Феноменология в архитектуре может быть понята как дискурсивная и реалистичная попытка понять и воплотить философские прозрения феноменологии.
Согласно Дэну Захави :
Феноменология разделяет убеждение, что критическая позиция, присущая философии, требует перехода от прямого метафизического или эмпирического исследования объектов к исследованию самой структуры значения. и понятность, которая делает возможным любое такое прямое расследование. Он точно спрашивает, как вообще возможно нечто вроде объективности. Феноменология также внесла важный вклад в большинство областей философии. Современная феноменология - несколько неоднородная область.
Вклад феноменологии в архитектуру является одним из самых значительных и долговременных в архитектуре, поскольку архитектура напрямую связана с опытом.
Феноменология архитектуры - это философское исследование архитектуры. Напротив, архитектурная феноменология - это движение в архитектуре, начавшееся в 1950-х годах, достигнув широкой аудитории в конце 1970-х и 1980-х годах и продолжающееся до сегодняшнего дня. Архитектурная феноменология с ее акцентом на человеческий опыт, предысторию, намерение и историческое отражение, интерпретацию, а также поэтические и этические соображения резко контрастировала с антиисторизмом послевоенного модернизма и стилизацией постмодернизма. Это никогда не было собственно движением, потому что с ним не было непосредственной эстетики, поэтому его следует понимать скорее как ориентацию на мышление и создание.
Американские архитекторы впервые начали серьезно изучать феноменологию в Принстонском университете в 1950-х годах под руководством профессора Жана Лабату, ученик Чарльз В. Мур был первым, кто написал докторскую диссертацию под названием «Вода и архитектура» (1958), которая в значительной степени опиралась на философию Гастона Башлара. В Европе миланский архитектор Эрнесто Натан Роджерс через свою влиятельную редакцию журнала Casabella Continuità помог продвинуть архитектурную феноменологию в Европе. Он сотрудничал с философом и оказал влияние на поколение молодых архитекторов, включая Витторио Греготти и Альдо Росси. К 1970-м годам норвежский архитектор, теоретик и историк Кристиан Норберг-Шульц получил международное признание со своей книгой «Genius Loci: к феноменологии архитектуры» (1979), на которую оказал заметное влияние Мартин. Герменевтическая онтология Хайдеггера. Кристиан Норберг-Шульц был для многих студентов-архитекторов 1980-х годов важным справочником в архитектурной феноменологии, особенно потому, что сочетание текстов и изображений в его книгах обеспечивало легкий доступ объяснения того, как феноменологический подход к архитектуре может быть воплощен в дизайне. Норберг-Шульц породил множество последователей, в том числе его преемника в Школе архитектуры Осло Томаса Тиис-Эвенсена. В 1970-х годах Школа сравнительных исследований при Университете Эссекса под руководством Далибора Весели и Джозефа Рикверта была питательной средой для поколения архитектурных феноменологов, в том числе Дэвид Лезербэрроу, профессор архитектуры Пенсильванского университета, Альберто Перес-Гомес, профессор истории и теории архитектуры в Университет Макгилла, архитектор Дэниел Либескинд. В 1980-х годах феноменологический подход к архитектуре был продолжен и развивался Веселым и его коллегой в их исследованиях и преподавании на факультете архитектуры Кембриджского университета. Когда архитектурная феноменология утвердилась в академических кругах, профессора разработали теоретические семинары, на которых пытались расширить круг идей движения за пределы Гастона Башлара и Мартина Хайдеггера, включая Эдмунда Гуссерля, Морис Мерло-Понти, Ганс-Георг Гадамер Ханна Арендт и все более широкая группа теоретиков, образ мышления которых граничил с феноменологией, например Жиль Делез, Анри Бергсон, Поль Вирилио, Чарльз Тейлор, Юбер Дрейфус и Эдвард С. Кейси.
Феномен жилища был одной из тем исследований архитектурной феноменологии. Во многом то, как это понималось в архитектуре, было сформировано более поздней мыслью Мартина Хайдеггера, изложенной в его влиятельном эссе: «Создание жилищного мышления». Он связывает жилище с тем, что он называет «собранием четырех частей», а именно с областями бытия, вытекающими из феноменов: «спасения земли, принятия неба (небес), посвящения смертных в свою смерть, и ожидание / вспоминание божеств ». Сущность жилища не является архитектурной сама по себе, так же как сущность технологии для него не является технологией как таковой.
Выдающиеся архитекторы, такие как Дэниел Либескинд, Стивен Холл и Питер Цумтор, были описаны Юхани Палласмаа как современные практики феноменологии архитектуры.
Известные архитекторы и ученые-архитекторы, связанные с архитектурной феноменологией, включают:
.
.
Основные произведения
. Дополнительная литература