Вверху: Hôtel Tassel от Victor Horta (1893 г.); В центре: стол Генри Ван де Вельде (1898); Внизу: Дворец Стокле, автор Йозеф Хоффманн (1905–1911) | |
Годы активности | c.1890–1910 |
---|---|
Страна | Бельгия |
Ар-нуво движение архитектуры и дизайна впервые появилось в Брюсселе (Бельгия ) в начале 1890-х годов и быстро распространилось по Франции и остальной Европе. Он начался как реакция на формальную лексику европейского академического искусства, эклектизма и историзма 19 века и был основан на новаторском использовании новых материалов., например, использование железа и стекла для открытия больших внутренних пространств и обеспечения максимального освещения; кривые линии, такие как линия хлыста ; и другие дизайны, вдохновленные растениями и другими природными формами.
Первые дизайнеры в стиле модерн в Брюсселе создавали не только искусство и архитектуру, но также мебель, изделия из стекла, ковры и даже одежду и другие предметы декора. Некоторые из муниципалитетов Брюсселя, например, Схарбек, Эттербек, Иксель и Сен-Жиль, были развит в период расцвета ар-нуво и имеет много построек в этом стиле. После 1900 года стиль постепенно становился более формальным и геометрическим. Последней достопримечательностью Брюсселя в стиле модерн стал дворец Стокле австрийского архитектора Йозефа Хоффмана (1905–1911), ныне внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, отмеченный переход к более геометрическому и формальному стилю и рождение ар-деко и раннего модернизма.
Несмотря на бесплатное городское планирование в Брюсселе между В конце Второй мировой войны и в конце 1960-х годов в Брюсселе до сих пор сохранилось более 500 зданий в стиле модерн.
Первые два дома в стиле модерн в Брюсселе были построены одновременно, в 1892–1893 годах, Полом Ханкаром и Виктором Ортой соответственно.. Они были похожи по своей оригинальности, но сильно различались по конструкции и внешнему виду. Ханкар (1859–1901), сын мастера-камнереза, изучал орнаментальную скульптуру и декор в Академии художеств в Брюсселе (1873–1884), работая скульптором-орнаментальным скульптором. С 1879 по 1904 год он работал в мастерской выдающегося архитектора Анри Бейярта, мастера эклектики и неоклассической архитектуры. Благодаря Бейарту Ханкар стал поклонником Эжена Виолле-ле-Дюк, французского архитектора, который выступал за использование инновационных материалов, таких как железо и стекло, черпая вдохновение из исторической архитектуры.
В 1893 году Ханкар спроектировал и построил дом Ханкара, свою собственную резиденцию, на улице Дефакц / Дефакцстраат, 71, в муниципалитете Сен-Жиль Брюсселя. Чтобы украсить его, он объединил таланты нескольких своих друзей-художников, в том числе скульптора Рене Яннсенса и художника Альберта Чамберлани, которые украсили фасад сграффити или слоями штукатурки, окрашенными в пастельные тона, на стену. увлажненная поверхность - техника, популярная в Италии эпохи Возрождения в 15-16 веках. Фасад и балконы украшены железным орнаментом и завитками в стилизованных цветочных узорах, что стало важной чертой ар-нуво. На основе этой модели он построил несколько домов для своих друзей-художников, в том числе Яннсенса, Чамберлани, мастера по серебру и ювелирных изделий Филиппа Вольферса и художника Леона Бартоломе. Он также разработал серию инновационных стеклянных витрин для магазинов Брюсселя, одна из которых, на rue Royale / Koningsstraat в Брюсселе, 13, сохранилась до сих пор.
В 1897 году Ханкар спроектировал еще одну. важный проект; он был художественным руководителем Международной выставки, проходившей в Тервюрен, недалеко от Брюсселя, на которой были представлены работы крупнейших бельгийских художников в стиле модерн, в том числе Гюстава Серрюрье-Бови, Генри Ван де Вельде и Джордж Хобе. Он умер в январе 1901 года в возрасте 41 года, но его стиль повлиял на творчество молодых брюссельских художников, в том числе Поля Хамесса, Леона Снейерса, Антуана Помпе и модерниста Виктора Буржуа.
Фасад Hankar House by Paul Hankar (1893)
Дом художника Альберта Чамберлани работы Hankar, с сграффито фресками (1897–1898)
Деталь украшения сграффито на Дом Чамберлани
Фасад аптеки Нигуэ от Ханкара (1896)
В 1892–1893 гг. Виктор Орта (1861–1947) строил совсем другое дома в стиле модерн в Брюсселе, Hôtel Tassel, для ученого и профессора Эмиля Тасселя. Орта, родившийся в Генте, был сыном сапожника, изучавшего архитектуру в Академии Гента, а затем в Академии изящных искусств в Брюсселе. Впоследствии он работал на неоклассического архитектора Альфонса Балата, который строил огромные стеклянные и железные теплицы Лакена для короля Бельгии Леопольда II. В качестве своего помощника Орта научился использовать стекло и железо, а затем сталь, материалы, которые он умело использовал во всех своих более поздних постройках.
Hôtel Tassel, построенный в 1893 году, находился в эксплуатации. относительно узкий участок, а фасад, спроектированный так, чтобы гармонировать с соседними зданиями, был хорошо продуман, но не революционен. Необыкновенной частью был интерьер, спроектированный с открытой планировкой, с инновационным использованием железных колонн и стеклянных окон и мансардных окон, а также декора, чтобы создать новую идею внутреннего пространства. Дом построен вокруг открытой центральной лестницы. В оформлении интерьера использовались завитые линии, смоделированные по образцу виноградных лоз и цветов, которые повторялись в металлических перилах лестницы, в плитке пола, в стекле дверей и световых люков и нарисованы на стенах. Здание широко известно как первое полное воплощение стиля ар-нуво в архитектуре. В 2000 году он был внесен, вместе с тремя другими таунхаусами, спроектированными вскоре после этого, как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО . Обозначая эти места, ЮНЕСКО пояснила: «Стилистическая революция, представленная этими произведениями, характеризуется их открытым планом, рассеиванием света и блестящим соединением изогнутых линий декора с структурой здания».
Орта построил еще несколько таунхаусов в разных стилях, каждый со своим оригинальным характером. К ним относятся Hôtel van Eetvelde (1895), (1895–1896), Hôtel Deprez-Van de Velde (1895–1896), Hôtel Solvay (1895–1900), и (1900 г.), а также его собственная резиденция (1898–1901 гг.), где сейчас находится музей Орта. Он применил ту же оригинальную комбинацию стального каркаса, открытой планировки, световых люков и функциональных элементов без отделки и роскошных материалов для нескольких больших зданий, включая штаб-квартиру Бельгийской рабочей партии или Maison du Peuple / Volkshuis (построен в 1896–1899 гг., снесен в 1960-х гг.). Он также спроектировал несколько коммерческих зданий, в том числе универмаг А L'Innovation (1901 г.), который сгорел в 1967 г. (см. пожар в универмаге L'Innovation ), а также большой магазин тканей Magasins. Waucquez (1905), который сейчас является бельгийским центром комиксов.
Примерно после 1910 года элементы ар-нуво постепенно исчезли из работ Орты, поскольку его стиль превратился в сплав неоклассицизма и раннего модернизма. Основные более поздние здания включают Центр изящных искусств и Брюссель-Центральный вокзал, которые он начал в 1910 году и над которыми он все еще работал, когда умер в 1947 году.
Фасад отеля Tassel от Victor Horta (1893)
Лестница отеля Tassel
Этаж отеля Tassel с характерным завивающимся растительным орнаментом
Hôtel van Eetvelde Орта (1898–1900)
Зимний сад Hôtel van Eetvelde
Hôtel Solvay Орта (1895–1900)
Резиденция Орты и студия, ныне Музей Орта (1898–1901)
Световой люк над лестницей музея Орта
Интерьер Maison du Peuple / Volkshuis Орты (1896–1896) 1899)
Другой важной фигурой брюссельского модерна был Генри Ван де Вельде (1863–1957). Он начал изучать искусство, музыку и литературу, но в 1893 году решил, под влиянием Уильяма Морриса, обратиться к декоративному, а не изящному искусству. Он начал проектировать мебель в 1894 году и спроектировал свой собственный дом Bloemenwerf в муниципалитете Uccle Брюсселя на основе Red House Морриса. Он отвергал влияние природы или исторических стилей и проектировал дома и украшения исключительно для функциональности. В 1906 году он уехал из Бельгии в Веймар (Германия), где начал новую карьеру с немцем. Проведя Первую мировую в Швейцарии, он вернулся в Брюссель, где с 1925 по 1935 год руководил Высшей школой декоративного искусства. В 1947 году он поселился в Швейцарии, где и умер в 1957 году.
Вилла Блуменверф, резиденция Генри Ван де Вельде (1895)
В Брюсселе находятся самые ранние дома в стиле модерн, а также лучший образец дома в стиле позднего модерна или Венского сецессиона, дворец Стокле ( 1905–1911), автор Йозеф Хоффманн, в муниципалитете Волюве-Сен-Пьер. Здание практически не имеет ничего общего с первыми домами в стиле модерн, кроме определенной дерзости и готовности нарушить все правила предыдущих стилей. Он был построен для брюссельского банкира и коллекционера Адольфа Стокле, который познакомился с Хоффманном в Вене и был впечатлен его работами. Внешний вид дворца собран из больших мраморных кубов, крепящихся к башне. Единственное украшение снаружи - это небольшое скульптурное произведение Франца Мецнера над дверным проемом и узкие стилизованные скульптурные полосы, подчеркивающие горизонтальные и вертикальные края кубов.
Интерьер гораздо более роскошный, с богатством разнообразных камней и дерева, но он также неизменно геометрический. Самая известная особенность - керамический фриз в столовой работы Густава Климта. Дом был объявлен ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия в 2009 году.
Дворец Стокле, автор Йозеф Хоффманн (1905–1911)
Окна Дворец Стокле
Деталь фасада из железобетона, покрытого мраморными пластинами
Фотография столовой дворца Стокле с мебелью Хоффмана и керамическим фризом Гюстав Климт
Среди других известных архитекторов в стиле модерн в Брюсселе:
Old England универмаг Paul Saintenoy (1898–1899)
Saint-Cyr House Гюстав Страувен (1900)
Дом Пола Коши с сграффито украшением (1905)
Многие архитекторы Брюсселя, в том числе Виктор Орта и Генри Ван де Вельде, также разработали мебель и другие предметы интерьера своих домов. Изогнутые рисунки дерева и узоры на обивке соответствовали рисунку стен и другим деталям интерьера. Мебель изготавливалась вручную специально для каждого дома. Одним из недостатков ар-нуво было то, что мебель нельзя было изменить или заменить на другой стиль, не нарушая гармонии комнаты.
Другой заметной фигурой в раннем бельгийском стиле модерн, в мебели и дизайне, был Гюстав Серюрье-Бови. Некоторое время он жил в Англии и находился под влиянием работ Уильяма Морриса и Движения искусств и ремесел. Его работы продемонстрировали влияние деревенского стиля декоративно-прикладного искусства, но он добавил свои собственные элементы асимметрии. Он также объединил различные типы мебели в единое целое, например письменный стол с приставленным книжным шкафом, комод и шкаф. Его более поздние работы были гораздо более геометрическими и находились на пути к модернизму.
Мебель, разработанная Генри Ван де Вельде для Bloemenwerf (1895)
Стул Ван де Вельде для Bloemenwerf (1895)
Письменный стол Ван де Вельде (Musée d'Orsay, Париж) (1898–1899)
Столовая Виктора Орта выставлена на Туринская международная выставка 1902 года
Стол, спроектированный Ортой для Туринской выставки 1902 года
Мебель для столовой и стеновые панели Орта от Hôtel Aubecq (1902–1904)
Стул Павлин от Орты от Hôtel Tassel или Замок Ла-Хюльп
Стул из красного дерева Орты (1900) (Кливлендский художественный музей )
Стул Орта от Hôtel Aubecq (1902–1904), сейчас в Музей Орсе
Ваза Гюстав Серрюрье-Бови (1904) (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Самым известным ювелиром в стиле модерн в Брюсселе был Филипп Вольферс (1858–1929). Он также был скульптором. и серебряных дел мастеров, и объединили эти разные навыки в различных работах. Он создавал украшения и другие предметы на основе насекомых, растений и животных, используя предыдущие материалы и естественные изогнутые формы. Его работа включала кулон с жемчужиной и лебедем в окружении змей. Другой важной фигурой был Франс Хусманс, который создавал небольшие скульптурные произведения, подсвечники и другие предметы, используя слоновую кость, серебро и другие драгоценные материалы.
Ваза из серебра, оникса и слоновой кости от Филиппа Вольферса (1897)
Подвеска с изображением лебедя и змей работы Вольферса (1899–1900)
Стрекоза кулон Вольферс (1902)
Особенностью брюссельского модерна было использование сграффито для внешней и внутренней отделки. Это была техника, изобретенная во время Возрождения, заключающаяся в наложении слоев тонированной штукатурки на влажную стену. Его использовал, в частности, архитектор Пауль Ханкар на фасадах домов. Художник-декоратор Пол Коши сделал сграффито для фасада своей резиденции, как и художник Альберт Чамберлани.
Сграффито Альберта Чамберлани для его резиденции на Rue Defacqz / Defacqzstraat (1897–1898)
Sgraffito от Cauchie на Rue Malibran / Malibranstraat (1900)
Сграффито Cauchie на его резиденции и студии (1905))
Панно сграффито в Доме Коши
Подготовительная роспись столовой Дворца Стокле автор Густав Климт (1905–1911)
Среди произведений Брюсселя в стиле модерн четыре здания Виктора Орты были добавлены в ЮНЕСКО Список всемирного наследия в 2000 году под названием «Основные городские дома архитектора Виктора Орты (Брюссель) ": Hôtel Tassel, Hôtel Solvay, Hôtel van Eetvelde и Horta House. (в настоящее время Музей Орта ).
Дворец Стокле, построенный между 1905 и 1911 годами австрийским архитектором Йозефом Хоффманном, одним из основателей Венского сецессиона, также внесен в список Всемирного наследия с 2009 года. 206>