры блока I», каждый из которых весил 446 фунтов (202 кг) и был оснащен приборами для радиометрических измерений температуры планеты, а также для измерения межпланетных магнитных полей и частиц. Атлас-Агена Маринера 1 вышел из строя и сбился с курса, что потребовало его уничтожения примерно через 5 минут после старта. Mariner 2 успешно совершил трехмесячный полет, став первым космическим кораблем, совершившим полет на другую планету. На нем были микроволновые и инфракрасные радиометры, а также датчики космической пыли, солнечной плазмы и высокоэнергетического излучения и магнитного field.

Автобус космического корабля Mariner 3, 4 и 5

Mariner 3 и Mariner 4 использовали модернизированный автобус космического корабля весом 575 фунтов (261 кг) и были запущены 5 ноября и 28 ноября 1964 г. совершить перелет к планете Марс. Mariner 3 потерпел неудачу после успешного запуска, когда его кожух полезной нагрузки не открылся. Эти «Моряки» несли фотоаппараты, и «Маринер-4» успешно предоставил фотографии пролетающего Марса.

540-фунтовый (240 кг) Mariner 5 был успешно запущен к Венере 14 июня 1967 г. и пролетел мимо в октябре, исследуя атмосферу Венеры радиоволнами, сканируя ее яркость в ультрафиолетовый свет, а также образцы солнечных частиц и колебания магнитного поля над планетой.

Близнецы

Машина-мишень Agena, как видно с Близнецов-8 во время рандеву 16 марта 1966 г.

Ракетная ступень Agena использовалась в качестве пассивной стыковочной цели для пилотируемой космической программы Gemini. После стыковки Agena также может быть запущена астронавтами, чтобы поднять объединенный космический корабль Gemini-Agena на более высокую орбиту. Первая попытка такой стыковки была предпринята для миссии Gemini 6 25 октября 1965 года, но у Agena отказал двигатель и он не вышел на орбиту. Это вынудило отложить и перепланировать миссию Gemini 6A, в ходе которой рандеву с Gemini 7 выполнялось без стыковки.

GATV был впервые успешно запущен для Gemini 8 16 марта 1966 г., что позволило осуществить первую успешную стыковку в космосе. GATV-8 позже использовался в качестве вторичной цели Agena для Gemini 10, который также стыковался с собственным GATV. GATV-9 не смог выйти на орбиту, когда у Атласа произошел сбой в управлении, что привело к аналогичному изменению графика миссии Gemini 9A с использованием резервного адаптера стыковки с расширенными целями на вершине Атласа, но без Agena ракетная ступень. Еще два GATV были успешно запущены и использовались на Gemini 11 и Gemini 12.

Lunar Orbiter

космический корабль Lunar orbiter (NASA)

Серия из пяти космических аппаратов Lunar Orbiter была запущена с С августа 1966 года по август 1967 года, чтобы помочь выбрать места посадки для программы программы посадки на Луну Аполлона путем составления карты поверхности Луны. Каждый космический корабль весил 850 фунтов (390 кг) и был 4,9 фута (1,5 м) в диаметре без четырех расширенных солнечных панелей. Все запуски были успешными, и в общей сложности было нанесено на карту 99 процентов поверхности Луны (ближняя и дальняя сторона) с разрешением до 3 футов 3 дюйма (1 метр). Всего орбитальные аппараты вернули 2180 кадров с высоким разрешением и 882 кадра со средним разрешением. Космический корабль также имел датчики микрометеороидов, которые показали, что средний поток микрометеороидов вблизи Луны на два порядка больше, чем в межпланетном пространстве, но немного меньше, чем в околоземной среде.

OAO

Орбитальная астрономическая обсерватория представляла собой серию спутников НАСА, запущенных между 1966 и 1972 годами для астрономических исследований. Первый OAO (запущен 8 апреля 1966 г.) использовал одноразовый вариант Atlas, соединяющий Agena D с вариантом LV-3C Atlas и заключенный в кожух полезной нагрузки типа Centaur. На остальных трех пусках использовались настоящие машины Атлас-Кентавр.

ATS

Applications Technology Satellite - это серия спутников НАСА, запущенных в 1967-69 для проведения различных технологических испытаний. Только первый ATS был запущен с помощью Atlas-Agena, остальные - с помощью Atlas-Centaurs. ATS-1 был частичным отказом, когда Agena не удалось перезапустить, оставив его в LEO.

OGO

Орбитальная геофизическая обсерватория - это серия спутников НАСА, запущенных в период с 1964 по 1969 год для исследования магнитосферы. Эти спутники использовали несколько различных типов ракет-носителей, в том числе Thor-Agenas. Пять из них использовали Atlas-Agenas, а OGO 5 (спущенный на воду 4 марта 1968 г.) был единственным гражданским применением Atlas SLV-3A Agena.

Midas

Система сигнализации противоракетной обороны представляла собой серию спутников ВВС, запущенных между 1960 и 1966 годами для инфракрасного обнаружения выхлопных газов баллистических ракет на Атлас-Аджена A, B и D. несколько сбоев и общая производительность программы была низкой, но она уступила место более успешным спутникам DSP.

Самос

Самос - это серия спутников ВВС, которые летали между 1960 и 1962 годами для фоторазведки на Атлас-Агена A и B. Было несколько сбоев, в том числе взрыв на площадке Атласа., и программа была отменена в конце 1962 года, так и не продемонстрировав каких-либо эксплуатационных возможностей.

Gambit

KH-7 Gambit представляла собой серию спутников ВВС, которые летали между 1963 и 1966 годами для фоторазведки на Атлас-Аджена D. Несмотря на ряд неудачных миссий, Gambit в целом показал высокие результаты. успешна по сравнению с неудачной программой Самоса, и она вернула ценные результаты разведки территории СССР и Китая, прежде чем уступить место KH-8 Gambit в 1967 году.

Риолит / Каньон

Риолит / Canyon - серия спутников ВВС, запущенных в период с 1968 по 1978 год для разведки SIGNIT на Atlas SLV-3A Agena. Одна миссия в Каньоне провалилась, когда его Атлас сбился с курса и его пришлось уничтожить. Это были последние запуски аппаратов Atlas-Agena, не считая одноразового использования Atlas F / Agena для запуска Seasat.

Вела

Вела состояла из двух наборов спутников ВВС, запущенных в 1964-65 годах для наблюдения за соблюдением Советским Союзом Договора о запрещении ядерных испытаний на Атлас-Аджена Ds.

Снимок

Снимок был одноразовым испытанием военно-воздушными силами ядерного спутника, запущенного в 1965 году на Атлас-Аджена D.

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-12 16:15:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте