Армяне в Крыму

редактировать
Армяне в Крыму
Общая численность населения
10 000 (8700 в АРК и 1300 в Севастополе ) - 20,000 (оценка)
Регионы со значительной численностью населения
Севастополь, Феодосия, Армянск, Симферополь, Евпатория, Керчь, Ялта, Севастополь, Судак
Языки
армянский, русский, украинский
Религия
армянский апостольский, армянский католицизм, евангелизм и протестантизм
родственные этнические группы
армяне, амшеницы, черкесогайцы группы

армяне сохранили свое присутствие в Крым со времен средневековья. Первая волна армянской иммиграции в эту область началась в середине XI века, и со временем, поскольку политические, экономические и социальные условия в Армении не улучшились, за ними последовали новые волны. Сегодня на полуострове проживает от 10 до 20 тысяч армян.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Ранние сообщества
    • 1.2 Советское время
  • 2 Распространение
    • 2.1 Феодосия (Каффа)
  • 3 Общественная жизнь
    • 3.1 Галерея
      • 3.1. 1 Ялтинская церковь Святой Рипсиме
      • 3.1.2 Монастырь Сурп Хач
      • 3.1.3 Армянская церковь в Феодосии
      • 3.1.4 Прочее
  • 4 Культурное наследие
    • 4.1 Церкви и соборы
  • 5 Примечательные аборигены
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Внешние ссылки

История

Ранние общины

В этническом и национальном смысле Крым был хозяином широкий круг народов. Историки и другие ученые датируют присутствие армян в Крыму восьмым веком и выделили три отличительных этапа их заселения в этом регионе. Крым в это время находился под контролем Византийской империи, и здесь были размещены некоторые армянские войска, служившие в византийской армии. В течение следующих двух столетий сюда поселились армяне с их родины Армянского нагорья и других византийских городов.

Поскольку жизнь в самой Армении становилась все более невыносимой, разрушительные сельджукские набеги одиннадцатого и двенадцатого веков, многие армяне были вынуждены мигрировать в Византию и другие места, а некоторые из них в конечном итоге поселились в Крыму. Они основали новые дома в Каффе (современная Феодосия), Солхате, Карасубазаре (Белогорске ) и Орабазаре (Армянск ), с Каффой в его центре. Стабильность региона позволяла многим из них заниматься сельским хозяйством и коммерческой деятельностью. Даже когда регион перешел под контроль монголов в середине тринадцатого века, их экономическая жизнь оставалась в основном нетронутой. Связь армян с коммерческими интересами также принесла большую пользу генуэзцам, когда они обеспечили там свое экономическое господство в конце тринадцатого века. Расширяющиеся экономические возможности в Крыму привлекли сюда больше армян. Согласно генуэзским источникам, в 1316 году у армян было три церкви (две армянской апостольской и одна католическая ) в Каффе.

По мере того как иностранные войны в Армении продолжались не ослабевая, все большее число армян предпочло поселиться в Крыму, до такой степени, что некоторые западные источники стали называть этот регион «Армения Маритима», а Азовское море - Lacus armeniacus. Созданы богатая литературная традиция и искусство светописания рукописи. Армянская церковь играла центральную роль в общественной жизни Армении, и в 1330 году она насчитывала 44 церкви под ее юрисдикцией. С XIV по XVIII вв. Армяне составляли вторую по численности этническую группу после татар. Многие из них стали говорить на татарском в качестве своего родного языка, написав его армянским шрифтом.

Однако расцвет общины резко оборвался, когда турки-османы захватили регион. в 1475 году. Многие армяне были убиты, порабощены или бежали с полуострова, и целых шестнадцать армянских церквей были преобразованы в мечети, поскольку армяне были подчинены правлению Крымского ханства, которое оставалось союзником Османская Империя. Несмотря на это, в XVI веке сохранились армянские общины Каффа, Карасубазар, Балаклава, Гезлев, Перекоп и Сурхат. В 1778-1779 гг. Более 22 000 армян переселились в Азовскую губернию и на побережье Днепра и Самары, что привело к постепенному экономическому спаду. В 1783 году Российская империя захватила Крымское ханство. Российские власти поощряли переселение в Крым иностранных колонистов, в том числе армян. Это привело к новой волне армянских иммигрантов, возродивших бывшие колонии. В 1913 году их число составляло около 9000, а в 1914 году - примерно 14000-15000. Переселение армян на полуостров продолжалось до Первой мировой войны и Геноцида армян в Османская империя в 1915-1923 гг. Иммигранты девятнадцатого и двадцатого веков были в основном из Западной Армении и различных регионов Османской империи.

Советское время

В 1919 году в Крыму проживало 16 907 армян. В 1930 году во вновь созданной Крымской Автономной Советской Социалистической Республике было два армянских национальных округа, а на полуострове проживало около 13 000 армян. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., количество армян, проживающих в Крыму, сократилось на 2794 человека. 29 мая 1944 года нарком внутренних дел Советского Союза Лаврентий Берия представил Иосифу Сталину правдивый доклад: «Армяне живут в разных частях полуострова. Армянин комитет, созданный немцами, активно сотрудничает с нацистской Германией и проводит антисоветские [действия] ». Позже он предложил депортировать из Крыма всех болгар, греков и армян. 2 июня 1944 года он подписал Директорат 5984, озаглавленный «Депортация немецких сателлитов - булгар, греков и армян из Крыма». Этим постановлением было депортировано 37 000 болгар, греков и армян. Армяне были отправлены в Пермскую область, Свердловскую область, Омскую область, Кемеровскую область, Башкортостан, Татарстан и Казахстан.

В 1989 году общественная жизнь крымских армян была институционализирована с образованием одного из первых национально-культурных объединений полуострова - Армянского общества «Луйс» (Свет). Позже, после перерегистрации в 1996 году, оно было переименовано в Крымское армянское общество. В настоящее время Крымское армянское общество состоит из 14 региональных отделений, координируемых Национальным советом крымских армян. Высшим руководящим органом является Национальный конгресс, который собирается не реже одного раза в четыре года. Оперативное управление обществом осуществляет исполнительный комитет, который действует в периоды между заседаниями Национального совета. Общество управляет культурно-этнографическим центром «Луйс» и издает ежемесячную газету «Дове масис». Одночасовая армяноязычная программа «Барев» выходит два раза в месяц по крымскому телевидению, а радиопередачи - пять раз в неделю. Армянские церкви есть в Ялте, Феодосии и Евпатории, а первая армянская средняя школа открылась в 1998 году в Симферополе.

Распределение

Армяне в Крыму в настоящее время сосредоточены в городах Симферополь, Евпатория, Феодосия, Керчь, Ялта., Севастополь, Судак. Энциклопедия армянской диаспоры подсчитала, что по состоянию на 2003 год в регионе проживало 20 000 армян.

Феодосия (Каффа)

В 1470-х годах армяне составляли две трети всего населения Каффы (т. 46 000 из 70 000). До 1941 года армяне в Феодосии составляли более 20% всего населения города. По данным Феодосийского статистического управления, в самой Большой Феодосии проживает всего 557 армян.

Общественная жизнь

Община играет очень активную роль в делах, касающихся Армении и армян, и вносит свой вклад очень к региону. Это особенно заметно в контексте турецких внешнеполитических интересов в Крыму.

Армянская община Крыма является одним из важнейших центров армянской диаспоры на Черном море. область. Его члены придают большое значение Армении и ее внешнеполитическим интересам.

Галерея

Ялтинская церковь Святой Рипсиме

Монастырь Сурп-Хач

Армянская церковь в Феодосии

Другое

Культурное наследие

Церкви и соборы

Руины средневекового монастыря Сурб-Хач около Старого Крыма, Крым.

Армяне были в основном приверженцами Армянской Апостольской церкви. Был построен ряд церквей в Ялте (Ялтинская церковь Святой Рипсиме ), Феодосии и Евпатории. Строительная деятельность велась с 14 века, и, согласно одной рукописи, монастырь Гамчак был построен к пятнадцатому веку в Кафе.

В Каффе было несколько армянских школ, десятки церквей, банков, торговых центров. дома, караван-сараи и мастерские. Город служил духовным центром для крымских армян, и его статус стал настолько заметным, что в 1438 году армянам Кафы было предложено направить своих представителей в Феррару - собор Флоренции (Флоренция Вселенский собор).

Вторым по численности армянским населением после Каффы в тот же период было Сурхат. Название Сурхат, вероятно, является искаженной формой названия армянского монастыря Сурб-Хач (Святой Крест). Здесь также было много армянских церквей, школ, кварталов. Среди других крупных поселений был Судак, где до последней четверти XV века и недалеко от монастыря Сурб-Хач находился небольшой армянский городок Казарат. Армянские князья держали там свои войска и на договорной основе для защиты Кафы.

Социальная жизнь крымских армян резко возросла в конце девятнадцатого и двадцатого веков. Они организовались в общественные организации. Состоятельные армяне и церковь пытались «поднять» нацию до уровня современной цивилизации, заниматься благотворительностью. Источником денег и материального благополучия церкви были дары, завещания, пожертвования.

Роль церкви в колониях до некоторой степени становилась секуляризованной. В 1842 году Католикос в Крыму уступил место Главному Хранителю Крымских армянских церквей.

Известные уроженцы

См. также

Заметки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 18:57:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте