Кунзас. Ликанантаи | |
---|---|
Регионы со значительным населением | |
Чили | 30,369 (2017) |
Аргентина | 13,936 (2010) |
Языки | |
испанский, ранее Кунза | |
Религия | |
Христианин, инков культ |
народ Атакама, известный как атакаменьос или атакамас на испанском языке и кунза, Ликан-антай или Ликанантаи на английском языке, коренные жители пустыни Атакама и альтиплано на севере Чили и Аргентина и южная часть B olivia.
Согласно переписи населения Аргентины в 2010 году, 13936 человек были идентифицированы как Атакаменьо первого поколения в Аргентине, в то время как в Чили проживало 21 015 человек Атакаменьо по состоянию на 2002 год.
Коренные народы ЧилиИстоки культуры Атакаменьо можно проследить до 500 года нашей эры. Люди Тиуанако были первыми известными завоевателями. В начале 15 века Атакаменьо были завоеваны инками Топа Инка Юпанки, которые представили новый социальный порядок, культ солнца инков и различные обычаи, включая коку. уходит. Режим инков построил дороги от Салар-де-Атакама до того, что сейчас является северо-востоком Аргентины.
В 1535 году первые испанские конкистадоры прибыли в этот район, и он был окончательно захвачен под контроль Испании в 1556. В 18 веке Атакаменьо Томас Панири присоединился к восстаниям, возглавляемым перуанцем Тупаком Амару II и боливийцем Тупаком Катари. В 1824 году регион стал частью Боливии, а в 1883 году попал в руки Чили. В 2007 году население Атакаменьо оценивалось в 21 015 человек.
Атакаменьо защищали свои деревни крепкими каменными стенами, известными как пукара, кечуа слово. Они также разработали керамические ремесла, медные работы (с использованием меди, добытой из Чукикамата ) и золотые работы. Многие исторические деревни до сих пор существуют с такими же названиями, в том числе Quitor, Chiu-Chiu, Lasana, Turi, Сускес, Калама, Токонао, Антофагаста-де-ла-Сьерра и одно из самых важных поселений в регионе, Сан-Педро-де- Атакама.
Исходным языком Атакаменьо был недавно вымерший язык Кунза.
Мумия, найденная в пустыне Атакама
Деформированный череп атакаменьо
поселение Тулор в пустыне Атакама
Атакаменьо были пастухами ламини, которые наилучшим образом использовали скудную воду и редкую местность, используя их домашний скот - лама и альпака - как вьючные животные, так и для их мяса, шкур и шерсти.
Как и многие другие жители Анд, Атакаменьо создали террасное земледелие, чтобы предотвратить сток воды. Они выращивали различные культуры, в том числе тыкву, кабачки, перец чили, фасоль, табак, дыню, кукурузу и, прежде всего, картофель и киноа. Они удобряли посевы гуано морских птиц, которых они перевозили вглубь суши на ламах. Они также ели мясо своего скота и покупали рыбу и моллюсков у прибрежных народов в обмен на ч'арки, сушеное соленое мясо, которое они производили.
В первый период, между 400 г. и 900 г. н.э., Атакаменьо производил розовую глазурованную керамику, в том числе антропоморфные кувшины, а также золотые украшения и чашки.
В течение второго периода, между 900 и 1200 гг. Нашей эры, использовалась керамика из черной глазури, что свидетельствует о влиянии культуры Тиуанако. Артефакты включали таблетки для вдыхания галлюциногенов из дерева Уилко и кактуса Сан-Педро, с резными изображениями человеческих фигурок, кондоров и религиозных предметов.
В третий период, с 1200 г. до 1500 г. н.э., проявляется влияние цивилизации инков с постройкой каменных крепостей «пукара».
Курение галлюциногенных веществ было центральной частью религиозной культуры Атакаменьо. Считалось, что ритуалы курения приближают людей к богам, позволяя курильщику обрести силу птиц, кошек или змей. Таблетки с тонкой резьбой использовались для хранения лекарства, которое затем вдыхали с помощью деревянных или костных трубок. Атакаменьо также переняли инков культ солнца и построили алтари на возвышенностях, особенно на вулкане Ликанкабур, который считался священным и домом их многочисленных богов. Они верили в жизнь после смерти и хоронили своих мертвецов со всем необходимым имуществом, которое им понадобится для путешествия.
Сан-Педро-де-Атакама был основным оазисным поселением Атакаменьос и центром их культурного развития. Сегодня туризм является его основным видом экономической деятельности наряду с сельским хозяйством.
Археологический музей Густаво Ле Пейдж, расположенный в Сан-Педро-де-Атакама, хранит большую часть исторических и археологических останков народа Атакаменьо. Он был основан бельгийским иезуитским священником Густаво Ле Пейджем, который переехал в Сан-Педро в 1955 году и увлекся культурой Атакаменьо. За эти годы он собрал широкий спектр артефактов из древних захоронений, мастерских и поселений, разместив их в музее, носящем его имя, который он основал в 1963 году. Сейчас коллекция содержит мумий и более 380 000 изделия из керамики, текстиля и металлических изделий.
Сообщества Атакаменьо, в настоящее время проживающие в Аргентине, включают:
К общинам атакаменьо, проживающим в настоящее время в Чили, относятся: