Иранские армяне

редактировать

Этническая группа

Иранские армяне
Общая численность населения
Данные различаются между: 70 000–90 000, 120 000 150 000, до 200 000
Районы со значительным населением
Тегеран, Тебриз, Исфахан (Нью-Джульфа ), Провинция Западный Азербайджан, Перия, Бурвари
Языки
Армянский, Персидский
Религия
Армянский Апостольский, Армянский Католик и евангелические

иранские армяне (армянский : իրանահայեր iranahayer), также известные как персидские армяне (армяне : պարսկահայեր parskahayer), иранцы армянской национальности, которые могут говорить на армянском в качестве своего первого языка. По оценкам, их количество в Иране колеблется от 70 000 до 200 000. Районы с высокой их концентрацией включают Тебриз, Тегеран, Салмас и квартал Исфахана Джульфа (Нор Джуга)..

Армяне тысячелетиями жили на территории, которая составляет современный Иран. Многие из старейших армянских церквей, монастырей и часовен расположены на территории современного Ирана. Персидская Армения, которая включает современную Армянскую Республику, была частью Каджарского Ирана до 1828 года. Иран имел одно из крупнейших армянских поселений в мире. соседняя Османская империя до начала 20 века.

Армяне были влиятельными и активными участниками модернизации Ирана в XIX и XX веках. После иранской революции многие армяне эмигрировали в армянские диаспоры общины Северной Америки и Западной Европы. Сегодня армяне - самое многочисленное христианское религиозное меньшинство Ирана.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Эпоха раннего Нового - поздняя современная
    • 1.2 Потеря Восточной Армении
    • 1.3 Двадцатый век до 1979 года
    • 1.4 После революции 1979 года
  • 2 Распространение
    • 2.1 Азербайджан
      • 2.1.1 Тебриз
        • 2.1.1.1 Выдающиеся армяне Тебриза
    • 2.2 Центральный Иран
  • 3 Культура и язык
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки

История

Армянский Св. Монастырь Фаддея, или «Кара Келисса», провинция Западного Азарбайджана, который, как полагают некоторые, был построен в 66 г. н.э. святым Иудой.

С древних времен всегда было много взаимодействий между древней Арменией и Персией (Иран ). Армянский народ входит в число коренных этнических групп северо-западного Ирана (известного как Иранский Азербайджан ) и имеет тысячелетнюю историю, в то время как этот регион (или его части) составлял часть историческая Армения много раз в истории. Эти исторические армянские регионы, которые сегодня включают Иранский Азербайджан, - это Нор Ширакан, Васпуракан и Пайтакаран. Многие из самых старых армянских часовен, монастырей и церквей в мире расположены в этом регионе Ирана.

На Бехистунской надписи 515 г. до н.э. Дарий Великий косвенно подтвердил, что Урарту и Армения являются синонимами при описании его завоеваний. Армения стала сатрапией Персидской империи на длительный период времени. Тем не менее, отношения между армянами и персами были сердечными.

Культурные связи между армянами и персами восходят к зороастрийским временам. До III века нашей эры ни один другой сосед не имел такого влияния на армянскую жизнь и культуру, как Парфия. У них было много общих религиозных и культурных особенностей, и смешанные браки между парфянской и армянской знатью были обычным делом. Еще двенадцать веков Армения находилась под прямым или косвенным правлением персов. Несмотря на сильное влияние персидской культуры и религии, Армения также сохранила свои уникальные особенности как нации. Позже армянское христианство сохранило некоторые зороастрийские лексики и ритуалы.

В XI веке турки-сельджуки загнали тысячи армян в Иранский Азербайджан, где некоторые были проданы в рабство, а другие работали ремесленниками и торговцами. После монгольского завоевания Ирана в 13 веке многие армянские купцы и художники поселились в Иране, в городах, которые когда-то были частью исторической Армении, таких как Хой, Салмас, Маку, Мараге, Урмия и особенно Тебриз.

Раннее Новое - позднее Новое время

Хотя армяне имеют долгую историю взаимодействия и урегулирование с Персией / Ираном и в пределах современных границ нации, армянская община Ирана возникла при Сефевидах. В 16 веке Османская империя и Сефевидский Иран разделили Армению. С начала 16 века и Западная Армения, и Восточная Армения подпадали под иранское правление Сефевидов. Из-за столетнего турко-иранского геополитического соперничества, которое продлится в Западной Азии, за значительные части региона часто велись войны между двумя соперничающими империями. С середины 16 века с миром Амасьи, и решительно с первой половины 17 века с договором Зухаб до первой половины 19 века., Восточная Армения находилась под властью следующих друг за другом Иранской Сефевидской, Афшаридской и Каджарской империи, в то время как Западная Армения оставалась под османским правлением. С 1604 Аббас I из Ирана проводил политику выжженной земли в регионе, чтобы защитить свою северо-западную границу от любых вторжений османских войск, политика, которая включала принудительное переселение масс армян за пределами их родины.

Шах Аббас, по оценкам, 500000 армян с его армянских земель во время Османско-сефевидской войны 1603-1618 гг. до область Исфахана под названием Новая Джульфа, которая была создана, чтобы стать армянским кварталом, и деревнями, окружающими Исфахан. Иран быстро признал ловкость армян в торговле. Община стала активным участником культурного и экономического развития Ирана.

Бурвари (армянский : Բուրւարի) - это совокупность деревень в Иране между городом Хомейн ( Провинция Маркази ) и Алигударз (Провинция Лорестан ). Он был в основном населен армянами, которые были насильно депортированы в регион шахом Аббасом из Персидской империи Сефевидов в то же время, что было частью политики массового переселения Аббаса на выжженную землю внутри империи. Села, населенные армянами в Бурвари, были Дехно, Хорзенд, Фараджабад, Бахманабад и Сангесфид.

Утрата Восточной Армении

С конца 18 века Императорская Россия перешла на более агрессивную геополитическую позицию по отношению к двум своим соседям и соперникам на юге, а именно Иран и Османская империя. В результате Гулистанского договора (1813 г.) Каджарский Иран был вынужден безвозвратно уступить части своих территорий на Кавказе, включая современные Восточную Грузию, Дагестан., и большая часть Азербайджанской Республики. По Туркменчайскому договору (1828 г.), Каджарский Иран должен был уступить оставшуюся часть своих кавказских территорий, включая современную Армению и оставшуюся часть современной Азербайджанской Республики. Уступка территории современной Армении (Восточной Армении в целом) в 1828 году привела к тому, что большое количество армян попало под власть русских. Иранская Армения, таким образом, была вытеснена Российской Арменией.

Туркменчайский договор далее предусматривал, что царь имел право поощрять переселение армян из Ирана в недавно созданную Русская Армения. Это привело к большому демографическому сдвигу; Многие иранские армяне последовали этому призыву, а многие кавказские мусульмане мигрировали в собственно Иран.

До середины XIV века армяне составляли большинство в Восточной Армении. В конце четырнадцатого века, после походов Тимура, ислам стал доминирующей религией, а армяне стали меньшинством в Восточной Армении. После вторжения России в Иран и последующей потери территорий мусульмане (персы, тюркоязычные и курды ) составили около 80% Население Иранской Армении, тогда как христиане армяне составляли меньшинство около 20%.

После того, как российская администрация захватила иранскую Армению, этнический состав изменился Таким образом, впервые за более чем четыре столетия этнические армяне снова начали составлять большинство в одной части исторической Армении. Новая российская администрация поощряла переселение этнических армян из собственно Ирана и Османской Турции. Около 35 000 мусульман из более чем 100 000 эмигрировали из региона, а около 57 000 армян из собственно Ирана и Турции прибыли после 1828 г. (см. Также Русско-турецкая война 1828-1829 гг. ). В результате к 1832 году количество этнических армян сравнялось с мусульманским. Только после Крымской войны и русско-турецкой войны 1877-1878 гг., которые привели к новому наплыву турецких армян, этнические армяне вновь установят твердое большинство в Восточная Армения. Тем не менее, Эривань оставалась городом с мусульманским большинством до двадцатого века. По словам путешественника Х. Ф. Б. Линч, в начале 1890-х годов город был примерно на 50% армянским и на 50% мусульманским (азербайджанцы и персы).

С этими событиями первой половины XIX века, и конец веков иранского правления Восточной Арменией, новая эра началась для армян в пределах недавно установленных границ Ирана. Армяне на недавно потерянных территориях к северу от реки Арас пережили бы период господства русских до 1991 года.

ХХ век до 1979 года

Иранцы Армянские женщины в эпоху Каджаров Церковь Шогагат в Тебризе Собор Ванк в Новой Джульфе районе Исфахана. Одна из старейших армянских церквей Ирана, построенная во времена Персидской империи Сефевидов, 1655 - 1664 гг.

Армяне сыграли значительную роль в развитии Ирана 20-го века, как в экономическом, так и в культурном плане. Они были пионерами в области фотографии, театра и киноиндустрии, а также сыграли очень важную роль в иранских политических делах.

Епрем Хан был ведущей фигурой в Конституционной революции Ирана

Революция 1905 года. в России оказали большое влияние на северный Иран, и в 1906 году иранские либералы и революционеры потребовали конституции в Иране. В 1909 году революционеры вынудили корону отказаться от некоторых своих полномочий. Епрем Хан, этнический армянин, был важной фигурой персидской конституционной революции.

армянский апостольский теолог Малахия Орманян, в своей книге об Армянской церкви 1911 года что в Персии проживает около 83 400 армян, из которых 81 000 являются последователями Апостольской церкви, а 2400 - армяно-католиками. Армянское население было распределено в следующих регионах: 40 400 в Азербайджане, 31000 в Исфахане и его окрестностях, 7000 в Курдистане и Лорестан, и 5000 в Тегеране.

Во время геноцида армян около 50 000 армян бежали из Османской империи и нашли убежище в Персии. В результате персидской кампании в северном Иране во время Первой мировой войны османы вырезали 80 000 армян и 30 000 бежали в Российскую империю. Сообщество пережило политическое обновление с приходом в середине 1921 г. изгнанных дашнаков (АРФ) из русской Армении ; около 10 000 армянских партийных лидеров АРФД, представителей интеллигенции, боевиков и членов их семей перешли реку Арас и нашли убежище в Каджарском Иране. Этот большой приток армян, которые были связаны с АРФД, также означал, что АРФД обеспечит свое господство над другими традиционными армянскими партиями Персии и, как следствие, над всей иранской армянской общиной, которая была сосредоточена вокруг армянской церкви. Дальнейшие иммигранты и беженцы из Советского Союза, насчитывавшие почти 30 000 человек, продолжали увеличивать армянскую общину до 1933 года. Таким образом, к 1930 году в Иране насчитывалось около 200 000 армян.

Усилия по модернизации Реза Шаха (1924–1941) и Мохаммеда Реза Шах (1941–1979) дал армянам широкие возможности для продвижения, и армяне заняли важные позиции в сфере искусства и науки, экономики и сферы услуг, в основном в Тегеране, Тебризе и Исфахане, которые стали крупными центрами для армян. С 1946 по 1949 год около 20 000 армян уехали из Ирана в Советский Союз, а с 1962 по 1982 г. еще 25 000 армян последовали за ними в Советскую Армению. К 1979 году, на заре Исламской революции, в Иране проживало примерно 250 000 - 300 000 армян.

Армянские церкви, школы, культурные центры, спортивные клубы и ассоциации процветали, и у армян был свой сенатор и член парламент, 300 церквей и 500 школ и библиотек обслуживали потребности общины.

Армянские печатные издания издавали множество книг, журналов, периодических изданий и газет, наиболее известной из которых является ежедневная газета «Алик».

После революции 1979 года

С. Собор Саркиса в Тегеране. Одна из армянских церквей Ирана, 1970

Многие армяне служили в иранской армии, и многие погибли во время ирано-иракской войны.

Падение Советского Союза, граница с Арменией, а также армяно-иранские дипломатические и экономические соглашения открыли новую эру для иранских армян. Иран остается одним из основных торговых партнеров Армении, и иранское правительство помогло облегчить трудности Армении, вызванные блокадой, введенной Азербайджаном и Турцией. Сюда входят важные потребительские товары, доступ к воздушным перевозкам и источники энергии (например, нефть и электричество). Оставшееся армянское меньшинство в Исламской Республике Иран по-прежнему является крупнейшей христианской общиной в стране, намного опережая ассирийцев.

. Армяне остаются крупнейшим религиозным меньшинством в Иране. Им назначаются два из пяти мест в иранском парламенте, зарезервированных для религиозных меньшинств (больше, чем у любого другого религиозного меньшинства), и они являются единственным меньшинством с официальным статусом наблюдателя в Guardian и Совет по определению целесообразности. Половина иранских армян проживает в районе Тегерана, особенно в его пригородах Нармак, Маджидие, Надершах и т. Д. Четверть проживает в Исфахане, а другая четверть сконцентрирована в Северо-Западном Иране или Иранском Азербайджане.

Распространение

Азербайджан

В 387 г., когда Сасанидская империя и Византийская империя разделили Армению, исторически армянские области Нор Ширакан, Пайтакаран и восточная половина Васпуракана были переданы персам, эти территории включают западные и северные районы Азербайджана. После русско-персидской войны (1826–28) около 40 000 армян покинули Азербайджан и переселились во вновь созданную Российскую Армению.

На этой территории сохранялось большое количество армян до 1914 года, когда началась Первая мировая война. В Азербайджан вторглись османы, которые вырезали большую часть местного армянского населения. До османского вторжения в Азербайджане проживало около 150 000 армян, из них 30 000 - в Тебризе. Около 80 000 человек были убиты, 30 000 бежали в русскую Армению, а остальные 10 000 бежали из территории современной провинции Западный Азербайджан и нашли убежище среди армян Тебриза. После окончания войны в 1918 году 10 000 беженцев в Тебризе вернулись в свои деревни, но многие из них переселились в Советскую Армению с 1947 года до начала 80-х годов. В настоящее время около 4000 армян остаются в сельской местности Восточного Азербайджана и около 2000 остаются в Тебризе, проживая в районах Новбар, Базар и Ахраб, владея 4 церквями, школой и кладбищем.

Это список ранее или в настоящее время населенных армянскими поселениями:

Тебриз

Традиционно Тебриз был главным городом в Иранском Азербайджане, где армянская политическая жизнь вибрировал с эпохи раннего Нового времени (Сефевидов) и далее. После уступки территорий России в первой четверти 19 века независимое положение табризских армян укрепилось, поскольку они получили иммунитет и уступки от Аббаса Мирзы. Особое значение Тебризских армян также возросло с переносом епископского престола из Святого Таддеуса (или Кара Келисса) около Салмаса в Тебриз в 1845 году. В Тебризе есть Аражнордаран, три Армянские церкви (Св. Саркис, Шогакат и Святая Мария ), часовня (fa ), школа, культурный клуб Арарат и армянское кладбище (fa )(fa ).

Выдающиеся армяне Тебриза
допехлеви период (до 1925 г.)
постпехлеви период (после 1925 года)

Центральный Иран

Список армянских деревень в центральном Иране:

поселения Ленджан, Аленджан и Карван были заброшены в 18 веке.

Остальные поселения обезлюдели в середине 20 века из-за эмиграции в Новую Джульфу, Тегеран или Советскую Армению (в 1945 году и позже в 1967 году). В настоящее время всего 1 деревня (Зарнех ) в Перии и 4 других деревни (Верхний Хойган, Гарган, Немагерд и Сангбаран ) в Перии и 1 село (Верхний Чанахчи ) в Карагане частично заселены армянами.

Помимо этих поселений, недалеко от Горгана есть армянское село (Корок ), которое заселили армяне, недавно переселившиеся с советской территории.

Культура и язык

Армяне Ирана, помимо собственных церквей и клубов, являются одним из немногих языковых меньшинств в Иране со своими школами.

Армяне язык, используемый в Иране, занимает уникальное положение в использовании армянского языка в мире, поскольку большинство армян в диаспоре используют западноармянский. Однако иранские армяне говорят на восточноармянском диалекте, который очень близок к диалекту Армении, Грузии и России. Иранские армяне говорят на этом диалекте отчасти из-за того, что в 1604 году большая часть армянского населения в районе озера Ван, использовавшего восточный диалект, было перемещено и отправлено в Исфахан Шахом Аббасом. Это также позволило сохранить старую версию, в которой используется классическая армянская орфография, известная как «Маштоцкая орфография» и орфография, тогда как почти все другие восточноармянские пользователи (особенно в бывшем Советском Союзе) приняли реформировала армянскую орфографию, которая применялась в Советской Армении в 1920-х годах и продолжается в нынешней Республике Армения. Это делает армянский язык, используемый в Иране, а также в армяно-иранских СМИ и публикациях, уникальным, с использованием элементов обеих основных ветвей армянского языка (произношение, грамматика и языковая структура восточноармянского и орфографическая система Западноармянский ).

См. Также

Ссылки

Источники

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с армянами в Иране.
Последняя правка сделана 2021-05-24 06:21:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте