Арнольд Мэтью

редактировать

Арнольд Харрис Мэтью
Арнольд Мэтью.jpg епископское посвящение Мэтью
ПреемникРудольф де Ландас Бергес,
Приказы
Рукоположение24 июня 1877 г.
Посвящение28 апреля 1908 г.. Герардус Гул
Личные данные
Имя при рожденииАрнольд Харрис Охтерлони Мэтьюз
Родился(1852-08-07) 7 августа 1852 года. Монпелье, Эро, Франция
Умер19 декабря 1919 (1919-12-19) (67 лет). Южный Миммс, Хартфордшир, Англия
ПохороненЮжный Миммс, Хартфордшир, Англия
НациональнаяБританцы
КонфессияСтаро-римско-католическая, англиканская и римско-католическая
СупругаМаргарет Флоренс Дункан (1892–?, Разделенные 1910)
ДетиМаргарита Франческа (род. 1895). Фрэнсис Арнольд Доминик Лео ('Виконт Мэтью'; род. 1900). Мэри Тереза ​​Гертруда (род. 1907)
ГербArnold Harris Mathew's coat of arms
История рукоположения. Арнольд Мэтью
История
Священническое посвящение
Дата24 июня 1877 г.
Епископское посвящение
ПосвященоГерардом Гул
Дата28 апреля 1908 г.
Епископская преемственность
Епископы, посвященные Арнольдом Мэтью в качестве главного духовного лица
8 июня 1910 г.
13 июня 1910 г.
13 июня 1910 г.
7 января 1911 г.
7 января 1911 г.
7 января 1911 г.
7 января 1911 г.
15 июня 1913 г.
Рудольф де Ландас Бергес 29 июня 1913 г.
7 октября 1914 г.
Фредерик Сэмюэл Уиллоуби 28 октября 1914 г.
14 апреля 1916 г.
2 июля 1916 г.

Арнольд Харрис Мэтью, самопровозглашенный де-юре 4-й граф Ландаф Томастаун (7 августа 1852 - 19 декабря 1919), был основателем и первым епископом Старой католической церкви в Соединенном Королевстве и известным автором по церковным вопросам.

Мэтью был одновременно католиком и англиканцем, прежде чем стать епископом в Утрехтской Унии (UU). Его аристократических связей в результате его аристократических связей и связи его отца с колониальной Индией.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Выборы
    • 1.2 Освящение
    • 1.3 Миссия в Англии 1908–1919
    • 1.4 Автономия и независимость
    • 1.5 Смерть
  • 2 Современное значение
    • 2.1 Преемник
    • 2.2 Группы, происходящие от Мэтью
    • 2.3 Старая римско-католическая церковь
    • 2.4 Либеральная католическая церковь
  • 3 Действует
    • 3.1 Утрехтское отрицание
    • 3.2 Обряд
    • 3.3 «Раскольнические» или «отлученные» рукоположения
    • 3.4 Законные или незаконные
    • 3.5 Подтверждения действительности
  • 4 См. также
  • 5 Публикации
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Примечания и ссылки
    • 7.1 Примечания
    • 7.2 Ссылки

Биография

Мэтью родился во Франции в 1852 году, сын Майора Арнольд Генри Охтерлони Мэтью (Мэтьюз, ум. 1894; его сын позже утверждал, что он был 3-м графом Ландафом). Майор Мэтью был сыном майора Арнольда Несбита Мэтью (используем Мэтьюза) из индийской армии и его жены-итальянки графини Элизы Франчески, дочери Доменико Поволери ди Нагароле, маркиза Папского государства; благодаря этому спуску преподобный Арнольд Мэтью претендовал на титул графа Поволери ди Виченца. Майор Арнольд Несбит Мэтью якобы был сыном, рожденным всего через пять месяцев после свадьбы его родителей, 1-го графа Ландафа, которого послали жить к дяде в свете обстоятельств его рождения. Это послужило основанием для утверждения преподобного Арнольда Мэтью о звании 4-го графа Ландафа, которое было официально признано. Исследование выявило современное рождение Арнольда. графов Ландаффа и делает его недействительным.

Мэтью был родственником Теобальда Мэтью, известный «Апостола воздержания» <228.>

Матфей крестился в Римско-католической церкви. В два года из-за нерешительности матери он был перекрещен в англиканской церкви. Мэтью «всю оставшуюся жизнь колебался между Римом и Кентербери». Он учился на служение в шотландской епископальной церкви, но искал примирения и подтверждения в Римской церкви.

Как католик, Мэтью был рукоположен в священники в 1877 году в Андреевский собор, Глазго, Шотландия, архиепископ Чарльз Эйр, апостольский администратор Апостольского викариата Западного округа. Мэтью получил степень доктора богословия от Папы Пия IX. Он стал доминиканцем в 1878 году, но продержался только год, переезжая по ряду епархий: Ньюкасл, Плимут, Ноттингем и Клифтон. Он встретил Гиацинта Лойсона во Франции, в то время как Мэтью был в ок. 1888 - ок. 1889 г., миссионер-ректор в Бате, где он отступил в 1889 г. и разослал свою конгрегации объявление о том, что, переставить верить в доктрины христианства, он больше не может действовать как священник. Он потерял веру в вдохновение Священного Писания и в божественность Христа. Выйдя из Бата, он отправился в Париж, чтобы посоветоваться с людьми там. Позже, в 1891 году, его уговорили «судить» англиканское служение, и он пошел помогать ректору Святой Троицы, Слоан-стрит, Лондон. Он никогда не был официально принят в Англиканскую церковь, равно как и формально не покинул Римско-католическую церковь.

В Октябрь 1890 года он изменил свое имя в результате опроса с Арнольда Джерома Мэтьюза на Арнольдо Джироламо Поволери. Мэтью под именем Поволери женился на Маргарет Флоренс, пятой дочери Роберта Дункана, в приходской церкви Сент-Мэрилебон, Лондон, 22 февраля 1892 года. Его «описывали как клерка в священном сане». У них был сын Фрэнсис Арнольд Доминик Лео (р. 1900), который в свете заявленного его отцом титула графа Ланда Мэрифа использовала титул виконта Мэтью и служил вторым лейтенантом в индийской кавалерии, и две дочери (Маргарита Франческа, 1895 г.р., и Тереза ​​Гертруда, 1907 г.р.).

В 1892 году, когда он примирился с RCC как мирянин, он в то же время участвовал в не- Католические религиозные обряды и совершают бракосочетания в церкви Совета Европы без лицензии Совета Европы . Он перестал использовать имя Поволери в 1894 году. Хотя его жена была внесена в Королевскую синюю книгу 1897 года как графиня Поволери ди Виченца, он перестал использовать титул графа в 1894 году.

В 1897 году Мэтью встретил отца Ричард О'Халлоран и заинтересовался предложением старой католической церкви в Великобритании. В 1897 году О'Халлоран был временно отстранен от должности в римско-католической архиепархии Вестминстера «по причинам канонической дисциплины». О'Халлоран осудил порицание и создал «Илингский раскол». О'Халлоран, согласно Таблице, также подозревался в ереси.

Выборы

IBC епископы переписывались с О'Халлораном с 1902 года. О'Халлоран считал, что такое движение заинтересует людей. большое количество разочаровавшихся католиков и англо-католиков. В июне 1906 года Королевская комиссия, назначенная в 1904 году для расследования «церковных беспорядков», предоставленная как Ритуальная комиссия, король издал Деловые после отчета. Ожидалось, что католически настроенное англиканское духовенство со своими конгрегациями может быть вытеснено Парламентским законом из англиканской общины. Убежденный О'Халлораном, Мэтью присоединился к движению и был избран первым региональным старокатолическим епископом Великобритании, а в 1908 году Старой католической церкви Нидерландов (OKKN) было подано прошение с просьбой освятить его под этим обвинением.

Избрание Мэтью было в некоторой степени мерой предосторожности со стороны тех, кто ожидал резких действий правительства в выводах Ритуальной комиссии: в Англии было лишь небольшое количество старокатоликов. Однако деловые письма Короля, касающиеся отчета ритуальной комиссии, не получили внимания, никаких действий предпринято не было. В результате те, кто принял участие в выборах Мэтью, смогли остаться в англиканской общине. Ключевыми элементами, используемыми в Римской церкви, добавленными кампаниями преследований, направленными элементами СЕ . В 1898 году Уиллибальд Бейшлаг писал в «Американском теологическом журнале», что старые католические церкви стремились «к объединению с другими церквями, имеющими епископское устройство» . Они стремились «признать, что все они принадлежат к единой экуменической церкви, которая покоится на догматическом и епископском фундаменте ранней церкви и поэтому может практиковать общение друг с другом». По словам Бейшлага, у этих результатов в 1898 году «не было ощутимого результата», который «не ожидал, что такой результат будет иметь большую ценность», потому что некоторые англиканцы «решительно хотят быть« католиками »и в то же время полностью из сочувствия старокатоликам ». Бейшлаг отметил, что ритуалисты англиканские католики «едут в Рим; старокатолики едут из Рима ».

Освящение

Матфей был освящен в св. Собор Гертруды, Утрехт, 28 апреля 1908 года ОККН архиепископ Герард Гул Утрехтский, приии двух ОККН епископов Якоба Йоханнеса ван Тиля из Харлема и Николая Варфоломея Петруса из Девентера и одного католической епархии старокатоликов в Германии епископа Йозефа Деммеля из Бонна.

Вскоре после хиротонии Мэтью и О'Халлоран были разлучены, и О'Халлоран под псевдонимом предложил, действительно ли семнадцать священников и восемь конгрегаций не существовали на самом деле, а были лишь обманом, и если «старокатолическое богословие учит, что обман любого рода делает недействительным Посвящение "тогда был ли Матфей" законно посвященным старокатолическим епископом согласно учению старокатолической теологии? «Не готовый к тому положению, в котором он был положен, Мэтью сообщил Гюлу, что он сам был обманутой жертвой, и« информация, ему О'Халлораном, была полностью ложной », и используется уйти в отставку, но его отставка не была была Тем не менее, неделями ранее Мэтью и О'Халлоран отправились в Утрехт, где Мэтью лично представил его Гюлу. Через несколько недель ван Тиль написал, что IBC "не имеет оснований предполагать, что мы ошиблись, выполнив" просьбу "О'Халлорана, и заявил, что их" доверие к епископу Мэтью остается непоколебимым после тщательного изучения большого ряда документов, этого вопроса "и они" искренне надеются, что его служение будет обильно благословлено Всемогущим Богом, и что он получит сердечную поддержки британского народа и церкви в трудных обстоятельствах. "Брандрет думал, что IBC снял с него личную вину» в этом письме. Но Энсон считал, что это «вежливый способ заявить, что он был посвящен под ложным предлогом, хотя и не по его инициативе».

1908 Ламбетская конференция «осуждают [d] создание новой организованной организации» и потребовал, чтобы Рэндалл Дэвидсон, архиепископ Кентерберийский уведомил епископов IBC о. Это был протест против освящения, Гюль ответил объяснениями и пообещал, что «в будущем они« позаботятся о том, чтобы не создавать проблем, посягая на приказ дружественной церкви »

Арнольд Харрис Мэтью был посвящен в епископа Герардом Гюлом, архиепископом Утрехта OKKN

Миссия в Англии 1908–1919

Мэтью опубликовал «Старый католический миссал и ритуал» в 1909 году году., для старокатоликов, использующих английский язык.

В сентябре 1909 года он присутствовал на Старом католическом конгрессе в Вене, где он сочувствовал консервативной позиции голландских старокатоликов, которые выступали против нововведений, вводимых среди немецкого и швейцарского старого Католики должны отказаться от Таинства покаяния (ушной исповедания), заступничества святых и изменений литургии, включая исключение имени Папы из Канон Массы. Он использовал принять доктрины Иерусалимского синода 1673 г. . Мэтью выразил опасность, что континентальный старый католицизм тенденцию к модернизму, возможно, из-за растущей ассоциации с англиканами и лютеранами, и надеялся вернуться к традиционным принципам церкви Утрехт. Мосс писал, что Мэтью думал, что они «постепенно становятся все более протестантскими». IBC отклонил просьбу Херфорда присоединиться. «IBC не был уверен в полномочиях Херфорда», и только один епископ, то есть Мэтью, был нужен Англии. Мэтью также несколько разял приложения Херфорда.

Брандрет писал, что в течение двух лет Мэтью, «имея статус миссионерского епископа», оставался в полном контакте с UU . В октябре 1909 года Матфей помог Гюлю при освящении Яна Марии Михала Ковальского в качестве архиепископа Старокатолической Мариавитской церкви.

В июне 1910 года он тайно освятил, без согласия IBC, Бил и Ховарт, оба из которых не принимали и не подписывали Утрехтскую конвенцию, и Мэтью проинформировали Святой Престол об этих посвящениях. Биль и Ховарт были отстранены.

В августе ван Тиль заявил, что старокатоликов нельзя считать ответственными за возможное [...] особое отношение или мнение Мэтью, потому что он представляет только свое собственное духовенство и себя в нем. Англия. "Мэтью был не представителем Голландской церкви в Англии". В декабре 1910 года Де Уд-Католик пришел к выводу в The Church Times от критической статьи в Католике., что Мэтью «отказался от общения с другими старокатоликами», когда выступил против Утрехтского конвента. Он проигнорировал «свою обязанность информировать» IBC до «любого освящения», «дело было должным образом исследовано и были приняты все меры. предосторожности, чтобы ни один недостойный человек не был посвящен »; он посвятил людей, принадлежавших к другой церкви,« зная, что они католики и, вероятно, останутся таковыми »; он посвятил себя один без надобности и тайно.

Автономия и независимость

Через несколько недель после статьи Де Уд-Католик, 29 декабря 1910 года, Мэтью издал Декларацию независимости и независимости от UU . 7 января 1911 года Мэтью посвятил в епископат четырех человек: Фрэнсиса Герберта Бэкона, Катберта Фрэнсиса Хинтона, Уильяма Эдмонда Скотта-Холла и Фредерика Клемента Кристи Эгертона. Затем последовал епископский синод, и Матфей был единогласно избранным старым римско-католическим архиепископом Великобритании и Ирландии.

Хотя Святой Престол обычно не отвечал на уведомление об епископских хиротониях, в данном случае 11 февраля 1911 г. Папа Пий X отлучил от церкви Бил, Ховарт и Мэтью. The Times сообщила об их отлучении и включила перевод на английский язык документа на латинском языке, в котором Мэтью описывался как «псевдо-епископ». Отец Дэвид Флеминг свидетельствовал во время судебного разбирательства по делу Мэтью против "Таймс" Паблишинг Ко., Лтд. В отделении королевской скамьи в апреле 1913 года, все трое были отлучены от церкви на основании их собственного обращения к Святому Престолу

Известный писатель и историк, Мэтью прекрасно знал Восточную Православную Церковь и установил теплые отношения между английскими старокатоликами и Патриаршим престолом Антиохии. Став архиепископом, Мэтью поддерживал контакты с людьми, заинтересованными в расширении присутствия восточных православных церквей в Европе. Ольга Новикова вместе с баронессой Натали Укскалл-Гилленбанд поддерживали и финансово помогали Мэтью и, по словам Ансона, один из них также познакомил Мэтью с Греческой Православной Церковью Антиохии архиепископом Герассимосом Мессара, Митрополит Бейрутский. 5 августа 1911 года Мессара, легат греческого православного патриарха Антиохии, Матфей и другие. После долгого и всестороннего обсуждения вера Старой Римско-католической церкви при архиепископе Мэтью была признана полностью веры Восточной Православной церкви. Затем Матфей был торжественно принят в Греческую Православную Церковь Антиохии Мессарой и Старой Римско-католической Церковью в союзе с Греческим Православным Патриархатом Антиохии в автокефальной юрисдикции Священного Синода Мосса. писал, что Мессара «не имел власти делать это без согласия» Григория IV в Дамаске, которое никогда не было дано ». По словам Герцога, Григорий IV отказался от заявления Мессары. «Трудно поверить, что православный патриарх был бы готов принять женатого прелата в общение со своей церковью», - писал Ансон. Жена Мэтью «не приняла участие в конференции, вполне вероятно, что ее закулисное существование снова было скрыто, как во время хиротонии ее мужа в 1908 году». 26 февраля 1912 года Александрийская Греческая Православная Церковь Патриарх Александрийский Фотий также принял этот союз. Судебный процесс Мэтью против "Таймс" Паблишинг Ко., Лтд. Показал, что, хотя Мэтью "изначально был проинформирован о том, что все приветствуются, в конечном итоге он не был принят" в качестве священнослужителя в Греческую Православную Церковь Антиохии. Поскольку этот статус никогда официально не отменялся или не отменялся, можно разумно утверждать, что древние римско-католические епископы на самом деле не episcopi vagantes, а епископы канонически автокефальной церкви в общении с двумя историческими патриархальными престолами древнего мира. неразделенная церковь.

Что отличает Мэтью и основанный им епископат в Шотландии и Америке от архиепископа континентальных старокатоликов, так это его настойчивость в неприкосновенности епископальной власти каждой национальной группы старокатоликов. Это было в умах первоначальных старокатолических конгрессов, но немецкий епископат, из-за своего численного превосходства и богатства, попытался создать небольшую иерархическую систему по образцу римской администрации с архиепископом Утрехта в должности высокопоставленного прелата или "маленький папа". Английские старокатолики, видя в этом возможности прежней ошибки Западной церкви с германским, а не итальянским духовным протекторатом над всем христианским миром, заново подтвердили первоначальные старокатолические принципы автономии и получили поддержку своих Друзья-ортодоксы в этом отношении.

Судебное разбирательство по делу Мэтью против "Таймс" Паблишинг Ко., Лтд. "Было наполнено смехом над сложными и запутанными церковными определениями". Мэтью проиграл дело. «Материальной частью дела» о том, был ли Мэтью правдивым, было напечатанное объявление 1889 года, отправленное его конгрегации в Бате. Суд показал, что в 1897 году Мэтью повторил, что он отступил в 1889 году и распространил печатное объявление, но к 1897 году пришел к выводу, что его изменение веры было ошибкой; поэтому в 1897 году он отказался от документа 1889 года, который во время судебного процесса он сказал, что никогда не писал. Он показал, что был загипнотизирован в Бате, и поэтому объявление было написано без его ведома. Присяжные рассмотрели вопрос о том, не будет ли освящение Била и Ховарта «по праву считаться кощунственным преступлением, за которое постыдились бы все, кто придерживается христианских взглядов». Адвокат Мэтью утверждал, что публикация отлучения от церкви в The Times на английском языке была государственной изменой в соответствии с законом 1571 года, повторно принятым в 1846 году. Суд, согласно статье 1932 года в The Tablet, был последним, когда этот принцип соблюдался. был вызван, и судья, Чарльз Дарлинг, 1-й барон Дарлинг, «постановил, что опубликование Папской буллы в газете просто для информирования общественности не является незаконным».

Либо Новиков или Укскалл-Гилленбанд, согласно Энсону, познакомил Мэтью с Рудольфом де Ландас Бергесом. К 1913 году все шесть епископов, которых посвятил Матфей, ​​отделились от него, поэтому он посвятил Бергеса, чтобы продолжить свою преемственность и сначала установить служение Старойдуховенству, получающему от него свои приказы.

Кроме того, в CIC1917 говорится, что «За исключением случаев, предусмотренных в §3, верующие могут по любой справедливой причине попросить таинства или сакрамента отлученного от церкви, особенно если там никого нет. иначе, чтобы их дать; И в таких случаях отлученный от церкви человек может управлять ими, и не обязан спрашивать причину запроса ».

Ни один старый римско-католический епископ не был объявлен отлученным от церкви после Матфея. Таким образом, поскольку его отлучение не заразно, этот сценарий неприменим.

Законный или незаконный

Также закон, что такие приказы являются «незаконными», то есть неканоническими.

Канонический спор между Святым Престолом и Утрехтским Престолом о том, может ли Ультрадектинский Престол избирать собственных епископов, никогда не был завершенонически, то есть юридически. Пий IX проигнорировал «надлежащую правовую власть» и в 1853 году установил неканоническую иерархию в Нидерландах. Таким образом, предположение, что неотъемлемое право, предоставленное Папы Евгения III, вполне справедливым в соответствии с каноническими принципами.

Гул посвятил и назначил Мэтью епископом в соответствии с нормами всемирного церковного права, назначив и избрав его на титул. Когда Утрехтский престол впал в «отступничество» в 1910 году, Мэтью провозгласил автономию от UU 29 декабря 1910 года и заявлено о канонических правах и прерогативах для продолжения и сохранения Старой Римско-католической церкви в Утрехте.

Подтверждение действительности

Были случаи, когда древние римско-католические порядки были подтверждены богословами, канонистами и даже древнего Престола.

Старая католическая церковь Британской Колумбии (OCCBC) была, ок. 2006 - ок. 2007 г. - условно член УУ ; Приказы OCCBC исходят от Мэтью, профсоюз признал законность их приказов.

В 1915 году Бергес участвовал в протестантской епископальной церкви в Штатах Америки. (ПЕКУСА) освящение Хирама Ричарда Халса. По словам сторонников, посвящение Халса указывало на то, что PECUSA считал линию Мэтью не только действительной, но даже желательной. Это указывает на то, что в начале 20-го века не было очевидных проблем, связанных с действующими святыми орденами. Ордена Бергеса, по-видимому, считались его современниками действительными, несмотря на то, что они были рукоположены после того, как Мэтью покинул UU, что отрицательно отозвалось о его действительности приказов. Англиканская община епископы заявили в резолюции 27 Ламбетской конференции 1920 г. и резолюции 54 Ламбетской конференции 1958 г. что они считают старую католическую церковь в Великобритании, ее филиалы за границей и «episcopi vagantes», которые называют себя «старокатолическими» или «православными» в сочетании с другими именами »« должным образом организованными церквями, или признают

Римско-католическая архиепископия Квебека в публичном заявлении, содержащем извинения за неверную категоризацию отца Лакруа, признала действительность священных санов Лакруа и заявление, что свидетельства о крещении OCCBC «могут быть приняты для включения детей в программе первого причастия и конфирмации »в Римско-католической архиепископии Квебека. В нем также говорилось, что, когда «католики женятся до рукоположенного священника, принадлежащего к другому религиозной конфессии, как в случае [... OCCBC ], их брак недействителен с религиозной точки зрения».

В 2002 году кардинал Эдуард Ганьон исследовал документацию епископских приказов и хиротонии епископа Андре Летелье. Летелье был рукоположен 23 мая 1968 года архиепископом Андре Леон Зотик Барбо из католической харизматической церкви Канады. Ганьон пишет, что «ничто не позволяет мне сомневаться в законности рукоположения монсеньора Андрея Барбо и архиепископа Барбо архиепископом Игнатиусом Чарльзом Брирли, примасом церкви« старокатоликов »со-квартирой в Англии. Рукоположения «старокатоликов» обычно считаются такими же, как и рукоположения православных епископов ».

Можно утверждать, что апостольское преемство Матфея происходит от OKKN был признан "действительными" официальными лицами Ватикана, римско-католическими каноническими юристами и теологами. В 1913 году Флеминг свидетельствовал в деле Мэтью против "Таймс" Паблишинг Ко., Лтд. О ОККН о том, что "Святой Престол или Понтифик никогда не осуждали эти приказы как недействительные; но он никогда прямо не признавал узнал их."

См. также

  • icon Портал католицизма
  • icon Портал христианства

Публикации

  • Мэтью, Арнольд Х; Калтроп, Аннетт (1907). Жизнь сэра Тоби Мэтью, альтер-эго Бэкона. Лондон: Элкин Мэтьюз. HDL : 2027 / yale.39002034928433. OCLC 564740658.
  • Мэтью, Арнольд Х (1907). Избирательное право женщин. Серия социальных проблем. 5 . Лондон; Эдинбург: T.C. И Э.С. Джек. HDL : 2027 / mdp.39015003658088. OCLC 574296800.
  • Мэтью, Арнольд Х (1910). Жизнь и времена Гильдебранда, Папы Григория VII. Лондон: Фрэнсис Гриффитс. HDL : 2027 / uc2.ark: / 13960 / t7gq73j0c. OCLC 681821441.
  • Мэтью, Арнольд Х (1912). Жизнь и времена Родриго Борджиа, Папы Александра VI. Нью-Йорк: Брентано. HDL : 2027 / uc2.ark: / 13960 / t4bp00q66. OCLC 682272315.

Работает Мэтью или о нем под его предыдущим именем, Арнольд Харрис Мэтьюз, в библиотеках (каталог WorldCat )

Далее чтение

  • Энсон, Питер Ф. (1964). Епископы на свободе. Нью-Йорк: Октябрьский дом.
  • Брук, Курт Дж. (2005). War Bischof Арнольд Харрис Мэтью Эйн Вагантен-Бишоф? (нем.). Schäffern: Arcturus-Verlag. ISBN 3-901489-40-1.
  • Прутер, Карл (1996). Старая католическая церковь, история и хронология. Сан-Бернардино: Пресса Сент-Виллиброрда. ISBN 0912134194.
  • Королева, Андре Дж. (2003). Старый католик, история, служение, вера и миссия. Линкольн: iUniverse. ISBN 0595749364.

Примечания и ссылки

Примечания

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 19:43:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте