архитектура Польши включает современные и исторические памятники архитектурного и исторического значения.
Некоторые важные произведения западной архитектуры, такие как Вавельский холм, замки Ксён и Мальборк, городские пейзажи Торуни, Замосць и Краков расположены в стране. Некоторые из них являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО. Теперь Польша разрабатывает модернистские подходы в дизайне с такими архитекторами, как Даниэль Либескинд, Кароль Журавски и Кшиштоф Ингарден.
Готическая архитектура на польских землях полностью сформировалась в XIV веке, когда страна прекратила феодальную раздробленность и стала королевством. На развитие архитектуры повлияли интенсивный рост городов, развитие экономики, а также науки и образования.
Ренессанс пришел в Польшу как придворная мода благодаря королю Сигизмунду, который познакомился с этой стилистикой в Буде, при дворе своего венгерского дяди. Сигизмунд пригласил итальянских мастеров из Буды в Краков, где они создали первое итальянское произведение эпохи Возрождения в Польше, гробницу Иоанна I Альберта на Вавеле (между 1502 и 1506). Однако в религиозной архитектуре, которая следовала готической традиции, влияние эпохи Возрождения было минимальным. Ренессанс в Польше - это гражданский стиль.
Классицизм доминировал в польской архитектуре во второй половине XVIII - первой трети XIX века как проявление Просвещенческого рационализма. Новая стилистика пришла из Франции, Италии и отчасти из Германии как отражение всеобщего восхищения только недавно обнаруженной греко-римской античностью.
поздним классицизмом, который хронологически связан с концом наполеоновских войн. и захват бывшего Варшавского герцогства Российской Империей в 1815 г. характеризовались значительными объемами строительства, большими представительными зданиями, которые задали новый масштаб площади и улиц Варшава и другие города. Ведущий архитектор позднего классицизма в Польше - итальянец Антонио Корацци. Его главные здания в Варшаве включают дворец Сташица, казначейство (1824 г.), Польский банк (1825 г.) и театр Вельки.
Территория бывшего польского государства оставалась разделенной между Пруссией (Германия), Россией и Австрией (Австро-Венгрия ) Империя, развивалась неравномерно.
Пример стиля Закопане на вилле Oksza St. Церковь Иосифа, Краков Польский павильон, образец архитектуры арт-деко (архитектор Юзеф Чайковский) на Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства в Париже (1925). Здание было удостоено Гран-при в Париже.Опыт Венской кольцевой дороги был успешно применен в Кракове, где был создан Парк Планты. Архитектура Кракова того времени была ориентирована на венский образец, так называемый стиль Рингштрассе. Стилистически это была эклектика, в которой преобладали неоготика (Collegium Novum ) и неоренессанс (Театр Словацкого ). Подобная стилистика преобладала и на других польских землях.
В стилистике немецкой неоготики Карл Фридрих Шинкель спроектировал дворец Каменца Зомбковицкого и замок Корник. С. Стомпф перепроектировал Люблинский замок. Среди памятников эпохи неоренессанса главное здание Варшавского политехнического (1889–1901), гостиница «Бристоль» в Варшаве (1900, Владислав Маркони ). Среди известных архитекторов также Фридрих Август Штюлер (Великая Польша ), Алексис Лангер, Людвиг Шнайдер (Сленск ), Юзеф Пиус Дзеконьски, Константи Войцеховский, Феликс Ксенжарский, Теодор Таловский, Ян Сас-Зубжицкий.
В эпоху капитализма строятся виллы и дворцы многих фабрикантов, а также многочисленные жилые кварталы рабочих и промышленные здания.
Ар-нуво возник как попытка отказаться от стилизации и эклектики, изобрести новый архитектурный стиль, отвечающий духу времени.
Польские архитекторы 1890-х годов также открывали народные мотивы. Ведущей фигурой этого направления был Станислав Виткевич, основатель Закопанского стиля.
Теодор Таловский, Францишек Мончиньский и Миколай Толвинский представляли Молодежь. Польша движение.
Восстановление независимости Польши ознаменовало новую эру в искусстве, когда современная архитектура получила широкое развитие, часто сочетая достижения функционализма с элементами народного искусства (Адольф Шишко-Богуш, Мариан Лалевич и Богдан Пневский ).
Примеры польского конструктивизма и международного стиля включают многочисленные жилые комплексы (архитекторы Барбара и), современные жилые дома (Józef Szanajca, Елена Сиркус, Шимон Сиркус, Богдан Лахерт ).
Во время Всемирной выставки в Париже в 1937 году дом Станислава Брукальского в Жолибож получил награду (1929). Инвестиции в строительство были более крупными (строительство Гдыни, Жолибож район Варшавы ), но и меньшими (Ягеллонская библиотека, Саска Кемпа ).
Известные примеры также включают WUWA и Centennial Hall от Макса Берга.
После Второй мировой войны, развитие авангарда было прервано социалистическим реализмом. Реконструкция городов и памятников носила разноплановый характер. Ценным примером культурной реституции может быть реконструкция Театральной площади в Варшаве с дворцом Яблоновских.
Бруталистом Млотеком по проекту Яна Богуславского и Богдана Гневевского (Варшава, 1976)Во время урбанизации строгий здания с большими плитами были предпочтительны.
Особой ветвью социалистического реализма был так называемый сталинский неоклассицизм, который представляет собой Дворец культуры и науки в Варшаве. Планируемый город Новая Гута также был спроектирован в сталинском стиле в конце 1940-х.
Национальный Музыкальный Форум Автор Стефан Курилович (2015)Знаменитый архитектурные достопримечательности включают Центральный железнодорожный вокзал Варшавы (1975), Сподек в Катовице, кинотеатр Киев и отель Cracovia в Кракове, ciana Wschodnia В Варшаве работы Оскара Хансена. Сакральная архитектура включает Арка Пана Станислава Петшика в Кракове и Церковь Святого Духа во Вроцлаве.
После создания Третьей республики, Арата Исодзаки (Мангга ), Норман Фостер (Варсо ), Райнер Махламаки (Музей истории польских евреев ) и Даниэль Либескинд имели свои проекты в Польше. Ренато Рицци спроектировал Шекспировский театр в Гданьске, Силезский музей был спроектирован Riegler Riewe Architekten, Estudio Barozzi Veig Studio создала новую Щецинскую филармонию.
Постмодернистский Библиотека Варшавского университета и штаб-квартира Верховного суда были спроектированы Мареком Будзыньским. Среди современных польских архитекторов также Анджей М. Холдзинский, Роман Рутковский, Катаржина Кобро, Пшемо Лукасик, студия HS99, Medusa Group Architects и др.
В 2015 году Щецинская филармония был удостоен Премии Европейского Союза в области современной архитектуры.