Арне Нордхайм

редактировать
Арне Нордхейм
Арне Нордхейм (1968).jpg Нордхайм в 1968
Родился20 июня 1931. Ларвик, Норвегия
Умер5 июня 2010
Род занятийКомпозитор

Арне Нордхейм (20 июня 1931 - 5 июня 2010) был норвежским композитором. Нордхейм получил множество наград за свои произведения, и с 1982 года жил в почетной резиденции норвежского правительства, Гроттен, рядом с Королевским дворцом в Осло. Он был избран почетным членом Международного общества современной музыки в 1997 году. 18 августа 2006 года Арне Нордхейм получил степень доктора honoris causa в Норвежской музыкальной академии.. Он умер в возрасте 78 лет и был отмечен государственными похоронами.

Содержание

  • 1 Музыкальное образование
  • 2 Карьера
  • 3 Премии и награды
  • 4 Астрономические награды
  • 5 Культурные ссылки
  • 6 Производство
    • 6.1 Избранные произведения
      • 6.1.1 Музыка для сценических постановок
      • 6.1.2 Оркестровые произведения и концерты
      • 6.1.3 Камерная музыка
      • 6.1.4 Хор
      • 6.1.5 Электроакустическая музыка и смешанная техника
      • 6.1.6 Музыка для кино и телевидения
    • 6.2 Дискография - избранные релизы
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Музыкальное образование

Детство Арне Нордхейма дом по адресу Øvre Jegersborggate, 13.

В музыкальной консерватории Осло (ныне Норвежская музыкальная академия ), где Нордхейм учился с 1948 по 1952 год, он начал свою карьеру в области теории и органа. студент, но перешедший на композицию, учился у Карла Августа Андерсена (1903–1970), Бьярна Брустада и Конрада Бадена. Затем в 1955 году он учился у Вагна Холмбо в Копенгагене и изучал musique concrète в Париже. Позже он изучал электронную музыку в Билтховене (1959) и много раз посещал студию Eksperymentalne Польского радио (1967–1972), где были реализованы многие из его ранних электронных работ (включая Pace, Solitaire и Lux et tenebrae (Поли-Поли)). В 2005 году были заново обнаружены многие утерянные и забытые кассеты с электронными композициями для радиопостановки для Норвежской радиовещательной корпорации (NRK), напомнив нам, что Нордхайм также разработал свой язык электронной музыки у себя дома.

Карьера

Его «Эссе для струнного квартета» впервые было исполнено в Стокгольме в 1954 году, но Нордхейм всегда считал струнный квартет 1956 года своим Опусом 1. Его музыкальные произведения сосредоточены на темах «одиночество, смерть, любовь и пейзаж»; эти темы уже очевидны в его песенном цикле «Афтонланд» (Evening Land, 1959), который представляет собой сеттинг на стихи шведского поэта Пяра Лагерквиста, которые принесли ему национальное признание. Canzona 1961 года для оркестра была его международным прорывом. Вдохновленное канцоной Джованни Габриэли, произведение демонстрирует исторические склонности Нордхайма, а также его увлечение пространством как параметром музыки. Пространственные интересы Нордхейма в сочетании с его сосредоточением на смерти и человеческих страданиях собраны воедино в его, возможно, самой известной его работе Epitaffio per orchestra e nastro Magnetico (1963). Написанная в память о норвежском флейтисте Альфе Андерсене, который умер в том же году в очень молодом возрасте, произведение включало стихотворение Сальваторе Квазимодо Ed è sùbito sera. Первоначально задуманный для оркестра и хора, Нордхейм понял, что его желание, чтобы все пространство исполнения «пело» было лучше достигнуто с помощью электронных средств. Результатом является замечательное, почти незаметное смешение оркестровых звуков с хоровыми звуками ленты, где последняя строка 'ed è sùbito sera' ('и вдруг наступает вечер') - единственная часть текста, которая может быть услышанным.

Его более поздние сочинения включают The Tempest (1979), Klokkesong (1984), Magma (1988), Скрипичный концерт (1996) и Fonos для тромбона с оркестром (2004). Арне Норхейм был вдохновлен неймами и звуком средневековых колоколов деревянной церкви Каупангера при создании произведения Klokkesong, которое впервые было исполнено в церкви. В The Tempest, балете, основанном на пьесе Шекспира, электроника и оркестровые звуки снова смешаны, в то время как основное внимание уделяется вокальной музыке (например, «двойной голос» Калибана), в то время как Нордхайм продолжает Использование исторических элементов демонстрируется включением музыкального ребуса Леонардо да Винчи, который гласит: Amore sol la mi fa remirare, la sol mi fa sollecita.

В 1968 году увидел Арне Нордхейм. награжден Музыкальной премией Северного Совета за его Эко для сопрано, двух хоров и оркестра. Работа знаменует начало новой фазы развития, на которой Нордхейм доказал, что может создавать тембры с электрофоническим звуком на обычных инструментах.

На протяжении всей своей карьеры Нордхайм получал ряд заказов, которые привели к созданию таких работ. как Greening (1973), написанный для Зубина Мета и Симфонического оркестра Лос-Анджелеса; балет «Стормен» (1979) для Швезингерского фестиваля в Германии; концерт для виолончели «Тенебра» (1980) для Мстислава Ростроповича ; Aurora (1983) для вокального ансамбля Electric Phoenix и оркестровая работа Magma (1988) для Concertgebouw Orchestra в Амстердаме. Среди других крупных работ - Wirklicher Wald (1983) для сопрано, виолончели, хора и оркестра, заказанный к столетнему юбилею Музыкальной консерватории Осло, и Boomerang (1985) для гобоя и камерного оркестра, написанный для Норвежского камерного оркестра.

«Драумкведет» - монументальное сценическое произведение для оркестра, (действующего) камерного хора, солистов и танцоров, оно было исполнено 40 раз в 1994 году с Оркестром Радио Радиовещательной корпорации и Grex Vocalis. Запись с участием этих исполнителей под управлением Ингара Бергби была сделана в 2001 году и выпущена в 2006 году в виде двух компакт-дисков на лейбле Simax (Simax PSC 1169). Основанное на средневековой норвежской поэме (Draumkvedet, Песня сна), произведение было написано в честь тысячелетия города Тронхейм в 1997 году.

Нордхайм. был большим поклонником драматурга Генрика Ибсена и уделял время изучению его жизни и литературных произведений. Нордхейм сочинил музыку для исполнения Den Nationale Scene пьесы Peer Gynt. Неоднократно Нордхейм проводил доклады под названием «Подходы композиторов к Peer gynt», в ходе которых были сэмплированы музыка Эдварда Грига для «Смерти Азе», которые были соединены с собственной композицией Нордхайма. Естественно, оба композитора сочинили партитуру для этой сцены си минор.

В 2001 году в ознаменование 70-летия Нордхайма был проведен праздничный концерт с участием филармонического оркестра Осло. Норвежское министерство культуры и церковных дел также чествовало композитора и учредило Композиторскую премию Арне Нордхайма, которая ежегодно вручается композитору, проживающему в Норвегии.

В более поздние годы, Нордхайм страдал деменцией и скончался рано в субботу 5 июня 2010 года после продолжительного приступа болезни. Государственные похороны прошли в соборе Осло 16 июня.

Премии и награды

  • 1975: Член Шведской Королевской Музыкальной Академии
  • 1981: Премия Линдемана
  • 1990: Почетная награда Совета по делам искусств Норвегии
  • 1993: Премия Хенрика Стеффенса
  • 1997: Андерса Яре Культурная премия (совместно с Гордоном Хёлмебакком )
  • 2001: Премия Вестфолда Fylkeskommune в области искусства
  • 2001: Осло Приз Культуры

Астрономическая награда

3457 Арненордхейм, малая планета, вращающаяся вокруг Солнца в основном поясе астероидов между планеты Марс и Юпитер были названы в честь композитора после их открытия в 1985 году.

Культурные ссылки

  • Популярность Арне Нордхейма чрезвычайно возросла, когда Фрэнк Заппа прибыл в Копенгаген в 1973, и сказал журналистам, что хочет встретиться с Арне Нордхеймом. Позже Заппа выступал в Норвегии с Нордхаймом в качестве VIP-гостя. Между ними завязалась дружба на всю жизнь, и Нордхейм был приглашен в США, в то время как Заппа всегда навещал Нордхайм, когда выступал в Норвегии.
  • Норвежский художник Хокон Блекен создал серию больших рисунков углем, вдохновленных цитатой Нордхайма о том, что «музыка живет в промежутке между поэзией и катастрофой».
  • «Этюд, посвященный Арне Нордхейму» - так называется название трека на альбоме Hemmelig Tempo Кто поместил Джона Кейджа в список гостей? (2010).

Производство

Избранные произведения

Музыка для сценических постановок

  • Катарсис (балет), оркестр и кассета (1962)
  • Фавола (музыкальная драма для телевидения), 2 певца, 10 танцоров, оркестр и кассета (1963)
  • Ариадна (балет по кантате Tempora Noctis), (1977)
  • Стормен (балет), 2 певца, оркестр, кассета, (1979)
  • Конг Лир (театральная музыка), (1985)
  • Антигона (театральная музыка), (1991)
  • Драумкведет (музыкальная драма), вокал солисты, танцоры, хор, оркестр, кассета, (1994)

Оркестровые произведения и концерты

  • Канцона, оркестр, (1960)
  • Epitaffio, оркестр и кассета, (1963)
  • Eco (текст: S. Quasimodo), сопрано, детский хор, смешанный хор и оркестр, (1968)
  • Floating, orchestra, (1970)
  • Greening, orchestra, (1973)
  • Дориа (текст: E. Pound), тенор и оркестр, (1975)
  • Начруф для струнных, (1975)
  • Шпора, аккордеон и оркестр, (1975)
  • Tempora Noctis (текст: Овидий), сопрано, меццо-со прано, оркестр и кассета, (1979)
  • The Tempest Suite (текст: W. Shakespeare), сопрано, барифон, оркестр и лента, (1979)
  • Тенебра, виолончель с оркестром, ( 1982)
  • Wirklicher Wald (текст: RM Rilke), сопрано, виолончель, смешанный хор и (1983)
  • Бумеранг, гобой и камерный оркестр, (1985)
  • Напомнить и Сигналы, симфонический духовой ансамбль, ударные и эмулятор, (1986)
  • Свидание для струнных, (1987)
  • Magma, оркестр, (1988)
  • Монолит, оркестр, (1991)
  • Прощание, струнный оркестр и колокольные инструменты, (1994)
  • Cada Cancion (текст: F. Garcia Lorca), детский хор, смешанный хор и оркестр, (1994)
  • Non Gridate (текст: G. Ungaretti), сопрано, смешанный хор и оркестр, (1995)
  • Confutatis, сопрано, смешанный хор и оркестр (1995)
  • Nedstigningen (текст : С. Мерен, Иов, Катулл, Данте), декламация, сопрано, женский хор, оркестр и электроника, (1996)
  • Концерт для скрипки, (1996)
  • Nidaros (1997)

Камерная музыка

  • Эссе, струнный квартет, (1954)
  • Эпиграмма, струнный квартет, (1955)
  • Страйкеквартет, (1956)
  • Афтонланд (текст : П. Лагерквист), сопрано и камерный ансамбль, (1957)
  • Партита, альт, цембало и ударные, (1963)
  • Response I, 2 перкуссиониста и кассета, (1966)
  • Связист, аккордеон, эл-гитара и перкуссия, (1967)
  • Response II, 1 перкуссионисты и кассеты, (1968)
  • Colorazione, орган Хаммонда, перкуссия, электронная задержка, фильтры кольцевого модулятора, (1968/1982)
  • Партита II, эль-гитара, (1969)
  • Динозавр, аккордеон и кассета, (1971)
  • Слушайте, фортепиано, (1971)
  • ОМ, (1971)
  • Охота на Снарка, тромбон соло, (1975)
  • To One Singing (текст: PB Shelley), тенор и арпа, (1975)
  • Be Not Afeard (текст: W. Shakespeare), сопрано, баритон, камерный ансамбль и кассета, (1977)
  • Реплика, орган, 4 перкуссиониста и кассета, (1977)
  • Ответ IV, 4 перкуссиониста и кассета, ( 1977)
  • Кламави, соло для виолончели, (1980)
  • Партита для шести контрабасов, (1982)
  • Аврора (текст: Сальме 139, Данте), 4 певицы, crotali and tape, (1983)
  • Flashing, соло на аккордеоне, (1986)
  • Partita für Paul, скрипка с электронной задержкой, (1985)
  • Acantus Firmus, джазовый вокалист, Hardanger Fiddle and tape, (1987)
  • The Return of the Snark, тромбон и лента, (1987)
  • Tractatus, соло-флейта и камерный ансамбль, (1987)
  • Tre Voci (текст: Ф. Петрарка, Г. Бруно, Г. Унгаретти), сопрано и камерный ансамбль, (1988)
  • Дуплекс, скрипка и альт, (1991)
  • Волшебный остров (текст: В. Шекспир), сопрано, баритон, камерный оркестр и кассета, (1992)
  • Сюита для виолончели соло, (1996)
  • Три строфы, соло контрабаса, (1998)
  • Страйкеквартетт, (2001)
  • Солнечное сплетение (текст: Г. Йоханнесен (2002)
  • Партита на карильон, (2002)

Хор

  • Аврора 4 сольные голоса, смешанный хор, 2 группы ударных и кассета, (1983)
  • Музыка к двум фрагментам на музыку Шелли (текст: П. Б. Шелли), женский хор, (1985)
  • Tres Lamentationes (Secundum Hieremiam Prophetam), смешанный хор, (1985)

Электроакустический музыка и смешанная техника

  • Ode til lyset, (1968)
  • Solitaire, (1968)
  • Warszawa, (1968)
  • Pace, (1970)
  • Forbindelser for fem byer (1975)
  • Poly-Poly, основанный на Lux et tenebrae (1970), электроакустическая музыка для скандинавского павильона на выставке Expo 70 в Осаке, Япония, (1979)
  • Nedstigningen, (1996)

Музыка для кино и телевидения

  • Læraren (TV) (1963)
  • Klimaks (1965)
  • Stoppested (TV) (1966)
  • En dag i Ivan Denisovitsj 'liv (1970)
  • Dagny (1977)
  • I solkorsets tegn (TV) (1981)
  • Forfølgelsen ( 1981)
  • Ja, vi elsker (1983)
  • Kong Lear (TV) (1985)
  • Stella Polaris (1993)

Дискография - избранные релизы

  • Epitaffio (2011)
  • Эйнар Стин-Нёклеберг, Нордхайм - Бетховен - Нордхайм (2007)
  • Драумкведе t (2006)
  • Dodeka (2003)
  • Слушайте - Искусство Арне Нордхейма (2002)
  • Питер Херресталь, Арне Нордхейм - Полная скрипичная музыка (2001)
  • Кетил Хвослеф, Сун-Ми Чанг, Стефан Барратт-Дью, Вольфганг Амадей Моцарт, Duodu - Duoer for fiolin og Bratsj / Soon-Mi Chung og Stephan Barratt-Due (1994)
  • Норвежская струна Квартет, Терье Тённесен, Нордхейм; Халльгримссон (1990)
  • Норвежский струнный квартет, Арне Нордхейм - Антонио Бибало - Струнные квартеты (1987)
  • Буря: Сюита из балета (1980)
  • Musique Électronique Norvégienne с Альфредом Янсоном и Бьёрном Фонгаардом (1968)

Ссылки

  • flag Норвежский портал
  • Биографический портал
  • Музыкальный портал
  • значок Художественный портал

Внешние ссылки

Награды
Предыдущий. Эспен Скьёнберг Получатель Norsk kulturråds ærespris. 1990Преемник. Synnøve Anker Aurdal
Последняя правка сделана 2021-06-11 19:34:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте