Асгар Фархади | |
---|---|
Фархади на Стокгольмском международном кинофестивале 2018. | |
Родился | (1972-05-07) 7 мая 1972 (48 лет). Хомаюн Шахр, провинция Исфахан, Императорское государство Иран |
Alma mater | Университет Тарбиат Модарес. Тегеранский университет |
Профессия |
|
Годы работы | 1997 – настоящее время |
Известная работа | Об Элли (2009). Разлука (2011). Прошлое (2013). Продавец (2016). Все знают (2018) |
Супруг (а) | Париса Бахтавар (m.1990) |
Дети | 2; в том числе Сарина |
Асгар Фархади (персидский : اصغر فرهادی; персидское произношение: произношение родился 7 мая 1972 г.), иранский кинорежиссер и сценарист.
Фархади получил два Оскара за лучший фильм на иностранном языке за его фильмы Разлука (2011) и Продавец (2016), что сделало его одним из немногих мировых режиссеров, дважды получивших премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке. В 2012 году он был включен в ежегодный список самых влиятельных людей мира Time 100.
Фархади родился в Хомаюн Шахр, город, расположенный в провинции Исфахан недалеко от города Исфахан, который вскоре после Исламской революции 1979 года был переименован Хомейни Шахру после аятоллы Хомейни. Он окончил театр, имеет бакалавр в области драматического искусства и магистр в режиссуре Тегеранского университета и Университет Тарбиат Модарес соответственно.
В начале своей карьеры Фархади сделал множество короткометражных фильмов 8-миллиметровые и 16-миллиметровые фильмы в Исфаханском отделении Иранского общества молодого кино, прежде чем перейти к написанию пьес и сценариев для IRIB. Он также снял такой телесериал, как «Повесть о городе», и стал соавтором сценария Эбрахима Хатамикии Низкие высоты. В 2003 году Фархади дебютировал в кино с фильмом «Танцы в пыли ». За ним последовал фильм Красивый город, выпущенный в 2004 году. Его третий фильм, Среда фейерверков, получил премию Gold Hugo на Чикагском международном кинофестивале в 2006 году.
В 2009 году Фархади снял свой четвертый фильм Об Элли, выигравший Серебряного медведя за лучшую режиссуру на 59-м Международном Берлинском кинофестивале., а также лучший фильм на кинофестивале Tribeca. Последний фильм о группе иранцев, которые совершают путешествие на иранские пляжи Каспийского моря, которое оказывается трагичным. Теоретик кино и критик Дэвид Бордвелл назвал «Об Элли» шедевром.
Его фильм Разделение премьера состоялась 9 февраля 2011 года на 29-м Международном кинофестивале «Фаджр» в Тегеране и получила признание критиков иранского общества кинокритиков. Он принес Фархади четыре награды, в том числе за лучшую режиссуру (в третий раз после Fireworks Wednesday и About Elly ). 15 февраля 2011 года он также участвовал в конкурсе на 61-м Берлинском международном кинофестивале, который получил Золотой медведь за лучший фильм, став первым иранским фильмом, получившим эту награду. В июне 2011 года фильм «Разлука» получил приз Sydney Film Prize в соревновании с победителем Каннского фестиваля Древо жизни, режиссер Терренс Малик. Он также получил награду за лучший фильм на конкурсе Asia Pacific Screen Awards 2011.
19 декабря 2011 года Фархади был объявлен членом жюри 62-го Берлинского международного кинофестиваля, который проходил. в феврале 2012 года.
15 января 2012 года «Разделение» выиграло Золотой глобус как лучший фильм на иностранном языке. Фильм также был официально представлен Ираном на премию Лучший фильм на иностранном языке на церемонии 2012 Academy Awards, где, помимо того, что он был номинирован в этой категории, был также номинирован в категории Лучший оригинальный сценарий. 26 февраля 2012 года «Разлука» стал первым иранским фильмом, получившим премию «Оскар» за лучший международный художественный фильм на 84-й церемонии вручения награды «Оскар». Это отметило Фархади как первого иранца, получившего премию Оскар в любой из конкурсных категорий. Его пригласили присоединиться к Академии кинематографических искусств и наук в июне 2012 года вместе со 175 другими членами. Разделение также выиграло César Award за лучший иностранный фильм и Independent Spirit Award за лучший международный фильм в 2012 году.
В 2013 году фильм Фархади Прошлое с в главной роли Беринис Бежо и Тахар Рахим были освобождены. Это будет первый фильм Фархади на французском языке. Фильм претендовал на Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале 2013. Беджо выиграла премию за лучшую женскую роль в Каннах за роль в фильме.
Фильм получил всеобщее признание критиков. Он имеет 93% рейтинг «сертифицированных свежих» на сайте агрегатора обзоров Rotten Tomatoes на основе 144 отзывов со средневзвешенным значением 8,2 / 10 и консенсус сайта: «Красиво написанное, чутко управляемое и мощно исполненное,« Прошлое »служит еще одним убедительным свидетельством дара Асгара Фархади к тонко многослойной драматургии». На Metacritic фильм имеет нормализованный балл 85% на основе 41 отзыва, что указывает на «всеобщее признание».
Фильм был выбран как иранский фильм для Лучший фильм на иностранном языке на 86-й церемонии вручения премии Оскар, но он не был номинирован.
Его фильм 2016 года Продавец с Шахабом Хоссейни и Таранех Алидусти в главных ролях. Золотая пальмовая ветвь на Каннском кинофестивале 2016. Продавец получил две награды: лучшая мужская роль за Шахаба Хоссейни и лучший сценарий за Фархади.
26 февраля 2017 года Фархади получил свой второй «Оскар» за Academy Премия за лучший международный полнометражный фильм фильму Продавец на 89-й церемонии вручения награды Академии. Продавец уже получил награду за лучший сценарий на Каннском кинофестивале. Следуя исполнительному распоряжению Дональда Трампа, запрещающему въезд в страну иранцам, Фархади заявил, что не будет присутствовать на церемонии вручения премии Оскар 2017 года, несмотря на то, что был номинирован, а затем и выиграл, как лучший иностранный фильм. Он объявил, что два выдающихся американца иранского происхождения, Ануше Ансари и Фируз Надери, будут представлять его на церемонии. Ануше Ансари известна как первая женщина-космический турист и первая иранка, побывавшая в космосе, а Надери в качестве директора по исследованию солнечных систем в НАСА. За несколько часов до церемонии он обратился к группе протестующих в Лондоне по видеосвязи из Ирана. Мэр Лондона Садик Хан публично продемонстрировал фильм на Трафальгарской площади как праздник разнообразия города. «Эта солидарность - хорошее начало», - сказал он им. «Я надеюсь, что это движение будет продолжаться и распространяться, потому что в нем есть сила, чтобы противостоять фашизму, одержать победу перед лицом экстремизма и сказать« нет »репрессивным политическим силам во всем мире».
После победы в Оскар уже второй раз, Фархади зачитал заранее подготовленное заявление Ануше Ансари. «Мне очень жаль, что я не с тобой сегодня вечером», - говорится в заявлении Фархади. "Мое отсутствие вызвано уважением к народу моей страны и тем из других шести стран, которые не уважают бесчеловечный закон, запрещающий въезд иммигрантов в США. Разделение мира на категории нас и наших врагов порождает страх, обманчивое оправдание агрессии и войны. Эти войны препятствуют демократии и правам человека в странах, которые сами стали жертвами агрессии. Режиссеры могут поворачивать камеры, чтобы запечатлеть общие человеческие качества и разрушить стереотипы различных национальностей и религий. Они вызывают сочувствие между нами и другими - сочувствие, которое нам нужно сегодня больше, чем когда-либо ». Перед церемонией все пять режиссеров, номинированных на фильмы на иностранном языке, опубликовали совместное заявление, полученное USA Today, в котором осудили «атмосферу фанатизма и национализма» в Соединенных Штатах, а также в других странах. Режиссеры - Фархади, Марен Аде (Тони Эрдманн ), Ханнес Холм (Человек по имени Уве ), Мартин Зандвлит. (Land of Mine ) и Bentley Dean и Martin Butler (Tanna ) - сказали, что независимо от того, какой фильм выиграет, Оскар посвящен «всем людям, артистам, журналистам и активистам, которые работают над укреплением единства и понимания, и которые защищают свободу выражения мнений и человеческое достоинство - ценности, защита которых сейчас важнее, чем когда-либо».
Хавьер Бардем, Пенелопа Крус, Фархади и актеры Everybody Knows на каннском кинофестивале 2018In В 2018 году Фархади снял свой восьмой полнометражный фильм под названием Everybody Knows с Хавьером Бардемом и Пенелопой Крус в главных ролях. Этот испанский психологический триллер дебютировал на 71-м Каннском кинофестивале, где он играл в конкурсе на Золотую пальмовую ветвь.
. На премьере фильма «Все знают» в Торонто режиссер поделился с Ikon. Лондонский журнал планирует «Приехать в лондонский Вест-Энд со своей пьесой». Он сказал: «Я знаю, что каждый день идет много отличных спектаклей. И я хочу, чтобы однажды я поставил там спектакль. Это недалеко. Это наш план».
Фильм заслужил признание критиков. 78% на Тухлые помидоры по мнению критиков, при этом критики хвалят двух главных героев, но добавляют, что фильм ниже обычно высоких стандартов Фархади.
Фильмы Фархади представляют микрокосм современного Ирана и исследуют неизбежные сложности, которые возникают с помощью класс, пол и религиозные различия. Например, его фильм 2011 года Разлука изображает различные неразрешимые конфликты и аргументы, которые заставляют персонажей размышлять о моральных основаниях своих собственных решений.
В своей статье «Зазеркалье: рефлексивное кино и общество в постреволюционном Иране» Норма Клэр Моруцци пишет:
В отличие от этого, в «Разделении» Фархади мечта о жизни в другом месте рассматривается как одна нить сложной и многослойной истории. Фильмы Фархади - это детализированные портреты сквозных отношений между классами, полами и социальными группами. Они представляют собой двойственное исследование того, какое значение может иметь небольшой личный выбор для тонкой сети индивидуальных связей, составляющих любую социальную сеть, тщательно продуманные и красиво исполненные.
Кинокритик Роджер Эберт в своем Ежегоднике фильмов 2013 пишет о ремесле Фархади в изображении социальных отношений:
«Сценарист-режиссер Асгар Фархади справедливо и беспристрастно рассказывает свою историю. Кажется, его единственная цель - выразить сочувствие. Разделение дает полезный портрет современного Ирана... [T] его фильм изображает нацию с более тонкими нюансами, и его достойные персонажи пытаются поступать правильно »(532). «В его сценарии интригует то, что он глубоко вовлекает нас, но никогда не говорит нам, кто считает правильным или неправильным» (703).
В предисловии к ее книге 2014 года «Асгар Фархади: жизнь и кино», кинокритик Тина Хассания пишет:
Социальный реализм [Фархади] - наблюдения за культурой в целом через призму документального кино - умело затушевывается очень изысканной версией мелодрамы. Тем не менее, его социальный комментарий - хотя и мрачный, а иногда и осуждающий - никогда не кажется назидательным или наказывающим.
В фильмах Фархади Иран изображен как имеющий жесткую классовую систему, которая сохраняется на протяжении всей истории до- и послереволюционного Ирана. Фархади снимает сложности повседневной жизни в современном Иране, уделяя особое внимание способам, которыми различные точки зрения встроены в социальные структуры, такие как класс и пол. У Фархади свой стиль: «фильмы с открытым финалом», реалистичность и «повествовательные пробелы».
Фильмы Фархади часто критикуют разделение в иранском обществе по классовым, гендерным и религиозным признакам. Однако они отличаются тонкостью обращения. Сам Фархади никогда не отвергал Иран, большинство его фильмов глубоко укоренились в городском иранском обществе, и он часто выражал свою приверженность стране и ее народу, особенно в двух случаях, когда он выигрывал премию Оскар. Когда он получил награду за «Разделение», он посвятил победу иранскому народу. Когда несколько лет спустя «Продавец» выиграл приз, Фархади отказался присутствовать на мероприятии в знак протеста против политики американской администрации.
Менее заметна его завуалированная критика религиозных стандартов в Иране. Его дебютный фильм Танцы в пыли открывается исламским воззванием Бисмиллахир Рахманир Рахим (во имя Аллаха, самого доброжелательного, самого милосердного) точно так же, как рука моет окно машины, обнажая большую статую мужчина, стоящий на пьедестале на улице. Идолопоклонство запрещено в исламе, и строительство человеческих статуй также не приветствуется в строгих интерпретациях. В своем втором фильме Красивый город Фархади повторил похожий кинематографический трюк; когда тюремный микрофон выкрикивает фразу Бисмилла, выясняется, что молодой человек вырезает человеческие фигурки. Ни один из фильмов не был выпущен на Западе, и они не были так широко представлены, как его последние фильмы.
В 2012 году Фархади участвовал в Sight Sound Кинопоказы того года. Каждые десять лет для отбора лучших фильмов всех времен современных режиссеров просили выбрать десять фильмов по своему выбору. Варианты выбора Фархади перечислены ниже в алфавитном порядке:
Год | Название | Режиссер | Сценарист | Продюсер | Заметки |
---|---|---|---|---|---|
2003 | Танцы в пыли | Да | Нет | Да | Написано в соавторстве с Алирезой Базрафшан. и Мохаммадом Резой Фазели |
2004 | Красивый город | Да | Нет | Да | |
2006 | Фейерверк в среду | Да | Нет | Да | Написано в соавторстве с Мани Хагиги |
2009 | Об Элли | Да | Да | Да | |
2011 | Разделение | Да | Да | Да | |
2013 | Прошлое | Да | Да | Нет | |
2016 | Продавец | Да | Да | Да | |
2018 | Все знают | Да | Да | Да |
Только продюсер
Год | Звание | Режиссер | Писатель | Продюсер | Радиовещание |
---|---|---|---|---|---|
1998 | Официант | Да | Да | Да | IRIB TV5 |
1998 | Доктора | Нет | Нет | Да | IRIB TV3 |
1998 | Жилой комплекс Фаррох и Фарадж | Да | Нет | Нет | IRIB TV2 |
1999 | Молодежные дни | Нет | Нет | Да | IRIB TV5 |
1999 | История города | Да | Да | Да | IRIB TV5 |
2001 | История города II | Йе s | Да | Да | IRIB TV5 |
Фархади - один из избранных режиссеров, неоднократно выигрывавших Оскар за лучший иностранный фильм. Остальные - Витторио де Сика и Федерико Феллини (по четыре раза каждый), Ингмар Бергман (трижды) и Рене Клемент и Акира Куросава (по два раза). Ниже приводится подборка его главных наград.
«Разделение» выиграло премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке в 2012 году, став первым иранским фильмом, получившим эту награду. Фильм был номинирован на премию Оскар за лучший оригинальный сценарий.
Продавец получил премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке в 2017 году. Однако Фархади не посетил 89-ю Академию. Церемония награждения в знак протеста против указа США 13769.
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Асгаром Фархади. |