Ascension | ||||
---|---|---|---|---|
Студийный альбом автора Джон Колтрейн | ||||
Выпущен | февраль 1966 г. | |||
Записан | 28 июня 1965 г. | |||
Studio | Van Gelder Studio, Englewood Cliffs, NJ | |||
Жанр | Free jazz, avant-garde jazz | |||
Длина | 40:49 (издание II). 38:30 (издание I). 79:19 (CD-релиз) | |||
Этикетка | Impulse! | |||
Продюсер | Боб Тил | |||
Джон Колтрейн хронология | ||||
|
Оценки по обзорам | |
---|---|
Источник | Рейтинг |
Allmusic | |
The Penguin Guide to Jazz | (корона) |
Руководство по альбомам Rolling Stone | |
The Rolling Stone Jazz Record Guide | |
Энциклопедия популярной музыки |
Ascension - это джаз альбом Джона Колтрейна, записанный в 1965 году и выпущенный в 1966 году. Его часто считают стал водоразделом в творчестве Колтрейна: альбомы, записанные до этого, стали более традиционными по структуре, а альбомы, записанные после него, были более свободными, фри-джазовыми произведениями, вдохновленными. Кроме того, это сигнализировало об интересе Колтрейна к отходу от формата квартета. Колтрейн описал Ascension в радиоинтервью как «биг-бэнд вещь», хотя это не похоже ни на одну запись биг-бэнда, сделанную до этого. Наиболее очевидным предшественником является запись октета (или "двойного квартета") Орнетт Коулман, Free Jazz: A Collective Impvisation, которая, как и Ascension, представляет собой непрерывное 40-минутное выступление. с ансамблем переходов и без перерывов. Джазовый музыкант Дэйв Либман, комментируя Ascension, напомнил, что альбом стал «факелом, который зажег фри-джаз». Джордж Рассел заявил, что запись Ascension была «когда Колтрейн отвернулся от денег».
Роговая секция Колтрейна пришвартована к ритм-секции, в центре которой находится пианист Маккой Тайнер, контрабасисты Джимми Гаррисон и Арт Дэвис и барабанщик Элвин Джонс. На Ascension (и в отличие от Орнетт Коулман Free Jazz ) групповые ансамбли чередуются с сольными партиями и занимают примерно равное пространство. Основная тема, заявленная во вступительном и закрывающем ансамблях, - это вариация основного мотива более раннего альбома Колтрейна A Love Supreme, записанного в декабре 1964 года, в частности вступительного басового рифа, заявленного во вступительном треке упомянутого альбома, "Благодарность ".
Колтрейн не дал музыкантам никаких указаний относительно их соло, кроме того, что они должны были заканчиваться крещендо. Отрывки ансамбля более структурированы. Были аккорды, но, видимо, они не были обязательными; точнее будет сказать, что ансамбли состоят из последовательности ладов, а не аккордов, с изменениями режима, о которых сигнализируют Колтрейн, пианист Маккой Тайнер и трубач Фредди Хаббард. По сравнению с Free Jazz, Ascension отличается значительно расширенной «линией фронта» с двумя альтами, тремя тенорами и двумя трубачами.
Музыканты, которых Колтрейн выбрал для дополнения членов классического квартета, представляли собой смесь музыкантов, от известных до относительно неизвестных, все они были моложе Колтрейна, и многие из них который играл с Колтрейном в годы, предшествовавшие записи Ascension. Трубач Фредди Хаббард и басист Арт Дэвис были к тому моменту хорошо известны и хорошо записаны, и оба записывались с Колтрейном на Africa / Brass и Оле Колтрейн. (Дэвис также появился на The John Coltrane Quartet Plays, записанном ранее в 1965 году.) Саксофонист Арчи Шепп записал свой первый альбом Impulse!, Four for Трейн, в 1964 году, после того, как Колтрейн порекомендовал его продюсеру Бобу Тиле, и выпустил более десятка альбомов на этом лейбле. Шепп вместе с Артом Дэвисом также появился в альтернативном варианте раздела «Подтверждение» в A Love Supreme, который был выпущен более чем через тридцать лет после появления оригинальной записи.. Вскоре после записи Ascension Шепп появился на New Thing at Newport, сплит-LP, на первой стороне которого выступил квартет Колтрейна, а на второй - квартет Шеппа.
Шепп также познакомил Колтрейна с саксофонисткой Мэрион Браун, и Колтрейн вскоре использовал свое влияние в Impulse!, чтобы помочь Брауну определить дату записи для Три для Шеппа.. Саксофонист Джон Чикаи ранее записывался с Шеппом как часть New York Contemporary Five и на Four для Trane, а также сидел с Колтрейном во время одного или нескольких выступления на Half Note. Trumpeter Дьюи Джонсон играл с Мэрион Браун и неоднократно сидел с группой Колтрейна, прежде чем его попросили поучаствовать в записи Ascension. Саксофонист Фароа Сандерс выступал с Сун Ра, чьей музыкой восхищался Колтрейн, а также играл и практиковал йогические дыхательные упражнения с Мэрион Браун. В 1964 году Колтрейн пригласил Сандерса присоединиться к его группе после того, как услышал его дебютную запись на лейбле ESP и посетил концерт группы Сандерса, в которой участвовали Джон Хикс, Уилбур. Уэр и Билли Хиггинс у Деревенских ворот. (Уэр и Хиггинс ранее записывались с Колтрейном.) Сандерса пригласили присоединиться к группе Колтрейна в сентябре 1965 года, и он продолжил играть и записывать многие из более поздних записей Колтрейна.
Кроме того, барабанщик Рашид. Али, который в конечном итоге присоединился к группе Колтрейна, был приглашен принять участие в записи Ascension, но упустил возможность - решение, о котором он вскоре пожалел. Саксофонист Фрэнк Райт также был приглашен, но, как сообщается, чувствовал, что его навыки не соответствуют требованиям музыки.
порядок соло в дублях немного отличается; Элвин Джонс не играет соло во втором издании.
|
|
Две записи " Ascension », которые называются Edition I и Edition II. Последний заменил Edition I (также как A-95, с надписью «EDITION II» на круге пластинки) через несколько месяцев после первоначального выпуска. Обе версии доступны на одном компакт-диске, выпущенном Impulse! / Verve / Universal в 2000 году, а ранее были доступны в сборнике на двух дисках 1992 года The Major Works of John Coltrane на Impulse! / GRP / MCA.
«Вознесение» (Джон Колтрейн) - 38:30
«Вознесение» (Колтрейн) - 40:49