архитектура Шотландии включает все человеческие постройки в пределах современных границ Шотландии, начиная с неолита эпоха до наших дней. Самым ранним сохранившимся домам около 9500 лет, а первым деревням 6000 лет: Скара-Брей на материке на Оркнейских островах, это самый ранний сохранившийся образец в Европе. Crannogs, круглые дома, каждый из которых построен на искусственном острове, датируется бронзовым веком и каменные постройки, называемые атлантическими круглыми домами и более крупными земляными сооружениями фортами на холмах из железного века. Прибытие римлян примерно в 71 г. н.э. привело к созданию таких фортов в Тримонтиум и непрерывному укреплению между заливом Ферт-оф-Форт и заливом Клайд известная как стена Антонина, построенная во втором веке нашей эры. Помимо римского влияния, есть свидетельства о рулевых рубках и подземных подземных подземельях. После ухода римлян на холмах возникла серия образовавшихся фортов, часто использующих основные географические особенности, как, например, в Дунад и Данбартон.
Замки прибыли в Шотландию с введением феодализма. в двенадцатом веке. Первоначально это были деревянные мотт-энд-бейли постройки, но многие были заменены каменными замками с высокой навесной стеной. В позднем средневековье были построены новые замки, одни более грандиозные, а другие, особенно в границах, более простые дома-башни. Пороховое вооружение привело к использованию портов для орудий, платформ для установки орудий и стен, приспособленных для защиты от бомбардировок. Средневековая приходская церковная архитектура была, как правило, проще, чем в Англии, но были и более великие церковные здания в готическом стиле. С начала пятнадцатого века введение стилей Ренессанса включало выборочное использование романских форм в церковной архитектуре, как, например, в нефе Дункельдского собора, последовавшее за более прямым влиянием дворцового строительства эпохи Возрождения из конец пятнадцатого века, начало в Линлитгоу. Частные дома аристократов переняли некоторые из этих черт и включили черты средневековых замков и домов-башен в планы, основанные на французском замке, чтобы создать стиль шотландского барона. Примерно с 1560 года Реформация привела к повсеместному разрушению церковной обстановки, украшений и декора, а в период после Реформации возникла уникальная форма церкви, основанная на Т-образном плане.
После Реставрации в 1660 году была мода на большие частные дома под влиянием палладианского стиля и связанная с архитекторами сэром Уильямом Брюсом и Джеймс Смит. Шотландия произвела на свет некоторых из самых значительных британских архитекторов восемнадцатого века, в том числе: Колена Кэмпбелла, Джеймса Гиббса, Уильяма Чемберса и особенно Роберта Адама. Они обратились к классическим моделям, и Эдинбург Новый город был средоточием классического строительного бума. Промышленная революция изменила шотландские города, что привело к разрастанию городов, примером чего являются многоквартирные дома, подобные тем, что были у горбалов в Глазго. Новые города, спроектированные сообщества, такие как Нью-Ланарк, разработанные с 1800 года Робертом Оуэном, были одним из решений. Социолог Патрик Геддес (1854–1932) предпочитал «консервативную хирургию»: сохранение лучших зданий в районе и удаление худших. Произошло возрождение баронского стиля, особенно после перестройки Abbotsford House для Вальтера Скотта с 1816 года, а также параллельного возрождения готики в церковной архитектуре. Неоклассицизм преследовали Уильям Генри Плейфер, Александр «Грек» Томсон и Дэвид Райн. В конце девятнадцатого века произошло несколько крупных инженерных проектов, включая Форт-Бридж, консольный мост и одну из первых крупных полностью стальных конструкций в мире.
Самый значительный шотландский архитектор начала двадцатого века, Чарльз Ренни Макинтош, разработал уникальный и пользующийся международным влиянием «стиль Глазго». Среди архитекторов, которые продолжали использовать стили, основанные на прошлом, были Джеймс Роберт Райн и Джеймс Миллер. С середины двадцатого века архитектура в Шотландии становилась все более утилитарной и находилась под влиянием модернизма. Среди ключевых шотландских архитекторов в этом движении были Томас С. Тейт, Джеймс Стирлинг и Джеймс Гоуэн. Введение брутализма привело к расчистке городских территорий и широкому использованию башни. Этот стиль также использовался в новых городах, таких как Гленротс и Камбернаулд, но получил значительную критику. Более поздние крупные архитектурные проекты включают Шотландский выставочный и конференц-центр в Глазго, множество ярких современных зданий на берегу реки Клайд и здание шотландского парламента в Эдинбурге.
Группы поселенцев начали строительство первых известных постоянных домов на том, что теперь шотландская земля около 9500 лет назад, а первые деревни около 6000 лет назад. Каменное здание в Кнап оф Ховар в Папа Вестрей, Оркнейские острова, является одним из старейших сохранившихся домов в северо-западной Европе, построенном из сухого камня из местного щебня. Скара Брей на Материке в Оркнейских островах также датируется этим периодом и является наиболее полной деревней Европы неолита. Неолитические жилища, захоронения и ритуальные места особенно распространены и хорошо сохранились на Северных островах и Западных островах, где отсутствие деревьев привело к тому, что большинство построек было построено из местного камня. Начиная с раннего и среднего бронзового века у нас есть свидетельства заселения кранногов, круглых домов, частично или полностью построенных на искусственном острове, обычно в озерах, реках и эстуарные воды. Народы начала железного века Шотландии, особенно на севере и западе, жили в крупных каменных зданиях, которые назывались атлантическими круглыми домами. Остатки сотен этих домов существуют по всей стране, некоторые - просто груды щебня, другие - с впечатляющими башнями и хозяйственными постройками. Они датируются примерно 800 г. до н.э. - 300 г. н.э., а самые внушительные сооружения были созданы примерно в 200–100 гг. На юге и востоке сохранились более крупные земляные укрепления на холмах. Есть свидетельства существования около 1000 городищ железного века в Шотландии, большинство из которых расположено ниже линии Клайд-Форт. Похоже, что они были в значительной степени заброшены в римский период, но некоторые, похоже, снова заселили после их ухода. Большинство из них круглые, с единственным частоколом вокруг оградки.
Римляне начали военные экспедиции на территории современной Шотландии примерно с 71 года нашей эры. Летом 78 г. н.э. Гней Юлий Агрикола прибыл в Британию, чтобы занять пост нового губернатора, и начал серию экспедиций в Шотландию. Два года спустя его легионы построили значительный форт в Тримонтиуме около Мелроуз. Говорят, что он двинул свои армии к устью реки Таус (обычно это река Тай ) и построил там форты, в том числе легионерскую крепость в Инчтутиле. Преемники Агриколы не смогли или не захотели и дальше подчинять Крайний Север. Крепость Инчтухиль была разобрана до ее завершения, а другие укрепления Гаскского хребта были заброшены в течение нескольких лет. К 87 году нашей эры оккупация была ограничена Южным нагорьем, а к концу первого века северной границей римской экспансии была линия, проведенная между Тайном и Солуэй-Ферт. Форт Эльгинхау в Мидлотиане датируется примерно этим периодом, как и Замок Грега в Западном Лотиане. В конце концов римляне отошли к линии на территории современной Северной Англии, построив укрепление, известное как Стена Адриана, от побережья до побережья. Около 141 года нашей эры римляне повторно оккупировали южную Шотландию, двинувшись вверх, чтобы построить новый лайм между заливом Ферт-оф-Форт и заливом Клайд. Antonine Wall - крупнейшее римское сооружение в Шотландии. Это покрытая мечом стена из дерна высотой около 7 метров (20 футов) с девятнадцатью фортами. Он простирался на 60 км (37 миль). На строительство стены потребовалось двенадцать лет, и вскоре после 160 г. н.э. стена была захвачена и заброшена. Римляне отступили к линии стены Адриана, время от времени совершая экспедиции, которые включали строительство и повторную оккупацию фортов, вплоть до их ухода в пятом веке.
За пределами территории римского владычества рулевые домики, круглый дом с характерной внешней стеной, внутри которого был построен круг из каменных опор (напоминающих спицы колеса) с более чем шестьдесят участков выявлены на западе и севере. Более 400 подземных ходов, небольших подземных сооружений, было обнаружено в Шотландии, многие из них на юго-востоке, и хотя немногие из них были датированы, предполагая дату постройки II или III веками нашей эры. Обычно они находятся недалеко от населенных пунктов (чьи деревянные каркасы гораздо хуже сохранились) и, возможно, служили для хранения скоропортящихся сельскохозяйственных продуктов. После ухода римлян у нас есть свидетельства существования серии фортов, часто меньших по размеру "ядерных" построек по сравнению с постройками железного века, иногда использующих основные географические особенности, как, например, в Дунаде и Думбартоне.
Средневековая народная архитектура использует местные материалы и стили. Как и в Англии, использовалась конструкция cruck, в которой использовались пары изогнутых бревен для поддержки крыши, однако они обычно были скрыты от глаз. В сельской местности для засыпки стен широко использовался дерн, иногда на каменном основании, но они были недолговечными, и их приходилось перестраивать, возможно, каждые два или три года. В некоторых регионах, в том числе на юго-западе и вокруг Данди, использовались сплошные глиняные стены или комбинации глины, дерна и бродяги, обработанные глиной или известью, чтобы сделать их водонепроницаемыми. Из-за отсутствия длиннопролетной конструкционной древесины наиболее распространенным строительным материалом был камень, который использовался как для строительства из цемента, так и для сухого камня. В разных регионах для кровли использовались метла, вереск, солома, дерн или тростник.
Введение христианства в Шотландию из Ирландии в шестом веке привело к строительству основных каменных церквей, начиная с западного побережья. и острова. Архитектура средневековых приходских церквей в Шотландии, как правило, была гораздо менее сложной, чем в Англии, многие церкви оставались простыми продолговатыми, без трансептов и проходов, а часто и без башен. В Highlands они часто были еще проще, многие построены из каменной кладки и иногда неотличимы снаружи от домов или сельскохозяйственных построек. Однако с восьмого века появились более сложные здания. Ранний роман каменная кладка каменная кладка, из которой строились блочные каменные здания, такие как круглая башня в Бречинском соборе и квадратные башни XI века 570>Собор Данблейна и Церковь Святого Рюля. После одиннадцатого века, по мере развития техники каменной кладки, блоки из тесаного камня стали более прямоугольными, что привело к структурно более устойчивым стенам, которые могли включать в себя более изысканные архитектурные формы и детали, которые можно увидеть в каркасах, подпорках, перемычки и арочные. В то же время возрастало влияние английского и континентального европейского дизайна, например, романский шевронный узор на опорах в нефе Данфермлинского аббатства (1130–1140 гг.), Который был смоделирован на основе деталей из Даремский собор и восточная часть тринадцатого века Элгинский собор, в котором были использованы типичные европейские готические лепные украшения и узоры. Известно, что в пятнадцатом веке в Шотландии работали континентальные строители. Французский мастер-каменщик Джон Морроу работал на строительстве собора Глазго и реконструкции аббатства Мелроуз, которые считаются прекрасными образцами готической архитектуры. До Реформации интерьеры церквей часто были тщательно продуманными, с богато украшенными причастными домами, такими как те, что сохранились в Дескфорде и Кинкелле. Резные фигурки в Росслинской капелле, созданные в середине пятнадцатого века, тщательно изображающие развитие семи смертных грехов, считаются одними из лучших в готическом стиле. Позднесредневековые шотландские церкви также часто содержали сложные памятники захоронения, такие как гробницы Дугласа в городе Дуглас. В начале шестнадцатого века шпили короны были построены на церквях с королевскими связями, символизируя имперскую монархию, как в Св. Собор Джайлса, Эдинбург.
Замок Данстаффнаж, один из старейших сохранившихся «замков энсейнте», в основном датируемый XIII векомШотландия известна своимидраматически расположенными замками, многими из которых датируются эпохи позднего средневековья. Замки, в смысле укрепленной резиденции лорда или дворянина, прибыли в рамках поощрения Давидом I нормандской и французской знати к соглашению с феодальными владениями, особенно на юге и востоке, и были способом контролировать оспариваемые низины. В основном это были деревянные сооружения типа «мотт-энд-бейли», приподнятого холма или мотта, увенчанного деревянного башней и прилегающим к нему ограждением или замком большего размера, оба обычно окруженные фоссом (канавой) и частоколом, и соединены деревянным мостом. Они различались по размеру от очень больших, таких как Басс оф Инверури, до более скромных дизайнов, таких как Балмаклеллан. Многие из этих построек были преобразованы в каменные замки «крепость и бейли » в двенадцатом веке, но в Шотландии большинства из них, которые продолжали оккупировать, стали каменными замками «enceinte <». 192>", с высокой укрепленной ненесущей стеной. Потребности в толстых и высоких стенах для защиты вынудила использовать экономичные, часто продолжаемые традиции строительства из сухого камня из щебня, который покрывали известковой штукатуркой или каменной Внешний вид. В дополнение к баронским замкам были королевские замки, часто более крупные и защищающие защиту, жилье для странствующего шотландского двора и местный административный центр.>Эйре и Бервике. В войнах за независимость Шотландии Роберт Я придерживался политики разрушения замков, вместо того, чтобы крепостям легко отбирать и удерживать их англичанами, начиная с его собственных замков в Эр и Дамфрис, в том числе Роксбург и Эдинбург.
Башня Смайлхольм возле Келсо в Шотландских границахПосле Войн за н езависимость начали строиться новые замки, часто в более крупном масштабе, как замки «ливреи и обслуживание », для оставшихся войск, таких как Танталлон, Лотиан и Дун возле Стерлинга, перестроенные для Роберта Стюарт, герцог Олбани в четырнадцатом веке. Наибольшее количество позднесредневековых укреплений в Шотландии, построенных дворянами (около 800), имели конструкцию дома-башни. Меньшие версии домов-башен на юге Шотландии известны как пиловые башни или дома-пеле. Оборона домов-башен была в первую очередь для защиты от более мелких групп, совершающих набеги, и не предназначалась для оказания большого сопротивления организованному военному штурму, по словам историка Стюарта Рейда, охарактеризовал их как «оборонительные, а не оборонительные». Обычно это были высокие квадратные каменные здания с зубчатыми стенками; часто также окруженный barmkin или bawn, обнесенный стеной двор, предназначенный для надежного содержания ценных бумаг животных, но не обязательно предназначенный для серьезной защиты. Они были широко построены по обе стороны границы Англии, и конфискация Джеймсом IV лорда островов в 1494 году привела к немедленному взрыву строительства замков по всему региону. Порох вооружение фундаментально изменил природу замка, приспособления для использования порохового оружия за счет включения «замочной скважины» орудийных отверстий, инструментов для установки орудий и приспособления для защиты от бомбардировок. Рейвенскрэйг, Киркалди, строительство которого началось около 1460 г., вероятно, первый замок на Британских островах, построенный как артиллерийский форт, включающий бастионы в форме буквы D, которые лучше сопротивлялись бы пушечному огню. и на которой могла быть установлена артиллерия.
Влияние эпохи Возрождения на шотландскую энергиюуру рассматривалось как два отдельных этапа. Во-первых, с начала пятнадцатого века выборочное использование романских формальной в церковной архитектуре, за которой следует вторая фаза строительства дворца эпохи Возрождения с более правильным в конце пятнадцатого века. Повторное внедрение невысоких массивных церковных зданий с круглыми арками и колоннами, отличие от готического перпендикулярного стиля, особенно доминировал в Англии в эпоху позднего средневековья, возможно, произошло под тесными контактами с Римом. и Нидерланды, и, возможно, это была сознательная реакция на английские формы в пользу континентальных. Его можно увидеть в нефе Данкельдского собора, начатого в 1406 году, на фасаде церкви Святой Марии, Хаддингтон с 1460-х годов и в часовне Королевского колледжа епископа Эльфинстона. Абердин (1500–9). Около сорока коллегиальных церквей было основано в Шотландии в конце пятнадцатого и начале шестнадцатого веков. Многие, например, Тринити-колледж в Эдинбурге, использовали сочетание стилей готики и ренессанса.
Обширное строительство и восстановление королевских дворцов, вероятно, началось при Джеймсе III, ускорилось. под Джеймсом IV, достигнув своего пика при Джеймсе V. Эти работы рассматривались как прямое влияние на стилей Возрождения. Линлитгоу был построен при Якове Я под руководством мастера работ Джона де Уолтуна и с 1429 года упоминался как дворец, по-видимому, первое использование этого термина в стране. Церковь Каледония-Роуд, Глазго
Неоклассицизм продолжал оставаться основным стилем в девятнадцатом веке. Уильям Генри Плейфэр (1790–1857) был дизайнером многих неоклассических достопримечательностей Эдинбурга в Новом городе. Две из его лучших работ - это Национальная галерея Шотландии и Королевская шотландская академия, которые расположены в центре Эдинбурга. Однако фигурой, наиболее ассоциируемой с классическим стилем, был Александр «Грек» Томсон (1817–75). Работая в основном в Глазго, он отказался от готического стиля в пользу стиля древних греков и египтян, что можно увидеть в храме и колоннах, которые были частью церкви Каледония-роуд (1856 г.).
Дэвид Райн (1808–83) использовал как неоклассический, так и баронский стили, и его работа включала множество филиалов Коммерческого банка Шотландии, включая их штаб-квартиру в Эдинбурге. Он также спроектировал ряд церквей, зданий местного самоуправления и домов. Одной из его величайших схем была больница Дэниела Стюарта, ныне Мелвилл-колледж Стюарта, Эдинбург. В 1849 году ему было поручено спроектировать план участка Поллокшилдс в Глазго, на территории, которая до этого была сельскохозяйственной землей в 2 милях (3,2 км) к югу от центра города. Райнд заключил партнерские отношения с Робертом Гамильтоном Патерсоном (1843–1911), который выполнил основные работы для пивоваров, солодовней и складских работников (центром которых был Эдинбург), включая дизайн аббатства, James Calder Co., Castle, Holyrood, Drybrough's, Caledonian и Clydesdale Breweries; а также работает на МакВити и Прайс. Партнерство заключалось в реализации важных проектов, таких как Мемориал королевы Виктории в Ливерпуле и Королевский шотландский военный мемориал в Соборе Св. Джайлса, Эдинбург.
в девятнадцатом веке были осуществлены несколько крупных инженерных проектов, в том числе Томас Телфорд, каменный Дин-Бридж и железный Крейгеллачи-Бридж. Самым важным из них был Форт-Бридж, консольный железнодорожный мост через Ферт-оф-Форт на востоке Шотландии, 14 километров ( 9 миль) к западу от центра Эдинбурга. Строительство подвесного моста, спроектированного Томасом Бушем, было остановлено после краха другого его сооружения, моста Тай. Проект был передан Джону Фаулеру и Бенджамину Бейкеру, которые спроектировали структуру, которая была построена компанией Sir William Arrol Co. из Глазго с 1883 года. Он был открыт 4 марта 1890 года и имеет общую длину 2528,7 метра (8296 футов). Это было первое крупное строение в Великобритании, построенное из стали; ее современник, Эйфелева башня была построена из кованого железа.
Самым значительным шотландским архитектором начала двадцатого века, оказавшим значительное влияние на европейскую архитектуру, был Чарльз Ренни Макинтош (1868–1928). Он смешал элементы шотландского барона, движения искусств и ремесел и модерна для создания элегантных современных зданий. Среди его основных работ Чайные дома Willow на Сошихолл-стрит, Глазго (1903 г.), Школа искусств Глазго (1897–1909) и Hill House, Хеленсбург (1902 г.) –04). Влияние стиля Макинтоша в Глазго можно увидеть в работах таких архитекторов, как Джеймс Сэлмон (1873–1924), чьи проекты включали сильно застекленный фасад в стиле модерн «Hatrack» (1899–1902) на Винсенте. Street and the Lion Chambers, Hope Street (1904–05), ранний пример железобетонного строительства.
В двадцатом веке характерное шотландское использование каменной архитектуры уменьшилось, поскольку оно было заменено более дешевыми альтернативами, такими как портландцемент, бетон и кирпич массового производства. Тем не менее, камень будет использоваться в качестве материала для жилого фонда в Эдинбурге, Абердине и Дамфрисе, и он будет возрожден. В двадцатом веке частная архитектура все больше ориентировалась на клиентов. Джеймс Роберт Райнд (1854–1918), сын Дэвида Райнда, победил в конкурсе на строительство новых библиотек в Глазго после Эндрю Дар Карнеги городу в размере 100 000 фунтов стерлингов в 1901 году. Его проекты были выбраны для семи библиотек, что позволило ему продемонстрировать свою индивидуальную интерпретацию архитектуры эдвардианского барокко. Все библиотеки Райнда были построены из песчаника, добытого в местных карьерах, который гармонировал с существующими жилыми кварталами. Его знаковые здания были значительно улучшены за счет его либерального использования колонн, куполов и скульптурных элементов. Джеймс Миллер (1860–1947) известен своими шотландскими железнодорожными станциями, такими как его расширения 1901–05 до Центральный железнодорожный вокзал Глазго и впечатляющая железнодорожная станция Wemyss Bay на Ферт-оф-Клайд.
Восемь башен бруталистов Red Road Flats, ГлазгоПосле Первой мировой войны Миллер и его главный дизайнер Ричард Ганн (1889–1933) вместе с другими приспособились к растущим потребностям офисного здания. В Глазго с его центральным сеточным планом это следовало за практикой в Соединенных Штатах засыпать целые кварталы и строить здания со стальным каркасом настолько высоко, насколько позволял пожарный маршал, как в находившемся под сильным американским влиянием Union Bank здание (1924 г.) на улице Сент-Винсент. С середины двадцатого века общественная архитектура стала более утилитарной, как часть импульса к созданию всеобъемлющего государства всеобщего благосостояния. Томас С. Тейт (1882–1954) был одним из самых выдающихся людей. видные архитекторы-модернисты того времени использовали пирамидальные ступенчатые конструкции для таких зданий, как Дом Святого Андрея, Эдинбург (1935–39), построенный для Шотландского офиса, и «Башня Империи» 1939 года для Выставка Empire, Шотландия, 1938, проходившая в Беллахьюстон-парке.
Во время Первой мировой войны правительство все больше осознавало жилищные проблемы Шотландии, особенно после забастовки арендной платы в Глазго в 1915 году. Королевская комиссия 1917 года сообщила о проблеме «невыразимо грязные уединенные- кучи во многих районах добычи полезных ископаемых, плохо построенные коттеджи для невыносимо сырых рабочих на фермах, целые городки, непригодные для человеческого проживания, в графствах и островах... группы темных и непроветриваемых домов в старых бургах, скопившиеся массы трущоб он великие города ». Результатом стала масштабная программа строительства муниципальных домов. Многие ранние муниципальные дома были построены на участках с нуля, вдали от загрязнения города, часто из двухквартирных домов или террасных коттеджей. Найтсвуд, к северо-западу от Глазго, был построен как экспонат в 1923-1919 годах, с библиотекой, социальным центром и семью торговыми парадами. В 1930-е гг. Схемы строились дешевле, например, Блэкхилл, Глазго, с тысячами домов, построенных в виде двух- и трехэтажных многоквартирных домов. Эти строительные схемы были разработаны для переселения тех, кто был перемещен в результате городской расчистки трущоб, в результате чего были снесены тысячи многоквартирных домов. Однако, часто теснявшись на бедных землях возле железных дорог или газовых заводов, они вскоре стали печально известными. Обследование 1936 года показало, что почти половина домов в Шотландии все еще не соответствовала требованиям.
Оживленный Торговый город, ГлазгоВ послевоенный период Шотландия продолжала производить выдающихся архитекторов, в том числе Джеймс Стирлинг (1926–92), который вместе с Джеймсом Гоуэном (1923–) спроектировал квартиры в Хэм Коммон в Лондоне (1955–58), считавшиеся вехой в развитии модернистов, бруталистское жилищное планирование, которое окажет огромное влияние на Шотландию. Их более поздние работы, почти все за пределами Шотландии, будут иметь большое влияние в международном масштабе. Послевоенное стремление к возрождению города будет сосредоточено на многоквартирном доме, отстаиваемом в Глазго Дэвидом Гибсоном, руководителем городского жилищного комитета. Такие проекты, как бруталистский Red Road Flats, изначально давали надежду на новое начало и побег из переполненных многоквартирных домов XIX века, но в них отсутствовала достаточная инфраструктура, и они вскоре пришли в упадок. Роберт Мэтью (1906–75) и Бэзил Спенс (1907–76) были ответственны за реконструкцию Горбалов в Глазго, за снос Эдинбургского университета и полную реконструкцию, типичную для Башня Дэвида Хьюма (1960–63, теперь называется 40 George Square ). Другим решением, принятым в Шотландии, было строительство новых городов, таких как Glenrothes (1948) и Cumbernauld (1956), предназначенных для отвода избыточного населения из городов. Камберно при первом строительстве хвалили за архитектуру, но незаконченный центр и планировка города в целом подвергались резкой критике в двадцать первом веке: его модернистская архитектура описывалась одним жителем как «лего-фантазия несчастного ребенка». ".
Шотландский архитектор 1980-х гг. ure начал восстанавливать свою репутацию благодаря таким работам, как здание для размещения Burrell Collection в Глазго (1981). В число недавних крупных общественных зданий входят Шотландский выставочный и конференц-центр, Глазго (1997 г.), спроектированный Норманом Фостером (1935–) и известный своей сегментированной изогнутой крышей как «Армадилло». и множество ярких современных зданий на берегу реки Клайд, в том числе Научный центр Глазго, кинотеатр IMAX и Башня Глазго (2001 г.), самый высокий в Шотландии. Самым важным зданием начала двадцать первого века является здание шотландского парламента в Эдинбурге, спроектированное Энриком Мираллесом (1955–2000 гг.) И открытое в 2004 г. с дизайном, напоминающим перевернутые рыбацкие лодки. Все чаще предпринимаются попытки сохранить большую часть того, что уцелело от архитектурного наследия Шотландии, включая великие здания и памятники, а также классические дома таких городов, как Эдинбург и Глазго, и уцелевшие многоквартирные дома, многие из которых были отремонтированы, восстановлены. оригинальный розовый и медовый песчаник с черных фасадов, созданных загрязнением и доведенный до современных стандартов проживания. Городское восстановление также было предпринято в областях постиндустриального упадка, таких как Merchant City в Глазго, который был возвращен жилью с 1980-х годов, с переоборудованием складских чердаков и недавно набережной в Эдинбурге, что привело к возвращение населения в крупные городские центры.
|(empty string)=
().Wikimedia Commons has media related to Architecture of Scotland. |