Раввин. Арье Цви Фрумер | |
---|---|
Раввин Фрумер в 1932 году | |
Личный | |
Родился | Арье Цви Фрумер. 1884. Челадо, Польша |
Умер | 2 мая 1943 года (возраст 58–59). концлагерь Майданек |
Религия | Иудаизм |
Национальность | поляк |
Супруг | Эстер Швейцер |
Дети | Дов. Аврохом. Биньямин. Моше. Милках. Мириам Кайла |
Родители | Ханох Хендель Фрумер. Мириам Кайла |
Конфессия | Ортодокс |
Альма-матер | Сохачев иешива |
Еврейский лидер | |
Предшественник | Раввин Меир Шапиро |
Должность | Рош иешива |
Иешива | Иешива Чачмей Люблин |
Начало | 1934 |
Закончился | 1939 |
Другое | Рош ешива, Сочачев йешива. Рав из Кожиглов |
Арье Цви Фрумер (Иврит : אריה צבי פרומר; также пишется Фромер или Фроммер; 1884 - 2 мая 1943) был ведущим православным раввином, рош иешивой и посек (галахическим авторитетом) в Польше ХХ века. Известный как Кожигловер Рав после своего короткого пребывания в должности Рав из Козегловы, он служил рош ешивой в ешиве в Сохачев (Сохачев) с 1910 по 1914 год и Рошская ешива ешивы Chachmei Lublin, главной ешивы Польши, с 1934 по 1939 год. Во время немецкой оккупации Польши он был заключен в Варшавское гетто. Весной 1943 года он был депортирован в концлагерь Майданек, где был убит. Его книга респонса, Эрец Цви (Земля оленей) широко цитируется по сей день.
Фрумер родился в Челадзь, Польша, портному Ханноху Хенделю Фрумеру. У него был брат Реувен и две сестры Тайбель Лия и Файгель. Его мать, Мириам Кайла, умерла, когда ему было три года. После того, как его отец женился повторно, его отправили учиться в хедер в соседнем городе Вольбрум, где он поселился вместе с родственниками своей матери. Здесь он проявил острый ум и понимание. В народе его стали называть по идиш переводу его имени: «Лейб Хирш». В возрасте 12 лет он пошел учиться в ешива-кетана в Амстове, недалеко от Ченстоховы, где он опередил мальчиков своего возраста в учебе. Год спустя, после своей бар-мицвы, он перешел в ешиву Сочачовера Ребе, Авней Незер, в Сохачев. Здесь Фрумер нашел сокурсников на таком же высоком интеллектуальном уровне, что и он, и превратился в известного знатока Торы. Он стал набожным сохачовер хасидом и продолжил служить первым трем сохачоверским ребе.
В 18 лет Фрумер женился на своей кузине Эстер Швейцер., дочь Иегуды Шраги Швейцера из Львова, и его тесть поддерживал в доме последнего в Мысловицах, чтобы он мог продолжить изучение Торы. В 1913 году Фрумер опубликовал свою первую книгу, Siach HaSadeh, серию эссе, объясняющих темы в Gemara, особенно в Seder Moed. В 1910 году, после смерти Авней Незера, его сын и преемник, раввин Шмуэль Борнштайн, назначил 26-летнего Фрумера преемником своего покойного отца на посту рош ешивы в ешиве в Сохачеве. В эту ешиву поступили сотни молодых людей, и она действовала до начала Первой мировой войны.
Во время Первой мировой войны город Сохачев и ешива были уничтожены пожаром, и Фрумер с семьей переехал в Варшава. В конце войны, когда второй ребе-Сохачевер переехал в Згеж, Фрумер сменил своего дядю, раввина Ицхока Гутенштайна, на посту раввина Козегловского. Он основал в своем доме ешиву, в которой училось 50 студентов. После этого он стал известен как Кожигловер Рав. Фрумер был вынужден покинуть город в 1921 году либо из-за вражды со стороны соседнего священника, либо из-за недовольного богатого человека, потерявшего дин Торы. Сохачоверские хасиды, живущие в Заверце, попросили его служить их равом, и он согласился. Он также основал в этом городе ешиву. Некоторое время спустя Фрумер был назначен равом Заверце, но проиграл другому кандидату и переехал со своей ешивой в соседний Сосновец. С каждым переездом у него появлялось все больше учеников и поклонников из близлежащих городов, что привело к решению директоров ешивы Чахмей Люблин, главной ешивы Польши, пригласить его в 1934 году в качестве преемника раввина Меира Шапиро, который внезапно скончался в конце 1933 года. Фрумер принес «новый дух учености, праведности и глубины» сотням выдающихся учеников ешивы Хачмей Люблин. Он служил рош-ешивой, пока немцы не закрыли ешиву в 1939 году.
В 1935 году Фрумер провел четыре месяца, посещая Палестину. В 1938 году он опубликовал свою вторую работу, ארץ צבי (Eretz Tzvi) (название является другим названием Земли Израиля и пьесой от своего собственного имени), книгу респонсов о практических законах в Шулхан Арух, раздел Орах Хаим. Эта работа включала его ответы на вопросы таких корифеев Торы, как Геррер Ребе. Он был известен своим уникальным подходом к галахе, использующим негалахические и каббалистические источники для решения галахических проблем, и до сих пор широко цитируется по сей день. Фрумер также выпустил анонимный памфлет под названием עיקרי דיני תפילה (Основные законы молитвы), который широко читался в довоенной Польше. На втором Сиюм ха-Шас в ешивах Чачмей Люблин в июне 1938 года Фрумер инициировал всемирную программу ежедневного обучения Мишна Йомит в качестве дополнения к ежедневной Даф Йоми Талмуд учебная программа.
После того, как немцы закрыли ешивы Хачмей Люблин, Фрумер бежал в Варшаву и переехал в Варшавское гетто, где продолжил изучать Тору и производить чидушим (оригинальные прозрения Торы). Он и другой хасид Сохачовер, раввин Авремеле Вайнберг, руководили тайным обучением нескольких сотен студентов ешивы Сохачовер в гетто под руководством третьего Ребе Сохачовер, раввина Довида Борнштейна, который также находился там в заключении. По мере того как нацистские депортации участились, Фрумер и его Ребе присоединились к другим знатокам Торы, которые выдали себя за рабочих на большой обувной фабрике, принадлежащей Фрицу Шульцу. Фрумер работал в отделе деревянной и меховой обуви, которое производило деревянные башмаки и меховые тапочки, а также поставляло обувь для немецких солдат на русском фронте. Работая, он наизусть повторял свои исследования Торы.
Через 12 дней после восстания в Варшавском гетто Фрумер и его семья были депортированы вместе с другими евреями в концлагерь Майданек. Фрумер был убит несколькими днями позже, 2 мая 1943 г. (27 нисана 5703). Сообщалось, что когда его поместили в газовую камеру, он хлопнул в ладоши и громко провозгласил: «Давайте освятить Имя Бога с радостью.Благословен Тот, кто сохранил нам жизнь и поддержал нас, чтобы мы имели эту великую заслугу ».
Основными работами Фрумера являются:
Эрец Цви был перепечатан в Израиле в 1976 году его племянником Довом Фрумером.