Модерн в Брюсселе

редактировать

Модерн в Брюсселе
Лестница Tassel House-00.JPG Генри ван де Велде, scrittoio e poltroncina, belgio 1898-99.JPG Stoclet Palace Hoffmann Брюссель 1911.jpg Вверху: Hôtel Tassel от Victor Horta (1893 г.); В центре: стол Генри Ван де Вельде (1898); Внизу: Дворец Стокле, автор Йозеф Хоффманн (1905–1911)
Годы активностиc.1890–1910
СтранаБельгия

Ар-нуво движение архитектуры и дизайна впервые появилось в Брюсселе (Бельгия ) в начале 1890-х годов и быстро распространилось по Франции и остальной Европе. Он начался как реакция на формальную лексику европейского академического искусства, эклектизма и историзма 19 века и был основан на новаторском использовании новых материалов., например, использование железа и стекла для открытия больших внутренних пространств и обеспечения максимального освещения; кривые линии, такие как линия хлыста ; и другие дизайны, вдохновленные растениями и другими природными формами.

Первые дизайнеры в стиле модерн в Брюсселе создавали не только искусство и архитектуру, но также мебель, изделия из стекла, ковры и даже одежду и другие предметы декора. Некоторые из муниципалитетов Брюсселя, например, Схарбек, Эттербек, Иксель и Сен-Жиль, были развит в период расцвета ар-нуво и имеет много построек в этом стиле. После 1900 года стиль постепенно становился более формальным и геометрическим. Последней достопримечательностью Брюсселя в стиле модерн стал дворец Стокле австрийского архитектора Йозефа Хоффмана (1905–1911), ныне внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, отмеченный переход к более геометрическому и формальному стилю и рождение ар-деко и раннего модернизма.

Несмотря на бесплатное городское планирование в Брюсселе между В конце Второй мировой войны и в конце 1960-х годов в Брюсселе до сих пор сохранилось более 500 зданий в стиле модерн.

Содержание

  • 1 Архитектура
    • 1.1 Пол Ханкар
    • 1.2 Виктор Орта
    • 1.3 Генри Ван де Вельде
    • 1.4 Йозеф Хоффманн и дворец Стокле (1905–1911)
    • 1.5 Другие известные Brussels Architects
  • 2 Мебель и украшение
  • 3 Ювелирные изделия
  • 4 Живопись и сграффито
  • 5 Статус защиты
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
  • 8 См. Также

Архитектура

Поль Ханкар

Первые два дома в стиле модерн в Брюсселе были построены одновременно, в 1892–1893 годах, Полом Ханкаром и Виктором Ортой соответственно.. Они были похожи по своей оригинальности, но сильно различались по конструкции и внешнему виду. Ханкар (1859–1901), сын мастера-камнереза, изучал орнаментальную скульптуру и декор в Академии художеств в Брюсселе (1873–1884), работая скульптором-орнаментальным скульптором. С 1879 по 1904 год он работал в мастерской выдающегося архитектора Анри Бейярта, мастера эклектики и неоклассической архитектуры. Благодаря Бейарту Ханкар стал поклонником Эжена Виолле-ле-Дюк, французского архитектора, который выступал за использование инновационных материалов, таких как железо и стекло, черпая вдохновение из исторической архитектуры.

В 1893 году Ханкар спроектировал и построил дом Ханкара, свою собственную резиденцию, на улице Дефакц / Дефакцстраат, 71, в муниципалитете Сен-Жиль Брюсселя. Чтобы украсить его, он объединил таланты нескольких своих друзей-художников, в том числе скульптора Рене Яннсенса и художника Альберта Чамберлани, которые украсили фасад сграффити или слоями штукатурки, окрашенными в пастельные тона, на стену. увлажненная поверхность - техника, популярная в Италии эпохи Возрождения в 15-16 веках. Фасад и балконы украшены железным орнаментом и завитками в стилизованных цветочных узорах, что стало важной чертой ар-нуво. На основе этой модели он построил несколько домов для своих друзей-художников, в том числе Яннсенса, Чамберлани, мастера по серебру и ювелирных изделий Филиппа Вольферса и художника Леона Бартоломе. Он также разработал серию инновационных стеклянных витрин для магазинов Брюсселя, одна из которых, на rue Royale / Koningsstraat в Брюсселе, 13, сохранилась до сих пор.

В 1897 году Ханкар спроектировал еще одну. важный проект; он был художественным руководителем Международной выставки, проходившей в Тервюрен, недалеко от Брюсселя, на которой были представлены работы крупнейших бельгийских художников в стиле модерн, в том числе Гюстава Серрюрье-Бови, Генри Ван де Вельде и Джордж Хобе. Он умер в январе 1901 года в возрасте 41 года, но его стиль повлиял на творчество молодых брюссельских художников, в том числе Поля Хамесса, Леона Снейерса, Антуана Помпе и модерниста Виктора Буржуа.

Виктор Орта

В 1892–1893 гг. Виктор Орта (1861–1947) строил совсем другое дома в стиле модерн в Брюсселе, Hôtel Tassel, для ученого и профессора Эмиля Тасселя. Орта, родившийся в Генте, был сыном сапожника, изучавшего архитектуру в Академии Гента, а затем в Академии изящных искусств в Брюсселе. Впоследствии он работал на неоклассического архитектора Альфонса Балата, который строил огромные стеклянные и железные теплицы Лакена для короля Бельгии Леопольда II. В качестве своего помощника Орта научился использовать стекло и железо, а затем сталь, материалы, которые он умело использовал во всех своих более поздних постройках.

Hôtel Tassel, построенный в 1893 году, находился в эксплуатации. относительно узкий участок, а фасад, спроектированный так, чтобы гармонировать с соседними зданиями, был хорошо продуман, но не революционен. Необыкновенной частью был интерьер, спроектированный с открытой планировкой, с инновационным использованием железных колонн и стеклянных окон и мансардных окон, а также декора, чтобы создать новую идею внутреннего пространства. Дом построен вокруг открытой центральной лестницы. В оформлении интерьера использовались завитые линии, смоделированные по образцу виноградных лоз и цветов, которые повторялись в металлических перилах лестницы, в плитке пола, в стекле дверей и световых люков и нарисованы на стенах. Здание широко известно как первое полное воплощение стиля ар-нуво в архитектуре. В 2000 году он был внесен, вместе с тремя другими таунхаусами, спроектированными вскоре после этого, как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО . Обозначая эти места, ЮНЕСКО пояснила: «Стилистическая революция, представленная этими произведениями, характеризуется их открытым планом, рассеиванием света и блестящим соединением изогнутых линий декора с структурой здания».

Орта построил еще несколько таунхаусов в разных стилях, каждый со своим оригинальным характером. К ним относятся Hôtel van Eetvelde (1895), (1895–1896), Hôtel Deprez-Van de Velde (1895–1896), Hôtel Solvay (1895–1900), и (1900 г.), а также его собственная резиденция (1898–1901 гг.), где сейчас находится музей Орта. Он применил ту же оригинальную комбинацию стального каркаса, открытой планировки, световых люков и функциональных элементов без отделки и роскошных материалов для нескольких больших зданий, включая штаб-квартиру Бельгийской рабочей партии или Maison du Peuple / Volkshuis (построен в 1896–1899 гг., снесен в 1960-х гг.). Он также спроектировал несколько коммерческих зданий, в том числе универмаг А L'Innovation (1901 г.), который сгорел в 1967 г. (см. пожар в универмаге L'Innovation ), а также большой магазин тканей Magasins. Waucquez (1905), который сейчас является бельгийским центром комиксов.

Примерно после 1910 года элементы ар-нуво постепенно исчезли из работ Орты, поскольку его стиль превратился в сплав неоклассицизма и раннего модернизма. Основные более поздние здания включают Центр изящных искусств и Брюссель-Центральный вокзал, которые он начал в 1910 году и над которыми он все еще работал, когда умер в 1947 году.

Генри Ван де Вельде

Другой важной фигурой брюссельского модерна был Генри Ван де Вельде (1863–1957). Он начал изучать искусство, музыку и литературу, но в 1893 году решил, под влиянием Уильяма Морриса, обратиться к декоративному, а не изящному искусству. Он начал проектировать мебель в 1894 году и спроектировал свой собственный дом Bloemenwerf в муниципалитете Uccle Брюсселя на основе Red House Морриса. Он отвергал влияние природы или исторических стилей и проектировал дома и украшения исключительно для функциональности. В 1906 году он уехал из Бельгии в Веймар (Германия), где начал новую карьеру с немцем. Проведя Первую мировую в Швейцарии, он вернулся в Брюссель, где с 1925 по 1935 год руководил Высшей школой декоративного искусства. В 1947 году он поселился в Швейцарии, где и умер в 1957 году.

Йозеф Хоффманн и дворец Стокле. (1905–1911)

В Брюсселе находятся самые ранние дома в стиле модерн, а также лучший образец дома в стиле позднего модерна или Венского сецессиона, дворец Стокле ( 1905–1911), автор Йозеф Хоффманн, в муниципалитете Волюве-Сен-Пьер. Здание практически не имеет ничего общего с первыми домами в стиле модерн, кроме определенной дерзости и готовности нарушить все правила предыдущих стилей. Он был построен для брюссельского банкира и коллекционера Адольфа Стокле, который познакомился с Хоффманном в Вене и был впечатлен его работами. Внешний вид дворца собран из больших мраморных кубов, крепящихся к башне. Единственное украшение снаружи - это небольшое скульптурное произведение Франца Мецнера над дверным проемом и узкие стилизованные скульптурные полосы, подчеркивающие горизонтальные и вертикальные края кубов.

Интерьер гораздо более роскошный, с богатством разнообразных камней и дерева, но он также неизменно геометрический. Самая известная особенность - керамический фриз в столовой работы Густава Климта. Дом был объявлен ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия в 2009 году.

Другие известные Брюссельские архитекторы

Среди других известных архитекторов в стиле модерн в Брюсселе:

  • Поль Сентенуа (1862–1952), который адаптировал многие элементы, представленные Ортой, в том числе тонкие железные колонны, эркерные окна и балюстрады с завитками. Его самая известная работа - универмаг Старая Англия (1898–1899) на улице Монтань-де-ла-Кур / Хофберг в центре Брюсселя, ныне Музей музыкальных инструментов (MIM). Он отличается естественным освещением, богатой отделкой с использованием железных решеток и керамической плитки, а также открытой планировки. В 1899 году он также завершил строительство первого в Брюсселе многоквартирного дома из железобетона.
  • Леон Снейерс (1877–1958). Снейерс обучался у Пола Ханкара, а затем стал его сотрудником, работая, в частности, над бельгийским участием в Туринской выставке декоративного искусства 1902 года, которая представила бельгийский дизайн более широкой европейской аудитории. Он разработал множество дисплеев для выставок по всей Европе. Его привлек стиль Wiener Werkstätte, и он руководил галереей, которая продвигала их продукцию в Брюсселе.
  • Гюстав Штраувен (1878–1919). Страувен начал свою карьеру в качестве дизайнера, работая с Виктором Ортой, а затем построил одни из самых экстравагантных зданий в стиле модерн в Брюсселе. Самым известным является дом художника Жоржа де Сен-Сира на площади Амбиорикс, 11 (1900 г.). Ширина дома составляет всего 4 метра (13 футов), но его необычайная высота придается его тщательно продуманным архитектурным изобретениям. Он полностью покрыт полихромным кирпичом и сетью извивающихся растительных форм из чугуна.
  • Пол Коши (1875–1952). Коши был архитектором, декоратором, художником, дизайнером мебели и специалистом по сграффито, ренессансной технике украшения фасада фресками из тонированной штукатурки, нанесенной на влажную поверхность. В 1896 году он основал собственное предприятие в Брюсселе для украшения домов этой техникой, которая широко использовалась в период модерна. Он спроектировал свой собственный дом в 1905 году, фасад которого почти полностью покрыт сграффито. Он также украсил интерьер фризами, мебелью и изделиями из дерева, которые он спроектировал.

Мебель и украшения

Многие архитекторы Брюсселя, в том числе Виктор Орта и Генри Ван де Вельде, также разработали мебель и другие предметы интерьера своих домов. Изогнутые рисунки дерева и узоры на обивке соответствовали рисунку стен и другим деталям интерьера. Мебель изготавливалась вручную специально для каждого дома. Одним из недостатков ар-нуво было то, что мебель нельзя было изменить или заменить на другой стиль, не нарушая гармонии комнаты.

Другой заметной фигурой в раннем бельгийском стиле модерн, в мебели и дизайне, был Гюстав Серюрье-Бови. Некоторое время он жил в Англии и находился под влиянием работ Уильяма Морриса и Движения искусств и ремесел. Его работы продемонстрировали влияние деревенского стиля декоративно-прикладного искусства, но он добавил свои собственные элементы асимметрии. Он также объединил различные типы мебели в единое целое, например письменный стол с приставленным книжным шкафом, комод и шкаф. Его более поздние работы были гораздо более геометрическими и находились на пути к модернизму.

Ювелирные изделия

Самым известным ювелиром в стиле модерн в Брюсселе был Филипп Вольферс (1858–1929). Он также был скульптором. и серебряных дел мастеров, и объединили эти разные навыки в различных работах. Он создавал украшения и другие предметы на основе насекомых, растений и животных, используя предыдущие материалы и естественные изогнутые формы. Его работа включала кулон с жемчужиной и лебедем в окружении змей. Другой важной фигурой был Франс Хусманс, который создавал небольшие скульптурные произведения, подсвечники и другие предметы, используя слоновую кость, серебро и другие драгоценные материалы.

Живопись и сграффито

Особенностью брюссельского модерна было использование сграффито для внешней и внутренней отделки. Это была техника, изобретенная во время Возрождения, заключающаяся в наложении слоев тонированной штукатурки на влажную стену. Его использовал, в частности, архитектор Пауль Ханкар на фасадах домов. Художник-декоратор Пол Коши сделал сграффито для фасада своей резиденции, как и художник Альберт Чамберлани.

Статус защиты

Среди произведений Брюсселя в стиле модерн четыре здания Виктора Орты были добавлены в ЮНЕСКО Список всемирного наследия в 2000 году под названием «Основные городские дома архитектора Виктора Орты (Брюссель) ": Hôtel Tassel, Hôtel Solvay, Hôtel van Eetvelde и Horta House. (в настоящее время Музей Орта ).

Дворец Стокле, построенный между 1905 и 1911 годами австрийским архитектором Йозефом Хоффманном, одним из основателей Венского сецессиона, также внесен в список Всемирного наследия с 2009 года. 206>

Ссылки

Библиография

  • Кюло, Морис и Пирло, Анн-Мари, Брюссель в стиле модерн, Брюссель, Archives d'Architecture Moderne (на французском языке) (2005), ISBN 2-87143-126-4
  • Зембах, Клаус-Юрген (2013). L'Art Nouveau- L'Utopie de la Réconciliation (на французском языке). Taschen. ISBN 978-3-8228-3005-5.
  • Дж. Виктуар и Дж. Вандерперрен, Анри Бейерт: Du classicisme à l'art nouveau, St Martens-Latem, 1992.

См. Также

Последняя правка сделана 2021-06-11 20:36:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте