Архиепископство Охрида

редактировать
Карта с изображением Архиепископства Охрида ок. 1020 (1917 г.)

Охридское архиепископство, также известное как болгарское архиепископство Охридское (болгарское : Българска Охридска архиепископия, македонский : Охридска архиепископија), первоначально называвшаяся Архиепископством Юстиниана Прима и всей Болгарии (греч. : ἀρχιεπίσκοπὴ τῆς Πρώτης Ἰουστινιανῆς καυγὶ πάση53), была автономной <православной церковью. 34>под опекой Константинопольского Патриархата в период с 1019 по 1767 год. Он был основан после византийского завоевания Болгарии в 1018 году путем понижения статуса автокефального Болгарского Патриархата. из-за его подчинения Константинополю.

Содержание

  • 1 Имя
  • 2 История
    • 2.1 Предпосылки
    • 2.2 История
    • 2.3 Отмена
  • 3 Язык
  • 4 Администрирование
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки и примечания
  • 7 Литература
  • 8 Внешние ссылки

Имя

Первоначальное название архиепископства было просто «Болгария» (греч. : Βουλγαρία), но под известным архиепископ Феофилакт Гефест (1078–1107) он был расширен до «всей Болгарии» или «всей Болгарии» (πᾶσα Βουλγαρία). Иоанн IV (1139 / 42–1163 / 64), двоюродный брат императора Иоанн II Комнен, был первым, кто использовал титул «архиепископа Юстиниана Прима и всея Болгарии » (ἀρχιεπίσκοπος Πρώτης Ἰουστινιανυα ρσης) недавно сложившаяся тенденция, которая претендовала на преемственность и прерогативы недолговечного архиепископства Юстиниана Прима (535 - ок. 610), основанного Юстинианом I. Этот титул, очевидно, вышел из употребления непосредственными преемниками Иоанна, возможно, из-за давления со стороны Константинопольского Патриархата, но в начале 13 века его возродил амбициозный Деметриос Хоматенос (1216–1216 гг.) 1236), чтобы поддержать свои притязания на квазипатриархальный статус в его столкновении за власть с патриархами Константинополя в изгнании в Никейской империи. Обозначение окончательно было принято Константинополем и Византийской имперской канцелярией после 1261 года и стало фиксированной частью титулатуры архиепископов; в наиболее полной форме эта кафедра была известна как архиепископство Юстиниана Прима, Охрида и всей Болгарии (ἀρχιεπίσκοπὴ Πρώτης Ἰουστινιανῆς Ἀχριδῶν καὶ Oh πάσης οδν καὶ πάσης 02υλγα). наиболее распространенный круг ведения для престола, потому что на протяжении его существования, с 1020 по 1767 год, его резиденция находилась в городе Охрид.

История

История вопроса

Вскоре после 934 года византийский император Роман I Лакапин признал главу Болгарской православной церкви архиепископа Дамиана в сане патриарха в соответствии с условиями мирного договора, положившего конец византийско-болгарской войне 913–927 гг.. В 971 году император Иоанн I Цимискес уволил Дамиана после аннексии столицы Великого Преслава и части северо-востока Болгарии, но болгарский патриархат, вероятно, был восстановлен при царе Самуиле Болгарии.. Во время его правления резиденция болгарских патриархов оставалась тесно связанной с развитием войны между Самуилом и византийским императором Василием II. Таким образом, следующий Патриарх Герман проживал последовательно в Моглене (Альмопии), Водене (Эдессе) и Преспе. Около 990 года последний патриарх Филипп переехал в Охрид.

История

Мантия, подаренная архиепископству Охрида от византийского императора, Андроника II Палеолога, с надписью, говорящей, что архиепископ был духовным пастырем болгар - Болгарского национального исторического музея.

После его окончательного покорения болгарского государства в 1018 году Василий II учредил Охридское архиепископство, превратив болгарский патриархат в автокефальную церковь, отдельную от Константинопольского патриархата ; Чтобы подчеркнуть этот факт, его глава был выбран императором из списка трех кандидатов, представленного поместным церковным синодом. В трех сигиллиях, изданных в 1020 г., Василий II дал обширные привилегии новому престолу.

Хотя первым назначенным архиепископом (Иоанн Дебарский ) был болгарский его преемники, как и все высшее духовенство, неизменно были византийцами, самым известным из которых был святой Феофилакт (1078–1107). Архиепископы выбирались из числа монахов Константинополя. Адрианос Комнин, под своим монашеским именем Иоанн (IV) (1143–1160), был двоюродным братом императора Иоанна II Комненоса и был первым архиепископом, носившим титул архиепископа. Юстинианы Примы. Более поздний архиепископ (1183–1216) был бывшим имперским писарем.

В XIII и первой половине XIV веков территория архиепископства оспаривалась Византийской империей, Латинской империей, деспотией Эпира, Вторая Болгарская империя и позже Сербия. После падения Константинополя латинянами в 1204 году и с основанием новых государств на территории, находящейся под юрисдикцией Охридского архиепископства, автономные церкви были основаны в государствах, которые не признавали юрисдикцию ни одного Константинополя. или Охрида. После 1204 года Никейская империя потребовала византийского имперского наследия и предоставила убежище изгнанным патриархам Константинополя. В восстановленном Второй болгарской империи было основано новое архиепископство с кафедрой в Тырново. Царю Калояну (1197–1207) не удалось передать Охридское архиепископство под юрисдикцию Тырновского архиепископства, но тем не менее он сумел изгнать греческих епископов и поставить вместо них болгар. Следующие болгарские правители постоянно пытались воссоединить Охридское архиепископство с Тырновским архиепископством. Латинские завоевания, восстановление Болгарской империи и образование независимого сербского государства значительно уменьшили юрисдикцию Охридского архиепископства, но не исчезли. Во времена архиепископа Деметрия Хоматеноса автокефалия архиепископства была подтверждена актом помазания деспота Эпира Теодора Комнина Дукаса в качестве императора и в переписке с патриархом.

Экспансия сербского государства на юг во второй половине 13 века также сопровождалась изменениями в церковной юрисдикции некоторых престолов. После успешных сербских кампаний против Византийской империи в 1282–1283 годах города Скопье и Дебар были присоединены, а местные епархии переданы в юрисдикцию сербского архиепископства Печ.

Сербская экспансия достигла апогея во времена царя и короля Стефана Душана (1331–1355). Душан завоевал Охрид около 1334 года. Под властью сербов Охридское архиепископство сохранило свою автономию. 16 апреля 1346 г. (Пасха ) в столице Сербии Скопье было проведено объединенное государственное и церковное собрание (шабор), на котором присутствовал сербский архиепископ Иоаникий II, архиепископ Николай I Охридский, патриарх Симеон Болгарский и другие иерархи и сановники, в том числе монашеские лидеры горы Афон. Собрание провозгласило возведение автокефального сербского архиепископства в сан Патриархата. Архиепископство Охридское не было присоединено к Сербскому Патриархату Печ и сохранило свою автономию, признав только почетный старшинство сербского Патриарха.

После битвы при Марице в 1371 г. и Битва за Косово в 1389 году, большая часть территории Охридского архиепископства была затронута экспансией турок-османов, которые захватили Скопье в 1392 году и аннексировали все южные регионы после смерти Принц Марко в 1395 году. Архиепископство сумело пережить переходный период и было легализовано новыми властями Османской империи. Вскоре после падения Болгарского патриархата в 1394 году некоторые из епископств, находившихся под его юрисдикцией, также вошли в Охридское архиепископство. Так, в начале XV века архиепископ Охридский присоединил к архиепископству епархии Софии и Видинской. В 1408 году Охрид перешел под власть Османской империи. Тем не менее, османы не достигли Охридского архиепископства, в основном из-за своей терпимости к монотеистическим религиям, и предоставили людям право управлять собой в отношении религии.

Когда последний средневековый сербский патриарх умер в 1463 году, не было технических возможностей для избрания нового, поэтому Охридское архиепископство предъявило свои претензии на многие епархии Сербского Патриархата на основание его старых 1019 территориальных прав, предшествовавших сербской автокефалии. К 1520-м годам Охридскому архиепископству удалось передать под свою юрисдикцию практически всю Сербскую Церковь, однако вмешательством Соколлу Мехмеда-паши в 1557 году последняя была обновлена ​​и реорганизована. В течение 15 века епархии по другую сторону Дуная, из герцогств Валахия и Молдова попали под юрисдикцию архиепископства. Тем не менее, это длилось не более ста лет. К началу XVI века Охридское архиепископство расширило свою юрисдикцию даже на территории в Южной Италии, а также в Далмации. Паствой этой епархии были греки и албанцы. К середине 16 века Охридское архиепископство утратило епархию Вероя, однако в начале 17 века оно получило епархию Дураццо из Вселенский Константинопольский Патриархат. С тех пор и до своего упразднения в 1767 году архиепископство не теряло и не получало епархии под своей юрисдикцией.

Отмена

Автокефалия Охридского архиепископства оставалась уважаемой в периоды византийского, болгарского, сербского и османского владычества, и церковь продолжала существовать до ее отмены в 1767 году, когда она была отменена декретом султана, по настоянию Константинопольского Патриархата, и был передан под юрисдикцию Константинопольского Патриарха. Разделение на фанариотов и автохтонистов, имевшее место среди епархиальных епископов Охридского архиепископства, и тяжелое финансовое положение Охридского архиепископства в течение длительного периода времени способствовали его отмене. Всего за год до этого Константинопольский Патриархат таким же образом упразднил Сербский Патриархат Печ, а его епархии присоединились к Константинопольскому Патриархату.

Язык

Греческий язык довольно рано заменил старославянский в качестве официального языка архиепископства. Все документы и даже жития болгарских святых, например, житие святого Климента Охридского, были написаны по-гречески. Несмотря на это, славянская литургия сохранялась на нижних ярусах церкви в течение нескольких столетий.

Администрация

Архиепископство Охридское было автокефальной церковью с полным внутренним церковным самоуправлением. Только после османского завоевания, как часть системы проса, он попал под высшую церковную юрисдикцию Вселенского Патриархата Константинополя.

. На момент своего основания архиепископство состояло из 32 человек. суффраган видит. Однако в последующие десятилетия многие епископства, удаленные из других юрисдикций и переданные Охриду Василием II, были возвращены в свои первоначальные метрополии. Несмотря на создание новых епархий из существующих, к середине XII века количество суфражисток, не считая самого Охрида, уменьшилось до 23 (современные имена в скобках): Касторья, Скопия (Скопье), Белебоусдион (Велбажд ), Сардика или Триадица (София ), Малесобе или Моробисдион (без местонахождения), Эдесса или Моглена, Гераклея (Битола) или Пелагония, Присдиана, Тибериуполис или Струммица (Струмица), Нисос, Кефаления или Глабинитце, Морабос или Браницобе, Сигида или Белеграда (Белград), Липенион, Расос (Рас), Селасфор или Дьявол (Девол), Сланица или Пелла, Иллирикон или Канина, Деуре, и епископство валахов.

См. Также

Ссылки и примечания

Литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-12 00:10:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте