Искусство и культура во франкистской Испании

редактировать
Памятник Эухенио д'Орс на Пасео дель Прадо в Мадриде, напротив Музей Прадо. На заднем плане - Casa Sindical или (Министерство здравоохранения). Созданные архитектором (сыном Эудженио д'Орса) скульптуры и, 1963.

Короче говоря, вы должны навязать культурный порядок, основные идеи, которые вдохновили наше славное движение, которые сочетают в себе чистейшие уроки универсальная и католическая традиция с требованиями современности

— Закон от 24 ноября 1939 г. об основании CSIC

Искусство и культура во франкистской Испании - это историографический термин, с мало пользы, кроме хронологического размещения художников и культурных событий или политической идентификации. Термин используется в общем, без привлечения идеологической или эстетической оценки всего искусства и культуры франкистской Испании (1939–1975), что было бы только подходящим для искусства и культуры, более отождествляемых с режимом Франко, где иногда используются другие выражения: «фашистское искусство и культура в Испании», «фалангист искусство и культура» или «националистический- католическое (nacional-católica) искусство и культура »и т. д. Термины «испанское фашистское искусство», «фашистская испанская живопись», «испанская фашистская скульптура», «испанская фашистская архитектура», «испанская фашистская культура», «испанская фашистская литература» и т. Д. Используются нечасто, но есть примеры., как в сочинении испанского историка [es ]. Такие термины имеют широкое применение, которое может быть ограничено культурными продуктами, более отождествляемыми с испанским фалангизмом и azul (blue) familias del franquismo (организации, связанные с франкизмом), хотя очень часто эти более конкретные термины обобщаются, чтобы охватить все искусство, идентифицированное как «националь» («национальное») во франкистской Испании.

Содержание

  • 1 Внутреннее и внешнее изгнание
  • 2 Фашистские репрессии и идеологический контроль
    • 2.1 Школы и университеты
    • 2.2 Централизация культурного контроля
  • 3 Литература
    • 3.1 Культурный ландшафт
  • 4 Эпоха «открытости»
  • 5 Источники

Изгнание изнутри и за границу

Среди художников, действующих во франкистской Испании, есть писатели Хосе Мария Пеман и Луис Росалес, художники и Фернандо Альварес де Сотомайор, архитектор и скульпторы Валье-де-лос-Кайдос, а также музыка Консьерто де Аранхуэса, фильмы Хосе Луис Саенс де Эредиа и. Среди выдающихся деятелей культуры были психиатры Антонио Вальехо-Нахера и, а также социологи Мельчор Фернандес Альмагро, Рамон Каранде и Луис Суарес Фернандес ).

Большая часть испанской художественной и культурной продукции того времени создавалась авторами, идеологически противоположными или безразличными, или имевшими эстетические критерии, совершенно не связанные с фашистской эстетикой: писатели Кармен Лафорет, Антонио Буэро Вальехо, Висенте Алейшандре ; художники изобразительного искусства Дали, Жоан Миро, Антони Тапиес ; скульпторы, Эдуардо Чиллида, Хорхе Отейса ; архитекторы, Мигель Фисак ; композиторы; режиссеры Луис Гарсия Берланга, Хуан Антонио Бардем, Карлос Саура ; и исследователи в области естественных наук, такие как Джордж Фрэнсис Тейлор, и социологи, такие как Жауме Висенс Вивес, Хосе Антонио Мараваль, Антонио Домингес Ортис, Хулио Каро Бароха, Хосе Луис Сампедро, Хуан Хосе Линц. Некоторые из этих деятелей искусства и культуры находились более или менее точно в так называемой внутренней ссылке. Список относящихся к этой категории определить непросто. В литературе часто упоминаются Висенте Алейксандре и Дамасо Алонсо, но в случае с Алонсо «внутреннее изгнание» можно отнести только к периоду до интеграции в институты (Королевская академия). Также часто упоминаются Рафаэль Кансинос-Ассенс среди литераторов и Хуан Миро среди художников. Epistolario del exilio (Письма из изгнания) Макса Оба, относящиеся к внутреннему изгнанию, собирают письма Габриэля Селайи Глории Фуэртес, Алейксандра, Хосе Агустин Гойтисоло и Луис Гойтисоло, Гил Альберт Хосе Карлос Майнер, Ана Мария Матуте и другие. Другими лицами, включенными в качестве внутренних изгнанников, могут быть: Хосе Йерро, Хосе Агустин Гойтисоло и Хосе Анхель Валенте.

, которые выжили во внутреннем изгнании, но их способность к научной работе значительно снизилась из-за враждебность новых властей, отсутствие связи с внешним миром и послевоенные экономические трудности. (, Un siglo de ciencia en España, Residencia de Estudiantes, ISBN 84-95078-88-0 ). Многие деятели искусства и культуры, независимо от того, с самого начала они или нет, в конечном итоге достигли высокого социального и даже официального признания, поскольку режим изо всех сил пытался поддерживать инклюзивное отношение к культурным продуктам, которые не были определены как прямой вызов оппозиции Франко (особенно после назначения Хоакина Руиса-Хименеса министром образования, заменившего Хосе Ибаньеса Мартина в 1951 г.

испанские формы искусства развивались не только во внутренних районах Испании, но за его пределами, учитывая необычайную культурную мощь испанских республиканцев изгнанников, к которым принадлежали фигуры Хуана Рамона Хименеса, Пабло Пикассо, Хулио Гонсалес, Пабло Казальс, Луис Бунюэль, архитекторы GATEPAC, Хосе Ферратер Мора, Самбрано, Америко Кастро, Клаудио Санчес-Альборнос, Хуан Негрин Блас Кабрера и многие другие.

Ведущий фалангист, Эрнесто Хименес Кабальеро, был главным теоретиком искусства франкистской Испании. В 1934 году, после участия в конференции в Италии, Эрнесто Хименес Кабальеро опубликовал в журнале статью «Искусство и государство», которая стала книгой в 1935 году. Кабальеро определил ее как «воплощение всех достоинств испанского искусства и» символ того, какое искусство должно быть фашистским, в то время как самый престижный испанский теоретик искусства того времени Эухенио д'Орс стремился создать художественную среду, связанную с режимом, но открытую и ассимилирующую (1941-1954)), в том числе авангард, который со временем стал даже отличительной чертой режима, все более заинтересованного в демонстрации, как внутри, так и снаружи, современного образа.

Родственные художники и писатели Франко пострадали от общей недооценки историками, искусствоведами и литературными критиками. Как заявил Андрес Трапьелло, франкисты "выиграли войны и потерял историю литературы ».

Фашистские репрессии и идеологический контроль

В соответствии с w Используя схему (отождествление с католической Испанией и ее противоположность с антииспанскими настроениями, исходящими извне или изнутри), правительство намеревалось создать в 1939 году новую культурную и образовательную инициативу, которая будет сосредоточена на испанском национализм и национал-католицизм религия. Искренний или нет, режим Франко не смог навязать ему соответствие с другими исключительными культурными и историческими источниками, которые часто называют «традиционалистскими», «авторитарными» и «диктаторскими». Это означало, особенно в годы сразу после гражданской войны в Испании, культуру навязывания, завоевания отношений или империализма.

Школы и университеты

Фриз с латинскими надписями и эмблемой CSIC, Мадрид, 1939 г. (Надпись, прославляющая Франсиско Франко, была удалена в августе 2010 года. Дисциплины или имена, которые должны появиться в ветвях дерева, также считаются спорными: в Согласно франкистской версии, Франко выдвинул теологию, от которой другие науки являются «рабами» согласно схоластическому афоризму Философия ancilla theologiae. Здесь на фризе и в журнале в 1950-е годы использовался логотип без надписей. по отраслям, и эта версия используется сегодня.)

Режим Франко вызвал сильные политические репрессии в Испании, повсеместную и систематическую «чистку» системы образования через Комиссию D, отвечающую за академические назначения ; C-комиссия по контролю изменений в средних школах; а также комиссии A и B по надзору за университетами. Правительство внедрило аппарат идеологической и моральной цензуры и пропаганды, который эффективно использовал современные средства массовой коммуникации (No-Do, Prensa del Movimiento (Movement Press), строгий контроль радио и телевидения с 1956 года).

Большинство фильтров были просто символическими санкциями, так как многие из пострадавших были либо мертвы, либо в изгнании. Некоторые из тех, кто остался в Испании, также подверглись уголовному преследованию, например, Хулиан Бестейро, который умер в тюрьме или был застрелен. Некоторые из жертв репрессий со стороны правительства не имели особых политических отношений с левыми, например. Среди учителей средней школы, которые должны были быть «очищены» режимом Франко, был Антонио Мачадо (несмотря на то, что он умер во Франции); среди Педагогических школ учителей был (расстрелян), а среди учителей и (оба расстреляны). Биескас и Тунон (op. Cit., Pg. 16) поместили цифру 7000 учителей среди 270 000 заключенных в концлагеря и тюрьмы первого периода Франко, а две трети преподавателей были изгнаны или уволены. Из числа профессоров, работавших в июне 1936 года в Мадридском университете (сегодня Комплутенсе), санкции были допущены к 44,3 процента. Аналогичная цифра для помощников учителей и помощников - 43,6%, хотя 7,6% из них не нашли данных. descargas / prensa / tribuna928.pdf Полный список репрессий в Университете Комплутенсе после Гражданской войны.

Университеты были реструктурированы в соответствии с законом от июля 1943 года. ректоры должны были быть членами Фаланги. Реальность, как в среднем образовании, так и в университетах и ​​других образовательных учреждениях более высокого уровня, заключалась в том, что учителя и студенты, вопреки научному духу, были созданы SEU и Servicio Nacional del Magisterio (Национальные учителя Обслуживание). Фашистские идеалы также выражались в еженедельных публикациях, таких как El Español, издаваемый заместителем министра образования под руководством. Эти устройства были дополнены (Национальным институтом газет), который был создан в 1939 году и возглавлялся ведущим идеологом режима. (Тунон де Лара, Испания крестового похода, соч., Стр. 114).

Были затронуты все культурные учреждения, включая Real Academia Española, из которого Рамон Менендес Пидаль ушел с поста директора в период с 1939 по 1947 год; музеи, такие как Museo del Prado ; Атенео де Мадрид ; и другие, среди которых были лица, ранее идентифицированные с krausismo - Institución Libre de Enseñanza, Junta para la Ampliación de Estudios, Residencia de Estudiantes, Instituto Escuela - все из которых были заменены новой организацией, Национальным исследовательским советом (CSIC ):

1. Национальный исследовательский совет, как высший орган испанской высокой культуры, который представляет элементы самых престижных университетских ученых и технических специалистов, пользующихся высшее место в культурной жизни страны. Оно достигает выдающегося положения в социальных и общественных проявлениях национальной культуры и во взаимоотношениях с внешним научным миром..

2. Духовным покровителем Верховного Совета является все славная компания святого Исидора, архиепископа Севильского, который впервые представляет в нашей истории имперскую испанскую культуру..

3. Эмблема, следуя и адаптируя луллианские традиции, arbor scientiae, который r e представляет гранат, чьи различные ответвления на латыни намекают на научные события, которые растет Совет. Эта эмблема будет присутствовать на медалях и знаках отличия Директоров, на «экслибрисе» (фронтисписе ) их журналов и публикаций, а также на печати, используемой в официальном разрешении общественных отношений.

— Орден 8 марта 1940 г., Министерство национального образования - Хосе Ибаньес Мартин

Централизация культурного контроля

В то время как погоня за периферийным национализмом не привела к полному запрету на местные языки и культуры (Каталонский язык и эускара и баскская культура, галисийская и галисийская культура ), политика кастилизации, тем не менее, применялся в сфере образования и почти во всех общественных местах. (: если вы испанец, говорите по-испански, 18 мая 1937 г. Цитируется на escueladesara.com ) Даже тогда политика не всегда соблюдалась в полной мере, и с которой даже не все члены режима согласился (как в споре между и).

Распределение областей власти между familias del franquismo - nacionalcatolicismo, фалангистами «синими», монархистами, карлистами (сторонники короля Хуана Карлоса), «хуанисты» (сторонники Хуана де Бурбона ), военные группы, такие как африканисты, и другие фракции - соответствовали каждой из областей, включая министерства, и не всегда выполняли четко определенные функции: католики составляли Министерство образования Испании, которое сосредоточивало большую часть культурной политики, но у синих была своя доля политического и социального и аппаратного обеспечения в националистическом движении, которое стремилось к тоталитарному присутствию во всех аспектах своей жизни. общественная жизнь и даже частная. Каждая из «синих» франкистских семей контролировала средства массовой информации страны. Церковь в обмен на поддержку восстания потребовала контроля над сферой, которая традиционно считалась их собственностью: образованием и обучением. Со своей стороны, Фаланга как единая партия попытается навязать свою поддержку через средства массовой информации. Это объясняет разделение властей, которое конституция провела после первого введения закона от 30 января 1938 года. В Министерстве внутренних дел (Национальная служба печати и пропаганды) контроль осуществляли фалангисты; в области образования, монархисты Acción Española с Педро Сайнсом Родригесом впереди, под бдительным оком примаса Испании. Коллеги назначены на основе тактики сочетания различных идеологических позиций, которые руководили конституцией правительства. В национальном начальном образовании традиционалист, в высшем образовании и средствах массовой информации, монархист Acción Española, в техническом и профессиональном образовании технократ,. Менеджер изящных искусств Эухенио д'Орс и архивов и библиотек.

Католические клерикалы были значительно продвинуты до позиций высокого влияния в идеологической и культурной сферах Испании: Хусто Перес де Урбель и другие бенедиктинцы в частности; Энрике Пла и Дениэль и другие епископы; или принят в духовенство в конце карьеры, так называемого позднего призвания (Анхель Эррера Ория, лидер Национальной католической ассоциации пропагандистов, был рукоположен в 53 года и стал епископом; Хосе Мария Альбареда принадлежал к католической организации Opus Dei с 1937 года, был директором CSIC и рукоположен в священники в возрасте 57 лет; ведущий философ, был рукоположен в священники в возрасте 54 года), так что неотомистская мысль (возродившая интерес к Фоме Аквинскому ) или нео-схоластика была описана как доминирующая интеллектуальная среда, основанная на позиции Ватикана до на II Ватиканский Собор.

Литература

В Испании Франко, среди художников в изгнании и в образе Испании за границей, Гражданская война в Испании (1936–39) была увековечена в качестве ориентира. в культурную жизнь Испании. Уничтожение испанского художественного наследия имело огромные масштабы не только в результате военных действий, но особенно из-за иконоборческой ярости арьергарда республиканцев. Эти события получили широкую огласку в новом государстве, которое, в свою очередь, продемонстрировало как достижение своего собственного восстановления наиболее важные коллекции Museo del Prado, за исключением Женевы, куда Испания получила от Виши, Франция два знаковых произведения из Испании при разных обстоятельствах (La Inmaculada de Soult и La dama de Elche, 1941).

Испанская культурная жизнь после войны была трагически омрачена насильственной смертью выдающихся личностей, отождествляемых с обеими сторонами (Федерико Гарсиа Лорка, Рамиро де Маэзту, Педро Муньос Сека ). Валле Инклан и Унамуно умерли естественной смертью (январь и декабрь 1936 г. соответственно), а Мануэль Асанья и Антонио Мачадо (вскоре после пересечения границы) французская граница в 1939 г.). Поэт Мигель Эрнандес умер в тюрьме в 1942 году. Антонио Буэро Вальехо позже добился большого успеха с горьким взглядом на человека и общество в театральной сцене, в которой даже комедийные драматурги-победители сторона не могла избежать абсурда (Энрике Джардиель Понсела, Мигель Михура, Эдгар Невилл, Хосе Лопес Рубио, Антонио Лара де Гавилан («Тоно») и его последователь Альфонсо Пасо ).

Культурный ландшафт

Литературная продукция интеллектуалов, связанная с новым национальным правительством, хотя некоторые международные знаменитости с большим весом вернулись в Испанию (, Хосе Ортега-и-Гассет, Сальвадор Дали ) и поддерживалась минимальная научная деятельность (создание Института политических исследований (1939), CSIC (1939) и Института латиноамериканской культуры (1946)) и некоторых сфер отношений (общественные собрания) такие как Café Gijón, такие журналы, как Vértice (1937-1946), Escorial (1940-1946), Garcilaso-Juventud creadora (1943-1946), Espadaña (1944-1951), nsula (запущен в 1946 году), Cántico (с 1947 по 1949), долгое послевоенное восстановление Испании в 1940-х и 1950-х годах привело к созданию культурной пустоши в разрушенной, голодной и изолированной Испании, усугубляемой репрессиями, `` очищением '' системы образования и культурных учреждений, чистками книг и повсеместной цензурой.. По сравнению с предыдущим периодом, называется Серебряный век (Эдад-де-Плата) показывает одно из самых ярких контрастов в культурной истории Испании. Термин «культурная пустошь» или «интеллектуальная пустошь», широко используемый, сам по себе обсуждался многими авторами и может быть несправедливым по отношению к фактическим произведениям культуры; но, тем не менее, он имеет то достоинство, что связано с эссенциалистскими дебатами, пессимистическими и внутренними, о «Бытии Испании», экзистенциалистским взглядом на страну, который сам по себе был более важным интеллектуальным предметом времени.

Из истории науки пришло время, известное как разрушение науки в Испании. Возможно, наиболее синтезированное описание можно найти у некоторых романистов, поэтов и драматургов в их названиях: Кармен Лафорет с Надой (1945), Дамасо Алонсо с Хихосом де ла ира (Сыны гнева) (1946); Альфонсо Састре с La mordaza (Укус) (1954); Луис Мартин-Сантос с Tiempo de Silencio (Время тишины) (1962); и Карлос Баррал с Años de penitencia (Годы покаяния) (1975).

Висенте Алейшандр, из поколения поэтов и писателей 27, лучше всего представлял жизненную, интеллектуальную приверженность внутреннему изгнанию, богатому, но скрытому. Выдающиеся представители поколения, такие как Дамасо Алонсо и Херардо Диего, были вовлечены в культурные учреждения режима Франко, в то время как другие (Луис Чернуда, Хорхе Гильен, Педро Салинас и Рафаэль Альберти ) отправились в изгнание вместе с множеством писателей (Рамон Дж. Сендер, Клаудио Санчес-Альборнос, Америко Кастро, Хосе Бергамин, Леон Фелипе, Франсиско Айяла, Макс Об, Артуро Бареа, Мария Самбрано, Альфонсо Даниэль Родригес Кастелао ('Кастелао'), писавшие на галисийском языке, Хосеп Карнер и Мерсе Родореда пишут на каталонском языке ), ученые, художники и профессионалы всех дисциплин, международное признание которых было высоким во всех типах университетов и культурных институты, кульминацией которых стали Нобелевские премии, присужденные Хуану Рамону Хименесу (литература, 1956) и Северо Очоа (медицина, 1959). Присуждение той же награды в 1977 году Висенте Алейшандру ознаменовало возвращение в Испанию выживших изгнанников, которые увидели международное признание восстановления демократии в Испании. Внутренними изгнанниками, получившими общественное признание, были и Рафаэль Кансинос-Ассенс.

Писатели, тесно связанные с режимом Франко (брат Мануэля Мачадо Антонио, живой символ братоубийственного разделения; Эдуардо Маркина, Эухенио д'Орс, Висенте Риско, Хулио Камба, Венсеслао Фернандес Флорес, Томас Боррас, Рафаэль Санчес Мазас, Хосе Мария Пеман («менестрель крестового похода»), Эрнесто Хименес Кабальеро, Анхель Вальбуэна Прат, Луис Росалес, Хосе Мария Жиронелла,) или те, кто по тем или иным причинам пробовал компромиссный подход, с другим восприятием режима (Хосе Мартинес Руис (Азорин), Хасинто Бенавенте, Рамон Перес де Аяла, Карлос Арничес, двуязычный каталонский язык - писатель Хосеп Пла, и в их оценке последующей литературной критикой были в основном общая судьба; относительно Speaki ng, что несколько похоже на понижение и презрение к интеллектуалам, которые поддержали европейские фашистские режимы после их поражения (примеры включают Луи-Фердинанда Селин, Мартина Хайдеггера и Эзра Паунда ). Другим, таким как Камило Хосе Села и Пио Бароха, повезло больше.

Мировоззрение по обе стороны гражданской войны в Испании становилось несколько размытым для растущей группы интеллектуальных личностей, как в изгнании, так и внутри Испании, сходящихся к тому, что было названо третьей ( una tercera) Испании. Это случай Мануэля де Фалья и Рамона Гомеса де ла Серна (оба до своей смерти проживали в Аргентине, но не идентифицированы конкретно ни с изгнанниками, ни с франкистскими властями, которые стремились завербовать их), значительная группа республиканских изгнанников, насилие над которыми отделяло их от республиканской стороны с начала войны, называлась los blancos de París (белые Парижа): Сальвадор де Мадариага, Никето Алькала-Самора или Испанский комитет гражданского мира, учрежденный в Париже в феврале 1937 г.), а также другие важные группы, которые предпочли остаться в Испании или вернулись в первые послевоенные годы: врач и эссеист Грегорио Мараньон или философы Хосе Ортега-и-Гассет и Хулиан Мариас. Символично, что три главных лидера Ассоциации службы Республики 1931 года (Ортега и Перес де Аяла Мараньон) согласились в ее безнадежном отказе от оппозиции и смиренном согласии с режимом Франко, вернувшимся в Испанию в 1940-х годах. Между тем, избранная группа интеллектуалов из левого крыла фалангизма дистанцировалась от режима (экологический журнал Escorial, получивший неоднозначную либеральную деноминацию «фалангизм»: Педро Лаин Энтралго, Антонио Товар, Дионисио Ридруэхо, Гонсало Торренте Бальестер и Альваро Кункейро, которые продолжали писать большую часть своих работ в Галисийский язык.

Нечто подобное произошло с явной позицией замечательной группы поэтов «искоренить» (выражение Дамасо Алонсо) и оставить «эстетику гарсиласиста», названную в честь официального молодежного журнала Garcilaso-Juventud creadora: Луис Росалес, Луис Фелипе Виванко, Леопольдо Панеро, в пользу социальной поэзии (журнал Espadaña, с 1944 по 1951 год):, Викториано Кремер, который связан с последующей карьерой Габриэля Селайи и обычно отождествляется с внутренними изгнанниками или группой романистов названные «tremendistas» (литературное движение): Камило Хосе Села, «Семья Паскуаля Дуарте» (1942), Рафаэль Гарсиа Серрано,.

Эпоха «открытости»

Конец режима Франко был долгим периодом, как и период, предшествующий ему, и это был период период, когда социальные изменения, связанные с экономическим развитием, индустриализацией, урбанизацией, открытием для внешнего мира и туризмом, имели различные институциональные отклики, основным из которых была деятельность Министерства информации и туризма (1951) Мануэля Фрага в период с 1962 по 1969 год (вступил в силу новый Закон о печати и печати 1966 года, который заменил предыдущий Закон 1938 года) и реформатора образования Хосе Луиса Вильяра Паласи (Закон об общем образовании 1970 года), в то же время Существенные изменения произошли в католической церкви, которая до сих пор была одной из главных сторонников франкистской Испании, которая явно стала возникла из-за нового дистанцирования (после II Ватикана во время понтификата Папы Павла VI в 1963 году и президента кардинала Таранкона на Епископальной конференции 1971 года). Часть иерархии, четко отождествляемая с наиболее неподвижными элементами, была (как их сами называли «бункером» в 1970-е годы) относительно маргинализована от центральных позиций власти. В 1967 году правительство приняло закон о защите свободы вероисповедания. Часовой Западного Альянса (риторическое выражение Испании и самого Франко, отождествляемых друг с другом) с Соединенными Штатами для защиты свободного мира стал ключевой поддержкой. Режим Франко даже подал заявку на членство в Европейском общем рынке, которому было отказано в одобрении из-за отсутствия демократии в Испании (1962 г.).

Режим адаптировал харизматическую идеологию Франко технократа (имя, которое использовалось для обозначения экономических и других технических экспертов, связанных с католической группой Opus Dei ), в то время как идеологические альтернативы выдвигались все более смело. Последствия дошли до того, что результат был описан как борьба или спор культурной гегемонии, кризис гегемонии или кризис ideológica.50 Некоторые газеты (Diario Madrid, вынужденное закрытие в 1971 г.; Informaciones) и журналы (Triunfo, Cuadernos para el Diálogo, 1963–1976), доведенные до предела ослабления цензуры, иногда превышающие терпимость властей и вызывающие скандалы, которые делали их политическими и культурные ссылки.

Университет, ставший сложной обстановкой после событий 1956 года (во главе с молодежью с обеих сторон), стал одним из оплотов оппозиции Франко, как это было продемонстрировано в феврале 1965 года, и скандал, связанный с лишением университетских кафедр Энрике Тьерно Гальвана и Агустина Гарсиа Кальво в знак солидарности с Антонио Товаром и Хосе Мария Вальверде. Инциденты 1968 года, одновременные с так называемой революцией 1968 года во всем мире, были продолжением этих событий.

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 20:38:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте