Традиционалистское богословие (ислам)

редактировать

Традиционалистское богословие (арабский : الأثرية —al-ʾAṯharīya), иначе упоминается школа атари, движение атари или атаризм - это исламское суннитское научное движение, зародившееся в конце 8 века н.э., который отвергает рационалистическое исламское богословие (калам ) в пользу строгого текстуализма при интерпретации Корана и хадиса. Название происходит от «традиции» в его техническом смысле как перевод арабского слова хадис (арабский : أثر, ʾAṯhar, буквально означает «традиция»). Он также иногда упоминается несколькими другими именами.

Сторонники традиционалистского богословия полагают, что захир (буквальное, очевидное) значение Корана и хадис являются единоличные органы власти в вопросах веры и закона; и что использование рациональных диспутов запрещено, даже если они используются для проверки истины. Они занимаются явным чтением Корана, в отличие от «метафорического толкования» (та'вил ). Они подтверждают значение атрибутов Аллаха, но верят, что их модальности (кайфийа) должны быть предоставлены только Богу. По сути, текст Корана и хадисов принимается, не спрашивая «как» (т. Е. «Би-ла кайфа ").

Традиционалистское богословие возникло среди знатоков хадисов, которые в конечном итоге объединились в движение под названием ахл ал-хадис под руководством Ахмада ибн Ханбала (р. 780 - ум. 855)). В вопросах веры их противопоставляли мутазилитам и другим теологическим течениям, осуждая многие пункты их доктрины, а также рационалистические методы, которые они использовали для их защиты. В X веке аль-Аш'ари и аль-Матуриди нашли золотую середину между мутазилитским рационализмом и ханбализмом, используя рационалистические методы, отстаиваемые Му 'тазилиты защищают большинство принципов традиционалистской доктрины.

В то время как аш'аризм и матуридизм стали известны как суннитская «ортодоксия», традиционалистское богословие атари является кредо первых мусульман и оставалось вероучением большинства мусульман (савад аль а'дхам) до появления вышеупомянутых школ, основанных на калам, в 4-5 веках, часто под патронажем государства, как в случае с медресе Нидхамия, распространяющие ашаризм. В современную эпоху богословие атари / ханбали оказало непропорционально большое влияние на исламское богословие, будучи присвоено ваххабитами и другими традиционалистскими салафитскими течениями и распространилось далеко за пределы школы ханбали. закона.

Содержание

  • 1 Терминология
  • 2 История
  • 3 Верования
    • 3.1 О Коране
    • 3.2 О каламе и человеческом разуме
    • 3.3 Об атрибутах Бога
    • 3.4 Об Имане (вере)
    • 3.5 О разделении тавхид
  • 4 Критика
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки

Терминология

Несколько терминов используется для обозначения традиционалистского богословия. Они используются непоследовательно, и некоторые из них подвергались критике.

Термин традиционалистское богословие происходит от слова «традиция» в его техническом значении как перевод арабского термина хадис. Этот термин встречается в ряде справочных работ. Его критиковал Маршалл Ходжсон (который предпочитал термин «народ хадисов») за возможность путаницы между техническим и общеупотребительным значениями слова «традиция». Оливер Лиман также предостерегает от этого. неправильное толкование терминов «традиционалисты» и «рационалисты» как подразумевающих, что первые предпочитают иррациональность, а вторые не используют хадисы. Некоторые авторы отвергают использование этих терминов в качестве ярлыков для групп ученых и вместо этого предпочитают говорить о «традиционалистских» и «рационалистических» тенденциях. Рача эль Омари использовала «традиционалистское богословие», включая аш'аризм и матуридизм.

Термин традицизм также использовался в том же смысле, хотя Биньямин Абрахамов оставляет за собой право использовать этот термин. «традиционалисты» для исследователей хадисов, отличающие его от традиционализма как богословского направления.

Поскольку подавляющее большинство ханбалийской школы юриспруденции придерживается традиционалистского богословия, некоторые источники называют его ханбалистским богословием . Однако другие отмечают, что некоторые шафиитские ученые также принадлежали к этому теологическому движению, в то время как некоторые ханбалиты приняли более рационалистическое богословие.

Атари (от арабского слова athar, означающего «остаток» или «повествование»). еще один термин, который использовался для традиционалистского богословия.

Термин ахл ал-хадис (люди хадисов) теология используется некоторыми авторами в том же смысле, что и атари, в то время как другие ограничивают его к ранним стадиям этого движения или использовать его в более широком смысле, чтобы обозначить особый энтузиазм по отношению к хадисам.

Некоторые авторы называют традиционалистское богословие классическим салафизмом или классическим салафизмом (от саляф, что означает «(благочестивые) предки»). Анри Лозьер утверждал, что, хотя большинство ханбалистских верований иногда определялось как «салафиты» в источниках классической эпохи, использование соответствующих существительных в этом контексте является анахронизмом.

История

Возникло традиционалистское богословие. к концу 8 века н.э. среди исследователей хадисов, которые считали Коран и достоверные хадисы единственными приемлемыми источниками закона и веры. Сначала эти ученые составляли меньшинства в рамках существующих религиозных кружков, но к началу девятого века они объединились в отдельное традиционалистское движение (обычно называемое ахл ал-хадис ) под руководством Ахмада ибн Ханбала. В юридических вопросах эти традиционалисты критиковали использование личного мнения (ra'y), распространенного среди ханафитских юристов Ирака, а также опору маликитских юристами на местные традиции. 43>Медина. Они также отвергли использование кийаса (аналогичный вывод) и других методов юриспруденции, не основанных на буквальном чтении Священных Писаний. В вопросах веры традиционалистов противопоставляли мутазилитам и другим теологическим течениям, осуждая многие пункты их доктрин, а также рационалистические методы, которые они использовали для их защиты.

Традиционалисты также были характеризуются их избеганием всякого государственного патронажа и их социальной активностью. Они пытались следовать предписанию «командовать добром и запрещать зло », проповедуя аскетизм и устраивая атаки линчевателей с целью разбить бутылки с вином, музыкальные инструменты и шахматные доски. В 833 году халиф аль-Мамун попытался навязать мутазилитское богословие всем религиоведам и учредил инквизицию (михна ), которая требовала от них принятия мутазилитской доктрины, согласно которой Коран был сотворенным объектом, что косвенно давало возможность интерпретировать его халифами и учеными. Ибн Ханбал возглавил традиционалистское сопротивление этой политике, утверждая под пытками, что Коран не был создан. Хотя мутазилизм оставался государственной доктриной до 851 года, попытки его навязать только политизировали и усугубляли теологические противоречия.

В следующие два столетия в суннитском исламе возникли широкие компромиссы как в законе, так и в вероучении. В юриспруденции мазхабы ханафи, малики, шафии и ханбали постепенно пришли к согласию как с традиционалистской опорой на Коран и хадисы, так и с использованием контролируемых рассуждений в форме кияс. В теологии Абу аль-Хасан аль-Аш'ари (874-936) нашел золотую середину между мутазилитским рационализмом и ханбалитским буквализмом, используя рационалистические методы, отстаиваемые мутазилитами для защиты большинства догматов. традиционалистское учение. Конкурирующий компромисс между рационализмом и традиционализмом явился результатом работы аль-Матуриди (dc 944), и одна из этих двух школ теологии была принята членами всех суннитских мазхабов, с исключение из большинства Hanbalite и некоторые шафиитских ученых, которые якобы упорствовали в своем отказе от калама, хотя они часто прибегают к рационалистическим аргументам себя, даже претендуя полагаться на буквальном тексте Писания.

The Асария подход к вере оставался влиятельным среди городских масс в некоторых областях, особенно в Багдаде. Его популярность неоднократно проявлялась с конца девятого по одиннадцатый века, когда толпы кричали проповедников, публично разъяснявших рационалистическое богословие. После того, как халиф аль-Мутаваккил приостановил рационалистическую инквизицию, аббасидские халифы стали полагаться на союз с традиционалистами, чтобы укрепить народную поддержку. В начале 11 века халиф аль-Кадир сделал серию прокламаций, направленных на то, чтобы помешать публичной проповеди рационалистического богословия. В свою очередь, сельджукский визирь Низам ал-Мульк в конце XI века поощрял ашаристских богословов уравновесить халифский традиционализм, приглашая некоторых из них проповедовать в Багдаде по лет. Один такой случай привел к пяти месяцам беспорядков в городе в 1077 году.

Хотя ашаризм и матуридизм часто называют суннитской «ортодоксией», традиционалистское богословие процветало вместе с ним, конкурируя с ними, претендуя на ортодоксальность. Суннитская вера. В современную эпоху оно оказало непропорционально большое влияние на исламское богословие, будучи присвоено ваххабитами и другими традиционалистскими салафитскими течениями и распространилось далеко за пределы ханбалийской школы права <. 74>

Верования

О Коране

Атари верят, что Коран не создан (гайр махлюк). Сообщается, что Ахмад ибн Ханбал сказал: «Коран - это Речь Бога, которую Он выразил; он не создан. Тот, кто утверждает обратное, является джахмитом, неверный. И тот, кто говорит: «Коран - это слово Бога», и останавливается на этом, не добавляя «несотворенное», говорит еще более отвратительно, чем предыдущий ».

О каламе и человеческом разуме

Для Атариса ценность человеческого разума ограничена, и рациональным доказательствам нельзя доверять и на них нельзя полагаться в вопросах веры, что делает калам заслуживающим порицания нововведением. Рациональные доказательства, если они не коранического происхождения, считаются несуществующими и полностью недействительными. Однако это было не всегда так, поскольку некоторые Атари углублялись в калам, независимо от того, описывали ли они его как таковой.

Примеры Атарис, написавших книги против использования калама и человеческого разума, включают Ханбали суфий Ходжа Абдулла Ансари и ханбалиский юрист Ибн Кудама. Ибн Кудама резко осудил калам как одну из худших ересей. Он охарактеризовал ее сторонников, ее богословов как новаторов и еретиков, которые предали простую и благочестивую веру первых мусульман и отклонились от нее. Он пишет: «Богословов сильно ненавидят в этом мире, и в следующем они будут подвергнуты пыткам. Ни один из них не будет процветать, и ему не удастся следовать в правильном направлении...».

Атрибуты Бога

Атары твердо подтверждают существование атрибутов Бога и считают их все равно вечными. Они принимают соответствующие стихи Корана и хадис такими, какие они есть, не подвергая их рациональному анализу или переработке. Согласно Атарису, модальность (кайфийа), которую можно рассматривать как действительную реальность атрибутов Бога, должна быть предоставлена ​​только Богу. Согласно этому методу, человек должен придерживаться священного текста Корана и верить что это правда, не пытаясь объяснить ее образным объяснением.

Ахмед ибн Ханбал, как сообщается, заявил: «Его атрибуты исходят от Него и являются Его собственными, мы не выходим за пределы Корана и предания Пророка и его сподвижников; и мы не знаем, как они, кроме признания Апостола и подтверждения Корана ».

Имам Ибн 'Абд аль-Барр аль-Малики аль Атари (РА) сказал: «Люди ас-Сунны единодушно соглашаются с утверждением всех атрибутов, которые есть в Коране и Сунне, и их буквального (хакика), а не метафорического (маджаз), но они не приписывают модальности к любому из них и не квалифицируйте их каким-либо ограничивающим описанием. Что касается людей новаторских далее, Джахмия, все мутазилы и хариджиты все отрицают их и не принимают их буквально, и заявляют, что те, кто принимает их, являются антропоморфистами; и они для тех, кто их утверждает, отрицатели почитаемого Господа. Истина заключается в том, что утверждающие сказали о том, что сказано в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, и они являются имамами джамаата (основной группы), и вся хвала Аллаху.

Антропоморфизм обычно обвинялся в адрес атарских ученых их критиками, в том числе ханбалитовским ученым и теологом Ибн аль-Джаузи. В некоторых случаях ученые Атари придерживались крайних антропоморфных взглядов, но они обычно не представляют движение Атари в целом.

Об Имане (вере)

Атари считают, что Иман ( веры) увеличивается и уменьшается в зависимости от выполнения предписанных ритуалов и обязанностей, таких как пять ежедневных молитв. Они верят, что Иман пребывает в сердце, в произнесении языка и в действиях конечностей.

О разделении тавхид

Некоторые ученые школы богословия Атари поддержали разделение таухида на три категории; таухид аль-рубубийа («единство господства», относящееся к вере в Бога как создателя и хранителя мира) и таухид аль-улухийа («единство божественности», относящееся к поклонению Богу как единственному божеству) и таухид аль-асма ва-ль-сифат («единство имен и атрибутов», утверждающее, что у Бога есть только один набор атрибутов, и они не противоречат друг другу). Ибн Таймийа, похоже, был первым, кто ввел это различие, однако он основан на более ранних авторитетах, которые делали аналогичные классификации, как, например, ханбалийский ученый Ибн Баттах аль-Укбари.

Критика

Суннитский ученый шестнадцатого века Ибн Хаджар аль-Хайтами, принадлежавший к школе калам Ашари, критиковал взгляды атари, связанные с Ибн Таймийей.

Литература

Источники

  • Абрахамов, Биньямин (2014). «Священное Писание и традиционалистское богословие». В Сабине Шмидтке (ред.). Оксфордский справочник исламского богословия. Oxford: Oxford University Press. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Белу, Катарина (2014). «Теология». В Ибрагиме Калине (ред.). Оксфорд Энциклопедия философии, науки и технологий в исламе. Оксфорд: Oxford University Press. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Берки, Джонатан Портер (2003). Формирование ислама: религия и общество на Ближнем Востоке, 600-1800 гг. Cambridge University Press (издание Kindle). CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Берки, Джонатан Портер (2010). «Ислам». В Роберте Ирвине ( изд.). Новая Кембриджская история ислама. Том 4: Исламские культуры и общества до конца восемнадцатого века. Издательство Кембриджского университета. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Blankinship, Khalid (2008). Тим Уинтер (редактор). Ранний символ веры. Кембриджский компаньон классической исламской теологии. Cambridge University Press (издание Kindle). CS1 maint: ref = harv (link )
  • Браун, Джонатан AC (2009). Хадис: Наследие Мухаммеда в средневековье и моде. р-н Мира. Oneworld Publications (Kindle edition). CS1 maint: ref = harv (link )
  • Brown, Jonathan AC (2009b). «Салафизм». Oxford Bibliographies. Oxford: Oxford University Press. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • El Omari, Racha (2013). «Theology». In Gerhard Böwering, Patricia Crone (ed.). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли. Принстон University Press. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Лауст, Анри (1986). «Ханабила». В П. Бирман; Т. Бианкис; К. Э. Босуорт; Э. ван Донзель; В. П. Хайнрихс (ред.). Encyclopaedia of Islam. 3 (Second ed.). Brill. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Halverson, Jeffry R. (2010). Богословие и символ веры в суннитском исламе: Братья-мусульмане, аш'аризм и политический суннизм. Бейзингсток : Пэлгрейв Макмиллан. Стр. 34–42. ISBN 978-1-349-28721-5. Проверено 1 ноября 2020 г. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Hodgson, Marshall GS (2009). Предприятие ислама, Том 1: Классический век ислама. University of Chicago Press (издание Kindle). CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Джон, Гувер (2014). «Теология Шанбали». В Сабине Шмидтке (изд.). Оксфордский справочник по исламской теологии. Оксфорд: Oxford University Press. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Lapidus, Ira M. (2014). История исламских обществ. Cambridge University Press (издание Kindle). ISBN 978-0-521-51430-9. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Leaman, Оливер (2008 г.). Тим Уинтер (редактор). Развитая традиция калама. Кембриджский компаньон классической исламской теологии. Cambridge University Press (издание Kindle). CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Лукас, Скотт К. (2005). «Теология». В книге Джозефа В. Мери (ред.). Средневековая исламская цивилизация: энциклопедия. Рутледж. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Leaman, Оливер (2009). "Ахл аль-Хадит". В книге Джона Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира. Оксфорд: Oxford University Press. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Шахин, Эмад эль-Дин (2009). «Салафия». В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира. Oxford: Oxford University Press. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Эль Шамси, Ахмед (2008). Тим Уинтер (редактор). Социальное строительство ортодоксии. Кембриджский компаньон классического ислама Theology. Cambridge University Press (Kindle edition). CS1 maint: ref = harv (link )
  • Spevack, Aaron (2014). Архетипический суннитский ученый: закон, теология и мистицизм в синтезе Al -Bajuri. State University of New York Press. CS1 maint: ref = harv (ссылка )

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Традиционалистское богословие (ислам)
Последняя правка сделана 2021-06-11 09:17:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте