Архитектура Хорватии

редактировать
Собор Св. Якоба, Шибеник

архитектура Хорватии уходит корнями в долгая история : хорваты населяли эту территорию на протяжении четырнадцати веков, но в стране все еще сохранились важные остатки более ранних периодов.

Содержание
  • 1 Древнее наследие
  • 2 Раннее средневековье
  • 3 Романский стиль
  • 4 Готика
  • 5 Ренессанс
  • 6 Барокко и рококо
  • 7 XIX век
  • 8 XX век век
    • 8.1 Венский сецессион
    • 8.2 Межвоенный модернизм и «загребская школа»
    • 8.3 Социалистический реализм
    • 8.4 Социалистический модернизм
    • 8.5 Споменикс
    • 8.6 Брутализм
    • 8.7 Децентрализация
  • 9 Постюгославская архитектура
  • 10 См. Также
  • 11 Источники
Древнее наследие

Медный век Находки относятся к культуре Вучедол (названной в честь Вучедола около Вуковара ). В Вучедоле люди жили на вершинах холмов с частоколом стенами. Дома были наполовину погребенными, в основном квадратными или круглыми (они также были объединены в форме грибов), с полами из обожженной глины и круглыми очагами.

Бронзовая культура иллирийцев, этническая группа с особой культурой и искусством, начала формироваться на территории современной Хорватии. Сохранились многочисленные монументальные скульптуры, а также стены цитадели Незакций около Пулы, одного из многочисленных истрийских городов железного века.

греческих моряков и купцы достигли почти всех частей Средиземного моря, включая берега сегодняшней Хорватии; там они основали города-государства, в которых жили совершенно изолированно. Торговые города на Адриатическом берегу, такие как Трагурион (сегодня Трогир ), Салона (Солин около Сплита ), Эпетион (сегодня Пореч ), Исса (Вис) имели геометрическую форму и имели виллы, гавани, общественные здания, храмы и театры. Пока греческие колонии процветали на острове, на континенте иллирийцы создавали свои центры. На их искусство сильно повлияло греческое искусство, и они даже скопировали некоторые из них. В Дельте Неретвы было значительное влияние эллинистического иллирийского племени даоров.

Апсида Евфразиевой базилики в Порече

Римляне покорили греческие колониальные города в 3 веке до нашей эры. Они навязали организацию, основанную на военно-экономической системе. Кроме того, римляне покорили иллирийцев в первом веке до нашей эры и организовали всю прибрежную территорию, превратив цитадели в городские города. После этого история этих частей - это история иллирийских провинций Римской империи. Многочисленные деревенские виллы и новые городские поселения (наиболее впечатляющими являются Вериге в Бриони, Пула и Трогир - бывший Трагурион) демонстрируют высокий уровень римской урбанизации. В Истрии, Либурнии и Далмации было не менее тридцати городских городов с римским гражданством (civitas ). Лучше всего сохранились сети римских улиц (decumanus / cardo) в Эпетионе (Пореч) и Ядере (Задар ). Наиболее хорошо сохранившиеся римские памятники находятся в Поле (Пула ); основан в I веке и посвящен Юлию Цезарю. Он полон классического римского искусства, такого как: каменные стены, два городских ворот, два храма на Форуме, остатки двух театров, а также Арка с 30 года нашей эры, и храм Августа, построенный со 2 по 14 год нашей эры, и, наконец, Флувианский Амфитеатр (так называемый - Арена ) со 2-го века. В III веке нашей эры город Салона стал самым большим (в нем проживало 40 000 жителей) и самым важным городом Далмации. Около города император Диоклетиан, уроженец Салоны, построил дворец Диоклетиана около 300 года нашей эры, который является крупнейшим и важнейшим памятником позднеантичной архитектуры в мире. На его дорожках, погребах, куполах, мавзолеях, аркадах и дворах мы можем проследить множество различных художественных влияний со всей Империи. В 4 веке Салона стала центром христианства на всех западных Балканах. Здесь были многочисленные базилики и некрополи, и даже два святых: Домний (Дуйе ) и Анастасий (Сташ).

Одной из немногих сохранившихся базилик в Западной Европе (помимо базилиок в Равенне ) со времен ранней Византии является Евфразиева базилика в Пореч VI века. Раннее средневековье принесло великое переселение славян, и этот период, возможно, был темным в культурном смысле до успешного образования славянских государств, сосуществовавших с италийскими городами, которые остались на побережье, каждая из них построена по образцу Венеции.

раннего средневековья
церкви Святого Креста в Нине, 9 век

В 7 веке хорваты вместе с другими славянами и аварами пришли из Северной Европы в регион, где они живут сегодня. Они находились на уровне кочевой культуры железного века, поэтому не знали, как пользоваться преимуществами городских городов. Вот почему они сначала заселили городские границы вблизи рек (например, Ядро около Римской Салоны ).

Хорваты были открыты для римского искусства и культуры, и прежде всего до христианства. Первые церкви были построены как королевские святилища, а влияние римского искусства было самым сильным в Далмации, где урбанизация была самой густой и насчитывала наибольшее количество памятников. Постепенно этим влиянием пренебрегли и некоторые упрощения. переделка унаследованных форм и даже создание оригинальных построек.Все они (десяток больших и сотни маленьких) были построены из грубо ограненного камня (исконно ломленак), оклеенного толстым слоем раствора снаружи. продольные с одним или тремя нефами наподобие Спасителя у истока реки Цетина, построенного в IX веке. круглые контрфорсы, создающие ощущение укрепления, подчеркиваем Перед входом стоит могучая колокольня.

Прероманский Церковь Св. Доната в Задаре, с IX века

Меньшие церкви часто имеют несколько апсид. Самая большая и самая сложная центральная церковь 9 века - это церковь Святого Доната в Задаре. Вокруг его круглого центра - с куполом наверху - неф в форме кольца с тремя апсидами, направленными на восток; эта форма повторяется на втором этаже, образуя галерею. Для того периода по своим размерам и красоте Святой Донат сопоставим только с часовней Карла Великого в Аахене.

алтарь ограды и окна этих церквей были сильно украшенный прозрачным неглубоким нитевидным орнаментом, который называется плетером (что означает «плести»), потому что нити были продеты и продеты через себя. Мотивы этих рельефов были взяты из римского искусства (волны, трехструнное переплетение, пентаграммы, сетка ромбов и т. Д.), Но если в римском искусстве они составляли только каркас скульптуры, то в темные века он заполнял всю поверхность. Иногда рядом с этим украшением появлялись фигурки из Библии, например, Рельеф в Святой Неделице в Задаре, и тогда в них преобладал их узор. То же самое произошло и с гравюрами раннего хорватского письма - глаголицы. Вскоре глаголица была заменена латинскими на алтарных оградах и архитравах старохорватских церквей. В этих надписях обычно упоминается, кому была посвящена церковь, кто ее построил и когда был построен, а также кто произвел это здание. Таким образом «пришельцы-варвары» могли поместиться среди романизированных туземцев.

Присоединяясь к Венгерскому государству в двенадцатом веке, Хорватия потеряла свою независимость, но не потеряла своих связей с югом и западом, а вместо этого обеспечила начало нового эпоха центральноевропейского культурного влияния.

Романский

В 11 веке монументальные города были построены вдоль всего далматинского побережья. Дома строились из камня. На первом этаже находились магазины или таверны (исконно - коноба), которые сегодня можно увидеть в таких городах, как Пореч, Раб, Задар, Трогир и Разделить. В этих городах наиболее важными зданиями были церкви. Обычно это были каменные базилики с тремя нефами, тремя апсидами, колоннами, арками, аркадами и деревянными крышами, и они были возведены около монастырей бенедиктинских монахов, пришедших из Италии. Св. Петра в Супетарской Драге на острове Раб (11 век) - это самая хорошо сохранившаяся церковь такого типа в Хорватии. На том же острове находится собор Раба (12 век) с самой большой в Далмации колокольней в высоком романском стиле. Он отличается своими отверстиями, которые умножаются с каждым уровнем пола (латинские: mono-fore, bi-fore, tri-fore, quadro-fore). Это типично для романской архитектуры, но также является новаторским с точки зрения архитектуры, поскольку каждый этаж немного светлее, чем нижний.

Собор Святой Анастасии, Задар (исконно - Св. Стошия) в Задаре (13 век) отмечен снаружи цепочкой слепых арок- ниш с обеих сторон и на передней стороне, где также есть два окна-розетки с радиальными колоннами и три портала. Он напоминает собор в Пизе. Внутри - три нефа, тонкие колонны, поддерживающие галерею , и плоские фигурные рельефы.

В хорватской романской скульптуре мы видим преобразование декоративного переплетения рельефа (исконно - плетер) в фигуративный, который встречается на каменных потолках. В конце романского периода в Истрии существовали мастерские монументальных фигур. Они имели геометрические и натуралистические черты, напоминающие готику. Лучшими образцами романской скульптуры являются деревянные двери Сплитского собора, выполненные мастером Андрией Бувиной (около 1220 г.) и каменный портал Трогирского собора выполненный Ремесленник Радован (ок. 1240).

Готика
Собор Трогира

Готическое искусство в 14 веке поддерживалось культурой городских советов, проповедническими орденами (такими как францисканцы ) и рыцарская культура. Это был золотой век свободных далматинских городов, которые вели торговлю с хорватской феодальной знатью на континенте. Городскую организацию и эволюцию далматинских городов можно проследить через развитие и расширение Раб и Трогир, регулирование улиц в Дубровнике и интеграцию Разделить. Это было также время мощения улиц камнем, канализационных каналов и общин.

Самым крупным градостроительным проектом этого периода было полное строительство двух новых городов - Мали Стон и Стон и около километровой стены с охраной. башни между ними (14 век). После стены Адриана это была и остается самой длинной стеной в Европе. Благодаря стене весь Пелешац полуостров был окружен и защищен от берега с целью защиты самого ценного владения Республики Рагуза - соли Стона.

Готические укрепления с их высокими башнями в форме квадратной призмы мы можем отличить от простых романских или круглых ренессансных. Наиболее хорошо сохранившиеся в Хорватии находятся в Истрии (Хум, Бейл, Мотовун, Лабин и т. Д.) И на севере ( Медведград выше Загреба с 1260 года) или на юге Соколца в Лике (14 век).

Францисканская церковь в Пуле (1285 г.) - наиболее представительный образец ранней готики. Это простое однонефное здание с деревянным сводчатым потолком, квадратной апсидой и высокими витражами было построено с 13 по 15 века.

Монголы разрушили романский собор в Загребе во время своего бедствия в 1242 году, но сразу после их отъезда Загреб получил титул вольного города от венгерского короля Белы IV. Вскоре епископ Тимотей начал перестраивать собор в новом готическом стиле. Это было здание с тремя нефами, многоугольными апсидами и ребристым сводом, с круглыми романскими башнями. Нефы были построены в 14 веке, а свод завершен в 15 веке. С приходом турок в 16 веке его окружили высокие стены и башни. В 17 веке достроили только одну башню, а в 18 веке крыша в стиле барокко стала визитной карточкой всего города. Землетрясение 1880 года сильно повредило собор. После реставрации в 19 веке в стиле неоготики он утратил былую гармонию.

В течение 14 века также были построены собор Святого Дуэ и монастырь францисканского монастыря в Дубровнике.

В Дубровнике после пожара 1435 года два самых важных здания, Дворец Ректора и Дворец Спонза, были отреставрированы в стиле венецианского Готика мастера из Неаполя,.

Возрождение
Крепость Нехай, построенная Иваном Ленковичем в 1558 году

В 15 веке Хорватия была разделена между тремя государствами - северная Хорватия была частью Австрийской империи, Далмация находилась под властью Венецианской республики (за исключением Дубровника ), а Славония находилась под османской оккупацией. Далмация находилась на периферии нескольких влияний, равноудаленных от Италии, Османской Боснии и Австрии, поэтому она привлекала влияние всех. В этих условиях в Далмации процветала религиозная и общественная архитектура с явным влиянием итальянского Возрождения, но все же оригинальная.

Только в такой среде, свободной от догм и самоуправлении - вдали от крупных управляющих центров - ремесленник, известный как Джорджо да Себенико (Джурадж Далматинац) мог бы построил церковь полностью по собственному проекту - собор Святого Иакова в Шибенике, построенный в 1441 году. Помимо смешения стилей готики и ренессанса, он был оригинален и в единстве каменное строительство и (большие каменные блоки, пилястры и ребра были скреплены стыками и пазами на них - без бетона) обычным для деревянных конструкций способом. Это было первое в Европе уникальное здание с так называемыми трехстворчатыми фронтальными и полубочковыми сводами. Собор и его первоначальный каменный купол были закончены Никола Фирентинац в соответствии с первоначальными планами Джурая.

На всей территории Республики Рагуза было множество дворянских вилл, уникальных по своей функциональности и пространственной организации, сочетающих виллу эпохи Возрождения и правительственное здание.. Вилла Соркочевича в «Лападе» недалеко от Дубровника в 1521 году оригинальна тем, что ее части здания имеют асимметричный, динамический баланс.

На северо-западе Хорватии начало войн с Османской империей вызвало множество проблем, но в долгосрочной перспективе они усилили северное влияние, утвердив австрийцев в качестве правители большей части Хорватии. При постоянной опасности со стороны османов на востоке влияние Возрождения было незначительным, в то время как укрепления процветали. План укрепленного города Карловац в 1579 году был первым полностью новым городским городом, построенным по планам эпохи Возрождения (так называемый план «идеального города») в Европе. Он был построен в радиальном плане, позже принятом в барочном городском дизайне. Ренессансный форт семьи Раткай в Великом Таборе 16 века сочетает в себе черты готической архитектуры (высокие крыши) и ренессанса (кластерные и круглые башни), что делает его примером маньеризма.

Барокко и рококо

В 17 и 18 веках Хорватия воссоединилась с частями страны, которые были оккупированы Венецианской республикой и Османской империей. Единство объясняется внезапным расцветом искусства во всех сферах. В северной Хорватии и Славонии возникли многочисленные и достойные произведения искусства барокко, от городских планов и больших фортов до церквей, дворцов, общественных зданий и памятников.

Большие фортификационные сооружения с радиальным планом, рвы и многочисленные башни были построены из-за постоянной османской угрозы. Двумя крупнейшими из них были Осиек и Славонский Брод. Позже они становятся большими городами. Они были укреплены водой и землей - земляные насыпи с пушками и каналы, наполненные водой, которая должна была замедлить приближающихся врагов. Форт Славонски-Брод был самым большим во всей Хорватии и одним из крупнейших во всей Европе, потому что это был форт богатства Европы, противостоявшего Османской империи.

Градостроительство в стиле барокко ощущается во многих новых городах, таких как Карловац, Беловар, Копривница, Вировитица и т. Д. с большими прямыми улицами, прямоугольными квадратами посередине, окруженными зданиями правительственного и военного назначения, а также представительной церковью.

Церковь Святого Влахо (Святого Власия ) в Дубровнике ночью

У городов Далмации также были башни в стиле барокко и бастионы, встроенные в их старые стены, как и те. в Пула, Шибеник и Хвар. Но самое большое мероприятие в стиле барокко произошло в Дубровнике в 17 веке после катастрофического землетрясения в 1667 году, когда был разрушен почти весь город. В стиле барокко были перестроены церковь Святого Влахо на главной площади (1715 г.), Главный собор и дом иезуитов с церковью Святого Игнатия. соединил несколько из этих шедевров барокко со своей Иезуитской лестницей. Эта красивая широкая каменная лестница с серией выпуклостей и вогнутостей и прочной балюстрадой (напоминающей знаменитую Испанскую лестницу в Риме) фактически соединила две отдельные части города в стиле барокко - церковь иезуитов. вверху и Иван Гундулич Площадь внизу.

В период барокко по всей Хорватии было построено множество церквей очаровательных размеров и форм, которые стали короной в каждом городе. Монастырские церкви часто имели ограждающую стену с внутренними притворами, богато украшенными, как во францисканском монастыре в Славонском Броде, где колонны толщиной с барокко. Самая красивая, наверное, церковь в Селиме около Сисака. Он имеет овальную форму с эллиптическим куполом и вогнутым и выпуклым фасадом с двумя соответствующими башнями.

Настенная живопись процветала во всех частях Хорватии, от иллюзионистских фресок в церкви Святой Марии в Самоборе, Святой Екатерины в Загребе до иезуитская церковь в Дубровнике. Лучше всего сохранились фрески в стиле рококо в особняке Мильяна, где аллегорические времена года и природные элементы были изображены через человеческую природу и ее отражение в искусстве.

XIX век
Мирогой вход

В австрийских странах в начале XIX века (к которым тогда принадлежала Хорватия) преобладала застройка в стиле классицизма. В Хорватии самым выдающимся архитектором был Бартол Фелбингер, который также построил ратушу в Самоборе (1826) и замок Янушевац около Загреба.

Романтическое движение в Хорватии было сентиментальным, нежным. и тонкое отражение скромных и скромных добродетелей буржуазии. В архитектуре использовались простые украшения из неглубоких арочных ниш вокруг окон.

Историзм отмечен строительством трех больших церквей: неороманского собора в Лаково (К. Рознер и Ф. Шмидт, 1882), монументальной приходской церкви св. Петра и Павла в Осиек (1898 г.) и перестройка Загребского собора в неоготическом стиле с глазурованной черепицей и башнями высотой 105 м (Герман Болле, 1880–1902). В конце 19 века Герман Болле предпринял один из крупнейших проектов европейского историзма - полукилометровую аркаду в стиле неоренессанс с двадцатью куполами на загребском кладбище Мирогой. В то же время города в Хорватии претерпели важные изменения в городской среде: Карловац превратил свои бастионы эпохи Возрождения в бульвар, который окружает весь старый город (как и Вена), а прибрежные города (Трогир, Задар, Пула, Паг и Шибеник ) снесли их стены и открылись к морю. Размер и значение городского регулирования в центре Загреба (в основном работа Милана Ленуццио, 1860–1880) были революционными. Между самой длинной улицей Загреба - Илица и новой железной дорогой был построен новый геометрический город с большими общественными и социальными зданиями, такими как здание в стиле неоренессанса Хорватской академии наук и искусств (HAZU, F. Scmidt, 1884), хорватский национальный театр в стиле необарокко (HNK, H. Helmer и F. Fellner, 1895), и к тому времени очень современный художественный павильон (1898) с монтажной конструкцией из стали и стекла - Хорватский «Хрустальный дворец », и, наконец, шедевр модерна - Национальная библиотека (Любинский, закончена в 1912 году). Этот городской план ограничен серией парков и бульваров, украшенных многочисленными фонтанами, скульптурами, проспектами и садами (известными как «Зеленая подкова »), что делает Загреб один из первых городов, построенных в соответствии с новой европейской художественной теорией «город как произведение искусства».

Псевдо-здание, которое подчеркивает все три изобразительных искусства, - это бывшее здание Министерства молитвы и просвещения в Загребе (Х. Болле, 1895). Наряду с комнатами в стиле Помпеи и кабинетом в стиле ренессанс, большой «Золотой зал» в стиле необарокко был расписан историческими композициями. «Золотой зал» стал единым памятником своего времени, одним из немногих в Европе.

20 век

Венский сецессион

До конца Первой мировой войны в Хорватии сосуществовали несколько художественных течений и стилей, но все авангардные -гард движения отсутствовали. Вот почему величайшие произведения искусства того периода были выполнены в духе искусства XIX века, в том числе наиболее важные образцы стиля Венского сецессиона : Этнографический музей, Загреб в 1901 г., Дом Каллина в 1903 году, Национальная библиотека в 1912 году были построены в Загребе, а Серная баня в 1903 году и Хорватский национальный театр в 1908 году были построены в Сплите.

Межвоенный модернизм и «загребская школа»

Фотография сделана в начале 1930-х годов на площади Бурзе (Виктор Ковачич ) в Загреб

югославская архитектура возникла в первые десятилетия 20 века до образования государства ; в этот период ряд южнославянских творцов, воодушевленных возможностью государственности, организовали серию художественных выставок в Сербии во имя общей славянской идентичности. После правительственной централизации после создания в 1918 году Королевства Югославия этот первоначальный энтузиазм снизу вверх начал угасать. Югославская архитектура все больше и больше диктовалась все более концентрированной национальной властью, которая стремилась установить единую государственную идентичность. Начиная с 1920-х годов югославские архитекторы начали пропагандировать архитектурный модернизм, рассматривая стиль как логическое продолжение прогрессивных национальных повествований. Несмотря на эти сдвиги, различия в отношениях с Западом сделали принятие модернизма несовместимым во Второй мировой войне в Югославии; Хорватия и Словения были знакомы с западным влиянием и больше всего стремились принять модернизм.

Современная хорватская архитектура появилась в Хорватии с Виктором Ковачичем, который первым выступил против историзма и представил идею о том, что архитектура должна быть индивидуальной и современной, но при этом практичной и удобной. Его проекты отмечены тонкой чистотой редуцированных элементов историзма, как в монументальном дворце Бурце в Загребе в 1924 году.

Драго Иблер опубликовал манифест группы «Земля», в котором написал: «Мы должны жить в духе нашего времени и творить соответственно;… Современная жизнь полна социальных идей и вопросов, учитывая, что каждый, и художник не может стоять вне этого коллектива, потому что искусство и жизнь - одно целое ». Между 1925 и 1935 годами он вместе с коллегами-архитекторами Степаном Планичем и другими основал так называемую «Загребскую архитектурную школу». С 30-х годов произведения «Загребской школы архитектуры» могут стоять в одном ряду с лучшей мировой архитектурой. В архитектуре того времени часто сливаются два противоположных направления - функционализм и органичность.

Степан Планич, также член группы «Земля», с его многочисленными зданиями преобразил Загреб и занял место в Антологии современной архитектуры. Каждый его проект отмечен какой-то новой идеей: вилла на улице Козарчева с 1931 года постепенно переходит на склон холма, «Дом Томислава» в Слеме с 1935 года, построенный из дерева и камня, имеет уникальную плоскость. в форме буквы Y, а круглая вилла на Прекриже, тоже с 1935 года, имеет радиальные внутренние стены. Он боролся за архитектурную свободу планировать здания в соответствии с климатическими условиями, солнцем, ветром и видами, а также за утверждение новых социальных и человеческих идей в культуре среды обитания.

Социалистический реализм

Сразу после Второй мировой войны, кратковременная связь Югославии с Восточным блоком открыли короткий период соцреализма. Централизация в рамках коммунистической модели привела к отмене частной архитектурной практики и государственному контролю над профессией. В этот период правящая Коммунистическая партия осудила модернизм как «буржуазный формализм», шаг, который вызвал трения среди довоенной модернистской архитектурной элиты страны.

Социалистический модернизм

Социалистическая реалистическая архитектура в Югославии внезапно прекратила свое существование с расколом Иосипа Броз Тито в 1948 году со Сталиным. В последующие годы страна все больше обращалась на Запад, возвращаясь к модернизму, который характеризовал довоенную югославскую архитектуру. В эту эпоху модернистская архитектура стала символом разрыва страны с СССР (понятие, которое позже уменьшилось с растущей приемлемостью модернизма в Восточном блоке). Послевоенное возвращение страны к модернизму, пожалуй, лучше всего иллюстрируется Венсеславом Рихтером, широко известным павильоном Югославии 1958 года на Экспо 58, открытый и легкий характер которого контрастировал с гораздо более тяжелой архитектурой Советский Союз.

Споменикс

Ясеновац Каменный цветок от Богдан Богданович, 1966

В этот период Югославия оторвалась от советского социалистического реализма в сочетании с усилиями по ознаменованию Второй мировой войны, которые вместе привели к созданию огромного количества абстрактных скульптурных военных мемориалов, известных сегодня как spomenik

Brutalism

В конце 1950-х и начале 1960-х годов Брутализм начал собирать последователей в Югославии, особенно среди молодых архитекторов. На эту тенденцию, возможно, повлияло расформирование Congrès Internati в 1959 году. onaux d'Architecture Moderne.

Децентрализация

С политикой децентрализации и либерализации 1950-х годов в SFR Югославии архитектура становилась все более раздробленной по этническому признаку. Архитекторы все больше обращали внимание на архитектурное наследие своих социалистических республик в форме критического регионализма.

Постюгославская архитектура
...
См. Также
  • значок Архитектурный портал
  • флаг Хорватия портал
Викискладе есть материалы, связанные с Архитектурой Хорватии.
Источники
Последняя правка сделана 2021-06-12 00:53:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте