Ars nova (латинское для новое искусство ) относится музыкальному стилю, который процветал в Франции и Бургундских Нидерландах в позднем средневековье : в частности, в период между подготовкой Роман де Фовель (1310-е гг.) И смерть композитора Гийома де Машо в 1377 году. Этот термин иногда используется в более общем смысле для обозначения всей европейской полифонической музыки четырнадцатого века. век. Например, "итальянская ars nova" иногда используется для обозначения музыки Франческо Ландини и его соотечественников (хотя музыка Треченто является более распространенным термином для музыки XIV века в Италии). Арс в слове «арс нова» можно прочитать как «техника» или «стиль». Этот термин впервые был использован в двух музыкальных трактатах: Ars novae musicae (Новая музыкальная техника) (ок. 1320 г.) Иоганна де Муриса и в собрании сочинений (ок. 1322 г.), приписываемых Филиппа де Витри сегодня часто называют просто «Арс нова». Однако этот термин впервые был использован для описания исторической эпохи только Йоханнесом Вольфом в 1904 году.
Термин «ars nova» часто используется в сопоставлении с другим термином «ars antiqua ", который относится к музыке непосредственно предшествующей эпохи, обычно восходящей к периоду Нотр-Дама полифонии (примерно с 1170 по 1320). Таким образом, грубо говоря, «ars antiqua» относится к музыке тринадцатого века, а «ars nova» - к музыке четырнадцатого; во многих музыкальных историях используются эти термины в этом более общем смысле.
Период от смерти Махао (1377) до начала пятнадцатого века, включая ритмические нововведения ars subtilior, является иногда считается концом или поздним этапом ars nova, но в других случаях - независимой эрой в музыке. Другие музыкальные периоды и стили в разное время назывались «новым искусством». (Тинкторис использовал этот термин для описания Данстейпл ); однако в современном историографическом использовании он полностью ограничен периодом, описанным выше.
Стилистически музыка ars nova несколько отличалась от предшествующей эпохи. Развитие нотной записи позволило писать заметки с большей ритмической независимостью, избегая ограничений ритмических режимов, которые преобладали в тринадцатом веке; светская музыка приобрела большую часть полифонической изысканности, ранее свойственной только духовной музыке; и стали преобладать новые техники и формы, такие как изоритм и изоритмический мотет. Общий эстетический эффект этих изменений заключался в создании музыки с большей выразительностью и разнообразием, чем это было в тринадцатом веке. Действительно, произошедшие внезапные исторические изменения с их поразительной новой степенью музыкальной выразительности можно сравнить с введением перспективы в живопись, и полезно учитывать, что изменения в музыке в период ars nova были современниками великих революций раннего Возрождения в живописи и литературе.
Самым известным приверженцем нового музыкального стиля был Гийом де Машо, который также сделал выдающуюся карьеру каноника в Реймском соборе и поэта. Стиль арс-нова очевиден в его значительном количестве мотетов: lais, virelais, rondeaux и баллад.
К концу четырнадцатый век, новая стилистическая школа композиторов и поэтов с центром в Авиньоне на юге Франции; очень воспитанный стиль этого периода часто называют ars subtilior, хотя некоторые ученые предпочли считать его поздним развитием ars nova, а не выделять его в отдельную школу. Этот странный, но интересный музыкальный репертуар, ограниченный по географическому распространению (юг Франции, Арагон и позже Кипр ) и явно предназначенный для исполнения специалистами для аудитории ценителей, похож на «конечная нота» всему средневековью.
Имя | Прижизненная | Карьера | Уцелевшие произведения | Ссылка (-и) |
---|---|---|---|---|
Филипп де Витри | 1291–1361 | Многие работы | ||
Жеан де Лескурель | эт. начало 14 века | Многие баллады и рондо ; два "Diz entez" | ||
Гийом де Машо | c.1300 - 1377 | Значительное количество в различных формах
| ||
П. des Molins | fl. середина 14 века | баллада De ce que fol pensé и rondeau Amis, tout dous vis | ||
Jehan Vaillant | fl. 1360–1390 | Три rondeau a баллады и virelai
| ||
Grimace | fl. середина-конец 14 века | Три баллады, virelai и rondeau
| ||
F. Андрие | эт. конец 14 века | (двойная) баллада Armes amours | ||
Брике | эт. начало 15 века | rondeau Ma seule amour et ma belle maistresse |