Бывшая архиепархия Нидароса. Архидиоцез Нидросиенс. Нидарос Эркебиспедёмме | |
---|---|
Собор Нидарос, Норвегия 258>Местоположение | |
Страна | Норвегия |
Церковная провинция | Нидарос |
Митрополит | Нидарос, Тронхейм, Сёр-Трёнделаг |
Информация | |
Конфессия | Римско-католический |
Обряд | Латинский обряд |
Установление | 1152–1537 (епархия 1030–1152,. евангелическо-лютеранская епархия с 1537) |
Собор | Собор Нидарос |
Архиепископия Нидарос (или Низарос ) была митрополитом, охватывающим Норвегию в позднем средневековье. Видом был собор Нидарос в городе Нидарос (ныне Тронхейм ). Архиепископия существовала с середины XII века до протестантской Реформации.
В Норвегии короли, которые ввели христианство, впервые стали известны людям во время их боевых походов. Работа по христианизации, начатая Хоконом Добрым (ум. 961 в битве при Фитьяре ), была продолжена Олафом Трюггвасоном (ум. 1000 в Битва при Сволдере ) и Олаф Харальдссон (Святой Олаф, ум. 1030 в Битве при Стиклестаде ). Оба были обращены викингами, первый был крещен в Андовере, Англия, Элфеей, епископом Винчестера, а второй - в Руане архиепископом Робертом.
В 997 году Олаф Трюггвасон основал в устье реки Нидельва город Нидарос (ныне Тронхейм), где построил поместье Конгсгард и церковь; он трудился над распространением христианства в Норвегии, Оркнейских и Шетландских островах, Фарерских островах, Исландии и Гренландии. Король Олаф Харальдссон создал епископский престол в Нидаросе, назначив монаха Гримкилла епископом. Более того, в Норвегию приехали многие английские и немецкие епископы и священники. Норвежские епископы сначала зависели от архиепископа Гамбургско-Бременского, а затем от архиепископа Лунда, примаса Скандинавии. Поскольку норвежцам нужен был собственный архиепископ, Папа Евгений III, решив создать митрополитский престол в Нидаросе, послал туда в качестве легата (1151) кардинал Николай Альбанский (Николас Брейспир), впоследствии Адриан IV. Легат назначил Джона Бирджерсона, ранее епископом Ставангера, архиепископом Нидаросского. Епископы Бергена (епископ около 1068), Фарерской епархии (1047), Гардара, Гренландия (1126), Хамара (1151), Хоулар, Исландия (1105), Оркнейские острова (1070; суфражист до 1472 года), Осло (1073), Скалхольт, Исландия (1056) и Ставангер (1130) стали суфражистами.
Святой Эйстейн, второй архиепископ Нидароса, держащий модель собора Нидарос, архиепископ Биргерсон сменил Эйстейн Эрлендссон (Беат Августин, 1158–88), бывший королевский секретарь и казначей, человек интеллекта, сильной воли и набожности. Король Сверре хотел сделать Церковь орудием светской власти, и архиепископ был вынужден бежать из Норвегии в Англию. Он смог вернуться, и позже произошло примирение между ним и королем, но после смерти Эйстейна король Сверре возобновил свои атаки, и архиепископ Эрик был вынужден покинуть страну и укрыться у Абсалона, архиепископа Лунд. Наконец, когда король Сверре напал на папского легата, Папа Иннокентий III поставил короля и его сторонников под запрет.
Король Хокон III (1202), сын и преемник короля Сверре, поспешил заключить мир с церковью. Папа Иннокентий III дал Тореру, архиепископу Дронтхейма, власть над всей скандинавской территорией, включая Гренландию и Винланд, норвежское название Северной Америки. Чтобы урегулировать церковные дела, пострадавшие во время борьбы со Сверре, папа Иннокентий IV в 1247 году послал кардинала Вильгельма Сабинского в качестве легата в Норвегию. Он выступил против посягательств со стороны епископов, исправил различные злоупотребления и отменил испытание горячим железом. Во многом благодаря папским легатам Норвегия стала более тесно связана с верховным главой христианского мира в Риме. Светские священники, бенедиктинцы, цистерцианцы, августинцы, доминиканцы и францисканцы вместе работали для процветания церкви. Архиепископы Эйлиф Кортин (ум. 1332), Поль Баардсон (ум. 1346) и Арне Вад (ум. 1349) были ревностными священнослужителями. Состоялись провинциальные советы, на которых были предприняты серьезные усилия по искоренению злоупотреблений и поощрению христианского образования и нравственности.
В 1277 году между королем Норвегии Магнусом VI было подписано Тёнсбергское соглашение (Sættargjerden in Tønsberg). и Джон Рауд, архиепископ Нидаросский, подтвердивший определенные привилегии духовенства, свободу епископальных выборов и тому подобное. Нидарос (Тронхейм), столица церковной провинции, также был столицей Норвегии. Резиденция королей до 1217 г., до Реформации он оставался сердцем и центром духовной жизни страны. Здесь находилась гробница святого Олафа, а вокруг покровителя Норвегии Rex perpetuus Norvegiae была сосредоточена национальная и церковная жизнь страны. Праздник Святого Олафа 29 июля был днем воссоединения «всех народов Северных морей, норвежцев, шведов, готов, кимвров, датчан и славян», как цитирует старого летописца, в соборе Нидароса, где реликварий святого Олафа покоился возле алтаря. Построенный в римском стиле королем Олафом Кирром (ум. 1093), собор был расширен архиепископом Эйстейном в готическом стиле. Его завершил только в 1248 году архиепископ Сигурд Сим. Несмотря на то, что несколько раз разрушался пожаром, древний собор каждый раз восстанавливался до Реформации в Норвегии. Затем архиепископ Эрик Валькендорф был изгнан (1521 г.), а его преемник, Олаф Энгельбертсен, который был орудием королевской воли при введении лютеранства, также как сторонник из Кристиана II, чтобы лететь из Кристиана III (1537 г.). Реликварии святого Олафа и святого Августина (Эйстейна) были увезены, отправлены в Копенгаген и переплавлены. Кости святого Олафа были захоронены в соборе, а место забыто.
Архиепископия Нидарос возглавляла церковную провинцию, в которую входили следующие суфраганские епархии.
Епархия | Территория | Собор | Основан |
---|---|---|---|
Бьоргвин (ранее Селье) | Церковь Христа | 10681068 | |
Осло | Св.. Халльвардский собор | 10681068 | |
Хамар | Хамарский собор | 11521152 | |
Ставангер | Кафедральный собор Ставангера | 11251125 | |
Киркьюбёур | Фарерские острова | Св. Собор Магнуса | 1100c. 1100 |
Киркьювагр | Оркнейские острова и Шетландские острова | Св. Собор Магнуса | 1035c. 1035 |
Сухрейяр | Остров Мэн, острова Клайд и Гебриды | Собор Пил | 11541154 |
Скалхольт | Южный Исландия | Кафедральный собор Скалхолт | 10561056 |
Хоулар | Северная Исландия | Холарский собор | 11061106 |
Гардар | Гренландия | Гардарский собор | 11241124 |
(все Латинский обряд )
Тексты мессы поскольку он отмечался в Норвегии и других землях столичной провинции Нидарос до того, как протестантская Реформация сохранилась в копии печатного Миссала 1519 года и в трех рукописных текстах, B (ок. 1300 г.), C (13 век) и D (около 1200 г.). Хельге Фен в своем анализе каждого из этих текстов резюмирует характер этих текстов следующим образом:
Миссал 1519 г.: Рукопись A, по-видимому, в основном находится под влиянием Нормандии и Англии и показывает несколько параллелей с поздним средневековьем. Использование Сарума. Нет ничего, что решительно указывало бы на доминиканское влияние. Относящийся к 16 веку А можно охарактеризовать как довольно консервативный. Самую странную деталь мы находим в каноне в «Коммуниканте», где Ксист заменен на Сильвестра - возможно, из-за неправильного толкования Иннокентий III.
Рукопись B: B особенно подвержена влиянию Франции - в частности, от ведущей группы Seez. Некоторые хвосты в B - в основном в рубриках - явно зависят от объяснения массы в Micrologus, но наиболее примечательно то, что, возможно, B подразумевает, что конгрегация принимает активное участие в предложении. Пожалуй, можно сказать, что B в целом относится ко второй половине XII века.
Рукопись C: C, без сомнения, зависит от французских и итальянских традиций. На канон явно повлиял специфический римский миссал XI — XIII веков, и в целом C можно отнести к началу XIII века.
Рукопись D: В D все, что было до канона, отсутствует, но, в свою очередь, эта часть демонстрирует тесную связь с ирландской и особенно старой римской традицией: последнее, несомненно, потому что D, очевидно, находится под влиянием порядка мессы в Micrologus. D является самым старым из четырех ординских миссис и должен быть отнесен к XII веку.
Если мы проведем сравнение этих четырех порядков массы, A и B, кажется, имеют больше всего общего. Если это можно принять как еще одно указание на то, что В дает сущность обряда Нидарос в 13 веке, то у нас есть основа для определения наиболее важных изменений в обряде этого престола за последние 250 лет до этого. Реформация.