Статья 9 Конституции Японии

редактировать
Пункт Конституции Японии объявляет войну вне закона как средство разрешения международных споров с участием государства

Статья 9 Конституции Японии (日本国 憲法 第 9 条, Nihonkokukenp dai kyū-j) является пунктом национальной Конституции Японии, запрещающей войну как средство урегулирования международных конфликтов. споры с участием государства. Конституция вступила в силу 3 мая 1947 года после Второй мировой войны. В его тексте государство формально отказывается от суверенного права на ведения войны и стремится к международному миру, основанному на справедливости и порядке. В статье также говорится, что для достижения этих целей вооруженные силы с военным потенциалом не будут поддерживаться. Конституция была введена Соединенными Штатами в период после Второй мировой войны.

Однако Япония поддерживает де-факто вооруженные силы, именуемые Японскими силами самообороны., который, возможно, изначально рассматривался как нечто похожее на то, что Махатма Ганди называл Шанти Сена (солдаты мира) или полиция коллективной безопасности (миротворчество ) силы, действующие в рамках Организации Объединенных Наций.

В июле 2014 года вместо использования статьи 96 Конституции Японии для внесения поправок в саму Конституцию японское правительство одобрило новую интерпретацию, которая дала больше полномочий японским силам самообороны, что позволяет им защищать других союзников в случае объявления им войны, несмотря на озабоченность и неодобрение со стороны Китая, Южной Кореи и Северной Кореи, тогда как США поддержали этот шаг. Это изменение считается незаконным некоторыми японскими политическими партиями и гражданами, поскольку премьер-министр обошел процедуру внесения поправок в конституцию Японии. В сентябре 2015 года японское национальное собрание сделало переосмысление официальным, приняв ряд законов, позволяющих Силам самообороны Японии оказывать материальную поддержку союзникам, участвующим в международных боевых действиях. Заявленное оправдание заключалось в том, что неспособность защитить или поддержать союзника ослабит союзы и поставит под угрозу Японию.

Содержание

  • 1 Текст статьи
  • 2 Историческая справка
  • 3 Интерпретация
  • 4 Дебаты
  • 5 Международные сравнения
  • 6 Переосмысление в 2014 г.
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Текст статьи

Полный текст статьи на японском языке:

日本国 憲法 第九条 第 1 項 日本 国民 正義 と 秩序 を 基調 と す を 誠 実 に 希求 し 、 国 権 権 発 動 た る 戦 争 と 武力 に紛争 を 解決 す る 手段 と し て 永久 に こ れ を 放棄 る。

第 2 項 前 項 の 目的 を 達 す る た め.を 認 め な い。

Официальный английский перевод статьи:

СТАТЬЯ 9. (1) Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ навсегда отвергает войну как суверенное право нации. и угроза силой или ее применение как средство разрешения международных споров.. (2) Для достижения цели предыдущего параграфа сухопутные, морские и воздушные силы, а также другой военный потенциал, никогда не будет поддерживаться. Право на войну государства не будет признано.

Историческая справка

Провал коллективной безопасности Лиги Наций привел к осознание того, что универсальная система безопасности может быть эффективной только в том случае, если страны согласятся на некоторое ограничение своего национального суверенитета в отношении их права на войну, и если Совет Безопасности, который был «закрытым магазином» во времена Лиги Наций, будет открыться для членов ООН, которые уступят конституционные полномочия в пользу коллективной безопасности. Подобно немецкой статье 24, которая была включена в послевоенную Конституцию Германии и которая предусматривает делегирование или ограничение суверенных полномочий в пользу коллективной безопасности, статья 9 была добавлена ​​в Конституцию Японии. во время оккупации после Второй мировой войны.

Источник пацифистской оговорки оспаривается. По словам верховного главнокомандующего союзников Дугласа Макартура, это положение было предложено премьер-министром Киджуро Сидехара, который «хотел, чтобы оно запрещало любые военные учреждения Японии - любые военные учреждения вообще». Перспектива Сидехары заключалась в том, что сохранение оружия было бы «бессмысленным» для японцев в послевоенную эпоху, потому что любая некачественная послевоенная армия больше не завоевала бы уважение народа и фактически заставила бы людей зацикливаться на теме перевооружение Японии. Сидехара признал свое авторство в своих мемуарах «Гайко Годзю-Нен» («Пятидесятилетняя дипломатия»), опубликованных в 1951 году, где он описал, как эта идея пришла ему в голову во время поездки на поезде в Токио; Сам Макартур неоднократно подтверждал авторство Шидехары. Однако, согласно некоторым интерпретациям, он отрицал это, и включение статьи 9 было в основном вызвано членами Правительственной секции Верховного главнокомандующего союзными державами, особенно Чарльзом. Кадес, один из ближайших соратников Дугласа Макартура. Тем не менее, существует другая теория, выдвинутая ученым-конституционалистом Тошиёси Миядзава, что идея исходила от самого Макартура и что Сидехара был всего лишь пешкой в ​​его планах.

Палата представителей внесла поправки в статью и добавил: «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке», в параграф 1 и «Для достижения цели предыдущего параграфа» в параграфе 2. Хитоши Ашида высказал эту мысль. SCAP не возражал против этой поправки. Многие ученые считают, что Правительство Японии не отказывается от права самообороны из-за этой поправки.

Статья была одобрена Сеймом Япония 3 ноября 1946 года. Кадес отверг предложенную формулировку, запрещавшую использование силы Японией «для собственной безопасности», полагая, что самосохранение является правом каждой нации.

Интерпретация

Моряки Японских морских сил самообороны, одной из де-факто вооруженных сил, якобы разрешенных статьей 9.

Вскоре после принятия Конституции Японии в 1947 году, Гражданская война в Китае закончилась победой Коммунистической партии Китая в 1949 году и образованием Китайской Народной Республики (КНР). Как следствие, Соединенные Штаты остались без Китайской Республики (КР) на материковом Китае в качестве военного союзника против коммунизма в Тихом океане. Со стороны оккупационных сил Соединенных Штатов было желание, чтобы Япония сыграла более активную военную роль в борьбе против коммунизма во время холодной войны.

Если статью 9 рассматривать как предложение об отмене войны, как институт - как это предусматривалось в Соглашениях Макклоя – Зорина 1961 года - тогда корейский кризис стал первой возможностью для другой страны поддержать движение Японии и начать переход к настоящей системе коллективной безопасности под эгидой Соединенных Штатов. Наций. На самом деле, однако, в 1950 году, после начала корейской войны, 24-я пехотная дивизия США была выведена из Японии и отправлена ​​сражаться на передовой в Корее, и так Япония осталась без какой-либо вооруженной защиты. Макартур приказал создать 75000 человек Национального полицейского резерва (警察 予 備 隊, Keisatsu yobitai) для поддержания порядка в Японии и отражения любого возможного вторжения извне. NPR был организован армией Соединенных Штатов полковником. Фрэнк Ковальски (позже конгрессмен США), использующий излишки армейского снаряжения. Во избежание возможных нарушений конституции военным предметам были присвоены гражданские названия: например, танки получили название «спецтехника». Сигесабуро Судзуки, лидер Социалистической партии Японии, подал иск в Верховный суд Японии, чтобы объявить NPR неконституционным; однако его дело было отклонено Большой скамьей

1 августа 1952 года было сформировано новое Агентство национальной безопасности (保安 庁, Hoancho), чтобы контролировать NPR и его морскую составляющую. Новое ведомство непосредственно возглавил премьер-министр Сигеру Ёсида. Ёсида поддержал его конституционность: хотя он заявил на заседании парламентского комитета в 1952 году, что «для поддержания военного потенциала даже в целях самообороны [потребует] пересмотра Конституции». Позже он ответил на претензии JSP о конституционности, заявив, что NSF не имеет настоящего военного потенциала в современную эпоху. В 1954 году Агентство национальной безопасности превратилось в Агентство обороны Японии (ныне Министерство обороны ), а резерв национальной полиции превратился в Силы самообороны Японии (J, Jieitai).

На практике Силы самообороны Японии (JSDF) очень хорошо оснащены, а их морские силы считаются сильнее, чем военно-морские силы некоторых соседей Японии. Верховный суд Японии подтвердил конституционность вооруженной самообороны в нескольких важных постановлениях, в первую очередь в деле Сунакавы от 1959 года, которое подтвердило законность действующего на тот момент Договор о безопасности между США и Японией.

В июле 2014 года Япония представила новую интерпретацию, которая дала больше полномочий ее силам самообороны, позволяя им защищать других союзников в случае объявленной им войны. Этот шаг потенциально положил конец давнему пацифизму Японии и вызвал резкую критику со стороны Китая и Южной Кореи, в то время как США поддержали этот шаг.

В сентябре 2015 года национальный сейм Японии сделал новую интерпретацию официальной, приняв серию законов, позволяющих силам самообороны Японии оказывать материальную поддержку союзникам, участвующим в международных боевых действиях. Заявленное оправдание заключалось в том, что неспособность защитить или поддержать союзника ослабит союзы и поставит под угрозу Японию.

Дебаты

Демонстрация в пользу сохранения статьи 9 перед станцией Табата, в Токио. (2012)

Статья 9 Конституции Японии не только запрещает использование силы как средства разрешения международных споров, но также запрещает Японии содержать армию, флот или военно-воздушные силы. Таким образом, строго юридически Силы самообороны Японии не являются сухопутными, морскими или военно-воздушными силами, а являются продолжением национальной полиции. Это имело широкие последствия для внешней политики, безопасности и обороны. Согласно японскому правительству, «« военный потенциал »в параграфе два означает превышение силы минимального уровня, необходимого для самообороны. Все, что находится на этом уровне или ниже, не составляет военного потенциала». Очевидно, когда JSDF была создана, «поскольку возможности JSDF были недостаточны для ведения современной войны, это не было военным потенциалом». Похоже, японское правительство искало лазейки в формулировке мирной статьи, и «конституционность японских вооруженных сил неоднократно подвергалась сомнению». Некоторые японцы считают, что Япония должна быть по-настоящему пацифистской, и заявляют, что JSDF неконституционна. Однако Верховный суд постановил, что нация имеет право защищать себя. Ученые также обсуждали «конституционное преобразование... [которое] происходит, когда конституционное положение утратило свою силу, но было заменено новым значением».

Либерально-демократическая партия выступает за изменение контекста статьи 9 с 1955 года, когда статья 9 была истолкована как отказ от использования войны в международных спорах, но не от внутреннего применения силы с целью поддержания правопорядка. Однако давний партнер ЛДП по коалиции Комэйто давно выступает против изменения контекста статьи 9. Кроме того, ЛДП никогда не имеет сверхквалифицированного большинства (две трети голосов в обеих палатах) в Национальный парламент, чтобы изменить Конституцию, несмотря на то, что с 2005 по 2009 год и с 2012 года по настоящее время он имел подавляющее большинство голосов с Комейто.

Противоборствующая партия, Конституционно-демократическая партия Японии, склонна соглашаться с интерпретацией ЛДП. В то же время обе стороны выступили за пересмотр статьи 9, добавив дополнительный пункт пункт, прямо разрешающий применение силы в целях самообороны против агрессии, направленной против японского народа. Социалистическая партия Японии, с другой стороны, считала Силы самообороны Японии (JSDF) неконституционными и выступала за полное выполнение статьи 9 посредством демилитаризации Японии. Когда партия объединилась с ЛДП для формирования коалиционного правительства, она изменила свою позицию и признала JSDF структурой, которая была конституционной. Коммунистическая партия Японии считает JSDF неконституционной и призвала к реорганизации японской оборонной политики с целью создания вооруженного ополчения.

Нобори флаги, удерживаемые группой демонстрантов, выступающих за статью 9, и их полицейским конвоем возле Гиндзы. (2014)

Согласно толкованию статьи 9 Япония не может иметь наступательное военное оружие; это было истолковано как означающее, что Япония не может иметь флоты межконтинентальных баллистических ракет, ядерного оружия, авианосцев или бомбардировщиков. Это не препятствовало развертыванию подводных лодок, эсминцев, оснащенных AEGIS, вертолетоносца и истребителя, которые имеют значительно больше защитный потенциал.

С конца 1990-х годов статья 9 была центральным элементом спора о способности Японии брать на себя многосторонние военные обязательства за рубежом. В конце 1980-х годов увеличение государственных ассигнований на JSDF составляло в среднем более 5% в год. К 1990 году Япония занимала третье место после Советского Союза и Соединенных Штатов по общим расходам на оборону, а Соединенные Штаты призвали Японию взять на себя большую долю бремени обороны западных стран <108.>Тихий океан. (В Японии установлен лимит расходов на оборону в размере 1% ВВП; однако Япония определяет ряд видов деятельности как расходы, не связанные с обороной.) Учитывая эти обстоятельства, некоторые считают статью 9 все более неуместной. Тем не менее, он оставался важным тормозом роста военного потенциала Японии. Несмотря на угасание горьких воспоминаний о войне, общественность, согласно опросам общественного мнения, продолжала твердо поддерживать это положение Конституции.

Разные взгляды можно четко разделить на четыре категории:

  • Текущие пацифисты верят в сохранение статьи 9 и заявляют, что JSDF неконституционна, и хотели бы отвести Японию от международных войн..
  • меркантилисты разделились во мнениях по поводу статьи 9, хотя толкование было расширено, чтобы включить JSDF, и считают, что роль JSDF должна быть сохранена для деятельности, связанной с Организацией Объединенных Наций и не -боевые цели. Они выступают за минимальные расходы на оборону и подчеркивают экономический рост.
  • нормалисты «призывают к наращиванию вооружений для национальной обороны и соглашаются с использованием военной силы для поддержания международного мира и безопасности». Они поддерживают пересмотр статьи 9, чтобы включить пункт, объясняющий существование и функцию JSDF.
  • националисты утверждают, что Япония должна ремилитаризовать и наращивать ядерный потенциал, чтобы восстановить гордость и независимость.. Они также выступают за пересмотр статьи 9 в целях поощрения вооружений.

Очевидно, мнения варьируются от одной крайности пацифизма до другой крайности национализма и полной ремилитаризации. Большинство граждан Японии одобряют дух статьи 9 и считают ее важной для себя. Но с 1990-х годов произошел сдвиг от позиции, которая не допускала бы никаких изменений статьи, к разрешению пересмотра, который разрешил бы разногласия между JSDF и Статьей 9. Кроме того, довольно много граждан считают, что Япония должна позволить себе обязать Силы самообороны Японии участвовать в усилиях по коллективной обороне, как, например, согласованные Советом Безопасности ООН в войне в Персидском заливе. Спорили о способности Японии «участвовать в коллективной обороне». Участие Японии в войне в Персидском заливе 1990 года или ее отсутствие вызвало серьезную критику. Несмотря на давление США на Японию с целью помочь Америке в Ираке, Япония ограничила свое участие в войне финансовым вкладом в первую очередь из-за внутреннего противодействия размещению войск. В результате болезненно резкого неодобрения со стороны США во время войны в Персидском заливе Япония поспешила принять меры после атак 11 сентября в 2001 году. Было ясно, что «атаки 11 сентября привели к увеличению требований США к Японское сотрудничество в области безопасности ". 29 октября 2001 г. был принят Закон о специальных мерах по борьбе с терроризмом, который «еще больше расширил определение самообороны Японии». Закон разрешил Японии поддерживать вооруженные силы США на чужой территории. Этот закон спровоцировал «группы граждан [] подать иски против правительства Японии, чтобы остановить отправку войск JSDF в Ирак и подтвердить неконституционность такой отправки», хотя войска, отправленные в Ирак, были отправлены не для боевых действий, а для гуманитарная помощь. Япония активно выстраивает отношения между США и Японией именно из-за статьи 9 и неспособности Японии участвовать в наступательной войне. Обсуждается, что «когда [Коидзуми] объявил о поддержке войны в Ираке под руководством США в марте 2003 года и когда он послал японские войска для помощи оккупации в январе 2004 года, это был не Ирак. был в центре внимания Японии не меньше, чем Северная Корея ». Нестабильные отношения Японии с Северной Кореей, а также с другими соседними азиатскими странами вынудили Японию нарушить и изменить статью 9, чтобы «разрешить все более широкое толкование» конституции в надежде гарантировать поддержку США в этих отношениях..

Бывший премьер-министр Нобусуке Киси сказал в своей речи, что он призвал к отмене статьи 9, заявив, что если Япония станет: «уважаемым членом сообщества наций, она станет сначала необходимо пересмотреть свою конституцию и перевооружиться: если Япония одна откажется от войны... она не сможет предотвратить вторжение других на ее землю. Если, с другой стороны, Япония сможет защитить себя, в дальнейшем не будет необходимости о сохранении гарнизона Соединенных Штатов в Японии.... Япония должна быть достаточно сильной, чтобы защитить себя ".

В мае 2007 года тогдашний премьер-министр Японии Синдзо Абэ отметил 60-летие Конституции Японии, призывая к «смелому пересмотру» документа до позволяют стране играть более активную роль в обеспечении глобальной безопасности и способствовать возрождению национальной гордости. Помимо Либерально-демократической партии Абэ , по состоянию на 2012 год, Партия восстановления Японии, Демократическая партия Японии, Народная новая партия и Ваша партия поддерживает поправку к конституции, направленную на уменьшение или отмену ограничений, налагаемых статьей 9.

7 сентября 2018 г. кандидат на выборах руководства ЛДП в 2018 г., Сигеру Исиба раскритиковал Синдзо Абэ за изменение своей позиции в отношении пересмотра статьи 9. Исиба выступает за удаление параграфа 2 статьи 9, который отрицает «право Японии на войну». Это основано на проекте изменений закона от ЛДП 2012 года. В мае 2017 года Абэ изменил свою позицию, сохранив как первый, так и второй абзацы статьи 9, добавив при этом ссылку на Силы самообороны Японии.

21 октября 2019 года высокопоставленный офицер вооруженных сил США в Токио заявил, что «отказ Японии от наступательного оружия в соответствии с ее конституцией более неприемлем». Офицер заявил, что Японии необходимо переосмыслить свой отказ от наступательного оружия и что правительству следует обсудить это с общественностью. Офицер сказал, что правительство Японии должно проинформировать общественность об угрозах Китая и Северной Кореи.

Для внесения поправки в конституцию потребуется большинство в две трети голосов и проведение референдума для ее вступления в силу (согласно статье 96 Конституции Японии ). Несмотря на многочисленные попытки ЛДП изменить Статью 9, им так и не удалось добиться необходимого подавляющего большинства, поскольку против пересмотра выступает ряд японских партий, включая ДПЯ и Коммунистическую партию Японии.

Международные сравнения

В Конституции Италии статья 11 аналогична японскому аналогу, но использование вооруженных сил разрешено для самообороны (статьи 52 и 78), а также для целей поддержания мира, если согласовано с международными организациями:

итальянский:

L'Italia ripudia la guerra come Strumento di offesa alla libertà degli altri popoli e come mezzo di risoluzione delle controversie internazionali; Consente, in condizioni di parità con gli altri Stati, all limitazioni di sovranità обязательно ad un ordinamento che assicuri la pace e la giustizia fra le Nazioni; promuove e Favorisce leorganzazioni internazionali rivolte a story scopo.

Английский перевод:

Италия отвергает войну как инструмент, посягающий на свободу народов, и как средство разрешения международных споров; он соглашается с ограничениями суверенитета, когда они необходимы для создания правовой системы мира и справедливости между странами, при условии, что принцип взаимности гарантирован; он поддерживает и поощряет международные организации, преследующие такие цели.

Статья 12 Конституции Коста-Рики, принятой в 1949 году, устанавливает:

Se proscribe el Ejército como institución permanente. Para la vigilancia y conservación del orden público, habrá las fuerzas de policía necesarias. Sólo por Consuio Continental o para la defensa nacional podrán organse fuerzas militares; unas y otras estarán siempre subordinadas al poder civil; no podrán deliberar, ni hacer manifestaciones o declaraciones en forma Individual o colectiva.

Перевод на английский язык:

Армия как постоянный институт упразднена. Должны быть необходимые полицейские силы для наблюдения и охраны общественного порядка. Военные силы могут быть организованы только в соответствии с континентальным соглашением или для национальной обороны; в любом случае они всегда должны подчиняться гражданской власти: они не могут сознательно или делать заявления или представления индивидуально или коллективно.

Повторное толкование в 2014 г.

В июле 2014 г. правительство Японии одобрило новое толкование этого статья. Такое переосмысление позволило бы Японии в некоторых случаях воспользоваться правом «коллективной самообороны» и участвовать в военных действиях в случае нападения на одного из ее союзников. Некоторые партии считают его нелегитимным, поскольку он представляет серьезную опасность для демократии в Японии, поскольку премьер-министр обошел процедуру внесения поправок в конституцию, продиктовав радикальное изменение значения основных принципов Конституции посредством распоряжения Кабинета министров без обсуждения в Сейме, голосования и т.д. или общественное одобрение. Международная реакция на этот шаг была неоднозначной. Китай выразил негативную оценку этой новой интерпретации, в то время как США, Филиппины, Вьетнам и Индонезия отреагировали положительно. Правительство Южной Кореи не возражало против переосмысления, но отметило, что не одобрит операции JSDF на Корейском полуострове и вокруг него без их запроса или одобрения, и призвало Японию действовать таким образом, чтобы завоевать доверие соседних государств.

В мае 2017 года премьер-министр Японии Абэ установил крайний срок до 2020 года для пересмотра статьи 9, которая узаконит JSDF в Конституции.

См. Также

Ссылки

В эту статью включены материалы, являющиеся общественным достоянием с веб-сайта Библиотеки Конгресса США по изучению стран http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/. - Япония

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 21:48:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте