Ариои или Ареои были секретным религиозным орденом Островов Общества, особенно остров Таити, с иерархической структурой, эзотерической доктриной спасения и культовыми и культурными функциями. Среди них были как мужчины, так и женщины всех социальных слоев, но преобладали мужчины. Ариои в основном поклонялись богу войны 'Оро, которого они считали основателем своего ордена.
Чтобы понять сопоставимые общества на других островах Полинезийского треугольника, необходимо понять Полинезийский общественный порядок в классические времена, то есть до того, как европейцы вступили в контакт с островами. На большей части территории Полинезии общество было разделено и структурировано в соответствии со строгой иерархией, включающей несколько социальных слоев. Это разделение не всегда проявлялось одинаково, но его можно найти в Таити, Самоа, Гавайях, Маркизских островах, Острова Острал, Острова Кука и даже в самом отдаленном уголке Полинезийского треугольника на острове Пасхи.
По сути, существовало три касты на Островах Общества:
Система власти на Островах Общества включала характеристики как средневекового европейского феодализма, так и индуистской кастовой системы.
Структура ордена ариоев была зеркальным отражением иерархического общества Таити. Было несколько рангов; Моренхаут описывает восемь рангов, которые могут быть достигнуты с помощью посвящения. Поначалу прием в ордена был относительно простым; таким образом, поступление было связано со все более сложными требованиями. Теоретически все уровни всех социальных групп были открыты для всех, но на практике высшие классы ариоев были зарезервированы для высших классов знати. Высшие классы были заняты священниками, в основном сыновьями и дочерьми благородных семей из высших классов, что гарантировало, что ариои создали сильную поддержку абсолютистской правящей семье.
На каждом из островов Общества была своя собственная группа ариоев, которая была связана с определенным местом поклонения (мараэ ), и свои собственные лидеры ордена. Абсолютно высшим лидером был один из лидеров ордена в Райатеа, поскольку там находилась мараэ Тапутапу-Атеа, самая святая из всех культовых платформ Полинезии.
На островах Общества есть особые дома, в которых жили ариои, в которых они собирались вместе и которые служили гостевыми домами для ариоев с других островов. На Таити задокументировано 27 домов ариоев.
Члены всех социальных слоев могли быть приняты в ассоциацию. Любой, кто хотел стать участником, должен был быть одержим Оро. Это было продемонстрировано путем проталкивания на встречу ариоев в состоянии транса. Если ариои считали кандидата подходящим, его допускали. Важнейшими критериями для этого были физическая красота, знание религиозных текстов и умение читать, танцевать и пантомиму.
С посвящением новый участник получил право носить лубяное волокно тапа определенных цветов и с определенными татуировками, начиная с небольшого кольцевого узора. на щиколотке. По мере того, как участник поднимался в высшие классы, татуировки становились все более крупными и богато украшенными.
Правящим вождям не нужно было подниматься дальше, и им не нужно было проходить посвящение и трудоемкое восхождение.
Ариои жили в условиях сексуальной свободы до брака, что, следовательно, было отталкивающим для миссионеров, прибывших в 19 веке. Однако после установления супружеской связи распущенность прекратилась. Союзы ариоев должны были оставаться бездетными в обществе, религия которого в основе своей характеризовалась ритуалами плодородия, что было чем-то вроде противоречия. Если ожидался ребенок, его абортировали или убивали сразу после рождения. Основной причиной убийства детей было стремление помешать людям из высших классов иметь детей от людей из низших классов, чтобы сохранить правящую линию в «чистоте». Другая причина может быть найдена в особой характеристике полинезийского общества, а именно в том, что репутация передавалась по мужской линии, и что отец автоматически терял часть своей репутации после рождения первого сына.
Религиозные функции в полинезийском обществе имели как религиозное, так и политическое значение, последнее - посредством демонстраций и зрелищ, прославляющих правящую семью.
Поскольку отчеты европейских первооткрывателей и миссионеров, естественно, должны были ограничиваться публично наблюдаемыми действиями, и поскольку табу исключали посторонних из обрядов, имевших место в мараэ, роль ариоев играли в этом не известно.
Одна вещь, которая была публично заметна, - это участие ариоев в больших торжествах, которые часто продолжались несколько дней. Репутация арики во многом зависела от щедрой раздачи подарков людям. Продукты, которые были доставлены крепостными - обычно с большим зрелищем как часть экстравагантно подготовленного праздника, - были розданы снова. Это служило средством саморекламы; чем великодушнее вел себя вождь, тем выше был его престиж. Подготовка танцев, спектаклей и песен для этих торжеств была, по сути, обязанностью Ариоев. С другой стороны, они также получали прибыль от подарков, которые они раздавали, и были вознаграждены тапа из лубяных волокон. Самыми сложными празднованиями были визиты ариоев на другие острова. Джеймс Кук стал свидетелем одного такого события в 1774 году. Флот из 60 богато украшенных лодок, около 50 ариоев в каждой, отправился с Таити для посещения острова Хуахин.
Прежде всего, через Ариои были хранителями и покровителями традиций. В обществе без письменности было важно открыто проповедовать, защищать и распространять религиозные тексты посредством постоянного чтения.
Нельзя недооценивать способность этого снимать напряжение в социальной структуре. Абсолютистская правящая семья арики обычно не терпела никакого инакомыслия. Однако во время выступлений ариои пользовались большой свободой критиковать светских и религиозных лидеров в игровой и шутливой форме.
В изображениях первых европейских посетителей, которые доминировали в нашем образе обществ Южного моря вплоть до 20-го века, действительно подчеркивались эротические аспекты культуры ариоев. переоценено. Таким образом, необходимо учитывать, что эти доклады в основном пришли из миссионеров, и самоучек путешественники, такие как Forster и Moerenhout были глубоко укоренились в чопорном обществе конца 18-го и 19-го веков.
Примером этого является следующее описание ариоев из дневника Джеймса Кука о его первой поездке в 1769 году:
Британская энциклопедия 1911 года описывает их так:
Ритуалы плодородия играли центральную роль в полинезийской религии. По этой причине любые модели поведения, которые казались европейцам рискованными, были тесно связаны с религиозными действиями.
Миссионерская деятельность европейцев на островах Общества в первой половине XIX века ознаменовала конец ариоев. Миссионеры резко противостояли им из-за их практики, которая решительно противоречила христианскому учению.
Однако конец не наступил внезапно. В результате частичного включения христианского мировоззрения, хотя и с сохранением традиционной полинезийской структуры, группа Мамая была сформирована, чтобы преуспеть в ариоях. Название означает «гнилые фрукты» и применялось дискриминаторно. Секта возникла на Таити в 1826 году. Основателями были два местных дьякона Лондонского миссионерского общества по имени Чайо и Хюэ. милленаристское движение создало пророков-провидцев, которые якобы пережили теофании и явления Мариан, но они также утверждали, что были одержимы Оро и Тане. В 1831 году миссионерам удалось временно прогнать Мамая с острова Райатеа. В 1832 году на Таити также были восстания, но они были подавлены в кровопролитных столкновениях с помощью французов. В 1833 году мамая были изгнаны с Таити. После смерти Тэо в 1842 году движение угасло.
Общества, которые в некоторой степени сопоставимы с ариоями, также можно найти на других полинезийских и меланезийских островах, например: