Датское искусство - это изобразительное искусство, созданное в Дании или датскими художниками. Он насчитывает тысячи лет и содержит важные артефакты 2-го тысячелетия до нашей эры, такие как солнечная колесница Trundholm. В течение многих ранних периодов оно обычно считалось частью более широкого скандинавского искусства Скандинавии. Искусство современной Дании является частью искусства скандинавского бронзового века, а затем норвежского и искусства викингов. Датская средневековая живопись почти полностью известна по церковным фрескам, таким как фрески художника XVI века, известного как Мастер Эльмелунде.
. Реформация сильно нарушила датские художественные традиции и оставила существующие художники и скульпторы без больших рынков сбыта. Требования двора и аристократии были в основном для портретов, как правило, импортированных художников, и только в 18 веке большое количество датчан обучалось современным стилям. После этого в течение длительного периода времени искусство в Данию либо импортировалось из Германии и Нидерландов, либо датские художники учились за границей и создавали работы, которые редко вдохновлялись самой Данией. С конца 18 века ситуация в корне изменилась. Начиная с Золотого века Дании, началась особая традиция датского искусства, которая продолжает процветать до сегодняшнего дня. Благодаря щедрым субсидиям на искусство, современное датское искусство производит большое количество произведений на душу населения.
Хотя Дания обычно не является главным центром производства произведений искусства или экспортером произведений искусства, она относительно успешно сохраняет свое искусство; в частности, относительно мягкий характер Датской Реформации и отсутствие последующей обширной перестройки и ремонта церквей означают, что вместе с другими скандинавскими странами Дания имеет необычайно богатые пережитки средневековых церковных росписей и арматуры. Одним из периодов, когда скандинавское искусство оказывало сильное влияние на остальную часть Северной Европы, было искусство викингов, и есть много пережитков, как в каменных памятниках, оставленных нетронутыми в сельской местности, так и в объектах, раскопанных в наше время.
Луры - особый тип гигантского изогнутого рога бронзового века, 35 из 53 известных примеров были найдены в болота в Дании, очень часто парами. Обычно их делают из бронзы и часто украшают.
Возможно, инопланетная находка в Дании - котел Гундеструп, богато украшенный серебряный сосуд, датируемый I веком до нашей эры. Он был найден в 1891 году на торфяном болоте недалеко от деревушки Гундеструп на северо-востоке Ютландии. Изготовление пластин из серебра выполняется очень искусно. Чаша диаметром 70 см была выбита из цельного слитка. Сейчас в Национальном музее Дании это самый крупный известный образец европейской работы из серебра того периода. Стиль и мастерство предполагают фракийское происхождение, в то время как изображения кажутся кельтскими, поэтому они могут не отражать местные стили.
Германский железный век период примерно 400-800 гг. Нашей эры представлен Золотыми рогами Галлехуса, ныне известными только из рисунки, так как они были украдены и переплавлены в 1802 году, а также значительные залежи от жертвоприношений с оружием, например, в Иллеруп Ådal, где было найдено 15 000 предметов, депонированных в период 200–500.
Датские памятники дали свои имена двум из шести основных стилей викингов или норвежского искусства, стиля Еллинга (10 век) и его преемнику Маммен стиль (10-11 вв.), хотя другие стили также представлены в Дании. Известно только одно датское захоронение корабля из Ладбискибета. Изображения на рунических камнях в Еллинг, вероятно, являются самыми известными датскими произведениями того периода. Хотя сегодня от их первоначальной краски осталось немного, копии самого большого камня в Национальном музее Дании и в музее в Еллинге были перекрашены в яркие цвета на основе фрагментов краски, которые остались на оригинале.
Церковные настенные росписи (датский: kalkmalerier) можно найти примерно в 600 церквях по всей Дании, вероятно, это самая высокая концентрация сохранившихся церквей фрески в любой точке мира. Большинство из них относятся к средневековью. Они лежали скрытыми веками, так как после Реформации в Дании они были покрыты известковым раствором (датский: kalk) только для того, чтобы быть обнаруженными и восстановленными в течение XIX и XX веков. Наибольший интерес для датского искусства представляют готические картины 15-го и 16-го веков, поскольку они написаны в стиле, типичном для местных датских художников. Применяя подход Biblia pauperum, они представляют многие из самых популярных историй из Ветхого и Нового Завета в типологическом сопоставлении.
датский панно и нарисованный резьба по дереву позднего средневековья в основном или находилась под сильным влиянием преобладающих северогерманских стилей, особенно Гамбурга и других ганзейских городов. В период протестантской Реформации религиозная живопись практически прекратилась, и в течение долгого времени наиболее заметные портреты королевской семьи создавались иностранными художниками, например, портрет Ганса Гольбейна Младшего. Кристина Датская. Портрет Альбрехта Дюрера ее отца Кристиан II из Дании, написанный в Брюсселе в 1521 году, не сохранился, хотя его портреты других зарубежных художников сохранились..
Основание Датской королевской академии изящных искусств в 1754 году следовало общеевропейскому образцу и было направлено на развитие национальной школы и снижение потребности в импорте художников из других стран. После периода развития его ученики действительно должны были возглавить создание особого датского стиля. После архитектора третьим и пятым директором был Йоханнес Видевельт (1772–1777), а с (1780-1789) - скульптор неоклассицизма, получивший образование в Италии и Франции, который последовал его примеру отец как придворный скульптор и известен своими мемориалами и садовыми украшениями, включая памятник королю Фредерику V в Соборе Роскилле и Морской монумент на кладбище Холменса. Первым художником, который возглавил его, был уроженец Швеции Карл Густав Пило (ок. 1711 - 1793), портретист и художник-историк великого стиля, а следующим Николай Абрахам Абильдгаард (1743–1809), бывший студент, развивший неоклассический стиль. Среди ведущих датских художников, преподающих в Академии, были Кристиан Август Лоренцен и Йенс Юэль, также позже директор. В отличие от Англии, например, большинство ведущих датских художников, по крайней мере, в течение следующего столетия обучались в Академии и часто возвращались, чтобы преподавать там, и противоречие между академическим искусством и другими стилями гораздо меньше характерно для датского по истории искусств, чем во Франции, Англии или других странах.
Ганимед и орел Бертель Торвальдсен, 1817 г.Студентом периода Абильдгаарда в Академии был Бертель Торвальдсен (1770–1844), безусловно, самый известный датский скульптор, который наряду с итальянцем Кановой был признан во всей Европе ведущим скульптором неоклассицизма. Среди его работ - колоссальная серия статуй Христа и двенадцати Апостолов для восстановления Vor Frue Kirke в Копенгагене. Мотивы его работ (барельефы, статуи и бюсты) были взяты в основном из греческой мифологии, но он также создал портреты важных личностей, как в его надгробном памятнике для Папы. Пий VII в Базилика Святого Петра, Рим. Его работы можно увидеть во многих европейских странах, но очень большая коллекция находится в Музее Торвальдсена в Копенгагене. Он много лет жил в Риме и сыграл важную роль в поощрении молодых датских художников, проводящих время в городе. Еще одним важным неоклассиком, созданным Академией, был художник Асмус Якоб Карстенс, чья дальнейшая карьера была проведена в Италии или Германии.
Создание в 1775 году Королевской Копенгагенской Фарфоровой фабрики было еще одной королевской инициативой, типичной для монархий того периода, хотя бизнес пережил подавляющее большинство таких фабрики, и существует сегодня как часть более крупной группы, в которую также входят стекольная компания Kosta Glasbruk, основанная в 1742 году двумя армейскими офицерами, и Orrefors Glasbruk (основана в 1898 году), все известны во всем мире.
Примерно в начале XIX века. 19 век Золотой век датской живописи впервые со средневековья сформировал особый национальный стиль; период длился до середины 19 века. В нем использован стиль живописи голландского золотого века, особенно его пейзажной живописи, и изображающий северное сияние, мягкое, но допускающее сильные цветовые контрасты. Обработка сцен, как правило, представляет собой идеализированную версию реальности, но без претензий, поскольку она кажется более реалистичной, чем на самом деле. Также распространены внутренние сцены, часто небольшие портретные группы, с аналогичной обработкой скромных предметов домашнего обихода и мебели, часто из круга друзей художника. Немногое датское искусство было замечено за пределами страны (действительно, оно в основном остается там и по сей день), и получивший образование датский лидер немецкой романтической живописи Каспар Давид Фридрих сыграл важную роль в распространении его влияния в Германии.
Важнейшей фигурой был Кристоффер Вильгельм Экерсберг, который учился в Париже у Жака-Луи Давида и в дальнейшем испытал влияние неоклассицизма пользователя Thorwaldsen. Экерсберг преподавал в Академии с 1818 по 1853 год, став директором с 1827 по 1828 год, и оказал большое влияние на следующее поколение, в котором пейзажная живопись вышла на первый план. Он обучал большинство ведущих художников того периода, в том числе:
Группа датских художников в Риме, нарисованная Константином Хансеном, 1837. На полу лежит архитектор Биндесбёлль. Слева направо: Константин Хансен, Мартинус Рёрбай, Вильгельм Марстранд, Альберт Кюхлер, Дитлев Бланк и Йорген Зонне.Среди других художников, CA Дженсен (1792–1870) специализировался почти исключительно на портретах.
В конце периода стиль живописи, особенно в пейзажном искусстве, оказался вовлечен в политический вопрос Шлезвиг-Гольштейнский вопрос, жизненно важный вопрос для датчан, но заведомо непонятный для большинство других в Европе.
Датская живопись сохранила многие черты Золотого века, но постепенно приблизилась к стилям остальной Европы, особенно Германии. Среди художников:
Элизабет Иерихау-Бауманн (1819–1881) родилась в Жолибож (Джолиборд), районе в Варшаве, но переехала в Данию, когда вышла замуж за датского скульптора. Йенс Адольф Джерихау в 1846 году. Она наиболее известна своими портретами и получила заказ от датской королевской семьи, чтобы нарисовать их портреты, вызвав раздражение и зависть местных художников. Мягкий эротизм некоторых из ее картин в то время многими не одобрялся, но она оставалась в стороне, возможно, успокаивала тот факт, что некоторые из скульптур ее мужа были эротическими по своей природе.
Карл Генрих Блох (1834 г.) –1890) был редким датским художником-историком, в основном библейским сюжетом, который развил свой академический стиль в Италии до возвращения в Копенгаген в 1866 году. Ему было поручено создать 23 картины для Часовня во дворце Фредериксборг, состоящая из сцен из жизни Христа, ставших очень популярными в качестве иллюстраций. На протяжении более 40 лет Церковь Иисуса Христа Святых последних дней широко использовала картины Карла Блоха, особенно из коллекции дворца Фредериксборг, в своих церковных зданиях и печатных изданиях.
Эдвард Эриксен (1876–1959) наиболее известен как скульптор бронзовой статуи Русалочки в Копенгагене. Основываясь на рассказе Ганса Христиана Андерсена, он завершил работу в 1913 году.
В 1871 году Хольгер Драхманн (1846–1908) и Карл Мэдсен (1855–1938) посетили Скаген в далекой местности. к северу от Ютландии, где они быстро построили одну из самых успешных колоний художников Скандинавии. Вскоре к ним присоединился П.С. Кройер (1851–1909), Карл Локер (1851–1915), Лауритс Туксен (1853–1927), норвежец Кристиан Скредсвиг (1854 –1924) и Майкл (1849–1927) и Анна Анчер (1859–1935). Все участвовали в рисовании природы и местных жителей. Символист Йенс Фердинанд Виллумсен (1863–1958) также посетил общину Скаген.
Немного позже, в самом начале 20 века, похожий феномен развился на острове Фюн при поддержке Йоханнеса Ларсена (1867–1961) и вдохновения Теодора Филипсена. Финборн или Funen Painters включали: Питер Хансен, Фриц Сиберг, Йенс Биркхольм, Харальд Гирсинг, Анна Сиберг, Кристин Свейн и Альхед Ларсен.
Теодор Филипсен ( 1840–1920) благодаря личному контакту с Полем Гогеном стал единственным датским импрессионистом своего поколения.
L. А. Ринг (1854–1933), известный своим участием в датском символизме, специализировался на картинах деревенской жизни и пейзажей на юге Зеландии.
Пол Густав Фишер (1860–1934) был художником-романтиком-импрессионистом, специализирующимся на городских уличных сценах и ярких композициях для купания.
Вильгельм Хаммерсхой (1864–1916) при его жизни считался чем-то вроде загадки, но теперь его помнят в основном за его приглушенные картины интерьеров, обычно пустых пространств (например, Пыльные пылинки, танцующие в солнечных лучах ), но иногда с одинокой фигурой.
Harald Giersing: Fodboldspillere. Sofus header (Футболисты. Sofus Heads), 1917Датский экспрессионист пейзажная живопись развивалась между мировыми войнами с Йенсом Сондергаардом и Олуфом Хёстом в качестве главных представители. Параллельно с этим более молодые художники, такие как Нильс Лергаард, Лауриц Харц и Карл Бовин переняли светлые французские цвета и формализм модернизма, основав Угловая группа художников в 1932 году. Примерно в то же время Эдвард Вей, шведский художник Карл Исаксон, Олаф Руде, Крэстен Иверсен, Олуф Хёст и Нильс Лергаард были привлечены природной красотой балтийских островов Борнхольм и гораздо меньших Christiansø. Вместе они положили начало так называемой Борнхольмской школе, положившей основу постоянной экспозиции в Художественном музее Борнхольма около Гудхьема. Живописцы природы и повседневной жизни, такие как Эрик Хоппе и Кнуд Аггер, положили начало очень успешной ассоциации Grønningen, которая предоставила площадку для выставок в Копенгагене.
Сигурд Свейн (1879–1973) изначально находился под влиянием работ фовистов в Париже, когда он начал серию картин лесных массивов, богатых зелеными, желтыми и синими цветами. Позже он написал несколько наполненных светом пейзажей, живя на ферме в Одшерред на северо-западе Зеландии.
Харальд Гирзинг (1881–1927) сыграл важную роль в развитии классической живописи. движение модернизма в Дании около 1910–1920 гг.
Вильгельм Лундстрём (1893–1950), один из величайших модернистов, принес французский кубизм в Данию. Его помнят по натюрмортам с апельсинами и кубистическим сценам с обнаженными телами. Его более поздние работы превратились в гораздо более свободное современное искусство с контрастными цветами и формами.
Ричард Мортенсен (1910–1993) был важным художником-сюрреалистом, вдохновленным Василием Кандинским. Он был одним из основателей группы художников "Linien ", а также членом группы Grønningen. Его более поздние экспрессионистские работы демонстрируют большие, чистые, ярко окрашенные поверхности.
Асгер Йорн (1914–1973) был датским художником, скульптором, писателем и керамистом. В поисках вдохновения за пределами Дании он много путешествовал. После знакомства с такими художниками, как Констант Ньювенхейс, Аппель и Дотремонт, он стал движущей силой группы Cobra, где он преуспел в керамике. но также продолжал писать маслом.
Датский дизайн приобрел международное значение в течение десятилетий после Второй мировой войны, особенно в мебели, где он стал пионером стиля, иногда известного как датский модерн. Этот стиль является предшественником общего стиля скандинавского дизайна, который позже популяризировался и стал массово производиться, например, IKEA. К важным дизайнерам датского модерна относятся Финн Юль (1912–1989), Ханс Вегнер (1914–2007) и Арне Якобсен (1902–1971).
Коллекции современного искусства находятся в необычно привлекательной обстановке в Музее Луизианы к северу от Копенгагена и в Художественном музее Северной Ютландии в Ольборг. Национальный художественный музей и Глиптотек, оба в Копенгагене, содержат сокровища датского и международного искусства.
Пер Киркеби : фреска (без названия), Черный алмаз, Копенгаген (1999) Йенс Галшиот: Невыносимое, 2015 (Париж)По случаю своего 50-летия в 1990 году королева Маргрете II решила использовать подарок промышленности в размере 13 миллионов датских крон на произвести серию гобеленов, прослеживающих историю Дании от истоков до наших дней. Сотканные исторической Мануфактурой гобеленов в Париже, гобелены были созданы по полноразмерным эскизам многогранного датского художника Бьёрна Норгаарда. Завершенные в 1999 году, они теперь висят в Большом зале Дворец Кристиансборг
Следуя по стопам Арне Якобсена, Дания добилась выдающихся успехов в современной архитектуре.. Иоганн Отто фон Шпрекельсен, опираясь на простые геометрические фигуры, спроектировал Grande Arche в La Défense в Puteaux, недалеко от Парижа.. Prolific Хеннинг Ларсен спроектировал здание министерства иностранных дел в Эр-Рияде, а также множество престижных зданий по всей Скандинавии, включая недавно построенный Копенгагенский оперный театр.. Легендарный Сиднейский оперный театр Йорна Утцона принес ему честь стать вторым человеком, чья работа была признана объектом Всемирного наследия Бьярке Ингельс, которого Wall Street Journal в октябре 2011 года назвал Новатором года в области архитектуры, а в июле 2012 года назвал его «быстро становящимся одной из восходящих звезд мира дизайна» в свете его обширных международных проектов.
Уберсеринг 12 в Гамбурге (Арне Якобсен, 1969).
Сиднейский оперный театр (Йорн Утцон, 1973). Датские архитекторы работают по всему миру.
Церковь Вирклунда в Силькеборге (Ингер и Йоханнес Экснер, 1994). Кирпич - важный материал в датской архитектуре.
Копенгагенский оперный театр (Хеннинг Ларсен, 2004 г.)
Биспебьерг Бакке в Копенгагене (2006 г.). Постмодернистское здание, спроектированное в сотрудничестве с художником Бьёрном Норгаардом.
8 House (2010) от Bjarke Ingels Group (BIG).
Наиболее значимые музеи датского искусства:
и другие в Категория: Художественные музеи и галереи в Дании.
На Wikimedia Commons есть медиа связано с искусством Дании. |