Ariane 1

редактировать
Rocket
Ariane 1
Ариан 1 Ле Бурже FRA 001.jpg Мокап Ariane 1 (Фотография сделана в Musée de l'Air et al. de l'Espace, Ле Бурже, Франция)
ФункцияРакета-носитель средней грузоподъемности
ПроизводительAérospatiale
Страна происхожденияЕвропейское космическое агентство
Размер
Высота50 м (160 футов)
Диаметр3,8 м (12 футов)
Масса207 200 кг (456 800 фунтов)
Этапы4
Вместимость
Полезная нагрузка до LEO
Масса1400 килограммов (3100 фунтов)
Полезная нагрузка до GTO
Масса1850 кг (4080 фунтов)
История запусков
СостояниеНа пенсии
Площадки запускаELA-1, Космический центр Гвианы
Всего запусков11
Успех (а)9
Неудача2
Первый полет24 декабря 1979 г.
Последний полет22 февраля 1986 г.
Значительные полезные нагрузкиДжотто
Первая ступень
Двигатели4 Викинг-2
Тяга2771,940 кН (623157 фунт-сила)
Удельный импульс 281 с (2,76 км / с)
Сжечь ти me145 секунд
ТопливоN2O4 / UDMH
Вторая ступень
Двигатели1 Viking-4
Тяга720,965 кН (162079 фунт-сила)
Удельный импульс 296 с (2,90 км / с)
Время горения132 секунды
ТопливоN2O4 / НДМГ
Третья ступень
Двигатели1 HM7-A
Тяга61,674 кН (13,865 фунт-сила)
Удельный импульс 443 с (4,34 км / с)
Время горения563 секунды
ТопливоLH2 / LOX
Четвертая ступень
Двигатель1 Mage 1
Тяга19,397 кН (4361 фунт-сила)
Удельный импульс 295 с (2,89 км / с)
Время горения50 секунд
ТопливоHTPB (твердое тело )

Ariane 1 было первой ракетой в Ariane семейство из одноразовых стартовых систем. Он был разработан и эксплуатируется Европейским космическим агентством (ЕКА), которое было создано в 1973 году, в том же году, когда началась разработка запуска.

«Ариан-1» была первой ракетой-носителем, разработанной с основной целью отправки коммерческих спутников на геостационарную орбиту. Важно отметить, что он был разработан с возможностью вывода пары спутников на орбиту на одной пусковой установке, что снижает затраты. По мере роста размеров спутников Ariane 1 быстро уступила место более мощным ракетам-носителям Ariane 2 и Ariane 3, которые во многом основывались на оригинальной ракете. Ariane 4 была последней ракетой, которая сильно опиралась на Ariane 1, поскольку последующая Ariane 5 была разработана с использованием гораздо более высокого уровня совершенно новых элементов.

Содержание
  • 1 Разработка
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Подготовка
    • 1.3 Первый полет
  • 2 Дизайн
  • 3 Запуск
  • 4 История запуска
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Цитаты
    • 5.2 Библиография
  • 6 Внешние ссылки
Развитие

Истоки

В 1973 году одиннадцать европейских стран решили продолжить совместное сотрудничество в области исследования космоса и сформировали новую общенациональная организация, выполняющая эту миссию, Европейское космическое агентство (ЕКА). В течение некоторого времени до образования ЕКА Франция лоббировала разработку новой европейской пусковой системы одноразового использования, которая должна была заменить ракету Europa. ; Один из предложенных преемников в виде усовершенствованной модели Europa, названный Europa IIIB, был изучен, но оказался слишком амбициозным и дорогостоящим. В результате предложение Europa IIIB было сокращено и вскоре вновь появилось как L3S. Многонациональные усилия быстро стали центром внимания предложения L3S; Вначале акцент делался на сотрудничестве по инициативе между Германией и Францией, в то время как со временем наметился рост вклада других стран.

В январе 1973 года Вилли Брандт, канцлер Германии, формально согласился на проект L3S после ряда личных подходов Жоржа Помпиду, президента Франции. 21 сентября 1973 года было подписано юридическое соглашение по L3S. В соответствии с этим соглашением Europa III был официально отменен, а L3S разрабатывался как многонациональный проект. С самого начала пусковая установка должна была разрабатываться с целью отправки коммерческих спутников на геосинхронную орбиту, в отличие от многих других конкурирующих пусковых установок, которые обычно разрабатывались для других целей и впоследствии адаптировались., например, баллистические ракеты. Разработка L3S рассматривалась как решающее испытание для ESA, и судьба первой рассматривалась как весьма показательная для будущего второй. По словам автора Брайана Харви, L3S был «одним из крупнейших инженерных проектов Европы за последнюю четверть века».

Франция была крупнейшим участником программы L3S; Французский производитель аэрокосмической техники Aérospatiale выступал в качестве генерального подрядчика и нес ответственность за выполнение интеграции всех частей транспортного средства, в то время как французский производитель двигателей Société Européenne Компания de Propulsion (SEP) предоставила двигатели как первой, так и второй ступени (двигатели третьей ступени были произведены компанией Air Liquide и немецким авиакосмическим производителем MBB ). В число других крупных компаний-производителей входили французская фирма по производству электроники Matra, шведский производитель Volvo и немецкий производитель самолетов Dornier Flugzeugwerke. Соединенное Королевство, которому принадлежала 2,47% доли в проекте, предоставило систему наведения, разработанную Ферранти, и центральный цифровой компьютер от Маркони ; British Aerospace позднее также принимала участие и работала совместно. Поначалу считалось, что обозначение L3S не пользуется популярностью; из нескольких альтернативных имен, включая Phoenix, Lyra, Ganymede и Vega, министр промышленного и научного развития Франции Жан Шарбоннель выбрал для новой пусковой установки имя Ariane.

Подготовка

В середине 1974 года работы над Ariane были временно приостановлены из-за значительных затрат; Несколько других французских космических проектов столкнулись с задержками или нехваткой финансирования из-за продолжающейся разработки, что привело к сбою и выделению правительством Франции большего финансирования своему национальному космическому агентству Centre national d'études spatiales (КНЕС). Разработка третьей ступени была основным направлением проекта - до Ariane только Соединенные Штаты когда-либо управляли ракетами-носителями, в которых использовались верхние ступени, работающие на водороде ". В течение 1977 г. и 1978 г., подготовка и испытания начались в ожидании первого запуска Ariane; хотя некоторые проблемы были обнаружены во время наземных испытаний и запусков двигателей, они не привели к значительным задержкам, и эти вехи были успешно пройдены. ЕКА решило, что следует Всего было выполнено четыре опытно-конструкторских полета до начала коммерческих операций; однако для этих полетов операторам было предоставлено свободное место при условии, что успех не был гарантирован.

Для размещения запусков Ariane Космический центр Гвианы в Куру, Французская Гвиана претерпел значительные изменения. Бывшая космодром в Европе была переименована в ELA 1 (Ensemble de Lancement Ariane 1) и была перестроена с пониженная база и эл. закрытая башня. В то время как все запуски Ariane будут производиться из Французской Гвианы, строительство ракеты будет производиться на предприятии Aérospatiale в Les Mureaux, Paris. Чтобы доставить ракету с производственного объекта на стартовую площадку, каждая ступень Ariane будет отправлена ​​на баржах вниз по Сене в Гавр, где они будут погружены на океанское судно и доставлены через Атлантический океан в Куру ; комбинация автомобильных дорог и железных дорог доставит компоненты вглубь суши к самому космическому центру. После полной сборки ракета будет перемещена на небольшое расстояние к самой стартовой площадке на мобильной рельсовой платформе и храниться в полностью закрытой служебной башне с кондиционером, где будет установлена ​​полезная нагрузка и окончательные проверки. выполнялись в условиях чистой комнаты.

До первого запуска Ariane, был некоторый скептицизм, исходящий от американских и британских деятелей, что эта попытка была дорогостоящим мероприятием, которое могло быть ненужным, и стало неконкурентоспособным из-за грядущего Space Shuttle, частично многоразовой системы запуска, которая тогда разрабатывалась НАСА. К 1977 году у Арианы было всего три первых покупателя; однако в декабре 1977 года оператор спутниковой связи Intelsat был убежден разместить заказ на запуск двух Intelsat IV с использованием Ariane. Это было сочтено серьезным переворотом для программы, поскольку на тот момент Intelsat был сильно привержен использованию конкурирующей ракеты-носителя Space Shuttle для большого количества своих спутников. Неделей позже ЕКА объявило о своем намерении произвести 10 пусковых установок Ariane 1.

Первый полет

На Ariane оказывалось значительное давление, чтобы выполнить свой первый полет до этого. до конца 1979 года. Было решено, что «Ариан» должен стартовать 15 декабря 1979 года, и за 38 часов до старта был начат обратный отсчет; однако в последний час возникла техническая проблема, которая привела к прерыванию. Несмотря на опасения, что запуск придется отложить на месяц, было решено возобновить обратный отсчет для второй попытки. Однако, когда обратный отсчет достиг нуля, через три секунды после зажигания двигателя, бортовой компьютер решил отключить мощность двигателя из-за ошибочной информации датчика, указывающей на падение давления в двигателе. Еще одна попытка была быстро назначена на 24 декабря 1979 года; на этот раз запуск был успешно выполнен, и был выполнен первый полет Ariane, кнопка запуска была нажата лично президентом Франции Валери Жискар д'Эстен.

Для первого полета, обозначенного как L-O1 (Lancement [ Launch] 01) полезная нагрузка состояла из испытательной измерительной системы, созданной компанией Aeritalia, известной как CAT (Capsule Ariane Technologique), с целью детального измерения всех ключевых этапов всплытия, таких как шум, стресс, ускорение, температура и давление; это устройство также было разработано для моделирования реальной полезной нагрузки спутника. CAT был успешно выведен на орбиту 202 км на 35 753 км; успешное развертывание этой полезной нагрузки означало конец американской монополии на запуски коммерческих спутников. 26 марта 1980 года, почти сразу после успеха LO-1, CNES и ESA создали новую компанию с целью продвижения, маркетинга и управления операциями Ariane, назвав предприятие Arianespace.

Design

Имея взлетную массу 210 000 кг (460 000 фунтов), Ariane 1 смогла вывести на геостационарную переходную орбиту один спутник или два меньших из них с максимальным весом 1850 кг (4080 фунтов). Стоимость программы оценивается в 2 миллиарда евро.

Ariane 1 был четырехступенчатым аппаратом (четвертая ступень, переведенная со спутника с GTO на GEO, обычно не считается частью ракеты, поскольку входит в 1,85 тонны полезной нагрузки). Первая ступень была оборудована 4 двигателями Viking, разработанными Société Européenne de Propulsion. Вторая ступень имела одиночный двигатель «Викинг». На третьей ступени был один LOX /LH2 двухкомпонентный двигатель с тягой 7000 кгс (69 кН ). Четвертая ступень была оснащена одной твердотопливной ракетой-ускорителем Mage-1 с тягой 20 kN.

. Эта конструкция оставалась в серии Ariane до запусков Ariane 4.

24 декабря 1979 года был осуществлен первый успешный запуск «Ариана», обозначенный как L-O1. Однако в 1980 году второй запуск L-O2 закончился неудачей вскоре после взлета, которая была вызвана нестабильностью горения в одном из двигателей первой ступени Viking. Третий запуск, L-O3, был успешным, в результате чего на орбите вышли три отдельных спутника; четвертый и последний квалификационный пуск, L-04, также прошел успешно. Однако во время пятого запуска, который был первой коммерческой миссией Ariane, обозначенной как L5, ракета перестала работать через 7 минут полета. Этот отказ был связан с одним турбонасосом на третьей ступени, который перестал работать, и в результате была проведена значительная перепроектирование элементов третьей ступени.

Отказ первого коммерческого полета был создавали напряженную атмосферу и шквал критики в адрес программы "Ариан". После завершения полного обзора программы 16 июня 1983 года второй коммерческий полет L6 был успешно выведен на орбиту. Это положило начало успешному полету пусковой установки, все следующие 6 полетов были успешными. В результате неоднократных успехов заказы на этот тип быстро росли; к началу 1984 года для Ariane было заказано в общей сложности 27 спутников, что в то время составляло половину мирового рынка. В результате коммерческого успеха, после десятого полета на Ариане, ЕКА передало ответственность за Ариан на Arianespace.

Космический зонд миссии Джотто был успешно запущен десятого числа. Миссия Ariane 1, V-14, 2 июля 1985 г. Первый спутник SPOT был выведен на орбиту одиннадцатым и последним запуском Ariane 1 22 февраля 1986 года. К началу 1986 года, Ariane 1 вместе с его производными Ariane 2 и Ariane 3 были доминирующими пусковыми установками на мировом рынке.

История запуска
#FlightДатаСтартовая площадкаПолезная нагрузкаРезультатПримечания
1L-0124 декабря 1979 г.ELA-1 CAT-1 УспехПервый полет
2L-0223 мая 1980 г.ELA-1 .ОтказНестабильность горения в одном из двигателей первой ступени Viking
3L-0319 июня 1981 г.ELA-1 Meteosat 2. Apple.Успех
4L-0420 декабря 1981ELA-1 .Успех
5Л-510 сентября 1982 г.ELA-1 .НеудачаПервый коммерческий запуск. Ракета перестала функционировать через 7 минут полета. до отказа турбонасоса на третьей ступени
6L-616 июня 1983 г.ELA-1 . (Oscar 10)Успех
7L-719 октября 1983 г.ELA-1 Успех
8L-85 февраля 1984 г.ELA-1 Успех
9V-923 мая 1984 г.ELA-1 Успех
10V-142 июля 1985 г.ELA-1 Джотто Успех
11V-1622 февраля 1986 г.ELA-1 SPOT 1. Viking УспехПоследний полет
Ссылки

Цитаты

Библиография

Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Ариан 1.

Последняя правка сделана 2021-06-12 02:59:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте