голландская архитектура h as играл важную роль в международном дискурсе об архитектуре в три эпохи. Первый из них произошел в 17 веке, когда Голландская империя находилась на пике своего могущества. Второй - в первой половине ХХ века, в период развития модернизма. Третий вариант еще не завершен, и в нем участвуют многие современные голландские архитекторы, завоевавшие мировой престиж.
.
Голландцы Золотой век охватил примерно 17 век. Благодаря процветающей экономике города значительно расширились. Были построены новые ратуши и склады, и много новых каналов было прорыто внутри и вокруг различных городов, таких как Делфт, Лейден и Амстердам для оборонных и транспортных целей.. Многие богатые купцы построили новые дома вдоль этих каналов. Эти дома, как правило, были очень узкими, а фасады с орнаментами соответствовали их новому статусу. В деревне построили новые загородные дома, правда, не в таком количестве.
В архитектуре итальянского Возрождения были приняты в первую очередь визуальные характеристики, такие как столбы, пилястры, фронтоны и русты, поскольку многие голландские архитекторы не могли прочитать теоретическое обоснование, которое часто записывалось в Итальянский или латинский. Выделены горизонтальные линии, контрастирующие с вертикальным акцентом готической архитектуры. Например, светлые полосы были встроены в фасады, чтобы подчеркнуть этот горизонтальный характер. Другим распространенным применением в архитектуре голландского Возрождения, особенно в Амстердаме, был ступенчатый фронтон, который должен был скрывать диагональные линии фронтона за прямыми линиями фасада.
Архитектура первой республики в Северной Европе была отмечена трезвостью и сдержанностью, и должна была отражать демократические ценности, широко цитируя классическую древность. Он нашел свой импульс в проектах Хендрика де Кейзера, который сыграл важную роль в создании венецианского стиля в архитектуре начала 17-го века с помощью новых зданий, таких как Noorderkerk («Северная церковь», 1620–1623 гг.) И Вестеркерк («Западная церковь», 1620–1631 гг.) В Амстердаме. В целом, архитектура в Нидерландах, как на контрреформации, оказавшемся под влиянием юге, так и в протестантском севере, оставалась сильно вложены в формы северного итальянского Возрождения и маньеризма, которые предшествовали римскому высокому барокко стилю Борромини и Бернини. Вместо этого более строгие формы, практикуемые в Голландской республике, хорошо подходили к основным строительным образцам: дворцы для Дома Апельсинов и новые гражданские здания, не подверженные влиянию стиля Контрреформации, который добился некоторого прогресса в Антверпен.
Ратуша в Амстердаме, построенная в 1665 годуОсновные экспонаты середины 17 века, Якоб ван Кампен и Питер Пост, перенял формы де Кейзера для таких эклектических элементов, как гигантские пилястры, двускатные крыши, центральные фронтоны и мощные шпили. Эти стилистические разработки, собранные в единое целое, предвосхитили классицизм Рена. Самыми амбициозными сооружениями того периода были места самоуправления в Амстердаме (1646 г.) и Маастрихт (1658 г.), спроектированные Кампеном и Постом соответственно. С другой стороны, резиденции Дома Оранских ближе к типичному бюргерскому особняку, чем к королевскому дворцу. Два из них, Huis ten Bosch и Mauritshuis, представляют собой симметричные блоки с большими окнами, лишенными показной барочной расцветки. Такой же строгий геометрический эффект достигается без больших затрат или претенциозных эффектов в летней резиденции городского хозяина Het Loo.
. Еще одним из дизайнов, использованных голландцами, было использование теплых цветов, таких как красный или темно-оранжевый. Они также были грубо текстурированы и имели тенденцию к потемнению из-за грубой текстуры. Использование симметричного архитектурного баланса также было частью их привычки.
В течение 20 века голландские архитекторы сыграли ведущую роль в развитии современной архитектуры. Из начала 20-го века рационалистическая архитектура из Берлаге, архитектора Beurs van Berlage, отдельных групп, созданных в течение 1920-х годов, каждая со своим собственным взглядом на направление, которое должна принять современная архитектура. Архитекторы-экспрессионисты, такие как Мишель де Клерк и Пит Крамер, были связаны с Амстердамом (см. Амстердамская школа ). Другая группа состояла из более архитекторов-функционалистов (Nieuwe Zakelijkheid или Nieuwe Bouwen), таких как Mart Stam, Leendert van der Vlugt и Йоханнес Дуйкер, имевший хорошие связи с международной модернистской группой ЦИАМ. Третья группа вышла из движения Де Стидж, среди них J.J.P. Уд и Геррит Ритвельд. Позднее оба архитектора построили здание в стиле функционализма.
Реакцией 1918 года на голландскую архитектуру функционализма была традиционалистская школа, просуществовавшая вплоть до 1945 года.