Специфика актива - это термин, относящийся к межсторонним отношениям транзакции. Обычно это определяется как степень, в которой инвестиции, сделанные для поддержки конкретной транзакции, имеют более высокую ценность для этой транзакции, чем они имели бы, если бы они были повторно использованы для любых других целей. Специфика активов была тщательно изучена в различных областях управления и экономики, таких как маркетинг, бухгалтерский учет, организационное поведение и информационные системы управления.
Концепция специфики активов тесно связана с концепцией оппортунизма. Классические экономисты предполагают существование «совершенно рационального экономического человека». Предыдущие подходы к экономике часто предполагали, что две связанные договором фирмы будут придерживаться договора, как и положено. Однако недавние ученые во главе с Оливером Э. Уильямсоном (1975, 1985) подчеркнули проблему оппортунизма. Сторона сделки может быть оппортунистической, производя товары низкого качества, поставляя продукцию с опозданием или не выполняя условия контракта. Другой ключевой элемент исследований Уильямсона - идея «ограниченной рациональности ». Ограниченная рациональность определяется как полусердечная форма рациональности, в которой субъекты предполагаются намеренно рациональными, но только в ограниченной степени. Люди имеют ограниченный доступ к знаниям и ограниченную способность обрабатывать знания, к которым у нас есть доступ. Поэтому акторы будут вести себя рационально, но в пределах своих возможностей. Уильямсон утверждал, что двумя наиболее важными аспектами делового поведения являются проблемы несовершенной конкуренции и склонность к оппортунистическим действиям. «Специфика активов» становится проблемой из-за оппортунизма.
Специфика актива обычно определяется как степень, в которой инвестиции, сделанные для поддержки конкретной транзакции, имеют более высокую ценность для этой транзакции, чем они имели бы, если бы они были повторно развернуты для любых других целей. (МакГиннесс 1994). Уильямсон (1975, 1985, 1986) утверждал, что активы, связанные с транзакциями, представляют собой не подлежащие повторному использованию физические и человеческие инвестиции, которые являются специализированными и уникальными для конкретной задачи. Например, для производства определенного компонента могут потребоваться инвестиции в специализированное оборудование, для распространения определенного продукта могут потребоваться уникальные физические объекты, или предоставление определенных услуг может основываться на существовании необычного набора профессиональных ноу-хау и навыки и умения.
По сути, специфика актива относится к степени, в которой сторона «связана» двусторонними или многосторонними деловыми отношениями. Например, изучение английского языка, одного из наиболее широко понимаемых языков мира, - это вложение, в значительной степени не зависящее от активов, поскольку ваши инвестиции, вероятно, будут иметь равную прибыль (возможность общаться с другими) по множеству различных настройки. С другой стороны, обучение говорению на навахо, редком атабаскском языке, на котором говорят на юго-западе США, может быть в значительной степени привязано к активам в частности), поскольку доходность ваших инвестиций (возможность общаться с другими) высока для немногих людей, говорящих на навахо, но почти равна нулю в остальном.
Первоначально специфичность активов предлагается в основном в ситуации покупатель-продавец, когда покупатель является стороной, которая не владеет конкретными активами, а продавец - стороной, которая владеет конкретными активами. Например, в модели Уильямсона (1983) задержание является односторонним: покупатель задерживает продавца. Однако позже исследователи поняли, что специфика активов может быть двусторонней или даже многосторонней. Например, Joskow (1988) и Klein (1988) отметили, что даже в традиционной ситуации покупатель-продавец задержка носит двусторонний характер, поскольку покупатель (сторона, которая не владеет конкретными активами) имеет выходную стоимость, связанную с временем и поиском инвестиций. если он решит сменить партию.
Ученые признали многомерность специфичности активов. Например, Уильямсон (1983) выделил четыре аспекта специфичности актива:
Malone et al. (1987) сделал важное дополнение к приведенному выше списку:
Joskow (1988)) указал, что эти разные категории указывают, по сути, на одно и то же явление, но что при эмпирическом анализе полезно рассматривать каждую категорию отдельно. В серии статей Йоскоу рассматривалось структурирование контрактов, чтобы изучить, как контракты снижают транзакционные издержки, присущие рыночным отношениям
Захир и Венкатраман (1994) признают четыре аспекта специфичности активов: объект, человеческий, физический и специализированный активы. Кроме того, в своем исследовании они определяют два аспекта специфичности активов: специфику человеческого актива и недавно разработанную «процедурную специфику актива», где
Большинство теоретических работ сосредоточено на взаимосвязи между спецификой активов и эффектами невозвратных затрат, транзакционными издержками, вертикальной интеграцией и неопределенностями (например, см. Joskow 1988, Anderson 1985, John and Weitz 1988, и Уайт 1994).
Специфичность актива обычно реализуется с использованием одной из следующих схем.
Андерсон и Кофлан (1987): пять пунктов. Вопросы 2 и 3 относятся к типу и продолжительности обучения, которое вы проводите для сотрудников фирм, которые покупают ваш продукт.
Klein et al. (1990): шесть пунктов, 7-балльная шкала (1 = полностью не согласен, 7 = полностью согласен).
Захир и Венкатраман (1994): три пункта, 7-балльная шкала (1 = относительно аналогично другим перевозчикам, 7 = значительно индивидуализировано для несущей с фокальным интерфейсом). Пожалуйста, укажите, в какой степени следующие аспекты вашей коммерческой деятельности основного оператора связи относительно похожи на другие операторы или значительно отличаются от других операторов.
Кристиаанс и Венкатраман ( 2002): две позиции по 7-балльной шкале. Степень согласия туристического агентства со следующей шкалой: