археология кораблекрушений - это область археологии, наиболее часто специализирующаяся на изучении и разведке затонувших кораблей. Его методы сочетают в себе методы археологии и дайвинга, чтобы стать подводной археологией. Однако затонувшие корабли обнаруживаются на месте, которое стало земным участком.
Необходимо понимать процессы и теории, с помощью которых формируется место затонувшего корабля, чтобы принять во внимание искажения в археологическом материале, вызванные фильтрацией и скремблированием.
До крушения судно должно было работать как организованная машина, и его экипаж, оборудование, пассажиры и груз должны рассматриваться как система. Остатки материала должны дать ключ к пониманию функций мореходности, навигации и двигательной установки, а также жизни на борту судна. Эти подсказки могут также сделать вывод о том, как корабль функционировал в особом отношении к социальной, политической и экономической системам. Эти подводные места кораблекрушений находятся под защитой Конвенции ЮНЕСКО.
Кораблекрушения, находившиеся под водой в течение ста лет или другие находятся под защитой Конвенции ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия. Эта конвенция направлена на предотвращение разграбления и уничтожения или потери исторической и культурной информации. Это помогает государствам-участникам защитить свое подводное культурное наследие с помощью международных правовых рамок.
Систематическая модель для характеристики и интерпретации археология кораблекрушений была впервые предложена Китом Макелроем в 1976 году в статье о Кеннемерленде, потерпевшем крушение в 1664 году. Системная модель Макелроя описывает эволюцию материала останки корабля от процесса крушения, последующих операций по спасению, а также дезинтеграции и перестановки останков под воздействием факторов окружающей среды. Хотя Макелрой рассматривал в своей модели как естественные процессы, так и деятельность человека, последующие исследования в основном расширили факторы окружающей среды, и было мало опубликовано о человеческих процессах.
Статья автора Мартин Гиббс в 2006 году расширяет модель Макелроя, чтобы учесть человеческое поведение во время катастрофы и долгосрочные отношения между людьми и кораблекрушениями. В этой модели используются исследования людей, участвовавших в бедствиях, чтобы разбить человеческую деятельность на фазы во время крушения. Эта модель учитывает:
Из многих примеров, когда морское дно представляет собой чрезвычайно враждебную среду для подводных свидетельств истории, один из наиболее примечательных, Титаник, хотя и относительно молодой затонувший корабль, находящийся в глубокой воде, поэтому кальций- голодал, что конкремент не возникает, выглядит прочным и относительно неповрежденным, хотя есть признаки того, что это уже привело к необратимой деградации ее стального и железного корпуса. Поскольку такая деградация неизбежно продолжается, данные будут потеряны навсегда, контекст объектов будет разрушен, и большая часть затонувших кораблей за столетия полностью разрушится на дне Атлантического океана. Сравнительные данные показывают, что все суда из черной металлургии, особенно те, которые находятся в сильно насыщенной кислородом среде, продолжают деградировать, и это будет продолжаться до тех пор, пока только их двигатели и другое оборудование не поднимутся намного выше морского дна. Там, где он остается даже по прошествии времени, железный или стальной корпус часто бывает хрупким, и в слое продуктов конкреции и коррозии не остается металла. USS Monitor, обнаруженный в 1970-х годах, был подвергнут программе попыток сохранения, например, на месте, но износ судна прогрессировал с такой скоростью, что было предпринято спасение его башни, чтобы избежать от крушения ничего нельзя спасти.
Некоторые затонувшие корабли, потерянные из-за естественных препятствий для навигации, подвергаются риску столкнуться с последующими затонувшими кораблекрушениями, затопленными в результате такой же опасности, или намеренно уничтожены, поскольку представляют опасность для судоходства. Даже на большой глубине коммерческая деятельность, такая как укладка труб и глубоководный траловый промысел, может создать опасность для затонувшего судна. Таким обломком является корабль Mardi Gras , затонувший в Мексиканском заливе на глубине 4000 футов (1220 метров). Обломки корабля были забыты на дне моря, пока они не были обнаружены в 2002 году инспекционной бригадой нефтяных месторождений, работающей в компании Okeanos Gas Gathering Company (OGGC). Большие трубопроводы могут разрушать участки и сделать некоторые из их остатков недоступными, поскольку труба падает с поверхности океана на грунт на тысячи футов ниже. Траловые сети цепляют и разрывают надстройки и отделяют артефакты от их контекста.
«Когда корабль терпит крушение, он претерпевает множество изменений состояния, пока останки в конечном итоге не достигнут равновесия с окружающей средой. Вначале процесс крушения меняет его из человеческой организованной формы рабочего Судно до нестабильного состояния структуры и артефактов под водой. Природные силы действуют на него во время процесса крушения и продолжают действовать до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие. Тяжелые предметы быстро тонут, более легкие предметы могут дрейфовать перед тем, как затонуть, а плавучие предметы могут полностью уплыть. Это вызывает фильтрацию и скремблирование остатков материала. Внезапное прибытие конструкции на морское дно изменит течения, часто приводя к новым схемам размыва и отложений на морском дне ». Оказавшись под водой, химические процессы и действие биологических организмов будут способствовать распаду. В любой момент в эти процессы могли вмешаться люди, например, утилизируя ценные предметы.
Носовая часть шведского военного корабля Vasa, затонувшего во время своего первого плавания в 1628 году. Он был спасен в 1961 году и в настоящее время находится в постоянной экспозиции музея Vasa в Стокгольм.Затонувшие корабли и другие археологические памятники, которые были сохранены, в целом сохранились, потому что динамический характер морского дна может привести к тому, что артефакты быстро погребаются в отложениях. Эти отложения затем создают анаэробную среду, которая защищает от дальнейшего разложения. Влажная среда, будь то на суше в виде торфяных болот и колодцев или под водой, особенно важна для выживания органических материалов, таких как дерево, кожа, ткань и рог. Холод и отсутствие света также способствуют выживанию артефактов, поскольку для органической активности или химических реакций остается мало энергии. Соленая вода обеспечивает большую органическую активность, чем пресная, и, в частности, корабельный червь, teredo navalis, обитает только в соленой воде, поэтому лучшая сохранность при отсутствии отложений была обнаружена на холоде. темные воды Великих озер в Северной Америке и (низкая соленость) Балтийского моря (где сохранилась река Ваза).
Дайверские тропы, также называемые тропами затонувших кораблей, могут использоваться, чтобы позволить аквалангистам посетить и изучить археологические памятники, подходящие для подводного плавания. Одним из прекрасных примеров является Флоридская общественная археологическая сеть ( FPAN) "Тропа кораблекрушения Флориды Панхандл". Тропа кораблекрушений Флориды Панхандл включает 12 затонувших кораблей, включая искусственные рифы и разнообразие морской жизни для дайвинга, сноркелинга и рыбалки у берегов Пенсаколы, Дестина, Панама-Сити и Порт-Сент-Джо, Флорида. В противном случае презентация обычно будет опираться на публикацию (книги или журнальные статьи, веб-сайты и электронные носители, такие как CD-ROM). Телевизионные программы, веб-видео и социальные сети также могут помочь широкой аудитории понять подводную археологию. Проект «Марди Гра Кораблекрушение» включил в себя часовой документальный фильм в формате HD, короткие видеоролики для публичного просмотра и обновления видео во время экспедиции в рамках образовательной программы. Интернет-вещание также является еще одним инструментом просветительской работы. В течение одной недели в 2000 и 2001 годах прямое подводное видео проекта Месть королевы Анны Кораблекрушение было веб-трансляцией в Интернет как часть образовательной программы QAR DiveLive, охватившей тысячи детей по всему миру. Этот проект, созданный и совместно созданный Nautilus Productions и Marine Grafics, позволил студентам поговорить с учеными и узнать о методах и технологиях, используемых командой подводных археологов.
Печально известное кораблекрушение Титаника произошло 15 апреля 1912 года. Этот корабль был вершиной корабля. круизный лайнер в свое время, вмещавший более 2000 пассажиров. При столкновении с айсбергом корабль не смог выжить и затонул более чем на 2 мили ниже поверхности. Глубоко в Атлантике нос корабля глубоко погрузился в глину на дне океана, разбрасывая артефакты от посуды, оборудования, плитки и даже останков пассажиров на многие мили морского дна. Однако морские процессы начали работать против существования титаника. «Морские организмы и кислая глина поедали древесину и другие органические материалы, в том числе человеческие останки. Бактерии колонизировали и начали разъедать сталь, оставляя после себя усики и лужи красных, оранжевых и желтых побочных продуктов». Спустя семьдесят три года после его затопления он был обнаружен в 1985 году. С тех пор в 2010 году роботизированные транспортные средства позволили археологам получить реалистичные кадры и пройтись по палубам забытого корабля.
SS Джорджиана - американский пароход, грузовой корабль Конфедеративных Штатов в середине 1800-х годов. Считался одним из самых мощных крейсеров конфедерации. Однако во время своего первого плавания он был затоплен и сожжен. В 1965 году его открыл Э. Ли Спенс в Чарльстоне, Южная Каролина. «Сегодня« Джорджиана »находится на дне, а ее огромный котел находится всего в пяти футах (1,5 м) от поверхности. Сейчас она покрыта множеством морских вееров, морских кнутов и живых кораллов.. Большие части корпуса остались нетронутыми. В некоторых местах правый борт корпуса выступает из песка более чем на девять футов (3 м) ».
Набросок реалистичного корабля мести королевы АнныЭто судно считалось флагманом Чёрной Бороды после того, как артефакты доказали его происхождение. Этот корабль первоначально назывался "La Concorde" и служил французским невольничьим кораблем. Когда корабль прошел Средний проход, многие французы и африканцы погибли или были тяжело больны. Черная Борода и его команда натолкнулись на французский корабль и смогли заполучить его, а команда и пассажиры Ла Конкорда не могли сражаться. В 1996 году группа исследователей обнаружила рядом с историческим заливом Бофорт артефакты, подтверждающие происхождение корабля. «Несколько диагностических артефактов были обнаружены на месте, обозначенном как место крушения корабля в Северной Каролине 31CR314, в том числе бронзовый колокол 1705 года, измерительный груз, ствол английского мушкетона, фартук свинцовой пушки и два ядра». Эти артефакты 18-го века, пушки и большие якоря также подтвердили идентичность корабля.