Феноменология (архитектура)

редактировать

Феноменология в архитектуре может быть понята как дискурсивная и реалистичная попытка понять и воплотить философские прозрения феноменологии.

Согласно Дэну Захави :

Феноменология разделяет убеждение, что критическая позиция, присущая философии, требует перехода от прямого метафизического или эмпирического исследования объектов к исследованию самой структуры значения. и понятность, которая делает возможным любое такое прямое расследование. Он точно спрашивает, как вообще возможно нечто вроде объективности. Феноменология также внесла важный вклад в большинство областей философии. Современная феноменология - несколько неоднородная область.

Вклад феноменологии в архитектуру является одним из самых значительных и долговременных в архитектуре, поскольку архитектура напрямую связана с опытом.

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 Историческое развитие
  • 3 Влияние на практике
  • 4 Известные архитекторы
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография

Обзор

Феноменология архитектуры - это философское исследование архитектуры. Напротив, архитектурная феноменология - это движение в архитектуре, начавшееся в 1950-х годах, достигнув широкой аудитории в конце 1970-х и 1980-х годах и продолжающееся до сегодняшнего дня. Архитектурная феноменология с ее акцентом на человеческий опыт, предысторию, намерение и историческое отражение, интерпретацию, а также поэтические и этические соображения резко контрастировала с антиисторизмом послевоенного модернизма и стилизацией постмодернизма. Это никогда не было собственно движением, потому что с ним не было непосредственной эстетики, поэтому его следует понимать скорее как ориентацию на мышление и создание.

Историческое развитие

Американские архитекторы впервые начали серьезно изучать феноменологию в Принстонском университете в 1950-х годах под руководством профессора Жана Лабату, ученик Чарльз В. Мур был первым, кто написал докторскую диссертацию под названием «Вода и архитектура» (1958), которая в значительной степени опиралась на философию Гастона Башлара. В Европе миланский архитектор Эрнесто Натан Роджерс через свою влиятельную редакцию журнала Casabella Continuità помог продвинуть архитектурную феноменологию в Европе. Он сотрудничал с философом и оказал влияние на поколение молодых архитекторов, включая Витторио Греготти и Альдо Росси. К 1970-м годам норвежский архитектор, теоретик и историк Кристиан Норберг-Шульц получил международное признание со своей книгой «Genius Loci: к феноменологии архитектуры» (1979), на которую оказал заметное влияние Мартин. Герменевтическая онтология Хайдеггера. Кристиан Норберг-Шульц был для многих студентов-архитекторов 1980-х годов важным справочником в архитектурной феноменологии, особенно потому, что сочетание текстов и изображений в его книгах обеспечивало легкий доступ объяснения того, как феноменологический подход к архитектуре может быть воплощен в дизайне. Норберг-Шульц породил множество последователей, в том числе его преемника в Школе архитектуры Осло Томаса Тиис-Эвенсена. В 1970-х годах Школа сравнительных исследований при Университете Эссекса под руководством Далибора Весели и Джозефа Рикверта была питательной средой для поколения архитектурных феноменологов, в том числе Дэвид Лезербэрроу, профессор архитектуры Пенсильванского университета, Альберто Перес-Гомес, профессор истории и теории архитектуры в Университет Макгилла, архитектор Дэниел Либескинд. В 1980-х годах феноменологический подход к архитектуре был продолжен и развивался Веселым и его коллегой в их исследованиях и преподавании на факультете архитектуры Кембриджского университета. Когда архитектурная феноменология утвердилась в академических кругах, профессора разработали теоретические семинары, на которых пытались расширить круг идей движения за пределы Гастона Башлара и Мартина Хайдеггера, включая Эдмунда Гуссерля, Морис Мерло-Понти, Ганс-Георг Гадамер Ханна Арендт и все более широкая группа теоретиков, образ мышления которых граничил с феноменологией, например Жиль Делез, Анри Бергсон, Поль Вирилио, Чарльз Тейлор, Юбер Дрейфус и Эдвард С. Кейси.

Феномен жилища был одной из тем исследований архитектурной феноменологии. Во многом то, как это понималось в архитектуре, было сформировано более поздней мыслью Мартина Хайдеггера, изложенной в его влиятельном эссе: «Создание жилищного мышления». Он связывает жилище с тем, что он называет «собранием четырех частей», а именно с областями бытия, вытекающими из феноменов: «спасения земли, принятия неба (небес), посвящения смертных в свою смерть, и ожидание / вспоминание божеств ». Сущность жилища не является архитектурной сама по себе, так же как сущность технологии для него не является технологией как таковой.

Практическое влияние

Выдающиеся архитекторы, такие как Дэниел Либескинд, Стивен Холл и Питер Цумтор, были описаны Юхани Палласмаа как современные практики феноменологии архитектуры.

Известные архитекторы

Известные архитекторы и ученые-архитекторы, связанные с архитектурной феноменологией, включают:

.

.

См. Также

Ссылки

Библиография

Основные произведения

  • Гастон Башляр, 1969 [1957]. Поэтика космоса, пер. Мария Йолас. Бостон: Beacon Press.
  • Кент Блумер и Чарльз Мур, 1977. Тело, память и архитектура. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета.
  • Кеннет Фрэмптон, 1974. «О чтении Хайдеггера». Оппозиции 4 (октябрь 1974 г.), без страницы.
  • Карстен Харрис, 1980. «Мечта о законченном здании». Perspecta: The Yale Journal of Architecture 17: 36-43.
  • Карстен Харрис, 1982. «Строительство и ужас времени». Перспектива: Йельский журнал архитектуры 19: 59-69.
  • Карстен Харрис, 1997. Этическая функция архитектуры. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
  • Мартин Хайдеггер, 1971 [1927]. Поэзия, язык, мысль, пер. Альберт Хофштадтер. Нью-Йорк: Harper Row.
  • Мартин Хайдеггер, 1973. «Искусство и космос», пер. Чарльз Зиберт. Человек и мир, 1973, осень 6: 3–8.
  • Стивен Холл, Юхани Палласмаа и Альберто Перес-Гомес, 1994. Вопросы восприятия: феноменология архитектуры. Специальный выпуск AU, июль 1994 г.
  • Кристиан Норберг-Шульц, 1971. Существование, пространство и архитектура. Нью-Йорк: Praeger.
  • Кристиан Норберг-Шульц, 1976. «Феномен космоса». Архитектурное объединение Квартал 8, вып. 4: 3-10.
  • Кристиан Норберг-Шульц, 1980. Genius Loci: к феноменологии архитектуры. Нью-Йорк: Риццоли.
  • Кристиан Норберг-Шульц, 1983. «Размышления Хайдеггера об архитектуре». Perspecta: Йельский архитектурный журнал 20: 61-68.
  • Кристиан Норберг-Шульц, 1985 [1984]. Концепция жилища: на пути к образной архитектуре. Нью-Йорк: Electa / Rizzoli.
  • Юхани Палласмаа, 1986. «Геометрия чувств: взгляд на феноменологию архитектуры». Скала: Северный журнал архитектуры и искусства 4: 22-25.
  • Джухани Палласмаа, 1996. Глаза кожи: архитектура и чувства. Нью-Йорк: Wiley.
  • Фред Раш, 2009. Об архитектуре. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
  • М. Реза Ширази, 2014. К четко сформулированной феноменологической интерпретации архитектуры: феноменальная феноменология. Лондон: Рутледж.
  • Томас Тиис-Эвенсен, 1987. Архетипы в архитектуре. Oxford: Oxford University Press.
  • Далибор Веселы, 1988. «О релевантности феноменологии». Pratt Journal of Architecture 2: 59-62.
  • Пьер фон Мейсс, 1990 [1986]. Элементы архитектуры: от формы к месту. Лондон, E FN Spon.

. Дополнительная литература

  • Надер Эль-Бизри, 2011. «Быть ​​дома среди вещей: размышления Хайдеггера о жилище». Окружающая среда, пространство, место, Vol. 3: 47–71.
  • Надер Эль-Бизри, 2015. «О жилище: хайдеггеровские аллюзии на архитектурную феноменологию». Studia UBB Philosophia 60: 5–30.
  • Бенуа Жаке и Винсент Жиро, ред., 2012. От самих вещей: архитектура и феноменология. Киото и Париж: Издательство Киотского университета и Французская школа Экстрем-Востока. ISBN 978-4-8769-8235-6
  • Морис Мерло-Понти, 1962 [1945]. Феноменология восприятия, пер. Колин Смит. Нью-Йорк: Humanities Press.
  • Мохсен Мостафави и Дэвид Лезербарроу, 1993. О погодных условиях: жизнь зданий во времени. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
  • Кейт Несбитт, изд., 1996. Теоретическое обоснование новой повестки дня в архитектуре: Антология архитектурной теории 1965–1995. Нью-Йорк: Princeton Architectural Press.
  • Кристиан Норберг-Шульц, 1965. Намерения в архитектуре. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
  • Кристиан Норберг-Шульц, 1988. Архитектура: значение и место. Нью-Йорк: Риццоли.
  • Альберто Перес-Гомес, 1983. Архитектура и кризис современной науки. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
  • Стин Эйлер Расмуссен, 1959. Опыт архитектуры. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
  • Дэвид Симон и Роберт Мугерауэр, 1985. Жилище, место и окружающая среда: к феноменологии человека и мира. Дордрехт, Нидерланды: Мартинус Нийхофф.
  • Адам Шарр, 2007. Хайдеггер для архитекторов. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
  • Далибор Веселы, 2004. Архитектура в эпоху разделенного представления: вопрос творчества в тени производства. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Последняя правка сделана 2021-06-01 12:02:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте