Общая численность населения | |
---|---|
9,695 (2002 перепись) | |
Районы со значительной численностью населения | |
Крушево, Штип, Битола, Свети Николе | |
Языки | |
Арумынский ( по рождению), македонцы | |
Религия | |
Преимущественно Восточное православное христианство | |
Родственные этнические группы | |
Арумыны |
Арумыны в Северной Македонии (Арумын : Арманджи, Македонский : Аромани, Аромани), также известный как Влахи (Арумын : Влахи, Македонский : Власи, Власи), официально признанная группа меньшинств, насчитывающая около 9 695 человек согласно переписи 2002 года. Они сосредоточены в Крушево, Штипе, Битоле и Скопье. Македонские власти и общество называют их валахами.
Арумынское население Северной Македонии широко известно как валахи (Власи, Власи) или Цинцары (Цинцари, Чинкари), и исторически назывались «македо-румыны».
Арумыны - уникальная этнолингвистическая группа, имеющая свою культуру и язык, которая существует на Балканах более двух тысяч лет. полуостров. На протяжении веков они считались традиционными горными людьми, и вскоре слово влах стало синонимом животноводства и скотоводства на Балканах. Хотя традиционно скотоводы стали эмигрировать в более крупные города в 16-17 веках. Многие арумыны, бежавшие из Москополя и близлежащего горного региона Грамос, также помогли превратить Крушево (Крушува) и Битола (Битули, Битуле) в крупные процветающие города. Пастухи региона Пелистер около Битола пасли огромные отары овец с летних пастбищ на Пелистере (Пилистер) до зимних низин около Гевгелии, Янница и Салоника (Саруна). Типичными товарами для Арумына были сыр, мясо, шерстяная и шерстяная одежда, кожа, ковры и ковры. Многие арумыны также занялись торговлей коврами и коврами, продав килими и флокати. Часть аромунов придерживалась богомильской веры примерно в X и XI веках и способствовала распространению богомильства в Герцеговине. Более состоятельные арумыны обосновались в Битоле и Штипе (Штип) как трактирщики, ремесленники, торговцы караванами и торговцы. Арумынский рынок (македонский : Vlaška čaršija) был основан в Арумынском квартале Битолы. Арумынское присутствие все еще присутствует в Битоле по сей день.
Питу Гули, IMRO активист и герой республики Крушево Карта, показывающая районы с румынскими школами для аромунов и мегленорумын в Османской империи (1886 г.) Иорий Мучитани, лидер первая арумынская группа в IMRO.Македонско-арумынские горные деревни Магарево (Магарува, Магарева), Гопеш (Гопиш, Гопеши) и Трново были основаны у подножия холмов горы Пилистер. К 1860-м годам многие арумыны присоединились к агитации, имевшей место в Македонии, и поддержали македонское революционное движение. Многие арумыны также идентифицировались с румынами или греками, а некоторые даже болгарами. Первая румынская школа была открыта в 1864 году в селе Трново, за ней последовали еще 40 румынских -влахских школ. Многие из этих школ давали образование как на румынском, так и на арумынском языках. В конце 19 века произошел раскол между грекофилами и романофилами армынов. Эта борьба приобрела ожесточенный характер: сожжены школы, осквернены кладбища и совершены нападения на людей. Арумынский народ участвовал в Илинденском восстании и создании республики Крушево. Республика Крушево провозглашена аромунами Десятью днями свободы. Был премьер-министром республики, и другие арумыны также занимали высокие административные должности. Еще одним известным арумынцем, принявшим участие, был героический Питу Гули, убитый на Мечкин камен (Медвежья скала).
Распределение аромунов.После Первой Балканской войны большинство румынских школ было закрыто. Многие из арумынских деревень были разрушены во время Первой мировой войны. Чтобы избежать конфликта, многие арумыны бежали в Грецию или Румынию. Арумыны, жившие на территории, ныне известной как Северная Македония, подвергались строгой сербинизации вместе с остальным населением. После начала Второй мировой войны большинство аромунов снова оказались под властью Болгарии. Многие аромуны примкнули к партизанам-коммунистам.
После войны многие арумыны стали отстаивать свою этническую принадлежность. Высокий уровень смешанных браков с македонцами и урбанизация также начали сказываться на обществе. В 1970-х годах были начаты новые инициативы по созданию арумынских социальных и культурных обществ. Общество искусства и культуры (арумынский : Sutsat di Culturi sh Arti) было создано в 1979 году, а в 1981 году было создано другое культурное общество. В 1985 году Ристо Пулевски-Кича записал первую арумынскую песню. Запись была сделана для македонского телевидения, и эта пленка была использована для поддержки просьбы о создании культурного общества. Были основаны общество Питу Гули в Скопье и Общество братьев Манаки в Битоле.
После провозглашения независимости от Югославии, арумыны были официально признаны группой меньшинства. Они получают от правительства Македонии полные права меньшинства.
Арумыны - официально признанное меньшинство в Северной Македонии под названием «валахи». Арумынский язык преподается среди арумынских студентов, и этот язык является одним из официальных в муниципалитете Крушево. Доступны средства массовой информации на арумынском языке, а регулярные теле- и радиопередачи на арумынском языке помогают обеспечить его выживание. Национальный день аромунов в Северной Македонии - 23 мая.
Национальный день влахов отмечается 23 мая.
Арумыны традиционно говорили на арумынском языке. В последнее время использование этого языка переживает период упадка. Высокие показатели смешанных браков с македонцами и ассимиляции привели к сокращению числа говорящих. Крушево - единственное место в мире, где арумынский язык является признанным языком меньшинства. Этот язык недавно пережил возрождение, и теперь его преподают арумынские студенты по всей стране.
С 1990-х годов было создано множество форм СМИ на арумынском языке. Правительство Македонии оказывает финансовую помощь газетам и радиостанциям на румынском языке. Газеты на арумынском языке, такие как (Aromanian : Fenix) обслуживают арумынское сообщество. Арумынская телевизионная программа Spark (арумынский : Scanteao, македонский : Искра) транслируется на втором канале Македонского радио и телевидения.
Этническая. группа | перепись 1948 | перепись 1953 | перепись 1961 | перепись 1971 | перепись 1981 | перепись 1991 | перепись 1994 | перепись 2002 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Номер | % | Номер | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | Число | % | |
Влахов | 9,511 | 0,8 | 8,668 | 0,7 | 8,046 | 0,6 | 7,190 | 0,4 | 6,392 | 0,3 | 7,764 | 0,4 | 8,601 | 0,4 | 9,695 | 0,5 |
Регион | Население |
---|---|
Велес | 500 |
Кавадарци | 122 |
Гевгелия | 9430 |
Скопье | 450 |
T етово | 50 |
Куманово | 50 |
Кратово | 340 |
Крива Паланка | 220 |
Кочани | 2020 |
Битола | 15690 |
Крушево | 4095 |
Ресен | 3210 |
Прилеп | 745 |
Охрид | 1960 |
Всего | 38,882 |