Архитектура древней Шри-Ланки

редактировать
Храм Зуба, Канди

архитектура древний Шри-Ланка демонстрирует богатое разнообразие, различающееся по форме и архитектурному стилю от царства Анурадхапура (377 г. до н.э. – 1017 г.) до королевства Канди (1469–1815). Сингальская архитектура также отражает многие древние влияния Северной Индии. Буддизм оказал значительное влияние на архитектуру Шри-Ланки после того, как он был завезен на остров в 3 веке до нашей эры, а древняя архитектура Шри-Ланки была в основном религиозной, с более чем 25 стилями буддийских монастырей. К значительным постройкам относятся ступы Джетаванарамая и Руванвелисая в царстве Анурадхапура и далее в королевстве Полоннарува (11-13 вв.). Дворец Сигирии считается шедевром древней архитектуры и изобретательности, а крепость в Япахува и Храм зуба в Канди также примечательны своим архитектурные качества. Древняя шри-ланкийская архитектура также имеет большое значение для устойчивости, особенно Сигирия, которая была спроектирована как экологически чистое сооружение.

Монастыри были спроектированы с использованием Манджушри Вастху Видья Шастра, рукописи, в которой описывается план структуры. Текст написан на санскрите, но написан сингальским шрифтом. Считается, что сценарий относится к V веку. Он посвящен исключительно буддийским монастырям и явно принадлежит школе Махаяны. Текст демонстрирует большую оригинальность, и нет ничего похожего в существующих индийских трактатах, которые касаются только индуистских храмов.

Содержание
  • 1 Буддийская архитектура в Шри-Ланке
    • 1.1 Пещерные храмы
    • 1.2 Дагобы или ступы
    • 1.3 Ватадаге
    • 1.4 Дома для медитации
    • 1.5 Святилище со сводчатой ​​крышей
  • 2 Небоскребы
  • 3 Дворца
    • 3.1 Каменные дворцы
  • 4 Дизайн бассейнов
  • 5 Аудитории
  • 6 Больницы
  • 7 Дома
  • 8 Проектирование и строительство
    • 8.1 Архитекторы
    • 8.2 Артистизм
    • 8.3 Вода
    • 8.4 Воздушное охлаждение
    • 8.5 Строительные материалы
      • 8.5.1 Дерево
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки
Буддийская архитектура в Шри-Ланке

Пещерные храмы

Пещерный храм Дамбулла

Самые ранние свидетельства рудиментарных пещерных храмов находятся в Михинтале, уникальной особенностью этих пещер было использование капельного уступа, вырезанного вдоль верхнего края скального потолка, который не позволял дождевой воде стекать в пещеру. Со временем были добавлены двери, окна и стены из кирпича или камня. Крыша и стены были отштукатурены в белый цвет и украшены декоративной росписью, это видно в пещерных храмах Дамбулла.

Пещерных комплексов Дамбулла, Ситулпахува, Мулкиригала - значительные пещерные храмы, демонстрирующие рудиментарные архитектурные застройки острова. Пещерный храм Калудия Покуна, Михинтале был построен с кирпичными стенами, гранитными оконными проемами и потолками. Гал вихара, Полоннарува и пещерные храмы Дамбулла изначально были построены как пещерные храмы, позже пещерные храмы были преобразованы в изображения домов.

Дагобы или ступы

Руванвелисея, Анурадхапура

Дагобы или ступы Шри-Ланки играют важную роль в архитектурном и инженерном развитии острова, ступы, спроектированные и построенные на Шри-Ланке, являются крупнейшими известными кирпичными сооружениями. до современного мира., который так и не был завершен, имел окружность 2,011 футов (613 м), Джетаванарамая на момент его завершения была самой большой ступой, построенной в любой части мира на высоте 122 метров. м высотой. Джетаванарамая также было третьим по высоте зданием в древнем мире, Абхаягири Дагаба (370 футов) и Руванвелисая (300 футов) также были значительными сооружениями древнего мира.

Строительство ступ считалось делом большой заслуги, цель ступ заключалась в основном в хранении реликвий Будды. Спецификации дизайна одинаковы для большинства ступ, входы в ступы расположены так, что их центральные линии указывают на палаты реликвий. Дизайн ступы восхищает ее структурным совершенством и стабильностью, такие ступы, как Джетаванарама, Абхаягири и Ступа Мирисавети, имели форму рисовой кучи. Позже были разработаны другие формы, такие как пузырь (), горшок и колокольчик; предполагается, что ступа в Надигамвила имела форму лука.

Орнаментированная вахалкада была добавлена ​​к дизайну ступы примерно во 2 веке; самое раннее - в Чайтье. Четыре вахалкады обращены к сторонам света и украшены фигурами животных, цветов, лебедей и гномов. Столбы по обе стороны от вахалкады несут фигуры львов, слонов, лошадей или быков, в зависимости от направления конструкции.

Ступы были покрыты известковой штукатуркой, комбинации штукатурки изменены в соответствии с требованиями дизайна, использованные предметы включали известь, глина, песок, гальку, измельченные морские ракушки, сахарный сироп, яичный белок, кокосовую воду, растительную смолу, олифу, клеи и слюну белых муравьев. В тонкой штукатурке Кири Вехера использовалась мелкая галька, в ступах с V по XII века использовались измельченные ракушки, смешанные с известью и песком.

Ватадаге

Ватадаге, Полоннарува

Ватадаге считается одним из самых плодовитых архитектурных творений древней Шри-Ланки; этот дизайн представлял собой изменяющуюся перспективу дизайна ступ независимо от острова. Ранние провинциальные ватадажи имели форму квадрата, позже он превратился в круглую форму, охватывающую дагобу. Полоннарува, Медиригирия и ватадаги до сих пор имеют круги из тонких изящных колонн. Крыша ватадаге имела сложную конструкцию, уникальную для древней Шри-Ланки, это трехъярусная коническая крыша высотой 12–15 м без центральной стойки, поддерживаемая колоннами уменьшающейся высоты. Вес принимался кольцевой балкой, поддерживаемой на внутреннем ряду каменных колонн, излучающие стропила соединялись в виде колеса телеги. Декоративные качества ватадаге Полоннарувы высоко ценятся, и ученые утверждают, что ватадаге Полоннарува представляет собой лучшее архитектурное произведение периода Полоннарувы.

Дома для медитации

Руины Ритигала

Дома для медитации, найденные в лесу монастыри в Ритигале и уникальны для Шри-Ланки. Каждый дом состоит из двух приподнятых платформ, соединенных между собой монолитным каменным мостом. Внешняя платформа открыта для неба, больше и выше, чем внутренняя платформа. Эти дома для медитации достигли очень высокой степени совершенства в своей архитектуре, в дизайне сочетались квадратные и прямоугольные формы, но при этом сохранялась симметрия, что свидетельствует о глубоком знании архитекторами геометрии. Каменная кладка тоже на очень высоком уровне. Подвалы этих зданий были построены из монументальных каменных блоков, обрезанных до разных размеров, тщательно обработанных и очень тонко соединенных. Мост, соединяющий две платформы, был построен из единой каменной плиты. Некоторые такие плиты имели размеры 15 футов (5 м) на 13 футов (4 м). Борта вырезаны с высокой точностью, так что стыки между плитой и каменным каркасом платформ едва заметны.

Храм со сводчатой ​​крышей

Кирпичный храм со сводчатой ​​крышей, как видно из Тупарама и Пилимаге, также считается уникальным для Шри-Ланки. Тупарама сегодня практически не поврежден и дает представление о том, как была создана сводчатая крыша. Принципы истинной арки были известны древним шри-ланкийцам, но горизонтальная арка считалась более безопасным методом строительства.

Небоскребы

Девятиэтажное Ловамахапая (3 век до н.э.) было бы элегантным зданием. Он имел открытый деревянный каркас, опирающийся на каменные столбы. Он был покрыт белой штукатуркой, блестящей медной черепицей и вершиной на вершине. В нем были молниеотводы или чумбакам из янтаря и турмалина. Его стропила были сделаны из талиптовой пальмы. Он вырос на высоту 162 футов (49 м) и имел площадь около 179 316 квадратных футов (16 659 м). Он мог вместить 9000 монахов. Роланд Силва заметил в 1984 году, что такая обширная площадь поразит дизайнеров Шри-Ланки «даже сегодня». Доминирующим элементом этих зданий была черепичная крыша, поддерживаемая деревянными балками и стропилами. Крыши были покрыты черепицей еще в 3 веке до н.э. красной, белой, желтой, бирюзовой и коричневой черепицей. Были также плитки из бронзы.

Дворцы
Королевский дворец в Полоннаруве

Было идентифицировано пять королевских резиденций. Это дворец Виджаябаху во внутреннем городе Анурадхапура, дворцы Ниссанка Малла и Паракрамабаху в Полоннарува, дворец в провинции Ува и дворец Паракрамабаху в Пандуваснувара около Хеттиполы, когда он правил Малайской ратой.

План земли Все дворцы имели одинаковый план земли. Каждый был установлен на прямоугольной площадке, окруженной галереями с входом с востока. Просторный передний двор служил приемной, где сидеть было запрещено. Лестничный пролет вёл в центральное здание, где находился внушительный зал с колоннами и помостом в конце. Вокруг королевского комплекса было более пятидесяти маленьких келий в два или три ряда. Зал во дворце Ниссанка Малла имел размеры 133 фута (41 м) на 63 фута (19 м). Полы верхнего этажа дворца Паракрамабаху были бетонными. Во дворце [Пандуваснувара] была хорошая вентиляция и были ямы для слива воды.

Каменные дворцы

Еще был дворец на вершине Сигирии скалы. Очертания, расположение и некоторые подробные особенности этого Небесного дворца все еще видны. Был верхний дворец, который шел параллельно нижнему, но на гораздо большей высоте. В нем была смотровая галерея. Из самой внутренней королевской обители, которая изначально была многоэтажной, открывался великолепный 360-градусный вид на городские сады и сельскую местность внизу. Там была серия последовательных дворов, комнат и террас, соединенных лестницами и мощеными дорожками.

Дизайн бассейнов

Куттам Покуна в Полоннарува представляет собой один из лучших примеров строительства королевской бани. Пролет по длинным узким ступеням вёл к пруду продолговатой формы с переходными проходами. Вода отводилась по подземным трубопроводам из близлежащего канала и попадала в ванну двумя макара горгульями. Стопорное камень воды выступала в качестве воды запирающего клапана и выхода для использованной воды. Также есть разрушенная раздевалка. Другие великолепные конструкции бассейнов в эпоху Анурадхапуры, такие как «Пруды-близнецы» Куттам Покуна, «Пруд с лотосами», «пруд с горячей водой», построенный для хранения воды и «бассейн с черной водой», имеют большое значение. Также есть значительная серия прудов и бассейнов с фонтанами в Сигирии цитадели, которая восхищает гидротехники древней Шри-Ланки.

Залы для аудиенций

Полоннарува также имеет остатки двух великолепных залов для аудиенций. Это общественные залы аудиенции Паракрамабаху и палата совета Ниссанка Малла. Зал совета Паракрамабаху представлял собой трехъярусное продолговатое строение, построенное на широкой террасе, обращенной к северу, и состояло из входа с двумя лестничными пролетами и проходом между ними на уровне земли. Столбы в залах совета в Полоннаруве имеют квадратную форму внизу, восьмиугольную в середине и снова квадратную форму вверху.

Больницы

Некоторое представление об архитектуре больниц можно вывести из монастырских больниц в Михинтале и Полоннарува. Этот план больницы можно увидеть в Национальном музее, Коломбо. Был внутренний и внешний двор, а прямоугольный внутренний двор состоял из ряда камер, туалетов и ванн с выходом на одном конце. В одной камере была лечебная ванна. вместо камер были длинные общежития. Во внешнем дворе располагались трапезная, баня с горячей водой, кладовые и амбулатория. Больницы оцеплены стеной. Наличие двух открытых дворов в дополнение к окнам обеспечило максимальную вентиляцию и свободную циркуляцию воздуха внутри самого здания.

Дома

Рядом с Киринди-оя был обнаружен дом 450 г. до н.э., построенный из вариччи (плетень и мазня ). Другой был найден в Адалле, Виравиле и Валагампатту, свидетельства о домах, датируемых 50-400 годами нашей эры. Кухонная утварь сохранилась. В средние века у богатых были большие дома, построенные из камня, раствора и извести, с черепичными крышами и белыми стенами. Были комнаты и квартиры с дверями и окнами. На окнах были фрамуги. У дверей были ключи, замки и петли. В домах были подворья или дворы и балконы. Были отдельные комнаты для забивания рисового поля, кладовая или атува для рисового поля и навесы для хранения колесниц. Также упоминаются туалеты. Однако во всех домах были маленькие кухни.

Дизайн и строительство

Архитекторы

Были архитекторы, которые заботились о застроенной среде. Надпись в пещере относится к «городскому архитектору». Строительство велось с научной точки зрения с использованием лучших инструментов. Например, некоторые каменные плиты были вырезаны настолько точно, что стыки практически не просматривались, и между плитами ничего нельзя было вставить. Эшли де Вос отмечает, что даже сегодня для этого потребуются сложные инструменты. Подъем и установка тонких каменных плит длиной двадцать футов потребовали бы знания строительной механики. Де Вос также предполагает, что Шри-Ланка могла иметь первые быстровозводимые здания в мире. Некоторые части монастырских построек были подготовлены отдельно, а затем собраны вместе.

Артистизм

Храм Ватадаге, Полоннарува, с прекрасными образцами резьбы

В дополнение к техническому изяществу было артистизм. Об этом свидетельствуют изящно выполненные каменные столбы 8 века. Они бывают разных дизайнов. Столбы из стеблей лотоса Ниссанка Латха Мандапая уникальны в южноазиатской архитектуре. Известковый раствор использовался для кирпичной кладки только тогда, когда существовал структурный риск, такой как свод или арка.

Вода

Назывались островные павильоны, окруженные водой. Были пруды с лотосами. В королевских садах Полоннарувы были десятки прудов с индивидуальными названиями разных форм и размеров. В Сигирии был восьмиугольный пруд. Одна была у Полоннарувы, похожая на кольца змеи, а другая - на открытый лотос. Куттам Покуна в Анурадхапуре имел ступенчатую серию прудов, переходящих от мелких к глубоким. Не были забыты и основные удобства: в нем была большая блестящая ванная комната.

Воздушное охлаждение

В древности существовал метод воздушного охлаждения. Над крышей здания закрепили высушенную шкуру буйвола. На него капала вода из нескольких труб, создавая эффект дождя и создавая прохладный ветерок. Картины на стенах менялись в зависимости от сезона; охлаждающие картинки для жаркого сезона и согревающие картинки для прохладного времени года.

Строительные материалы

Строители работали с различными материалами, такими как кирпич, камень и дерево. Были построены угловатые и круглые кирпичные арки, своды и купола. Скальные стены использовались в качестве опорных стен для зданий. Платформа с зеркальной стеной в Сигирии и кирпичной лестницей стоит на крутой скале. Примерно в 6 веке строители перешли от известняка к более твердому гнейсу. Стены ватадаге в Полоннаруве были каменными до высоты верхнего этажа. До сих пор можно увидеть нижнюю ступень внушительной гранитной лестницы, ведущей на верхний этаж дворца Паракрамабаху. Тщательная детализация была сделана в хижинах из листьев, которые использовали лесные монахи V века.

Древесина

Однако важно отметить, что древняя архитектура не была каменной. Видимые каменные останки вводят в заблуждение. Это была прежде всего деревянная архитектура с глиняными или каменными стенами. Здесь были сложные деревянные постройки 3 века. В Сигирии была тщательно продуманная сторожка из дерева и кирпича с множеством черепичных крыш. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней массивные деревянные косяки.

Древесина несла груз. Каркасы делались из цельных стволов деревьев. Сторожка у восточного входа в Анурадхапура, построенная в 4 веке до нашей эры, использовала целые деревья. Во дворцах Полоннарува и Пандуваснувара видны вертикальные щели в кирпичной кладке, где деревянные колонны, состоящие из целых стволов деревьев, несли нагрузку на верхние этажи и крышу. В этих отверстиях сохранились шпоры, на которых когда-то стояла деревянная колонна.

Текст Манджушри силпа описывает методы рубки и выдержки древесины. Взрослые деревья отбирали и рубили в новолуние, когда содержание сахара в древесине было ниже, чтобы древесные насекомые не привлекались к древесине. Каменные остатки свидетельствуют о том, что использовались надежные столярные изделия. Топор, тесло и долото были обычными инструментами, используемыми при работе с деревом. Саддхармарат-навали упоминает две практики плотницких работ. Чтобы предотвратить гниение, дерево смазывали маслом, а дерево нагревали, чтобы выпрямить его.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-12 00:55:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте