Асади Туси

редактировать

Абу Мансур Али ибн Ахмад Асади Туси ( перс : ابومنصور علی بن احمد اسدی طوسی) был персидским поэтом, лингвистом и писателем. Он родился в начале 11 века в Тусе, Иран, в провинции Хорасан, и умер в конце 1080-х в Тебризе. Асади Туси считается важным персидским поэтом иранских национальных эпосов. Его самая известная работа - Гаршаспнамах, написанная в стиле Шахнаме.

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Работы
    • 2.1 Гаршаспнама (Эпос о Гаршаспе)
    • 2.2 Loḡat-e fors (хорасанский персидский словарь)
    • 2.3 Monāẓarāt (дебаты)
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература

Жизнь

Мало что известно о жизни Асади. Большая часть провинции Хорасан подверглась жестокому нападению турецких группировок; многие интеллектуалы бежали, а оставшиеся обычно жили в уединении. Асади провел свои первые двадцать лет в Осусе. Примерно с 1018 по 1038 год нашей эры он был поэтом при дворе Дайламита Абу Накр Джастана. Здесь, в 1055–1056 годах, Асади скопировал «Кетаб аль-абниа аль-адвиа» Абу Мандура Моваффака Херави. Позже он отправился в Нахджаван и в 1065–1066 годах завершил свою основополагающую работу - Гаршас-нама (посвященную Абу Долафу, правителю Нахджавана). Затем Асади служил при дворе шаддадидского царя Манучехра, который правил Ани. Могила поэта находится в городе Тебриз.

Труды

Самым значительным произведением Асади является Гаршассп-нама (Книга [или эпос] Гаршаса). Другой его важный вклад - лексика современного персидского языка (персидский : فرهنگ لغت فرس). Пять из Monāarāt Асади (персидский : مناظرات) (Споры в форме поэзии между двумя людьми, предметами или концепциями) также существуют.

Гаршаспнама (Эпос о Гаршаспе)

Эпос Гаршаспнама (персидский : گرشاسب‌نامه) с 9000 двустишиями является основным произведением Асади Туси. Герой поэмы Гаршасп (отец Каримана и прадед Шама), отождествляемый в Шахнаме с древнеиранским героем Кəрāсаспа- (авестийский язык ). В Авестане он был сыном Шрита из клана Яма. Поэт адаптировал рассказ из книги «Приключения Гаршаса», сказав, что он дополняет рассказы Шахнаме; Хотя стихотворение было частью фольклора, оно было основано на письменных источниках.

Поэма начинается с Ямы (или Джамшида ), отца Гаршаса, который был свергнут Заххаком и бежал к Гурангу, королю Забулистана (близ современного Кветта ). В Забулистане Джамшид влюбляется в дочь царя, и она рожает Гаршаспа. Джамшид вынужден бежать. Когда мать Гаршаса отравляет себя, он проводит большую часть своей жизни со своим дедом и вырастает воином, подобным Джамшиду. После смерти Гуранга Заххак должен был стать королем, хотя секрет остается до рождения Каримана.

Заххак как царь посещает Забулистан и бросает вызов юному Гаршасу убить дракона. Вооруженный противоядием от драконьего яда и особым оружием, Гаршас убивает монстра. Впечатленный доблестью ребенка, Заххак отправляет Гаршаспа в Индию, где царя (вассала Заххака) заменил мятежный принц Баху (который не признает правление Заххака). Гаршас побеждает мятежника и остается в Индии, чтобы наблюдать его чудеса и участвовать в философской беседе. Затем он отправляется в Сарандиб (Цейлон ), где видит след Будды (в мусульманских источниках отождествляется с отпечатком Адама ). Затем Асади пересказывает множество легенд об Адаме, отце человечества. Затем Гаршасп встречает брахмана, которому он подробно расспрашивает о философии и религии. Слова, которые Асади Туси приписывает Брахману, относятся к его исламскому неоплатонизму. Позже Гаршасп посещает индийские острова и видит сверхъестественные чудеса, которые описаны очень подробно.

Герой возвращается домой и отдает дань уважения Захаку. Он ухаживает за принцессой Рума, восстанавливает ее отца (Eṯre) на троне в Заболе после его поражения от короля Кабола и строит город Систан. У него анахроничные приключения в Средиземном море, сражаясь в Кайруане и Кордове. На Западе он встречает «грека Брахмана » и ведет философский дискурс с мудрецом.

Когда он возвращается в Иран, его отец умирает, и Гаршас становится королем Заболестана. Хотя у него нет собственного сына, он усыновляет Наремана (прадеда Ростама ) своим наследником. В это время Фередун побеждает Захака и становится королем Ирана, и Гаршас клянется ему в верности. Гаршас и его племянник затем идут и побеждают Фагфур в Чине (иранский титул правителя Центральной Азии и Китая, вероятно, согдийского происхождения), приведя его в плен к Фередуну. Гаршас вступает в финальную битву с королем Танжера, убивая другого дракона, прежде чем он возвращается в Систан в Заболестане и умирает.

Loḡat-e fors (Хорасанский персидский словарь)

Словарь был написан для ознакомления жителей Аррана и Иранского Азербайджана с незнакомыми фразами в Восточно-персидская (дариская) поэзия. Это самый старый существующий персидский словарь, основанный на примерах из поэзии, и содержащий фрагменты утерянных литературных произведений, таких как Калила и Димна Рудаки и Vamiq и 'Адхра от Унсури. В Иране и других странах существует множество рукописей; самый старый (1322 год), возможно, находится в Библиотеке Малека в Тегеране, хотя тот, что написан в Сафина-и Тебриз, также относится к тому же периоду.

Monāẓarāt (дебаты)

В персидской поэтической форме касиды сохранилось пять дебатов. Хотя касида не имеет аналогов в арабском языке или новоперсидском, это часть среднеперсидской (пехлевийской) традиции. Пехлевийские поэтические дебаты Дракт и Асурик указывают на историю этой формы дебатов. Сохранившиеся дебаты: Араб о 'Аджам (Араб против персов), Могх о Мосалман (Зороастиан против мусульманина), Шаб о Руз (Ночь против дня), Нейза о Каман (Копье против лука) и Асман. o Замин (Небо против Земли). Перс побеждает в дебатах между персами и арабами, а мусульманин побеждает зороастрийца.

См. Также

  • icon Поэтический портал

Ссылки

Дополнительная литература

Последняя правка сделана 2021-06-11 22:42:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте