Арктический совет

редактировать
Межправительственный форум Арктики
Арктический совет
ArcticCouncil.svg члены наблюдатели
Формирование19 сентября 1996 г.; 24 года назад (1996-09-19) (Оттавская декларация)
ТипПравительственная организация
ЦельФорум для развития сотрудничества, координации и взаимодействия между Арктикой государства при участии общин коренных народов Арктики
Штаб-квартираТромсё, Норвегия (с 2012 г.)
Членство
Главный органСекретариат
Веб-сайтarctic-council.org
Флаг Арктического Совета

Арктический совет - это межправительственный форум высокого уровня, на котором рассматриваются вопросы, с которыми сталкиваются правительства Арктики и коренные народы Арктики. Восемь стран с суверенитетом над землями в пределах Полярного круга составляют члены совета: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США. Помимо этого, есть несколько государств-наблюдателей.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Членство и участие
    • 2.1 Состояния
      • 2.1.1 Члены
      • 2.1.2 Состояния наблюдателя
        • 2.1.2.1 Ожидающие состояния наблюдателя
    • 2.2 Постоянные участники коренных народов
    • 2.3 Организации-наблюдатели
  • 3 Административные аспекты
    • 3.1 Встречи
    • 3.2 Председательство
    • 3.3 Секретариат
    • 3.4 Секретариат коренных народов
    • 3.5 Рабочие группы, программы и действия Планы
      • 3.5.1 Программы и планы действий
  • 4 Безопасность и геополитические вопросы
  • 5 См. Также
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

История

Первый шаг к формированию Совета был сделан в 1991 году, когда восемь арктических стран подписали Стратегию защиты окружающей среды Арктики (AEPS). В Оттавской декларации 1996 г. был учрежден Арктический совет как форум для содействия сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими государствами с привлечением общин коренных народов Арктики и других жителей Арктики к таким вопросам, как устойчивое развитие и охрана окружающей среды. Арктический совет провел исследования по изменению климата, нефти и газу и судоходству в Арктике.

В 2011 году государства-члены Совета заключили Соглашение о поисках и спасании в Арктике, первый имеющий обязательную силу договор, заключенный под эгидой Совета.

Членство и участие

Совет состоит из государств-членов и государств-наблюдателей, коренных «постоянных участников» и организаций-наблюдателей.

Государства

Государства-члены

Членами Совета могут быть только государства, территория которых находится в Арктике. В состав стран-членов входят:

Страны-наблюдатели

Статус наблюдателя открыт в неарктические государства, одобренные Советом на встречах министров, которые проводятся раз в два года. Наблюдатели не имеют права голоса в Совете. По состоянию на май 2019 года тринадцать неарктических государств имеют статус наблюдателя. Государства-наблюдатели получают приглашения на большинство заседаний Совета. Их участие в проектах и ​​целевых группах в рамках рабочих групп не всегда возможно, но это создает мало проблем, поскольку немногие государства-наблюдатели хотят участвовать на таком подробном уровне.

Состояния наблюдателей включают следующее (2019 г.):

В 2011 году Совет разъяснил свои критерии допуска наблюдателей, в частности, включая требование к заявителям «признать суверенитет арктических государств, суверенные права и юрисдикция в Арктике "и" признают, что к Северному Ледовитому океану применяется обширная правовая база, включая, в частности, Морское право, и что эта основа обеспечивает прочную фундамент ответственного управления этим океаном ».

Ожидающие состояния наблюдателя

Ожидающие состояния наблюдателя должны запрашивать разрешение на свое присутствие на каждой отдельной встрече; такие запросы являются обычным делом, и большинство из них удовлетворяется. На встрече министров 2013 года в Кируне, Швеция, Европейский Союз (ЕС) запросил полный статус наблюдателя. Он не был предоставлен, в основном потому, что члены ЕС не согласны с запретом ЕС на охоту на тюленей.

Ожидающие наблюдатели государства: Европейский Союз и Турция.

Роль наблюдателей была пересмотрена, как и критерии для допуска. В результате было снято различие между постоянными и специальными наблюдателями.

Постоянные участники из числа коренных народов

Семь из восьми государств-членов имеют значительные общины коренных народов, проживающих в своих арктических районах (только Исландия не имеет). Организации коренных народов Арктики могут получить статус Постоянного участника Арктического совета, но только в том случае, если они представляют единственное коренное население, проживающее в более чем одном арктическом государстве, или несколько коренных жителей Арктики, проживающих в одном арктическом государстве. Количество постоянных участников в любое время должно быть меньше количества членов. Категория постоянных участников была создана для обеспечения активного участия и всесторонних консультаций с представителями коренных народов Арктики в рамках Арктического совета. Этот принцип применяется ко всем заседаниям и деятельности Арктического совета.

Постоянные участники могут выступать на собраниях. Они могут поднимать вопросы по порядку ведения заседания, требующие немедленного решения Председателя. С ними необходимо заранее согласовывать повестку дня встреч министров; они могут предлагать дополнительные пункты повестки дня. При созыве встреч высокопоставленных официальных лиц Арктики, проводимых раз в два года, постоянные участники должны быть заранее согласованы с ними. Наконец, постоянные участники могут предлагать совместные мероприятия, например проекты. Все это делает положение коренных народов Арктики в Арктическом совете совершенно уникальным по сравнению с (часто маргинальной) ролью таких народов в других международных правительственных форумах. Однако принятие решений в Арктическом совете остается в руках восьми государств-членов на основе консенсуса.

По состоянию на 2014 год шесть общин коренных народов Арктики имеют статус постоянных участников. Эти группы представлены

Эти организации коренных народов сильно различаются по своим организационным возможностям и размеру населения, которое они представляют. Например, RAIPON представляет около 250 000 коренных жителей различных (в основном сибирских) народов; МУС около 150 000 инуитов. С другой стороны, Совет Гвичинов и Ассоциация алеутов представляют всего по несколько тысяч человек.

Какой бы важной ни была роль коренных народов, статус постоянного участника не дает никакого юридического признания в качестве народа. В Оттавской декларации, учредительном документе Арктического совета, прямо говорится (в сноске): «Использование термина« народы »в этой декларации не должно толковаться как имеющее какое-либо значение в отношении прав, которые могут быть связаны с этим термином в соответствии с международными нормами. закон ".

Постоянным участникам из числа коренных народов помогает Секретариат коренных народов Арктического совета.

Наблюдательные организации

Утвержденные межправительственные организации и межпарламентские учреждения (как глобальные, так и региональные), а также неправительственные организации также могут получить статус наблюдателя.

Организации со статусом наблюдателя в настоящее время включают арктических парламентариев, Международный союз охраны природы, Международную федерацию Красного Креста, Северный совет, Северный форум, Программа развития ООН, Программа ООН по окружающей среде ; Ассоциация всемирных оленеводов , Oceana, Арктический университет и Всемирный фонд дикой природы - Арктическая программа.

Административные аспекты

Министр иностранных дел Тимо Сойни из Финляндии председательствует на министерской встрече в мае 2019 года

Встречи

Арктический совет собирается каждые шесть месяцев где-то в помещении председателя. страна для встречи старших должностных лиц Арктики (СДЛ). СДЛ АС - это высокопоставленные представители восьми стран-членов. Иногда они являются послами, но часто они являются высокопоставленными чиновниками министерства иностранных дел, которым поручена координация на уровне сотрудников. Также присутствуют представители шести постоянных участников и официальные наблюдатели.

В конце двухлетнего цикла Председатель проводит встречу на уровне министров, которая является кульминацией работы Совета за этот период. Большинство из восьми стран-членов представлены министрами иностранных дел, северных дел или окружающей среды.

Официальная, хотя и необязательная, «Декларация», названная в честь города, в котором проводится собрание, резюмирует прошлые достижения и будущую работу Совета. Эти декларации охватывают изменение климата, устойчивое развитие, мониторинг и оценку Арктики, стойкие органические загрязнители и другие загрязнители, а также работу пяти рабочих групп Совета.

Члены Арктического совета согласовали пункты действий по защите Арктики, но большинство из них так и не было реализовано.

Список министерских встреч Арктического совета
Дата (даты)ГородСтрана
17–18 сентября 1998 г.Икалуит Канада
13 октября 2000 г.Барроу США
10 октября 2002 г.Инари Финляндия
24 ноября 2004 г.Рейкьявик Исландия
26 октября 2006 г.Салехард Россия
29 апреля 2009 г.Тромсё Норвегия
12 мая 2011 г.Нуук Гренландия, Дания
15 мая 2013 г.Кируна Швеция
24 апреля 2015 г.Икалуит Канада
10-11 мая 2017 г.Фэрбенкс Юнайтед Штаты
7 мая 2019 годаРованиеми Финляндия
19–20 мая 2021 годаИсландия

Председательство

Председательство в Совете меняется каждые два года. В настоящее время председателем является Исландия, которая будет работать до встречи министров в 2021 году.

  • Канада (1996–1998)
  • США (1998–2000)
  • Финляндия (2000–2002)
  • Исландия (2002–2004 гг.)
  • Россия (2004–2006 гг.)
  • Норвегия (2006–2009 гг.)
  • Дания (2009–2011 гг.)
  • Швеция (2011–2013)
  • Канада (2013–2015)
  • США (2015–2017)
  • Финляндия (2017–2019)
  • Исландия (2019–2021)

Норвегия, Дания и Швеция согласовали набор общих приоритетов для трех председательств. Они также договорились о совместном секретариате на 2006–2013 гг.

Секретариат

Каждая страна, меняющая председатель, принимает на себя ответственность за содержание секретариата, который занимается административными аспектами Совета, включая организацию полугодовых встреч, размещение веб-сайта и распространение отчетов и документов. В Норвежском полярном институте размещался Секретариат Арктического совета на шестилетний период с 2007 по 2013 год; это было основано на соглашении между тремя последовательными скандинавскими председателями: Норвегией, Данией и Швецией. В этом временном Секретариате работали три человека.

В 2012 году Совет перешел к созданию постоянного секретариата в Тромсё, Норвегия. (Исландия) является директором с 1 февраля 2013 года.

Секретариат коренных народов

Представительство постоянных участников на каждом заседании Совета обходится дорого, тем более, что они проводятся по всей циркумполярной сфере. Чтобы расширить возможности ПУ для достижения целей Арктического совета и помочь им в развитии их внутреннего потенциала для участия и вмешательства в заседания Совета, Совет предоставляет финансовую поддержку Секретариату коренных народов (IPS

Правление IPS принимает решение о распределении средств. IPS была создана в 1994 году в соответствии с Стратегией охраны окружающей среды Арктики (AEPS). До 2016 года он базировался в Копенгагене, а затем переехал в Тромсё.

Рабочие группы, программы и планы действий

Рабочие группы Арктического совета документируют арктические проблемы и вызовы, такие как морской лед потеря, таяние ледников, тундра, увеличение ртути в пищевых цепях и подкисление океана, влияющее на вся морская экосистема.

Шесть рабочих групп Арктического совета:

  • (AMAP)
  • Сохранение арктической флоры и фауны (CAFF)
  • Предупреждение, готовность и реагирование на чрезвычайные ситуации (EPPR)
  • Защита морской среды Арктики (PAME)
  • Рабочая группа по устойчивому развитию (SDWG)
  • Программа действий по борьбе с загрязнением Арктики (ACAP) (с 2006 г.)

Программы и планы действий

Безопасность и геополитические вопросы

До si В Оттавской декларации Соединенные Штаты добавили в сноске «Арктический совет не должен заниматься вопросами, связанными с военной безопасностью». В 2019 году госсекретарь США Майк Помпео заявил, что обстоятельства изменились, и «регион стал ареной власти и конкуренции. И восемь арктических государств должны адаптироваться к этому новому будущее". Совет часто занимается вопросами безопасности и геополитики, поскольку Арктика представляет особые интересы для государств-членов и наблюдателей. Изменения в арктической среде и участники Арктического совета привели к пересмотру взаимосвязи между геополитическими вопросами и ролью Арктического совета.

В связи с изменением климата и таянием арктического морского льда, теперь становится доступным больше энергетических ресурсов и водных путей. Большие запасы нефти, газа и полезных ископаемых расположены в пределах Арктики. Этот экологический фактор вызвал территориальные споры между государствами-членами. Морское право позволяет государствам расширять свою исключительную экономическую зону (ИЭЗ) (которая позволяет эксплуатацию ресурсов), если государства могут доказать, что их континентальный шельф простирается за пределы 200 ограничение в морских милях (370 км; 230 миль). Страны заявляют, что их море находится на максимальном удалении от побережья. Споры ведутся по поводу нескольких скал, расположенных между Гренландией и Канадой, Берингова и Чукотского морей между Россией и Америкой, а также острова Ганса и моря Линкольна. между Канадой и Данией. Кроме того, опрос показал, что половина канадских респондентов заявили, что Канаде следует попытаться отстаивать свои права полного суверенитета над морем Бофорта по сравнению с всего лишь 10 процентами американцев. Еще одним фактором конфликтов могут быть новые коммерческие транс- арктические судоходные маршруты. Опрос показал, что канадцы воспринимают Северо-Западный проход как свой внутренний канадский водный путь, тогда как другие страны утверждают, что это международный водный путь.

. Увеличение числа стран-наблюдателей привлекло внимание к другим вопросам национальной безопасности. Наблюдатели продемонстрировали свои интересы в Арктическом регионе. Китай открыто продемонстрировал свое желание добывать природные ресурсы в Гренландии.

Военная инфраструктура - еще один момент, который следует учитывать. Канада, Дания, Норвегия и Россия стремительно наращивают свои оборонные обязательства, наращивая свое военное присутствие и развивая инфраструктуру строительства.

Однако некоторые говорят, что Арктический совет способствует стабильности, несмотря на возможные конфликты между государствами-членами. Норвежский адмирал Хокон Бруун-Ханссен высказал предположение, что Арктика - «вероятно, самая стабильная область в мире». Они говорят, что законы установлены и соблюдаются. Государства-члены считают, что разделение затрат на развитие арктических морских путей, исследования и т. Д. Путем сотрудничества и хороших отношений между государствами выгодно для всех.

Глядя на эти две разные точки зрения, некоторые предполагают, что Арктический совет должен расширить свою роль, включив вопросы мира и безопасности в свою повестку дня. Опрос 2010 года показал, что подавляющее большинство респондентов в Норвегии, Канаде, Финляндии, Исландии и Дании очень поддержали вопросы зоны, свободной от ядерного оружия, в Арктике. Хотя лишь незначительное большинство российских респондентов поддержали такие меры, более 80 процентов из них согласились с тем, что Арктический совет должен заниматься вопросами миростроительства. Пол Беркман предполагает, что решение вопросов безопасности в Арктическом совете может сэкономить членам гораздо больше времени, необходимого для принятия решения в ООН. Однако по состоянию на июнь 2014 года вопросов военной безопасности часто избегают. Сосредоточение внимания на науке и защите ресурсов и управлении ими рассматривается как приоритет, который может быть разбавлен или ослаблен обсуждением вопросов геополитической безопасности.

См. Также

    Дополнительная литература

    Источники

    Внешние ссылки

    Последняя правка сделана 2021-06-12 01:08:37
    Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
    Обратная связь: support@alphapedia.ru
    Соглашение
    О проекте