Ясень - это керамическая глазурь, изготовленная из ясеня различных пород дерева или соломы. Исторически они играли важную роль в Восточной Азии, особенно китайская керамика, корейская керамика и японская керамика. Многие традиционалистские гончарные изделия в Восточной Азии до сих пор используют глазирование из ясеня, и оно стало свидетелем большого возрождения студийной керамики на Западе и Востоке. Некоторым гончарам нравится добиваться случайных эффектов, настраивая печь так, чтобы пепел, образующийся во время обжига, попадал на горшки; это называется «натуральной» или «естественной» глазурью из ясеня. В противном случае золу смешивают с водой и часто с глиной и наносят в виде пасты.
глазирование ясеня началось около 1500 г. до н.э., в Китае во время династии Шан, первоначально случайно, когда пепел от сгоревшей древесины в печи попал на горшки. Примерно в 1000 году до нашей эры китайцы, по-видимому, поняли, что зола, покрывающая куски, является причиной глазури, поэтому они начали добавлять золу в качестве глазури перед тем, как горшок отправился в печь. Ясеневая глазурь была первой глазурью, использованной в Восточной Азии, и содержала только золу, глину и воду.
Одним из керамических флюсов в золе-глазури является оксид кальция, широко известная как негашеная известь, и большинство глазурей из ясеня являются частью семейства известковой глазури, не во всех из которых используется зола. В некоторых глазурах из ясеня в золу добавлялась дополнительная извести, что могло иметь место в случае с китайской посудой Yue. Требуется относительно высокая температура около 1170 ° C, достаточно высокая, чтобы превратить корпус в керамику или (выше примерно 1200 ° C и с подходящими материалами) фарфор.
Глазурь имеет стекловидные свойства и характеристики образования скоплений (скопление глазури), что подчеркивает текстуру поверхности глазурованного изделия. Когда глазурь состоит в основном из древесной золы, конечный результат в основном имеет цвет от темно-коричневого до зеленого. Горшки с такой глазурью по цвету и фактуре напоминают землю. По мере уменьшения процента золы художник имеет больше контроля над цветом, а окончательный цвет глазури с использованием дерева отличается от светлых до темных оттенков коричневого или зеленого, если не добавляются другие красители. Глазурь из рисовой соломы из ясеня дает непрозрачную кремово-белую глазурь; это с высоким содержанием кремнезема. Если зола очень густая, может быть достаточно фосфора для получения «опалесцирующей синевы»; Для этого хороша зола рисовой шелухи.
«Натуральная» глазурь из золы, падающей в печь, имеет тенденцию густо накапливаться на плечах типичных форм емкости для хранения и начинает стекать по стенкам емкости. Этому эффекту можно способствовать, обвязав плечи соломенными косами перед помещением в печь.
Чтобы создать золу, материал должен полностью сгореть в печи. Древесная зола составляет около 1% от массы исходной древесины, хотя некоторые виды соломы оставляют золу в гораздо более высоком процентном соотношении от исходного веса. Обычно для производства золы необходимо большое количество древесины или соломы. Затем золу пропускают через сито сито, чтобы удалить из золы лишние комки. На этом этапе художники могут дополнительно обработать золу, чтобы создать более однородную смесь, или оставить ее необработанной, чтобы получить более случайные конечные результаты. Для обработки золы в смесь сначала добавляют воду и оставляют отстояться на пару часов. Раствор сливают и сушат, и в результате получается зола, содержащая менее вредные химические вещества, такие как некоторые растворимые щелочи.
Используются самые разные растения, и их различный химический состав может давать очень разные эффекты.
Большая часть древесной золы в основном состоит из карбоната кальция, который используется во многих рецептах глазури. Зола также содержит карбонат калия, фосфаты и другие металлы; однако соотношение этих химикатов зависит от местоположения, почвы и типа древесины, из которой была получена зола. Благодаря разному химическому составу глазурь дает разные результаты от партии к партии. Более того, два изделия из одной и той же партии глазури могут даже иметь разные результаты. Если зола не очищена или не перемешана тщательно, некоторые части смеси глазури могут содержать большее количество одного химического вещества, а другие - другого, в результате чего каждая часть глазури будет иметь различные концентрации химикатов.
Современные глазури из ясеня обычно содержат на 50% меньше древесной золы, чем когда большая часть глазури была золой. Уменьшение процента золы дает художнику возможность контролировать химический состав и результат нанесения глазури. В настоящее время глазури из ясеня в основном используются художниками в качестве декоративного инструмента, но некоторые все еще используют посуду из ясеневой глазури. В Корее традиционная глазурь из ясеня, состоящая только из золы и воды, используется для изготовления функциональной керамики, такой как миски, чашки и чайники.
На Викискладе есть материалы, связанные с глазурью из ясеня. |